Гайд для малого нового бизнеса.

Рассказываем, что нужно сделать на сайте, чтобы он корректно индексировался поисковыми системами и чтобы его было легко найти пользователям. Если вы владелец малого бизнеса и никогда не занимались SEO до этого, — эта статья точно поможет в продвижении бренда.

Важный момент — если у вашего бизнеса нет сайта, вам пока актуален только первый пункт статьи. Но имейте ввиду, что без сайта дело будет продвигаться гораздо хуже. Так что стоит задуматься о его создании. С этим мы всегда можем помочь.

Шаг 1. Добавить свой бизнес в справочник Яндекса

Справочники ПС — Яндекс.Бизнес и Google Мой Бизнес — позволяют вашему бизнесу появиться в Поиске, Картах и других сервисах. В случае Яндекса ваш бизнес может появиться в Яндекс Go (такси), Яндекс Drive (каршеринг) и не только. Это актуально, даже если у вас нет сайта.

У Google есть справочник, но добавить туда сайт проблематично — для подтверждения нужен номер телефона, но российские и белорусские не принимают. Будем рассказывать про Яндекс.

Чтобы попасть в Яндекс.Бизнес (бывший Яндекс.Справочник), нужно создать или зайти в свой профиль в Яндексе. Затем — пройти регистрацию в Бизнесе:

Дальше нужно будет настроить несколько основных параметров:

Смотреть галерею

Когда заведете страницу в сервисе, можно будет заполнить ее так, что она появится в сервисах Яндекса. В меню все интуитивно понятно — Яндекс сам подскажет, что нужно добавить на карточку компании.

Про работу с Яндекс.Бизнесом мы писали в статье «Подробный гайд по «Яндекс.Бизнесу»: недостатки и главные плюсы».

2. Добавить сайт в панели вебмастера и сервисы аналитики

Яндекс.Вебмастер и Google Search Console помогут получать полезную и актуальную информацию о сайте: как он показывает себя в поиске, есть ли у него проблемы, фильтры и санкции поисковых систем и так далее.

Чтобы добавить сайт в Вебмастер, нужно создать профиль на Яндексе (если у вас его еще нет) и ввести на соответствующей странице адрес сайта:

Затем нужно будет подтвердить права на владение сайтом — и можно смотреть рекомендации Яндекса:

Подробно о работе с Вебмастером мы писали в статье «Полное руководство по „Яндекс.Вебмастеру“»

Таким же образом сайт добавляется в Google Search Console (если нужно добавить весь сайт, нужно выбрать «Доменный ресурс»):

Смотреть галерею

После добавления можно посмотреть эффективность сайта в Google:

Яндекс.Метрика и Google Analytics покажут, как люди используют сайт — какие страницы чаще всего посещают, в какое время, когда выходят с сайта.

Чтобы добавить в Метрику сайт, нужно ввести адрес сайта и задать прочие настройки:

Затем — внести сгенерированный код на сайт. Этот код нужно добавить в теги <head/> или <body/> сайта. Если у вас сайт на конструкторе — код добавлять не нужно. Варианты подтверждения прав есть для разных видов сайта .

Когда права на сайт будут подтверждены, можно будет посмотреть статистику. В сводке отображаются главные показатели: посетители, новые посетители, источники трафика и так далее. Здесь можно разместить все, что угодно, нажав на кнопку «Создать виджет»:

О работе с Метрикой мы писали в статье «Как использовать „Яндекс.Метрику“: подробный гайд».

Похожим образом нужно зарегистрироваться в Google Analytics. В сводке отображается основная информация: количество посетителей, новых посетителей, среднее время на сайте и тд. Сводка будет выглядеть следующим образом:

О работе с Google Analytics мы писали подробный гайд.

3. Добавить ссылку на сайт в соцсети

Ссылки из соцсетей на сайт полезны по нескольким причинам:

  • Они могут улучшить ссылочный вес вашего сайта, особенно если идут с популярных и авторитетных страниц соцсетей. Чем больше качественных подобных ссылок, тем больше ссылочный вес.
  • Ссылки из соцсетей могут привлекать целевую аудиторию на сайт.
  • Еще ссылки могут упростить обход вашего сайта поисковым роботам — они будут быстрее и легче сканировать и индексировать страницы.
  • Соцсети помогают быстро распространять ссылки при вирусном маркетинге. Люди активно делятся полезным и интересным контентом.

Так что добавьте ссылку на сайт на свои страницы в соцсетях. Еще можно добавить ее на страницы сотрудников и даже размещать в других тематических сообществах и комментариях к записям. Главное, чтобы это было органично и в тему.

4. Увеличить скорость загрузки страниц

Скорость загрузки страницы — важный фактор влияния на пользовательский опыт и SEO.

Страница должна загружаться не медленнее 2 секунд. С 2018 года скорость загрузки учитывается в ранжировании Google как сигнал пользовательского опыта. Медленные сайты понижаются в ранжировании. Для мобильных страниц скорость должна быть еще выше — не более 1-2 секунд.

На скорость загрузки страниц влияет множество факторов:

  • Объем графики — крупные неоптимизированные изображения, большое количество фото на странице.
  • Неоптимизированный код — лишние скрипты, неструктурированный HTML.
  • Количество сторонних запросов — подгрузка на страницы сайта шрифтов, виджетов, скриптов со сторонних доменов.
  • Количество редиректов до целевой страницы — если пользователь переходит на одну страницу, откуда его перекидывает на следующую и так несколько раз — это считается низкой скоростью загрузки.
  • Технические ошибки и баги — 404, 500 и другие ошибки также снижают скорость.

Проверить скорость загрузки можно с помощью сервиса PageSpeed Insights от Google. Введите адрес сайта:

PageSpeed Insights подскажет, что на сайте нужно исправить (можно посмотреть отдельно информацию по мобильной и десктопной версии, их скорость загрузки часто отличается):

Чтобы ускорить сайт, нужен комплексный подход по оптимизации всех элементов, о которых мы написали выше:

  • Сжатие и оптимизация изображений без потери качества.
  • Внедрение кэширования и снижение нагрузки на сервер.
  • Минимизация кода удаление лишних пробелов в коде страниц, комментариев и прочего.
  • Использование CDN — распределение нагрузки по сети доставки контента (Content Delivery Network).
  • Отключение неиспользуемых плагинов и модулей.
  • Использование легких версий шрифтов и скриптов и отказ от внешних скриптов и сторонних сервисов, если это возможно.
  • Минимизация редиректов.
  • Оптимизация мобильной версии сайта.

Работа со скоростью загрузки может быть сложной, и здесь ее не получится полностью описать. Про нее у нас есть отдельная подробная статья — «TTFB, или время ответа сервера: как увеличить скорость загрузки сайта». Главное, что нужно помнить: если вы только начинаете в SEO — старайтесь не загружать на сайт слишком больших изображений, не использовать сторонних плагинов, которые могут замедлять скорость загрузки страниц сайта.

5. Избавиться от битых ссылок и установить редиректы

Битые ссылки (ошибка 404 Not Found) появляются на сайте по разным причинам:

  • Удаление или перемещение страниц без редиректа.
  • Ошибки в написании адресов при внутренней перелинковке.
  • Ссылки с внешних ресурсов на несуществующие страницы.
  • Некорректная настройка сервера или хостинга.
  • Сбои в работе сайта, программные ошибки.

В итоге страница может выглядеть так:

Чтобы избежать проблем от битых ссылок нужно:

  1. При удалении или перемещении страниц всегда устанавливайте редиректы 301 или 302.

301 и 302 — это коды ответа сервера для перенаправлений с одной страницы на другую. Редирект 301 означает постоянное перенаправление. Используется для:

  • Переноса сайта на новый домен.
  • Объединения одинакового контента на двух страницах.
  • Исправления неправильных или устаревших URL.

При редиректе 301 передается ссылочный вес и позиции в поиске от старой страницы к новой. Редирект 302 — временное перенаправление, то есть, страница может вернуться на прежний адрес. Используется для временного перенаправления на страницу обслуживания, техническую страницу. При редиректе 302 ссылочный вес не передается. Используйте 301 редирект для постоянных изменений и 302 для временных.

  1. Тщательно проверяйте работу ссылок после изменений на сайт
  2. Следите за правильностью адресов на сайт во внешних источниках.
  3. Настройте соответствующие правила на сервере.
  4. Регулярно проверяйте сайт на ошибки с помощью сервисов — подойдут и упомянутые выше Яндекс.Вебмастер и Google Search Console.

При этом насовсем избавиться от «битых» ссылок не выйдет — если пользователь будет вводить ссылку на страницу вручную и ошибется во вводе, то попадет на страницу 404. Поэтому имеет смысл оформить эту страницу так, чтобы переходил с нее на сайт обратно, а не выходил.

На этой странице можно разместить ссылку на главную страницу, на лучшие товары или статьи. Качественные примеры страницы 404 — в статье «Страница 404: самые креативные, смешные и лаконичные варианты».

6. Собрать семантику и внедрить на сайт

Семантическое ядро — по сути, список ключевых фраз, связанных с вашим бизнесом. Это фразы, по которым пользователи ищут вас, и их стоит разместить на сайте — чтобы вас находили.

Вот основные рекомендации по сбору и применению семантического ядра для небольшого сайта. Будем показывать на примерах.

  • Изучите запросы, по которым пользователи ищут ваши товары или услуги в вашем регионе — используйте WordStat и другие сервисы.

Вот такие запросы про Кольский полуостров актуальны в нише туризма (чтобы увидеть, какие запросы вводят пользователи по заданной теме, нужно немного прокрутить страницу вниз) :

  • Проанализируйте сайты конкурентов, выделите популярные запросы в вашей нише.

Эти же запросы используются на туристических сайтах:

  • Составьте список релевантных ключевых слов и словосочетаний, группируйте их по тематикам и страницам. Распределите семантику по основным разделам сайта — главная, услуги, портфолио, контакты и так далее.
  • Используйте собранные ключевые слова в title, description, заголовках, в текстах. Об этом будет в следующем разделе.
  • Добавьте слова в подписи к фотографиям.

7. Заполнить title и description страниц

Теги title и description — важные SEO-элементы, влияющие на кликабельность сайта в поиске. В этих тегах должны быть слова из семантического ядра страницы.

Title — заголовок страницы, отображается в поисковой выдаче. Должен содержать основные ключевые слова, по которым ранжируется страница, и быть привлекательным для пользователя. Рекомендованная длина — 60-70 символов.

Description — описание страницы под заголовком в поиске. Должно быть привлекательным, содержать ключевые слова и мотивировать пользователя кликнуть. Оптимальная длина — 120-160 символов.

Размещаются title и description в HTML-коде страницы — в тегах <title> и <meta name="description"> соответственно.

Павел Лемишевский, SEO-специалист TexTerra: «При создании title и description важно учитывать семантику и специфику каждой отдельной страницы, использовать разные, привлекающие внимание формулировки.

Эти теги — зачастую единственное, что видит пользователь в поиске, поэтому к их созданию нужен и творческий, и стратегический подход. Качественные title и description значительно увеличат кликабельность и трафик сайта из поиска».

О работе с этими тегами мы писали в статье «Самый полный SEO-гайд по метатегам».

8. Настроить внутреннюю перелинковку

Внутренняя перелинковка важна для SEO-оптимизации даже небольших сайтов. Вот основные рекомендации по её созданию:

  1. Перелинковка должна быть естественной, полезной для пользователя. Избегайте некачественных и избыточных ссылок на страницах.
  2. Связывайте тематически релевантные страницы друг с другом. Например, из статьи о путешествиях — на отзывы о гостиницах.

Мы даем под каждой своей статьей ссылки на тематически релевантные статьи. Это тоже способ перелинковки:

Блок «Читайте также» позволяет задержать читателя на сайте подольше — люди видят полезную для себя информацию и переходят по ссылкам.

  1. Используйте релевантные анкорные тексты. Такие текств описывают назначение ссылки лучше, чем неинформативные «кликните здесь», «тут» и так далее. Пример анкорного текста с ключевым словом:
  1. Размещайте ссылки в основном контенте, не только в меню, футере и хедере сайта.
  2. Создавайте ссылки со страниц категорий на подкатегории и отдельные товары/статьи.
  3. Перелинковывайте новые и популярные страницы на более старые, это передаст им ссылочный вес.

Чтобы было проще — собрали схемы перелинковки, которые вы можете применять на своем сайте. По порядку — иерархическая, кольцевая и перекрестная:

Смотреть галерею

Для небольших сайтов лучше всего подойдут второй и третий варианты. Иерархическая — когда главная страница передает вес постоянно появляющимся новым страницам товаров — все-таки наиболее подходит для больших интернет-магазинов со множеством страниц.

Вместо заключения

Это самое главное, что нужно сделать на своем сайте, чтобы пользователи могли его найти и чтобы им было удобно его использовать. Сохраняйте краткий чек-лист и проверяйте сайт по нему, когда вносите глобальные изменения и обновления:

  • Сайт добавлен в справочники поисковых систем — Яндекс.Бизнес и Google My Business.
  • Сайт добавлен в панели вебмастера — Яндекс.Вебмастер и Google Search Console, а также сервисы аналитики — Яндекс.Метрику и Google Analytics.
  • Ссылка на сайт есть в ваших соцсетях.
  • Страницы сайта загружаются не медленнее 2 секунд.
  • На сайте нет битых ссылок и некорректных перенаправлений со страницы на страницу.
  • На страницах сайта используются ключевые слова, целевые для вашего бизнеса.
  • У каждой страницы заполнены теги title и description, теги уникальны и полезны и посетителям сайта, и роботам ПС.
  • Страницы сайта ссылаются друг на друга естественным и грамотным образом.

Читайте также:

Как SEO помогает маркетологу сегодня: разбор всех задач

Как понять, что ваш SEO-специалист никуда не годится - чек-лист

18 мифов о SEO: почему оптимизация не работает на вашем сайте