Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Полное руководство по «Яндекс.Вебмастеру» на 2023 год Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Обновил: Егор Вяхирев

К 2023 году Яндекс.Вебмастер обзавелся новыми полезными инструментами. Интерфейс сервиса не менялся, но стал более удобным. Рассказываем про обновления и полезные фичи, а также показываем, каким изменениям подверглись привычные модули «Вебмастера».

Меню функций «Вебмастера», расширенное в 2021 году, приросло новыми пунктами. Кроме того, основные разделы обзавелись новыми подпунктами, они отображаются в виде желтых кружков:

Меню функций «Яндекс.Вебмастера»

Что же нового было добавлено в сервис:

  • Яндекс по-прежнему ориентирован на показатели качества сайта вместо устаревшей технологии, использовавшей индекс цитирования. Для отражения информации о качестве сайта в меню работает одноименный раздел. В нем вы можете увидеть ваш текущий ИКС — индекс качества сайта.
  • В бета-версии добавлены советы по оптимизации сайта. Система аналитики на основе искусственного интеллекта оценит показатели ресурса и выдаст рекомендации по их улучшению и устранению проблем.
  • Также в разделе «Поисковые запросы» появился в бета-режиме мониторинг, в котором вы можете видеть статистику по датам относительно отдельных запросов: их показы, клики, позиции, CTR и спрос:
Бета-раздел «Мониторинг запросов»
  • Важное обновление в разделе «Индексирование»: если ваш сайт работает на JavaScript, в «Вебмастере» вы можете задать настройки рендеринга сайта. Это позволяет роботу лучше исследовать сайт, чтобы определять параметры индексации и ранжирования:
Бета-версия модуля для рендеринга страниц Javascript
  • Часто добавляете на сайт новые материалы и статьи? Теперь их можно передавать в Яндекс.Вебмастер с помощью фида, что ускорит их индексацию. Сделать это можно в бета-модуле «Свежее и актуальное» раздела «Представление в поиске». Фид также поможет вам держать в поисковой выдаче именно новые актуальные материалы вместо популярных, но устаревших.
Раздел «Свежее и актуальное» для загрузки фидов быстрой индексации новых материалов
  • Появилась возможность отслеживать на сайтах наличие сертификата национального удостоверяющего центра;
  • Раздел «Товары и предложения» оптимизирует поисковую выдачу сайта по разделам и карточкам электронной торговли.
  • Появилось сразу несколько блоков для анализа и работы с Турбо-страницами на ресурсе:
Сводка по работе Турбо-страниц для контентного сайта
  • Появился раздел «Турбо-страницы для интернет-магазина».
  • Раздел «Диагностика сайта» расширился и стал более информативным:
Обновленная страница «Диагностика сайта»
  • Раздел «Мониторинг важных страниц» позволяет отслеживать наиболее «горячие» страницы на сайте. Вы можете настроить отдельные уведомления, чтобы быть в курсе изменений по ним:
Раздел «Мониторинг важных страниц» в Яндекс.Вебмастере
  • Сама настройка уведомлений была обновлена, чтобы пользователь мог изменить электронную почту для отправки:
Пример настройки отправки уведомлений для раздела «Важные страницы»
  • Список параметров для уведомления был за последние несколько лет значительно расширен и обновлен. Уведомления были поделены на уровни важности:
Настройка типов уведомлений в «Вебмастере»
  • В раздел «Индексирование» добавлены новые полезные инструменты. Одним из них является подраздел «Все страницы», позволяющий выгрузить информацию по всем известным «Вебмастеру» страницам сайта:
Новый раздел, содержащий все страницы сайта, известные Яндекс.Вебмастеру
  • Сравнительно новая возможность — обход страниц сайта по подключенным счетчикам Яндекс.Метрики. Использование доступных счетчиков делает процесс обхода более качественным, достаточно лишь настроить связь:
Управление обходом страниц с помощью счетчиков Яндекс.Метрики
  • Раздел «Поисковые запросы» также обзавелся новыми дополнительными подразделами, включающими, например, статистику страниц. Она работает аналогично привычной уже статистике запросов, но позволяет увидеть информацию о представлении в выдаче отдельных страниц сайта:
Статистика страниц в поиске
  • Следующий интересный подраздел — «Управление группами», который позволяет группировать поисковые запросы по определенным критериями для более качественной проработки каждой группы:
Группы запросов в Яндекс.Вебмастере
  • Подраздел «Тренды» содержит информацию о динамике развития вашего сайта относительно всех ресурсов с похожей тематикой в Интернете. К этой возможности стоит присмотреться, если вы планируете создавать качественную конкуренцию на рынке:
Раздел трендов покажет, насколько ваш сайт сильнее или слабее конкурентов
  • Вышел из бета-тестинга сервис показа рекомендованных поисковых запросов, которые могут привлечь дополнительный трафик на сайт:
«Рекомендованные поисковые запросы» теперь работают в полную силу
Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Эту часть статьи советуем изучить не только новичкам, но и всем, кто так или иначе связан с веб-аналитикой. Не исключено, что вы найдете для себя что-то новое и увидите примеры применения функций.

Мы подробно остановимся на каждом разделе и посмотрим, какие показатели вашего сайта можно контролировать, как влиять на его продвижение и как это все сделать с помощью обновленного инструментария.

Чтобы не потеряться в многообразии инструментов «Вебмастера», запомните одну простую вещь: в самом низу окна сервиса есть пункт «Справка». Когда вы не знаете, для чего нужен раздел или отдельные параметры, жмите на эту кнопку — вы попадете в справку, причем именно в ту ее часть, которая описывает этот раздел.

Когда вы не знаете, для чего нужен раздел или отдельные параметры, нажмите на кнопку «Справка»

Единственный минус справочных руководств «Яндекса» — они обновляются не так оперативно, как информация в блоге Texterra, поэтому могут содержать устаревшие данные в плане функционирования элементов интерфейса.

Как войти в «Яндекс.Вебмастер»

Изменений здесь нет — набираем в адресной строке браузера https://webmaster.yandex.ru/ или просто переходим по указанной ссылке. Вас перекинет на информационную страницу о самых важных, с точки зрения «Яндекса», функциях сервиса. Прокрутите страницу вниз, если хотите ознакомиться с ними. Если нет — вверху страницы нажмите желтую кнопку «Войти».

А вот тут вам придется вооружиться учетной записью, чтобы получить доступ к функционалу. Введите свой логин и пароль, затем выполните вход. Учетной записи нет? Нужно зарегистрироваться! Как и для любого другого сервиса «Яндекса», у вас есть три способа сделать это. «Яндекс» поддерживает работу с «Вебмастером» с разными типами учетных записей:

  • Обычными аккаунтами, созданными через почтовый сервис «Яндекса», вида mymail@yandex.ru;
  • адресами электронной почты с собственным доменом (например, корпоративными вида myname@mycompany.ru), если к нему привязан сервис «Яндекса» «Почта для домена»;
  • аккаунтами от соцсетей («Фейсбук», «ВКонтакте», «Твиттер», Mail.ru, Google, «Одноклассники»).

После ввода данных учетной записи, вы попадете в интерфейс «Вебмастера». Центральную часть занимает белый пустой блок, в котором отобразится информация о вашем сайте после добавления.

В правом верхнем углу указана учетная запись, с которой вы вошли в сервис, есть быстрый доступ к инструментам и информация о новых возможностях.

В шапке отображаются уведомления относительно вашего сайта, а в основном блоке с недавнего времени публикуются рекламные сниппеты из блога Яндекса с интересными статьями и инструкциями.

Почему так пусто и нет красивых графиков? Нужно добавить сайт! Таким способом вы сообщите поисковой системе, что ваш ресурс есть в информационном пространстве, и пора запустить на него поискового робота. Вот почему регистрация в этом сервисе так важна. Поскольку сайт вы еще не добавили — информация о нем не может быть отображена. Вверху имеется опция «Выбрать сайт» (доступна, если сайты были добавлены ранее) и кнопка со значком «+». Нажмите ее, чтобы приступить к добавлению сайта.

В этом меню «Вебмастера» можно выбрать сайт для аналитики или добавить новый

Введите название сайта в поле и нажмите «Добавить».

Указывайте то название, по которому сайт должен отображаться в поиске

Обратите внимание: не нужно указывать лишнее www при добавлении сайта, если ваш сайт в поиске должен показываться без него. Позже вы сможете изменить его или добавить дополнительный адрес в разделе «Индексирование» — «Переезд сайта». Указывать http тоже необязательно, но можно. Если на вашем сайте подключен ssl-сертификат, то вместо http следует указать https.

Сайт добавлен, что дальше? Уже можно смотреть красивые графики? Еще нет. Теперь вам нужно доказать, что этот сайт принадлежит вам, или вы имеете полное право на его администрирование. Делается это через опцию, которая появится, как только вы добавите сайт.

«Яндекс» предлагает три варианта проверки: через метатег, HTML-файл или DNS-запись, выберите любой удобный способ. Каждый из них содержит подробное пояснение, так что вам не составит труда сделать это.

Способы подтверждения прав на сайт, выбирайте любой

Наиболее простым кажется способ № 2 — добавление HTML-файла с предложенным «Вебмастером» названием и текстом в корневой каталог сайта. Этот способ подойдет тем, кто располагает FTP-доступом к сайту через специальную программу (например, FileZilla) или плагином (например, WP File Manager для Wordpress). По совету «Яндекса» вы можете создать такой файл самостоятельно или просто скачать уже готовый файл, щелкнув по ссылке с его названием, а затем просто скопировать в корень сайта.

Как только вы подтвердите права на сайт, он появится вверху окна «Вебмастера», а слева откроется меню инструментария для работы.

Далее изучим его разделы.

Чтобы провести быстрый анализ функционирования сайта, загляните в раздел «Сводка». Это первая страница «Вебмастера», на которую вы будете попадать после входа. Тут удобно сконцентрирована вся важная информация, вынесены главные индикаторы и графики, чтобы с одного взгляда понять, как дела у вашего сайта. Хотите узнать о проблемах? Вебмастер помогает анализировать ресурс и отражает итоги в блоке «Проблемы сайта». Более того, он дает рекомендации, как их устранить.

На одном из добавленных нами сайтов «Вебмастер» нашел три проблемы и тут же расписал, что делать дальше со ссылками на дополнительные ресурсы и примеры. Так можно быстро пройтись по алгоритму исправления ошибок, а потом отправить результат на проверку, нажав соответствующую кнопку.

Полный список проблем сайта с рекомендациями и полезными ссылками

Что еще покажет «Вебмастер» в блоке «Сводка»:

  • индекс качества сайта ИКС, ставший заменой традиционному индексу цитирования ТИЦ;
  • историю обхода сайта за последний месяц;
  • обновления поиска;
  • наиболее популярные запросы, с количеством показов в результатах поиска и количеством кликнувших по ним;
  • индекс скорости сайта, отображающий скорость загрузки сайта в Яндекс.Браузере и являющимся с недавних пор важным показателем качества;
  • сводную информацию о работе Турбо-страниц.

Каждый информационный блок сводки имеет ссылки для быстрого перехода в нужный раздел и просмотра деталей. Для этого нужно просто щелкнуть по заголовку блока.

Всю последнюю информацию о вашем сайте увидеть в «Сводке» Яндекс.Вебмастера

Технология оценки сайтов по качеству пришла на смену устаревшим показателям цитируемости еще несколько лет назад. Сейчас в Яндекс.Вебмастере работает целый раздел, позволяющий оценить сайт и рассмотреть его с точки зрения пользователя.

Сам показатель ИКС (индекс качества сайта) отражает востребованность сайта пользователем и основывается на удовлетворенности посетителей (показатели в Метрике), уровне доверия Яндекса (техническая часть, эргономика, тексты) и опять-таки ссылаемости других сайтов и пользователей в социальных сетях.

В подразделе «Показатели качества» вы можете отразить всё, что связано с ИКС вашего сайта:

Если ваш сайт качественный с точки зрения Яндекса, то в области ИКС вы будете успешно соперничать с конкурентами

В сводке вы можете увидеть, как меняется ИКС вашего сайта и ближайших конкурентов, которых Яндекс находит автоматически.

Система значков соответствующих рейтингов — модный ныне способ геймификации работы с качеством сайта. Чем больше значков вы получаете, тем активнее растет ваш ИКС, а каждый значок при этом достигается на основе определенного показателя.

Всего имеется 4 значка:

  • «Популярный сайт». Получаете, если ваш сайт имеет высокую посещаемость и постоянную аудиторию. Постоянство аудитории вы обеспечиваете за счет увеличения лояльности и внутренних факторов, а вот посещаемость можно достигнуть и за счет Яндекс.Директ;
  • «Выбор пользователей». Знак получают сайты с высокой степенью вовлеченности и лояльности. Используйте интерактивные элементы и информационные страницы, чтобы заставить посетителей проводить на сайте больше времени, а личные кабинеты и рассылки — чтобы сделать их лояльными;
  • «Защищенное соединение». Такой значок имеют сайты, использующие технологию соединения HTTPS и при этом высокий уровень трафика;
  • «Турбо-страницы». Получаете, если сайт использует Турбо-страницы Яндекса — специальные оптимизированные для мобильных технологий страницы. Трафик на них при этом также должен быть высоким.

Также в разделе вам доступны всяческие сравнения сайта с конкурентами и достижения в работе с пользователями: отвеченные чаты, мониторинг важных страниц и турбо-страниц сайта.

Важное внимание в последние годы уделяется отзывам — их можно увидеть в сводке данного раздела, но есть и отдельный модуль, о котором мы поговорим далее.

В общем, вывести сайт в топ Яндекса в 2023 году достаточно просто: сделайте его интересным для пользователя, а пользователя более лояльным и довольным. Отслеживать все эти показатели вам поможет «Вебмастер».

В данном подразделе вы можете увидеть отзывы пользователей относительно сайта и компании в Яндекс.Справочнике. Работайте над повышением качества и уровня удовлетворенности ваших клиентов: сегодня это как никогда важно даже для ранжирования.

Отзывы и оценки сайта в 2023

Кроме отзывы на сайт в «Вебмастере» вы можете увидеть и отзывы на компанию. Теперь даже оффлайн–деятельность будет влиять на показатели выдачи сайта, придется помнить об этом при построении вашего бизнеса.

Читая отзывы и работая с ними, вы сможете увеличить лояльность и тем самым «поднять» показатели качества сайта.

Подробно ознакомиться с неполадками на сайте можно в разделе «Диагностика» — «Диагностика сайта». Здесь появится окно с развернутым описанием фатальных, критичных и возможных проблем, если они есть, а также список рекомендаций. Прежде всего обращайте внимание на фатальные и критичные ошибки — это знак, что ваш сайт скоро пропадет из поиска, и нужно срочно принимать меры. «Возможные проблемы» и «Рекомендации» — это пути улучшения и оптимизации сайта.

Для тех, кто привык контролировать абсолютно все, есть дополнительная ссылка внизу страницы «Посмотреть все, что проверяет Вебмастер» — там вы увидите не только проблемные разделы, но также и все остальные параметры, подлежащие проверке, но успешно ее прошедшие.

Устраняйте фатальные проблемы сразу же, «возможные» прорабатывайте, а к рекомендациям просто прислушивайтесь

Каждый владелец сайта, заинтересованный в непрерывном притоке посетителей, знает, что качество контента играет огромную роль в продвижении ресурса. Не стоит думать, что поисковые роботы оценивают ресурс только по количеству внешних ссылок. У «Яндекса» разработан собственный алгоритм оценки качества статей.

Теряют позиции или вовсе исключаются из поиска ресурсы, которые:

  • используют обманные методы привлечения посетителей;
  • прячут вредоносные программы в ссылки;
  • показывают слишком много навязчивой рекламы;
  • предоставляют бесполезный, сгенерированный или целиком скопированный с других сайтов контент;
  • содержат спам;
  • представляют собой только каталоги или списки запросов и так далее.

Даже если ваш ресурс содержит только оригинальный авторский контент, вам все равно может угрожать опасность со стороны распространителей вирусов. Вредоносный код может быть размещен на вашем сайте без вашего ведома, и произойти это может в таких случаях:

  • ваши пароли от серверного программного обеспечения слишком легкие, то есть содержат меньше 11 символов, написаны одним регистром или одинаковы для разных сервисов (хостинга, CMS, FTP и SSH);
  • вы не обновляете ПО на сервере, не устраняете уязвимости в CMS, загружаете установочные файлы из непроверенных, сомнительных, неофициальных источников;
  • вы не придаете значения контролю пользовательского ввода данных в поля и формы на сайте;
  • на вашем компьютере, с которого вы входите в панель администрирования сайта, не установлена антивирусная программа;
  • вы используете самый дешевый хостинг, не убедившись в его безопасности;
  • вы пренебрегаете защитными плагинами для CMS, позволяющими обезопасить сайт от взлома.

В случае, если вашему сайту пока ничего не угрожает, а некачественного контента не выявлено, в разделе «Диагностика» — «Безопасность и нарушения» отобразится сообщение об этом.

Так выглядит статус сайта, которому ничего не угрожает

Как только «Вебмастер» обнаружит вредоносный код или нарушения на сайте, вы незамедлительно получите уведомление. Вот пример того, как это может выглядеть.

Так выглядит зараженный сайт

«Вебмастер» тут же дает рекомендации по устранению неполадок и возможность вернуться с кривой дорожки на путь истинный. Для этого нужно выполнить все предписания, убедиться, что вирусы с сайта удалены, затем нажать желтую кнопку «Я все исправил». Тогда сайт будет перепроверен, а через некоторое время его позиции в поиске снова улучшатся.

Кнопка «Я все исправил» запустит перепроверку сайта, и через некоторое время его позиции в поиске снова улучшатся.

Один из самых интересных показателей посещаемости сайта и великолепный инструмент для анализа и планирования улучшений — это список поисковых запросов, по которым посетители искали информацию вашей тематики.

Раздел «Поисковые запросы» — «Статистика запросов» (ранее он назывался «История запросов») покажет общую картину посещаемости за определенный период в виде цветного графика. Перемещая мышь непосредственно по линиям графика, можно увидеть детальные цифры по каждому дню, неделе или месяцу, в зависимости от уровня детализации. В верхней части блока есть несколько фильтров для выбора нужной информации. В частности, фильтр об устройствах, с которых пользователи пытаются вводить запросы (десктопные или мобильные) и фильтр показателей по каждому запросу. В нижней части блока доступна опция «Скачать таблицу» в формате XLS или CSV для аналитики средствами табличного процессора или другими методами.

Опции «Вебмастера» позволяют определить устройство пользователя и скачать информацию о статистике запросов в файл

Щелчок по строке «Все запросы» раскроет детальную статистику по датам. Обратите внимание, что каждая строка содержит два ряда цифр. Черные показывают текущие показатели, а цветные цифры под ними — разницу с предыдущим периодом такой же продолжительности. Красные цифры говорят о снижении показателя, а зеленые — об увеличении. Например, на скриншоте ниже можно увидеть, что показы сайта за последний месяц увеличились на 20 819 в сравнении с предыдущим периодом.

Показатели меняются изо дня в день, но опытный аналитик может уловить тенденции и сделать выводы

Давайте посмотрим, как использовать этот подраздел Яндекс.Вебмастера для аналитики.

  1. Смотрим популярные запросы

Нажмите кнопку «Популярные запросы» в верхнем меню фильтров над графиком — вы увидите список конкретных ключевых слов, по которым ваш сайт чаще всего показывался в поиске. Статистика формируется за три последних месяца, в расчет берется 50 позиций.

За неприметными значками может скрываться дополнительный функционал

На что здесь нужно обратить внимание:

  • 10 самых популярных запросов по количеству показов и кликов из этого раздела отображаются в разделе «Сводка»;
  • слева от каждого запроса показан маленький значок диаграммы — его можно установить у любого ключевика, тогда общая диаграмма отобразит статистику именно этого запроса по датам;
  • для каждого запроса в «Вебмастере» по умолчанию показано три столбца критериев — «Показы», «Клики», «CTR», но можно установить дополнительные, если нажать на значок шестеренки возле слова «Запрос» под диаграммой. Например, удобно отслеживать еще среднюю позицию сайта в поиске по заданному ключевому слову. В списке доступно множество критериев, отметьте нужные галкой и нажмите «Применить». Столбцы добавятся к запросам, и можно будет выполнять сортировку кликом по их заголовку.
В Яндекс.Вебмастере можно настроить фильтрацию запросов по множеству параметров, включая среднюю позицию показа в топах
  1. Следим за избранными запросами

Отдельно в Яндекс.Вебмастере можно наблюдать статистику по запросам, которые особенно важны для вас. Для этого их нужно сначала вручную добавить в группу «Избранное» в подразделе «Управление группами». Перейдите в него, отметьте галками интересующие запросы, чтобы анализировать динамику их изменения.

В подразделе «Управление группами» можно выбрать интересующие вас запросы

Затем внизу страницы выберите опцию «Добавить запросы в избранное»:

А затем добавить их в избранные или другую группу запросов
  1. Фильтруем запросы по региону

Щелчок по кнопке «Регион» отобразит список стран и территорий, обитатели которых вводили указанные в списке ключевые запросы. Что с этим можно сделать: например, отслеживать регионы, важные для бизнеса. Чтобы посмотреть только запросы по РФ, нужно галкой отметить Россию или ее отдельный регион, нажав на значок плюса. А можно, наоборот, посмотреть все регионы, кроме отдельных. Для этого выберите опцию «Исключить», а затем нужный регион. В списке запросов отобразятся ключевики из всех прочих регионов.

Фильтр запросов в Яндекс.Вебмастере по региону

Добавляя различные дополнительные параметры в фильтрах, не забывайте отключать предыдущие, если они вам не нужны. Например, если вы сначала выбрали регион, а потом решили посмотреть все запросы с мобильных, не забудьте снять фильтр с региона.

  1. Анализируем показы в динамике

Также в этом разделе удобно анализировать зависимость количества показов от позиции в динамике. Так можно понять, почему количество показов сайта в определенную дату резко уменьшилось: чем ниже позиция, тем меньше показов.

График показывает, что при снижении позиции сайта число показов не только не уменьшается, но порой и увеличивается

Кстати, в фильтре «Группы» Яндекс.Вебмастера отобразятся все уже имеющиеся и созданные вами группы из подраздела «Группы запросов».

Добавленные фильтры станут доступны для выбора и просмотра детальной статистики по ним

Подраздел «Поисковые запросы» — «Управление группами» (ранее существовал под названием «Последние запросы» и содержал меньше возможностей) «Вебмастера» покажет конкретный список ключевых слов, которые вводили пользователи, количество показов вашего ресурса в списке, его позицию в поисковой выдаче, количество переходов (кликов) на сайт и CTR. Показатели можно сортировать по разным критериям щелчком по заголовкам столбцов таблицы «Показы», «Клики» и так далее.

Анализируем показы и видим, что они не всегда приводят к кликам

Также можно просмотреть список запросов и расширить семантическое ядро вашего сайта, добавив в него те запросы, которых там еще нет, создать под них контент или просто понять, чего на самом деле хочется вашим потенциальным посетителям.

Александр Белов, проектный директор, TexTerra:
«
На что здесь стоит обратить внимание:

  • количество показов большое, а количество кликов маленькое, при этом сайт показывается на высоких позициях (топ-10) — значит, нужно анализировать, почему сайт не привлекает внимание в поиске. Возможно, стоит сделать заголовок более цепляющим или текст, который показан в сниппете — более релевантным запросу пользователя;
  • количество показов и кликов высокое на низких позициях (топ-30–50) — означает, что сайт привлекает внимание пользователей, тогда стоит подумать, не продвигаться ли по этим ключевым запросам. Также это может свидетельствовать о том, что ваше предложение более выгодное или интересное, чем у конкурентов, тогда это может стать вашим конкурентным преимуществом, и стоит сделать на этом акцент. Еще один вариант такого поведения – это слабая конкуренция по этому запросу.Тут два момента, первый момент - это работа со снипетом. Тут могут использоватья заголовки, быстрые ссылки, тайтл - дискрипнш, использование эмодзи и т.д. А второй момент — это случаи, когда по ключевому запросу показывается блок быстрых ответах. В таких случаях будет показываться, что ключ занимает 1 позицию, но имеет очень плохую кликабельность, поскольку выше находится данный блок. В таких случаях нужно уже работать с текстом, чтобы дать более точный ответ на ключевой запрос и показываться в данном блоке».
  1. Добавляем группы запросов в Яндекс.Вебмастер

Вверху блока есть опция добавления фильтра, где можно задать собственное правило отбора информации и сохранить как группу для дальнейшего использования.

В список групп запросов уже добавлены ключевики по определенным критериям, но можно создать и свои группы. Например, следить за топами. И вот как это сделать:

Добавим группу «Топ-3» — просмотр запросов, по которым сайт показывается на первых трех позициях. Для этого нажмите «Добавить фильтр» под заголовком «Все запросы».

Для каждой группы можно добавить один или несколько фильтров

Затем заполните критерии фильтрации как на изображении. Нам нужны все запросы, средняя позиция которых меньше, либо равна трем. Нажмите сохранить и задайте имя для группы, например, «Тoп-3».

Добавление группы «Топ-3» в «Вебмастере»

Группа добавится к общему списку групп и будет доступна для быстрого просмотра.

Аналогично можно создать группы «Топ-10» и «Топ-50». Для этих групп понадобится более сложное условие. Например, чтобы отслеживать запросы, по которым сайт показывается с 4 по 10 позиции, нужно задать фильтр следующим образом:

Добавление составного фильтра в «Вебмастер»
  1. Загружаем свои запросы в Яндекс.Вебмастер

Также при выборе групп в них появляется опция загрузки собственных ключевых запросов. Загрузить можно двумя способами: просто напечатать запросы в окне или скопировать их туда, либо загрузить текстовый файл с ключевиками. Это удобно, если вам нужно отслеживать статистику продвижения по определенной группе ключевиков (например, для сезонных товаров или основных). Возможно загрузить до 500 собственных ключевиков (500 строк в файле).

Загрузка собственных запросов в Вебмастер для отслеживания

Запросы добавятся к той группе, в которую вы их загрузили, а также дополнительно отобразятся в списке запросов «Загруженные».

  1. Ищем интересные запросы для кластеризации

С помощью фильтра по тексту удобно выбирать схожие запросы для группировки (кластеризации). Для этого нужно создать группу и добавить в нее фильтр, содержащий определенное слово или фразу. На основании полученной информации можно понять, какие запросы наиболее соответствуют содержанию страниц вашего сайта, по каким кликают чаще, а какие нужно добавить на страницу, чтобы повысить ее посещаемость.

Поиск запросов в «Вебмастере» по тексту

Недавно появившийся подраздел позволяет вам видеть статистику отдельных запросов от наиболее популярных, по дням. Отметьте галочками интересующие вас показатели:

  • Показы;
  • Клики;
  • Позиция запроса;
  • CTR;
  • Спрос.

Они добавятся в сводку ниже по каждому запросу.

Эти же данные можно увидеть для посадочных URL, сформировав сводку по их работе за указанный период.

Бета-модуль «Мониторинг запросов» в Яндекс.Вебмастере

Данные фильтруются по различным параметрам, можно задать регион поисковой выдачи и устройства, на которых работают пользователи.

Таблицу можно выгрузить в Excel соответствующей кнопкой. Это позволит в удобном виде получить набор данных для анализа.

Интересен также показатель «Спрос». Он показывает, насколько часто пользователи задают данный запрос в поиске:

Показатель спроса в выдаче мониторинга запросов

Чем ближе значение показов к спросу, тем лучше отрабатывает сайт по запросу — ведь он показывается почти всегда, когда пользователь запрашивает информацию. Если же разница в значениях ощутима, значит есть повод поработать над оптимизацией.

После выгрузки в Excel можно вычислить отношение этих двух показателей, и воспользовавшись средствами условного форматирования, определить визуально наиболее отработанные и нуждающиеся во внимании фразы.

С некоторых пор в Яндекс.Вебмастере появился раздел трендов, в котором вы всегда можете увидеть динамику развития сайта относительно конкурентов в отрасли. Яндекс позволяет работать с несколькими тематическими группами, к которым автоматически относит и ваш сайт.

Поскольку наблюдаемый в рамках данной статьи сайт посвящен продаже билетов на поезда, то мы выбрали категорию «Транспорт и перевозки». На графике динамика развития сайта относительно всех сайтов любой тематики отображается зеленой линией, а относительно выбранной группы — другими цветами, в частности, желтым:

Показатель динамики трафика относительно выбранной тематики в «Вебмастере»

Вам необходимо держать показатель выше 1, чтобы сайт развивался в выбранной категории или в среднем по интернету. График помогает отслеживать «трендовость» трафика. Применяя аналитику вы сможете понимать, какие изменения на сайте лучше способствовали развитию сайта в категории.

Данная опция поможет пользователям подбирать более точные ключи для привлечения дополнительного трафика на сайт при настройке рекламы в «Яндекс.Директ», оптимизировать контент и придумывать идеи для новых статей на основе предлагаемых фраз.

В списке рекомендованных запросов представлены ключевики по всем регионам. Если какие-то регионы не нужны, можно поставить фильтр, выбрав из доступных мест. Список показателей формируется «Яндексом» на основе данных о цене клика, количестве кликов и количестве показов за последний месяц. В дополнение сервис показывает веб-адрес страницы, которая появится в поиске при введении пользователей того или иного поискового запроса.

В свое время часть вебмастеров скептически отнеслась к этой опции, увидев в ней только попытки «Яндекса» привлечь внимание к «Директу». При этом содержание многих запросов не вызывает ничего кроме недоумения:

Рекомендованные поисковые запросы в «Вебмастере» такие рекомендованные

Тем не менее, встречаются среди них и интересные варианты, которые вы сможете использовать для увеличения интереса к сайту со стороны потенциального клиента. Используйте раздел хотя бы ради перспективных возможностей.

В последних обновлениях сервиса «Яндекс» пересмотрел меню, объединив часть разделов и значительно расширив общий функционал.

Не секрет, что для попадания в поиск, сайт нужно «скормить» поисковому роботу, который затем будет периодически пробегать по каждой странице вашего сайта, анализируя ее содержимое, а также другие важные параметры самого ресурса. По результатам обхода робот загружает страницы сайта в поисковую базу или исключает их из нее. Такой процесс называется индексированием.

Добавлением сайта в «Яндекс.Вебмастер» мы уже показали роботу, что на сайт можно заходить, теперь нужно детально проверить и настроить все параметры, максимально облегчив роботу его задачу по анализу ресурса.

Первый подраздел «Индексирование» — «Статистика обхода» как раз предназначен для того, чтобы понять, какие из страниц робот уже обошел, когда он это сделал и смог ли попасть на саму страницу. Анализируя этот подраздел, вы сможете увидеть, какие страницы на данный момент недоступны из-за ошибок в их содержимом или сбоя сервера, на котором хостится сайт.

На что обратить внимание: столбцы «Было/Стало». Метка «N/a» ставится для незнакомых роботу страниц, а статус «200 OK» показывает, что обход страницы завершен успешно, она добавлена в поиск. Информация обновляется в течение 6 часов с момента обхода сайта роботом. При повторном обходе столбец «Было» уже будет содержать статус «200 OK» или другой ответ сервера на момент последнего обхода, а столбец «Стало» отразит ситуацию на текущую дату. Например, страница была удалена или изменила адрес, тогда в этом столбце отобразится сообщение «404 Not Found».

Статистика обхода страниц сайта за последние дни

В «Вебмастере» вы также можете увидеть советы и другую важную информацию — в верхней части блока.

Понять, что означает тот или иной код ответа сервера в столбцах «Было/Стало» можно, например, здесь.

Статистика в этом разделе «Вебмастера» отображается за неделю, но вы можете выбрать другие даты, нажав на «Выбрать период» под диаграммой или на сами значения дат. Двигая ползунок в сторону, обозначьте нужные даты.

Вот этот ползунок нужно двигать мышью или щелкать справа и слева от него для перемещения на другие даты

Как и в некоторых других разделах Яндекс.Вебмастера, в этом доступна опция фильтров — возле названий столбцов есть маленький значок воронки. Щелкните по нему, затем выберите нужный статус для фильтрации. То же самое можно проделать со столбцом «Стало», а также с «Датой обхода» и URL. Эта опция позволяет, например, быстро выбрать недоступные страницы для того, чтобы принять меры. Недоступные страницы исключаются из поиска.

Так можно поставить фильтр по определенному коду ответа сервера

Для удаления фильтра нажмите на значок крестика рядом с ним:

А так — удалить фильтр и вернуть все как было

Столбец URL можно фильтровать с использованием специальных символов, аналогичных тем, которые применяются для того, чтобы сузить поиск. Для этого при установке фильтра выберите пункт «Условия». Подпункт «любое из условий» аналогичен оператору «ИЛИ», а подпункт «все условия» — оператору «И» для составления сложных фильтров. Для дополнительных условий можно использовать символы «*», «@», «~», «!» (без кавычек, разумеется).

Виртуозно отыскивайте нужные страницы с помощью составных фильтров

Например, можно отобразить в фильтре все страницы сайта, в адресах которых есть строка «news», для этого надо задать условие: @news.

Еще один момент, на который нужно обратить внимание: в списке обхода отображаются все каталоги сайта. Чтобы получить доступ к статистике отдельного каталога, нажмите на адрес сайта в верхней части блока «Статистика обхода», после чего выберите нужную директорию. Этот список будет доступен только если «Яндекс» знает про эти разделы (об этом речь пойдет далее в информации о подразделе «Структура сайта»).

В «Вебмастере» можно выбрать статистику отдельного каталога, а не всего сайта

Страницы вашего сайта могут как попасть в поиск, так и исчезнуть из него, если роботу что-то не понравится. В списках этого раздела вы увидите исключенные страницы и поймете причину.

Выбирая пункты верхнего фильтра, можно посмотреть разные красивые диаграммы

Верхний блок с диаграммами и графиками покажет добавленные в поиск и удаленные (исключенные) из него страницы по датам. Переключение верхнего фильтра разделов влияет только на отображение диаграммы, а не на весь раздел.

У второго блока со списком конкретных страниц есть собственный фильтр. Именно из этого блока вы можете узнать, какие страницы не понравились роботу. Не так давно в разделе был добавлен график, визуально показывающий работу с исключенными страницами. В столбце «Статус» отобразится краткая причина недовольства робота, а нажав на многоточие справа от причины, вы увидите более подробное пояснение. Тут же «Яндекс» удобно предлагает ссылки на рекомендации и другие ресурсы, чтобы помочь вам исправить недочеты.

Знак «качества» по версии «Яндекса»

В нем отображается список каталогов вашего ресурса так, как видят их поисковые роботы. Предупреждение: увиденное в этом разделе может вас удивить. Наверняка вы и подумать не могли, что страница с конфиденциальными данными пользователей почему-то попадет в этот список и будет показывается в результатах поиска, при этом части других важных каталогов здесь вообще нет.

Почему так происходит? Ответ прост: «Вебмастер» добавляет в этот список те каталоги сайта, в которых имеется как минимум 10 страниц. Сама структура каталогов, представленная в этом подразделе, обычно повторяет древовидную структуру сайта.

Плюсик развернет каталог и покажет содержимое

Столбец «Загружено» показывает количество страниц каталога, по которым успел пройтись робот. Щелчок по цифре перекинет вас к разделу с конкретными адресами страниц. Столбец «В поиске» показывает количество страниц, которые доступны для «Яндекс.Поиска», щелчок по цифре также отобразит список адресов. Так мы сможем понять, почему некоторые страницы не отображаются в поиске, хотя известны роботу.

Как добавить каталог, которого в списке нет? Нажать кнопку «Добавить раздел» и указать путь к директории, без указания самого адреса сайта.

А как убрать из поиска нежелательные страницы, если вы вдруг их там обнаружили? Это делается через специальный файл robots.txt, который должен быть среди каталогов вашего сайта. В нем нужно прописать следующие строки:

User-agent: Yandex

Disallow: /название_каталога/

Тогда в следующий раз, когда поисковые роботы повторят обход, они прочитают ваши пожелания из этого файла и исключат директории сайта из поиска.

Нелегко прощелкать все каталоги структуры сайта, чтобы понять, как поступил «Вебмастер» с интересующими страницами. Для облегчения этого труда есть следующий подраздел.

Данный подраздел Яндекс.Вебмастера позволяет скачать таблицу со всем страницами, которые были добавлены в Sitemap сайта или на основе которых были созданы Турбо-страницы.

К каждой странице будет добавлен набор информации, содержание которой вы можете увидеть на странице подраздела:

Выгружаем все страницы, известные Яндекс.Вебмастеру

Периодически выгружая таблицу, вы сможете анализировать страницы и их наборы, чтобы принимать соответствующие решения по оптимизации.

Именно в этом подразделе «Вебмастера» вы можете вбить адрес отдельной страницы и посмотреть ее статус. Здесь все очень просто — скопируйте URL страницы в поле для ввода и нажмите кнопку «Проверить». Через несколько секунд результат отобразиться ниже. Кнопка «Подробнее» позволит просмотреть детали. Стоит иметь в виду, что на разных хостингах и для разных сайтов время обработки запроса может отличаться и занимать от нескольких минут до одного часа.

Новая возможность «Вебмастера» — добавление страницы в список отслеживания. Проверьте статус нужного URL и нажмите кнопку «Отслеживать», чтобы в будущем следить за статусом важных для вас страниц.

Узнайте, есть ли отдельная страница вашего сайта или каталог в поиске и настройте ее отслеживание на будущее

Страница, которая не отображается в результатах поиска (закрыта вами в файле robots.txt или исключена по различным причинам), все равно останется доступной для робота. Это нужно, если вы передумаете скрывать страницу или исправите ошибки и захотите провести повторную проверку. Выглядеть это будет так:

Результат проверки исключенной из поиска страницы

Отчеты о проверке сохраняются в списке, так что вы сможете быстро найти интересующую страницу в будущем и сверить результаты проверки с текущими. Для ускорения поиска прошлых отчетов воспользуйтесь значком воронки возле названия столбца «Страница и результат проверки». Для удаления отчета из списка, проведите мышью справа от кнопки «Подробнее», там появится значок креста для удаления.

Позволяет пристально следить за состоянием отдельных страниц и получать уведомления на электронную почту, если вдруг что-то изменилось. Например, вы создали новую, очень интересную, по вашему мнению, страницу на сайте и хотите контролировать ее появление в поиске. Добавьте ссылку на страницу в поле для ввода в этом подразделе и нажмите кнопку «Отслеживать».

Каждый раз при обходе сайта роботом и появлении на ней изменений вы будете получать сообщения о состоянии страницы. Они будут отображаться в этом разделе и дублироваться на указанные вами адреса. Так что, если вдруг «Яндекс» сочтет контент этой страницы некачественным, вы первыми узнаете об этом. Или страница станет недоступной из-за сбоя сервера и иных ошибок. Вы также получите уведомление.

Вот так будет выглядеть список отчетов о проверке:

«Вебмастер» оперативно уведомит вас об изменениях состояния страницы, а вы сможете быстро принять меры

Подробную информацию о причине запрета к индексации можно увидеть в желтом блоке справа от страницы.

Ссылка «Настройка уведомлений» позволяет выбрать, о каких изменениях «Вебмастер» будет вас уведомлять и каким способом. Для получения уведомлений по электронной почте, нужно задать ее в настройках, перейдя по предложенной Яндекс.Вебмастером ссылке.

Отметьте значками, какие уведомления вы хотите получать, а какие нет

Если вы пользовались «Вебмастером» раньше, то могли заметить, что «Яндекс» сделал реструктуризацию разделов сервиса, объединив одни и разделив другие. Раньше индексированию было посвящено два раздела, теперь все опции доступны в одном, часть опций, так или иначе влияющих на отображение сайта в поиске, также перенесено сюда. Подраздел «Переобход страниц» ранее располагался в меню «Инструменты». И нужен этот пункт для того, чтобы форсировать обход роботом отдельных страниц, которые нужно побыстрее проиндексировать.

Например, вы добавили какой-то новый товар в каталог или подготовили важную новость. Добавьте адрес этой страницы в список и нажмите «Отправить». Аналогичным образом можно поступить, если страница была недоступна роботу из-за сбоя сервера или других ошибок, а следующий обход еще не скоро. Обратите внимание, что в день можно отправить на переобход не больше 20 страниц.

Статус страницы отобразится в списке и может быть трех видов:

  • «В очереди» — страница ожидает посещения робота. По информации «Яндекса», заявка может обрабатываться до трех дней. Однако в некоторых случаях, это случается гораздо быстрее, например, в течение 20 минут;
  • «Ошибка» — у робота не получилось попасть на страницуу;
  • «Робот обошел» — страница успешно проиндексирована. Проверьте результат, набрав в «Яндекс.Поиске» какой-то текст с этой страницы. Для более точного поиска, возьмите этот текст в кавычки.
Впишите в поле все, что нужно побыстрее проиндексировать

Кто из владельцев веб-ресурсов не слышал про карту сайта. Этот файл позволяет поисковому роботу обходить сайт по заранее известному маршруту, заглядывая в «каждый уголок» сайта. Файл текстового или XML-формата можно сгенерировать сторонним сервисом или плагином для CMS, а потом «скормить роботу», загрузив в этот подраздел.

Конечно, робот бы и сам составил список каталогов без всякой карты. Но с ней он сделает это быстрее и лучше и не пропустит важные, динамические или глубоко запрятанные, страницы с очень длинными путями каталогов в адресе.

Вот так выглядит карта сайта, содержащая ошибки

В столбце «Статус» появится уведомление о корректности загрузки карты. Успешная загрузка будет обозначена меткой «ок», а в столбце «Число ссылок в файле» появится их количество. Изображение выше содержит пример некорректной загрузки карты, это видно по значку восклицательного знака в треугольнике. Нажатие на него покажет дополнительную информацию, а сам значок станет насыщенного розового цвета.

Относительно новый раздел Яндекс.Вебмастера, в котором вы сможете улучшить обход страниц своего сайта с помощью счетчиков Яндекс.Метрики. При этом роботу будет проще узнавать о появлении новых страниц, поскольку они автоматически отслеживаются «Метрикой». Просто установите её счетчик на сайт и настройте связь в данном подразделе.

В «Вебмастере» мы настроили связь и обход страниц с помощью Яндекс.Метрики

Если ваш сайт использует зеркала (например, для http и https), то здесь вы можете разделить адреса путем отклеивания неглавного зеркала. Для этого необходимо, чтобы сайты ранее были добавлены в группу зеркал. Отклейка зеркала без использования данного модуля обычно занимает несколько недель. Если же вы хотите разделить сайты быстрее, перейдите в подраздел и нажмите на «Применить».

После нажатия на «Применить» сайты на http и https станут отображаться в «Вебмастере» раздельно друг от друга

Воспользуйтесь этим подразделом, если ваш сайт сменил доменное имя. Только прежде новое имя нужно добавить в «Вебмастер» и подтвердить на него права. Зачем еще может понадобиться этот раздел:

  • вы сменили протокол сайта с http на https (может понадобиться действительный сертификат безопасности);
  • вы хотите, чтобы в поиске сайт отображался с www или без него;

Выберите нужный домен из списка и отметьте галкой нужную опцию. Пример того, как будет выглядеть новый адрес сайта, отобразится ниже жирным шрифтом. Если все устраивает, нажимайте кнопку «Сохранить» и ожидайте результатов проверки. Проверка может занять до двух недель.

Добавление нового главного зеркала сайта

Позволяет регулировать частоту того, как робот делает запросы к сайту. Если вы находите, что стандартный алгоритм обхода Яндекс по каким-то причинам тормозит работу вашего сайта, то можете настроить скорость обхода вручную. Экспериментировать с этим стоит со знанием дела. Обратитесь для начала к системному администратору, чтобы вместе сделать выводы относительно целесообразности настройки данного параметра.

В этом подразделе Яндекс.Вебмастера вы можете настроить скорость обхода сайта роботом самостоятельно

Яндекс.Вебмастер с недавнего времени помогает вам управлять индексированием страниц сайта, на которых контент отображается через JavaScript. Это может быть необходимо, если на сайте не реализован SSR (Server-Side Rendering) или пререндеринг, и бот не «видит» автоматически весь контент.

В разделе можно настроить возможности робота. По умолчанию включено «На усмотрение робота» — он самостоятельно определит, выполнять ли JavaScript-код на странице. Он может сравнить страницу с JS и без, и определить, какая из них будет лучше отображаться для пользователя.

Новый подраздел «Рендеринг страниц JavaScript» позволит вам управлять индексацией страниц, написанных с использованием этого языка

Рекомендовав роботу рендеринг, вы можете заставить его принудительно видеть только JS-версию страницы. Третий вариант на скриншоте исключает рендеринг со стороны робота, чтобы ускорить работу сайта.

Здесь же можно проверить как выглядят страницы вашего сайта с JavaScript и без — попробуйте все режимы и выберите наилучший вариант для индексации.

На май 2023 года раздел еще находится в бета-тестировании. Если вы публикуете новые материалы на сайт достаточно часто и хотите, чтобы они быстрее и раньше других были проиндексированы, воспользуйтесь данным инструментом.

Загрузите фид и Яндекс.Вебмастер позволит лучше отображать новые материалы в поисковой выдаче

Загрузите RSS-фид со свежими материалами, вся информация по его реализации есть в справке. Так Яндекс.Вебмастер сможет быстрее актуализировать контент в выдаче, и пользователи увидят его в нужное время без долгих ожиданий.

Здесь вы можете посмотреть и настроить элементы, которые разнообразят и выделяют сниппет выдачи вашего сайта. Это могут быть как целые карточки (рецепты, ответы), так и картинки, ссылки, информационные блоки.

Разнообразные возможности для выделения сайта на этапе показа сниппета

В правой части показаны те возможности, которые ваш сайт уже использует. Нажмите на любую из остальных, чтобы узнать как добавить новый элемент в сниппет. Чем он актуальнее и больше соответствует желаниям аудитории, тем выше шанс внимания и клика.

Здесь отображаются ссылки, которые можно увидеть под основной карточкой сайта в выдаче. Чаще всего это основные разделы, ссылки на информации о компании и контактах. Настраиваются быстрые ссылки автоматически, а вот в «Вебмастере» вы можете отключить их показ в сниппете.

Здесь вы можете настроить регионы, которым принадлежит ваш сайт. Их можно взять из Яндекс.Бизнеса, а можно задать в самом «Вебмастере» – от страны до города. Это позволит лучше индексировать ресурс, если он привязан к определенному региону.

Если вы предлагаете на сайте товары (интернет-магазин) или услуги, их можно выводить в специальном блоке поисковика Яндекса в виде отдельных сниппетов.

Для этого существует раздел «Товары и предложения». В нем вы можете загрузить фид с данными о товарах на сайте, из которого будут сформированы карточки для выдачи.

В подразделе «Источники данных» показана работа текущих фидов, ошибки в сборе данных и прочая сопроводительная информация. В подразделе «Сводка» можно увидеть статистику работы карточек ваших предложений.

Задача каждого сайта — как можно дольше продержать на нем посетителя, предлагая ему все новые и новые статьи, переводя с одной на другую посредством внутренних ссылок (перелинковки). Чем больше ссылок вы ставите, тем сложнее становится за ними уследить при изменениях, удалении или переносе страниц в архив. На этот случай у «Вебмастера» тоже есть инструмент. Все неработающие ссылки, которые ведут с одних страниц вашего сайта на другие, отобразятся в подразделе «Внутренние ссылки». Отслеживайте их и вовремя исправляйте, иначе пользователи будут уходить с вашего ресурса, наткнувшись на неработающий раздел, что негативно скажется на показателе отказов.

Вот так выглядит этот подраздел. Клик по выпадающему списку «Неработающие ссылки» покажет причины для сортировки списка.

Так можно просмотреть все причины неработающих ссылок и выбрать только нужную категорию для анализа

Когда кто-то ссылается на ваши статьи на своих сайтах, информация отображается в подразделе «Внешние ссылки» с указанием адреса и текста ссылки. Здесь нужно отслеживать, работают ли страницы, на которые ведут ссылки, а также можно просмотреть ИКС ресурса. Как и в других разделах, доступен выбор периода, различные фильтры и сортировка по заголовкам столбцов.

В разделе внешних ссылок видно, кто вас цитирует и с какого времени

Сравнительно новый инструмент, показывающий нерабочие ссылки на вашем сайте: внешние, внутренние и исходящие. Увидев здесь проблемы, вы всегда сможете оперативно на них среагировать и устранить проблемы-404, влияющие на поисковую выдачу негативно.

Устранять ошибки-404 нужно своевременно, иначе рейтинг сайта может быть понижен

Два новых раздела — «Турбо-страницы для контентных сайтов» и «Турбо-страницы для интернет-магазинов» активно начали развиваться в 2020 году. С учетом современных требований пользователей к сайтам, Яндекс пришел к выводу, что использование специальных быстро загружаемых страниц позволит улучшать ситуацию с качеством сайтов. Настроить такие Турбо-страницы можно в соответствующих разделах. Они имеют примерно одинаковое содержание по подразделам, поэтому обозревать их будем вкупе. Отличие интернет-магазинов только в том, что в них будут использоваться карточки товаров.

В данном подразделе «Вебмастер» рассказывает о преимуществах технологии Турбо-страниц и предлагает сравнить скорость загрузки обычной и турбо-версии.

Если вы еще не пришли к выводу о преимуществах использования Турбо-страниц, то «Вебмастер» вам их объяснит

Использовать такие страницы или нет — решать вам, но качество сайта у Яндекса сегодня построено на использовании технологии «Турбо» в том числе. Об этом мы писали выше в разделе с показателем качества сайта ИКС.

Маркетологи отмечают, что на начальном этапе становления Турбо-страниц их использование позволяло добиться положительных результатов при работе с мобильными посетителями сайтов, но сегодня многие ресурсы уже перешли на адаптированные версии обычных страниц, и преимущества турбо-аналогов на этом фоне теряются. Всё-таки содержательность облегченных версий гораздо ниже, а визуальные качества и вовсе слабы по сравнению с полными версиями.

Информацию о том, как подключить Турбо-страницы, ищите в следующем подразделе «Как подключиться»: она ведет в соответствующий раздел Яндекса с инструкциями.

Если вы уже используете Турбо-страницы, то в этом подразделе Яндекс.Вебмастера сможете увидеть статистику их работы и другую полезную информацию. К ней, в частности, относится блок «Страницы без Турбо-версий», где показаны наиболее популярные страницы сайта, к которым также неплохо было бы применить технологию Турбо.

Всё, что вы хотели бы знать о работе ваших Турбо-страниц

Здесь же можно увидеть рекомендации к страницам, следуя которым вы в перспективе улучшите качество сайта и трафика.

Чтобы Турбо-страницы работали на сайте, их можно загрузить из единого источника. Яндекс.Вебмастер предполагает два способа загрузки: ссылкой на RSS-файл для контентных сайтов или интернет-магазинов (шаблоны файлов будут разниться) или через API Яндекса. Второй способ разработан для крупных сайтов, для его использования вам необходимо будет получить и использовать индивидуальный токен. Зато такой способ предполагает загрузку до 10 000 элементов.

Первый способ проще, хотя и предполагает загрузку только 1000 элементов. Используйте RSS-файл согласно инструкции по подключению, а информация о подключении источника отобразится в нижней части подраздела.

RSS-файлы источников для Турбо-страниц сайта подключены успешно

Вы можете выгрузить весь список загруженных страниц в CSV-формате, для этого воспользуйтесь кнопкой в правом нижнем углу экрана.

Здесь, как понятно из названия, хранятся всевозможные настройки для работы с Турбо-страницами. Список довольно объемен и останавливаться на каждом пункте подробно мы не будем. Чаще всего содержание подраздела понятно из его описаний при открытии. Вот краткое описание настроек:

  • Главная страница. Здесь вы можете автоматически сформировать главную Турбо-страницу;
  • Реклама. Автоматическая настройка рекламных блоков в РСЯ, ведущих на Турбо-страницы вашего сайта. Удобно для создания большой рекламной кампании с индивидуальными баннерами, привлекающими внимание.
  • Автоматическая лента рекомендаций. Показывается пользователю после главной страницы и содержит ссылки на рекомендованные статьи на сайте. Здесь вы сможете настроить её внешний вид.
  • Авторизация. Здесь можно настроить авторизацию пользователя через Турбо-страницы. С недавних пор такая возможность в «Вебмастере» также имеется.
  • Комментарии. Настройки для системы комментирования материалов на страницах.
  • Поиск. Стандартный модуль поиска по сайту, который с Турбо-страницы направляет запросы на основной ресурс и выдает пользователю искомое.
  • CSS. Настройки внешнего вида страниц с помощью языка разметки.
  • Меню. Здесь можно создать меню доступа с главной Турбо-страницы на другие, или на важные разделы сайта.
  • Кастомизация. Настройте здесь шапку страниц, логотип, цвета и шрифты.
  • Обратная связь. Позволяет настроить виджет обратной связи.
  • Веб-аналитика. Собирайте статистику посещений Турбо-страниц с помощью систем веб-аналитики. В этом разделе настроек вы сможете указать счетчики известных систем, например Метрики или даже Google Analytics:
Настраиваем аналитику Турбо-страниц на разные счетчики, включая конкурентские
  • Доступ. Настройки доступа для файла с данными для формирования Турбо-страниц — логин и пароль администратора.
  • Пользовательское соглашение. Настройте здесь соглашение для пользователя, в согласии с которым он будет передавать вам свои данные и пользоваться сайтом.
  • Турбо на десктопе. Раздел настроек в бета-версии (на начало 2021), позволяющий создавать специальные Турбо-страницы для настольных компьютеров.

Как видите, Турбо-страницы развиваются и настроек для их использования становится всё больше. Это позволяет развернуться и создавать действительно качественные «быстрые страницы» для охвата пользователей на мобильных устройствах и слабых компьютерах.

В данном подразделе «Вебмастера» можно подключить к Турбо-страницам комментарии, чтобы дать пользователям возможность сразу выразить своё мнение удобным способом. Это улучшает поведенческие факторы страниц, а контент-менеджерам позволяет публиковать интересный контент и проводить работу над ошибками. Особенно интересна такая возможность будет для владельцев блогов или сайтов с полезными для аудитории статьями.

Подключите здесь комментарии к вашим Турбо-страницам

Яндекс.Вебмастер позволяет производить отладку Турбо-страниц, для этого введите их код RSS или CSS в поле и ждите результат проверки. По умолчанию в подразделе отображается пример кода, не содержащий ошибок. Справа вы можете увидеть как будет выглядеть страница, при этом на неё автоматически назначается шапка из созданных вами логотипов.

Отладка Турбо-страниц в Яндекс.Вебмастере позволит избежать ошибок в их формировании

Когда ваш сайт уже будет содержать набор работающих Турбо-страниц, в данном подразделе вы сможете увидеть все их проблемы и рекомендации по улучшению. Раздел работает аналогично основной диагностике для обычных страниц, здесь вы видите различные типы ошибок (если таковые имеются) и рекомендаций.

Вы также можете настроить уведомления относительно ошибок в Турбо-страницах, для этого воспользуйтесь кнопкой с шестеренкой в левом верхнем углу.

Проблем в Турбо-страницах не обнаружено, но можно создать больше таких страниц

Для интернет-магазинов с товарами будут доступны специальные товарные сниппеты и галереи. Для их использования необходимо будет загрузить соответствующий RSS-файл в качестве источника или выбрать соответствующий токен API Яндекса.

Как товарные галереи будут потом выглядеть, всегда можно увидеть в подразделе «О технологии» для Турбо-страниц интернет-магазинов.

Примеры товарных Турбо-страниц в «Вебмастере»

В целом такое представление выглядит неплохо, но дизайн, как вы видите, для вас и ваших конкурентов будет мало чем различаться, поэтому активное использование Турбо-страниц рекомендуем производить уже после того, как основной сайт будет доведен до оптимального состояния.

Обратитесь к разделу «Инструменты», если нужно быстро проанализировать техническое состояние сайта. Почему это важно — сбои в техническом состоянии приводят к резкому снижению трафика, недоступности сайта и прочим проблемам, которые позже могут вылиться в исключение сайта из поиска. Все прочие разделы направлены, в основном, на коррекцию маркетингового представления сайта в поиске, однако, она не поможет, если сайт содержит технические ошибки.

Практически все функции из этого раздела не потребуют от вас каких-либо усилий, кроме нажатия кнопки проверки, но часть ошибок этим вам удастся выловить, так что не пренебрегайте полезными инструментами.

«Вебмастер» сам загрузит файл robots.txt из корневого каталога сайта и начнет его анализировать на наличие ошибок после того, как вы нажмете кнопку «Проверить». Если ошибок нет, то в результатах проверки так и будет написано «0 ошибок». Однако, это не все, зачем нужен этот раздел. В файле robots.txt можно (и нужно) запретить индексирование тех секций или страниц сайта, которые не должны показываться в поиске и которые не должны видеть другие люди (конфиденциальная информация, данные из корзины покупателя, платежные данные, административная часть сайта). Пропишите эти страницы в строке Disallow. Строка Allow, напротив, разрешает индексирование.

На скриншоте показан целый пул запрещенных страниц, в основном связанных с платежными системами, используемыми на сайте для оплаты услуг.

Пул запрещенных страниц, в основном связанных с платежными системами, используемыми на сайте для оплаты услуг

Блок в нижней части позволяет проверить, индексируется ли какая-то отдельная страница или каталог или же нет. Укажите интересующие вас страницы списком в столбец и нажмите кнопку «Проверить». Результат нужно трактовать следующим образом: зеленая галка рядом с адресом страницы показывает, что индексирование разрешено, а красный шрифт говорит о запрете показа страницы.

Так можно быстро проверить отдельные страницы на доступность

Чтобы помочь поисковой машине обойти все страницы вашего сайта и ничего не пропустить, загрузите карту сайта в этот раздел. Карту можно сгенерировать различными сторонними сервисами или плагином CMS (например, плагин Yoast SEO для Wordpress способен генерировать карту). Затем выберите один из предложенных вариантов загрузки — в виде текста, ссылки или XML-файла и нажмите «Проверить». Результат увидите ниже.

Так выглядит идеальная карта сайта

Посетите этот раздел, чтобы проверить, правильно ли настроен сервер, на котором хостится ваш сайт. Две основные проблемы, почему это может быть важно:

  • на сервере может быть сбой, и если вы показываете рекламу в это время, ведущую на ваш сайт, вы потеряете очень много денег на безрезультатных кликах;
  • сайт может быть доступен для людей, но невидим для поисковых роботов, тогда проверка вернет некорректный ответ.

Введите адрес сайта в поле и нажмите «Проверить». Результат отобразится ниже. Если он содержит «200 ОК» — значит, все в порядке. Другой код ошибки должен заставить вас задуматься и все перепроверить.

Но это проверка только основным роботом «Яндекса». Загляните в список, указанный на скриншоте и пройдите проверку на доступность другим роботам. Стрелкой на скриншоте указано техническое название робота, по которому его действия можно отследить в логах сервера, т. к. есть ряд роботов, которые маскируются под роботов «Яндекса», но на самом деле ими не являются.

Не забудьте проверить доступность сайта различным роботам, а результаты будут видны ниже

Что еще можно посмотреть в этом разделе «Вебмастера»:

время ответа сервера — в норме должно быть до 500–1000 мс (но лучше 200 или 300 мс);

IP-адрес сайта;

тип веб-сервера на хостинге.

Вы удалили страницу сайта или забыли прописать запрет на индексацию в файле robots.txt, и нужно быстро исправить ситуацию? Воспользуйтесь этим инструментом. Пропишите в строке адрес страницы и нажмите «Удалить». Страница будет удалена только из поиска, но не с сайта.

Страница будет удалена только из поиска, но не с сайта.

Важнейший раздел Яндекс.Вебмастера — проверка мобилопригодности сайта. Конечно, в настоящее время многие фреймворки для разработки сайтов позволяют делать адаптивный дизайн, который сам подстраивается под размер экрана устройства. Готовые платформы тоже сразу создают версию под смартфоны и планшеты. Но проверить все равно будет не лишним, вдруг ваш разработчик решил не заморачиваться на этот счет и просто создал очень уменьшенную копию вашего сайта с совершенно нечитаемыми шрифтами или ускользающими элементами интерфейса, горизонтальной прокруткой или слишком большими для мобильных устройств всплывающими окнами, которые никак не закрыть. А ведь так глупо потерять из-за этого важного клиента.

Пропишите название сайта в поле для ввода и нажмите «Проверить», а потом любуйтесь на результат.

Проверка мобильных страниц

Всем тем, чьи сайты участвуют в различных партнерских программах, периодически приходится передавать «Яндексу» какие-то данные (например, риэлторские агентства грузят списки жилых объектов в сервис «Яндекс.Недвижимость»). Для удобства обмена информацией используется специальный файл под названием «XML-фид», который позволяет автоматически передавать большой объем данных в партнерские сервисы и на доски объявлений из вашей базы данных.

Файл можно сгенерировать сторонними сервисами, плагинами для CMS или вручную с помощью вашего разработчика сайта. А данный подраздел «Вебмастера» под названием «XML-валидатор» позволяет проверить файл на соответствие требованиям «Яндекса». Это нужно делать всегда, прежде чем загружать файл в соответствующий сервис.

У каждого сервиса «Яндекса», для которого генерируется XML-фид, свои требования к нему. Поэтому сначала выберите нужный сервис, а затем загрузите сгенерированный XML-файл. Сделать это можно тремя способами: обычной загрузкой файла, указанием ссылки на него или непосредственно скопировав сам текст файла в окно валидатора. Затем нажмите кнопку «Проверить».

Выберите партнерский сервис из предложенных, потом способ валидации

Обратите внимание, что данный подраздел только проверяет файл на правильность, но не передает его в партнерский сервис, передачу нужно настраивать в самом партнерском сервисе.

Этим инструментом следует воспользоваться для проверки разметки вашего сайта на ошибки. В отличие от других известных валидаторов семантической разметки, которыми пользуются вебмастера (например, validator.w3.org), этот инструмент учитывает наличие микроразметки и не считает ее за ошибку, а также знает о требованиях сервисов «Яндекса» и позволяет проверить данные на соответствие им.

Вставьте веб-адрес страницы в поле для проверки или скопируйте HTML-код и нажмите «Проверить». Результат отобразится ниже.

Чтобы посмотреть, как работает сервис, «Яндекс» предлагает примеры, просто нажмите на них, затем на «Проверить».

Проверка примера, заготовленного «Яндексом»

Новый подраздел Яндекс.Вебмастера, позволяющий проверить наличие у сайта сертификата национального удостоверяющего центра. Это может быть полезно, если у сайта был отозван сертификат международного НУЦ, что характерно для ситуации 2022 года и далее.

Получить сертификат можно на портале «Госуслуги», а проверить наличие — в данном блоке.

Об этом разделе «Вебмастера» мы уже неоднократно говорили во время разборов предыдущих модулей. Всё дело в том, что многие из них так или иначе ссылаются на этот подраздел настроек, где можно оперировать различными типами уведомлений и адресовать их разными способами.

Для чего служат разные типы уведомлений, догадаться несложно. Остается только выбрать, как вы планируете получать их — в сервисе (блок в шапке), почтой на указанный сверху адрес, или в виде пушей. Чем важнее для вас показатель, тем активнее используйте уведомления о его изменении. Для критических параметров, таких как фатальные проблемы, лучше использовать все три способа.

Настраиваем отправку уведомлений о сайте в «Вебмастере»

Если сразу несколько пользователей работают с Яндекс.Вебмастером или хотят получать уведомления о работе сайта, то придется делегировать права доступа. Для этого был создан этот раздел.

Как можно увидеть на скриншоте ниже, один администратор может выдавать права нескольким пользователям напрямую. При этом также можно использовать записи DNS, для чего требуется код подтверждения.

Чтобы отобрать доступ, нажмите на «Сбросить права» справа от соответствующей записи. Делегировать права можно в нижней части раздела, куда нужно ввести логин пользователя в Яндексе и нажать на одноименную кнопку.

В своем «Вебмастере» будущий пользователь должен добавить сайт, на который он получает права

Данный модуль «Вебмастера» относится к разделу обхода страниц с помощью счетчика «Метрики». Здесь вы добавляете счетчики, установленные на сайте, чтобы связать их с процессом обхода. Делается это в два клика, так что описывать процесс подробно не будем.

Нажмите «Добавить счётчик», чтобы привязать «Метрику» к «Вебмастеру»

Если вы хотите показывать индекс качества сайта на его страницах, то можете использовать специальный код, выводящий иконку ИКС в футере. Здесь же можно кастомизировать внешний вид этой иконки.

Специальный код, выводящий иконку ИКС в футере

В этом разделе удобно собраны ссылки на другие сервисы «Яндекса», которые могут пригодиться компаниям для продвижения и организации деятельности.

Пакетные предложения для разного типа бизнеса, который владельцу сложно или не хватает времени развивать самостоятельно. Специалисты «Яндекса» дают рекомендации по подключению к полезным сервисам, которых у компании становится всё больше. Поскольку «Яндекс» активно развивается и вкладывается в эти сервисы, то пробовать работать с ними будет как минимум интересно любому представителю бизнеса.

Множество сервисов для роста бизнеса не только в Интернете

Решения для увеличения конверсии различных модулей и разделов на вашем сайте. Все они бесплатны и потребуют базовых знаний в программировании, поэтому если ваш сайт не поддерживается на должном уровне, то вы всегда можете воспользоваться готовыми решениями от «Яндекса».

Бесплатные сервисы упростят работу сайта и сделают его более приятным для пользователя

Добавьте свою организацию в каталог «Яндекса», чтобы вас могли найти ваши клиенты. Сервис позволяет отслеживать статистику просмотров информации о вашей компании, добавлять фотографии и общаться с клиентами через отзывы и ответы на них.

Сервис позволяет отслеживать статистику просмотров информации о вашей компании, добавлять фотографии и общаться с клиентами

Корпоративная почта от «Яндекса» работает на уже зарекомендовавшей себя технологии и позволяет использовать свои домены для почтовых ящиков. Сервис платный, но отдельными частями можно воспользоваться и бесплатно первые 6 месяцев.

Чтобы не держать у себя почтовые серверы, вы можете воспользоваться почти безграничными возможностями «Яндекса» за скромную плату

Три волшебные буквы знакомы всем, кто настраивал рекламу в «Яндексе». Баннеры, «догоняющие» пользователя на разных сайтах и предлагающие то, что он искал ранее — это «дело рук» рекламной сети «Яндекса» (РСЯ). Этот сервис предлагает «сдать» место на вашем сайте, в приложениях или в видеороликах под рекламу и получать с этого доход.

Только не увлекайтесь дополнительным доходом, пользователи обходят стороной сайты с обилием рекламы

Это дает охват большой аудитории. Материалы рекламной сети Яндекса видят 96 000 000 пользователей в месяц. Среди них точно есть те, кто заинтересуется вашим продуктом. Так что стоит уделить ему особое внимание. Мы в TexTerra можем сделать это за вас и запустим для вас эффективную рекламу в РСЯ».

По сути бесплатная CRM от «Яндекса», позволяющая работать с клиентской базой: привлекать, удерживать и распределять сотрудников. Некоторые сервисы находятся в режиме бета-тестирования, но вы уже можете попробовать использовать этот сервис, чтобы потом стать первопроходцами нового модного инструмента.

Не обошелся «Яндекс» и без своей CRM

Второй аналитический сервис «Яндекса», помимо «Вебмастера», который нужно срочно подключить, чтобы наблюдать за происходящим на ресурсе. Сервис покажет информацию о посещаемости сайта и даже позволит просмотреть, что именно делал пользователь на сайте, куда нажимал и до какой страницы не дошел, через инструмент «Вебвизор».

Контролируйте не только ваш сайт, но и ваших посетителей

Настройте рекламную кампанию в «Яндекс.Директ» и получайте только нужных вам клиентов, анализируйте кликабельность ключевых слов и прогнозируйте рекламный бюджет.

Без «Директа» сегодня никуда

Чтобы не разрабатывать свои модули авторизации для пользователей на сайте, можно использовать подключение к данному сервису, ссылка на который также есть в Яндекс.Вебмастере. «Паспорт» позволяет авторизоваться на вашем сайте через «Яндекс», логин от которого сегодня есть у большинства русскоязычных пользователей. Удобно и доступно для обеих сторон.

Один небольшой код на сайте заменит целый набор кодов для процедуры авторизации, а регистрация пройдет легко и быстро

Разработанные в качестве конкуренции известному аналогу от Google, данные формы также позволяют проводить анкетирование, опросы и получать регистрационные данные ваших пользователей. Конструируйте опросники в бесплатном модуле и встраивайте их прямо в страницы сайта.

Нужен опрос? Используйте Яндекс.Формы!

Есть у «Яндекса» и система постановки задач распределенным сотрудникам. Если ваш бизнес уже перерос формат «до 10 сотрудников», то можете смело пробовать это решение. Возможно, оно покажется даже более удобным, чем множество известных аналогов.

Управляйте сотрудниками централизованно с помощью трекера от «Яндекса»

Создав трекер, «Яндекс» также замахнулся на собственную облачную платформу разработки. Если вы уже используете другие сервисы от этой компании, то можете попробовать внедрить и этот —удобно, когда все сервисы связаны единым разработчиком. Объяснять возможности «Облака» довольно долго, так что если вы управляете сложной разработкой, то сможете оценить их самостоятельно.

Облачная среда разработки от «Яндекса»

Еще один новый мощный сервис для разработки, который направлен на сбор и разметку большого количества данных для машинного обучения и похожих задач. Работаете с Big Data? Рассмотрите возможности «Толоки».

Самые глобальные задачи также поддерживаются бизнес-сервисами от «Яндекса»

Если ваша компания уже есть на карте от «Яндекса», то стоит воспользоваться дополнительными возможностями для её визуального выделения и рекламирования. Чтобы подключиться к этой рекламной системе, воспользуйтесь ссылкой в «Вебмастере» и оставьте заявку на сотрудничество с «Яндексом» по рекламе.

Хотите выгоднее выглядеть на «Яндекс.Картах»? Оставьте заявку в рекламном разделе

Теперь в ваших руках есть все инструменты, чтобы наилучшим образом контролировать поток посетителей, оптимизировать ваш сайт и получать много довольных клиентов.

Читайте также:

Ранжирование Google и «Яндекс»: что это и как работает

Как использовать новую «Яндекс.Метрику»: подробное руководство для начинающих

96 причин не хоронить SEO – чек-лист по оптимизации сайта

Поделиться статьей:

Новое на сайте

26 апр 2024
254
50% россиян предпочитают получать рассылки компаний в мессенджерах

Разбираемся, так ли это и стоит ли использовать рассылки в маркетинге — и какие именно.

26 апр 2024
132 530
30 готовых преимуществ вашей компании для сайта или лендинга

А на сайте вашей компании есть раздел «Почему мы» или «Наши преимущества»? 

26 апр 2024
146 204
Как создать интернет-магазин с помощью WordPress и WooCommerce – подробный гайд

Наше подробное руководство научит вас работать с этой платформой и поможет создать интернет-магазин.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.