Миф 1. Семантику достаточно один раз собрать. Исследовать – трата времени
Проводить тщательное исследование каждого ключевого слова по-прежнему необходимо. Исследуя ключевые фразы, вы можете:
- составить предварительный прогноз трафика;
- оценить сложность попадания в топ по выбранному ключевому слову;
- понять, способен ключ приводить коммерческий трафик или только информационный.
Как исследовать ключевые фразы / семантику
Для начала соберите костяк – базовые запросы, по которым вы хотите продвигать свой сайт. После оцените конкурентов в выдаче. Для этого погуглите базовый ключ и посмотрите, какие сайты находятся в топе. Скорее всего, «Википедия» и агрегаторы с многомиллионным трафиком – не ваши конкуренты. Ваши – ниже.

Пытаться обогнать подобные сайты в органике по коммерческим запросам не имеет смысла
Конкурентов нужно определять не только по семантике, но и по здравой логике: ищите сайты, которые схожи с вашим по масштабу, трафику и количеству страниц.
Если хотите собрать всю семантику, тщательно изучайте нишу своего сайта.
Задействуйте сервисы «Подбор слов», Key Collector, «Планировщик ключевых слов Google». Благодаря этим инструментам вы сможете получить идеи для новых ключевых слов. Когда идеи для ключевых слов кончились, а вы точно знаете, что потенциал ниши еще не исчерпан, анализируйте SERP по базовым ключам вручную. Например, посмотрите, о чем спрашивают другие пользователи на информационных и QA-сайтах, в социальных сетях, на тематических форумах.
Каждое ключевое слово можно анализировать по пяти условным метрикам:
- стоимость клика;
- частотность;
- сложность;
- клики;
- потенциал.
На следующем этапе проводится кластеризация. Для этого нужно выбрать приоритетную тему и объединить под нее несколько релевантных страниц.
Затем устанавливается интент для каждой страницы.
Финал – создание контента под найденные ключи / группы ключей.

Что такое семантическое ядро и как его составлять
Миф 2. Лендингу нужна SEO
Это заблуждение. Поисковая оптимизация требуется сайту, который состоит из сотен и тысяч страниц. Одностраничному лендингу никакая SEO не нужна – весь трафик он получает с рекламы.
Миф 3. Поисковая оптимизация больше не работает
Недавно в нашем блоге вышла статья «SEO умерло? Еще нет! – гайд по новым (и умершим) инструментам оптимизации». Если вы прочитали ее, то знаете, что SEO до сих пор активно используется по всему миру, только приемы применяются другие. В качестве доказательства привожу трафик одного из своих сайтов:

Ежедневно я трачу определенное время на подбор семантики и на ее улучшение. Результат – с 0 до 10 тысяч посетителей в сутки
Весь этот трафик собран при помощи одного инструмента – тщательной поисковой оптимизации страниц. Собирайте ключи, изучайте их, затем создавайте полезный контент. Трафик обязательно придет.
Еще один совет: если у вас новый сайт, не пытайтесь продвигаться по высокочастотной семантике. В 99 % случаев у вас это не выйдет, и вы сольете бюджет на создание такого контента. Объясню на примере. Недавно я купил сайт, который был зарегистрирован чуть более трех лет назад. Он успешно наращивал трафик на протяжении всего этого периода:

Такие чудеса с сайтом творит поисковая оптимизация
Сайт продвигался низко- и среднечастотным запросами (только информационные). Чтобы вы понимали нишу, это запросы типа «почему горчит творог», «странный вкус у оливкового масла», «из чего делают колбасу на самом деле» и так далее. 80–85 % новых страниц с такой семантикой успешно залетали в индекс и даже попадали в топ-3 Google и «Яндекс».
Ради эксперимента я решил подобрать 50 ключевых слов нового типа: «лучшие марки творога», «самая вкусная колбаса», «какой йогурт самый лучший» и так далее. Ни одна из 50 новых страниц так и не попала в топ-10 за 2 месяца. Вроде бы, запросы не коммерческие и не слишком частотные. Угадаете, почему? Ответ: запросы имеют комбинированный интент, а не только информационный. А залететь в топ по фразам с коммерческим интентом гораздо сложнее, чем по информационным.
Миф 4. Нужно работать только с высокочастотными фразами
Вообще нет. По моему опыту, бизнесы, которые хотят продвигаться только по высокочастотным фразам, теряют деньги. Вы не сдвинете домены, сидящие в нише много лет. Гораздо эффективнее «молодому» сайту продвигаться по средне- и низкочастотной семантике. Так вы точно получите какой-никакой трафик.
Миф 5. Большую часть трафика забирают сайты из топ-3
Нет, это неправда. Посмотрите на эту любопытную диаграмму:

Сайты, попадающие на 2 – 10 страницы поисковой выдачи тоже собирают трафик – и в общей сложности даже больше, чем сайты с первой страницы
Проанализировав более 100 тысяч поисковых запросов, Ahrefs выяснил: страницы на самой верхней позиции SERP получали наибольший трафик в 49 % запросов.
Почему такой неожиданный результат? Все просто: страницы ранжируются не по одному слову, а по многим. Иногда и по сотням и тысячам похожих ключей!
Вот, например, посмотрите по каким фразам ранжируется одна и та же страница на одном из моих сайтов:

И по всем этим вариациям базового запроса сайт получает трафик
Так что, если вы хотите трафика, лучше сосредоточьтесь на трех задачах:
- для каждого ключа предусматривайте четкий интент (прим. ред. – цель, намерение пользователя);
- раскрывайте каждую поисковую фразу в текстовом и графическом контенте максимально подробно;
- наращивайте бэклинки, но только белыми способами. Чем больше качественных и релевантных ссылок будет вести на вашу страницу, тем большим авторитетом она будет пользоваться в глазах Google и «Яндекс».
И перестаньте сокрушаться, что ваш сайт не находится в топ-3 выдачи. Если он есть в топ-10 или даже чуть дальше, трафик будет. Ждите и создавайте новый контент.
Миф 6. Ссылки – самое важное
Одними ссылками продвинуть сайт невозможно, даже если они самые качественные и авторитетные. Ссылки – приятный бонус, но не самоцель поисковой оптимизации. Лучше сосредоточьтесь на производстве качественного и полезного контента.

Гостевой постинг: как публиковаться, вставлять ссылки и не платить за это
Миф 7. С оптимизацией достаточно заморочиться однажды
Нет, заниматься СЕО нужно постоянно.

Естественный рост трафика после проведения глобальной поисковой оптимизации страниц. Затем SEO-мероприятия не проводились
Поисковая оптимизация страниц – непрерывный процесс. Если вы забросите его, то исход (рано или поздно) будет одинаковый: доля трафика из поиска будет постепенно уменьшаться, пока заходы на сайт не станут единичными. Да, какое-то время ваш сайт еще сможет работать «на подсосе»: если поисковая оптимизация страниц проведена на совесть, собрана качественная семантика, сайт может приносить трафик еще несколько лет.
Чтобы не быть голословным, предлагаю взглянуть на динамику трафика сайта, который провел SEO-оптимизацию 30 % страниц однажды, а затем забросил ее:

Без постоянного создания нового контента и постоянной оптимизации сайт начинает терять трафик
Причины, по которым SEO нужно поддерживать и регулярно обновлять семантику:
- Существующие страницы (во многих нишах и тематиках) очень быстро теряют актуальность. Собранные поисковые запросы ищут все реже. Со временем они вообще перестают приносить трафик.
- Конкуренты не сидят сложа руки. Они тоже хотят в топ. Пока ваш сайт находится на «автопилоте», они проводят тщательную работу, делая качественную SEO. Google заметит это, и вашему сайту придется потесниться даже по тем фразам в которых он был в топе.
- Разложение ссылок также вносит свою лепту: сайт, которые ссылались на ваши страницы и повышали их авторитет, исчезают вместе с этими линками.
Миф 8. Коммерческим сайтам не нужна информационная семантика
Еще как нужна. Самые успешные интернет-магазины сегодня привлекают посетителей полезными обзорами, тестами, сравнениям, которые публикуются в блоге магазина. Статьи в блоге, соответственно, продвигаются информационной семантикой.
Привлечение лидов и конвертирование их в клиентов с помощью информационных материалов – это, собственно, одна из задач контент-маркетинга.
Представьте, что клиенту нужен, например, SEO-аудит. Суть услуги и практическую пользу от нее конкуренты распишут примерно одинаково. Можно, конечно, показать кейсы, чтобы склонить юзера в пользу своей компании, но для этого надо, чтобы он вообще увидел и услугу, и «прикрученный» к ней кейс…
Так вот: раз услуга одинакова, нельзя просто насытить страницу коммерческой семантикой типа «заказать SEO-аудит» и курить бамбук. Нужно, чтобы ваш сайт в целом и конкретная страница больше весили и в итоге были выше в выдаче. Для этого создается ресурс с полезными материалами – блог, проще говоря. Переходя туда по некоммерческим запросам типа «как сделать SEO-аудит самому», пользователи (не только потенциальные клиенты – и даже по большей части не они!) создают хорошие поведенческие показатели, ресурс становится весомее в глазах поисковиков… и вот уже страница услуги на этом сайте, вроде бы такая же, как у конкурента, а в выдаче появляется выше – когда запрос набивает, наконец-то, целевой юзер, то есть будущий клиент.
Нужна, конечно, грамотная перелинковка с коммерческими анкорами на эту услугу и еще примерно миллион нюансов, чтобы это хорошо работало, но в целом устроено примерно так.
Миф 9. PageRank больше не важен
PageRank – числовая величина, которая демонстрирует важность страницы в поиске Google. Чем больше и качественнее обратные ссылки, тем ценнее страница:

Математический рейтинг PageRank для странички, выраженный в процентном соотношении
Впервые об алгоритме PageRank стало известно в 1998 году. Долгие годы, вплоть до 2013-о, PageRank обновлялся и совершенствовался. В 2016 году Google официально открестился от PageRank и якобы обнулил его у всех сайтов. То есть в теории сейчас PageRank абсолютно не важен. А что на практике? На практике Google часто противоречит сами себе. В 2020 году сотрудник Google Джон Мюллер подтвердил, что PageRank является фактором ранжирования (пусть вас не смущает слово «внутренний»):

«Да, мы действительно используем внутренний PageRank наряду с многими другими показателями. Этот PageRank не похож на оригинальный инструмент и имеет много особенностей (например, игнорируемые ссылки, скрытые ссылки и так далее) и, опять же, помимо PageRank есть много более важных показателей».
Слабо верится, что Google отказался от такого эффективного алгоритма, который и принес поисковой системе мировую славу. Мое мнение как оптимизатора: PageRank скрыли, но его влияние никуда не делось, и по-прежнему эта метрика – один из десятка самых важных сигналов ранжирования для Google.
Миф 10. Контент-маркетинг приносит только трафик
Качественный, экспертный контент не только привлекает аудиторию, но и помогает сконвертировать ее в лиды. Мне кажется, в России компании до сих пор не готовы платить за качественный контент-маркетинг. А вот на западе – это давно устоявшийся тренд.
Контент-маркетинг хорош в любых нишах, а в сложных – особенно: зачастую именно он оказывается единственным эффективным способом продвижения сайта (исключая «техничку» типа СЕО). Большие и проработанные материалы по теме покажут аудитории, что вы – эксперт. А это означает, что вам можно довериться, обратиться за услугой или товаром.
Миф 11. Контент не нужно обновлять
Если вы создали по-настоящему полезную и крутую статью, но она вообще не ранжируется, обновлять ее нужно обязательно. Также обновлять страницу необходимо, если ранее она приносила трафик, но сейчас перестала. Нужно установить причину этого явления. Чаще всего это появление более сильного конкурента в выдаче.
Важно иметь в виду, что Google учитывает «свежесть» контента: в 2011 году появился алгоритм для решения этой задачи. Запросы по быстро меняющимся событиям или чувствительные к временному фактору ранжируются с учетом даты публикации.

Найти актуальные для сайта темы поможет Google Trends
Новый контент действительно может ранжироваться выше, но только если речь идет о времязависимых запросах. Обновлять контент ради обновления не стоит. Но если при актуализации вы сможете добавить полезную и более актуальную вашим читателям информацию, обязательно обновите.

Как правильно обновить статью, чтобы она принесла рост в органике: 4 важных шага и советы для новичков
Миф 12. Возраст сайта – важный для SEO фактор
Скорее переоцененный. Даже качественные новореги могут несколько месяцев вообще не получать трафик, но сам по себе возраст домена не так важен, как принято считать в среде оптимизаторов. Об этом заявил сотрудник Google Мэтт Каттс: «Возраст домена играет определенную роль в ранжировании, но совсем небольшую. Тем более, он не является сильным сигналом по сравнению с другими факторами ранжирования».
Миф 13. Контекстная реклама влияет на позиции сайта в органике
Сколько бы кампаний вы не запустили в Google Рекламе, позиции вашего сайта в органике не вырастут. Но здесь есть некоторые тонкости. Смотрите: если на вашем сайте публикуется экспертный и полезный контент, запускать рекламу нужно. Вы можете рассчитывать, что привлеченные вами посетители станут постоянными. Когда ваш сайт станет более известным и получит постоянный трафик, он может обрасти качественными (или не очень) бэклинками. А вот это уже может влиять на позиции вашего сайта в SERP.
Миф 14. Сайт из 1 000 страниц всегда лучше для Google, чем из 50 страниц
Дело не в количестве страниц, а в качестве контента на них. Правило «чем больше, тем лучше» здесь не работает.
Миф 15. По «хвостатым» запросам легче продвигаться в рунете
Результаты поиска по запросу с длинным «хвостом» часто не отличаются от результатов по главному ключу.
Однако в моей практике по long-tail неоднократно удавалось занять топ-3 выдачи. Часто сделать это было совсем несложно, поскольку по ним еще не было серьезных конкурентов в выдаче.
Если в SERP уже присутствует старый тематический сайт, занять высокое место будет также сложно, как и по обычному средне- или высокочастотному запросу
Рассмотрим главный ключ и два longtail-запроса. Базовый запрос:

Поисковая выдача по базовому запросу
Первый long-tail:

Поисковая выдача по запросу «с хвостом»
И второй (авторская пунктуация сохранена):

Поисковая выдача по другому запросу «с хвостом»
Как видим, один и тот же сайт может ранжироваться на самом верху по разным long-tail. Это значит, что вы можете собрать вообще весь трафик по большинству long-tail, если ваш страница наиболее релевантна главному ключу.

Продвижение сайта: 69 шагов, которые позволят вам выйти в топ
Миф 16. Можно ли оптимизировать сайт под Passage Ranking?
Нет, такая оптимизация невозможна в принципе. Об этом заявил сотрудник Google Мартин Сплитт.
Миф 17. Социальные сети помогут ранжировать ваш контент выше
Джон Мюллер дал интервью, в котором прозвучал вполне ясный ответ: сигналы из социальных сетей не влияют на ранжирование напрямую (фрагмент на отметке 19.50). Годом ранее эту же мысль озвучил другой сотрудник Google. Похоже, с тех пор ничего не изменилось. Однако существует немало косвенных доказательств, что активность в социальных сетях может влиять на ранжирование сайта.
Кроме этого, даже логически можно найти два фактора влияния из социальных сетей:
- чем больше репостов, тем больше охват – происходит рост обратных ссылок;
- страницы с интересным и полезным контентом будут расшаривать сами пользователи внутри социальных сетей, опять же – со ссылками.

Посты в соцсетях со ссылками положительно сказываются на сайте
В поисковой системе Bing активность в соцсетях точно влияет на ранжирование. Не верится, что алгоритмы Google менее совершенны в этом плане.
Резюме
- Собранные ключевые фразы нужно анализировать: насколько они релевантны, частотны, сколько трафика приносят.
- Лендингам не нужна оптимизация: весь трафик на них идет, как правило, с рекламы.
- Поисковая оптимизация все еще работает, но инструменты нужно использовать новые – никаких покупных ссылок и переспама.
- Сайты, не входящие в топ выдачи, все равно собирают трафик и конвертируют лиды.
- Внешние ссылки на ваш сайт – это здорово, но без них тоже можно продвигаться.
- Коммерческие сайты тоже нужно продвигать информационными запросами.
- И вообще именно качественный контент сегодня выводит сайты в топ.
- PageRank все еще важен.
- Соцсети только косвенно влияют на положение сайта в поисковой выдаче.
- Контент нужно обновлять, особенно если он привязан ко времени.
- Важно не количество статей, а их качество.