Профессиональный праздник — хорошая возможность поиронизировать над собой.


25 октября отмечается день маркетолога. Поздравляем всех и себя! Как ни забавно, но именно в этот день 48 лет назад в СССР появилось Управление по маркетингу и рекламе при Министерстве внешней торговли СССР. Но само понятие, конечно, появилось значительно раньше и не у нас.

Кто придумал слово «маркетинг»

Слово «маркетинг» (marketing) происходит от английского market — «рынок». Название отражает суть этого ремесла — “организация производства и сбыта продукции основанная на изучении потребности рынка в товарах и услугах” (Oxford Languages).

Понимание того, что вещь или услугу надо как-то продавать, существует с древних времен. Но только недавно маркетинг стал играть ключевую роль в продажах. Если раньше можно было просто сделать хороший товар и его бы обязательно кто-то купил, то сегодня без грамотного маркетинга не удастся выгодно продать даже невероятно мощный смартфон или очень красивую машину.

Использовать слово «маркетинг» люди начали менее 150 лет назад. Датой появления термина marketing как искусства привлечения клиентов для продажи товаров можно считать 1897 год. В этом году он был использован в научной работе для обозначения деятельности компании по реализации товаров. Слово прижилось достаточно быстро и уже в 1901 году в нескольких престижных университетах США — Гарвардском, Иллинойском и Мичиганском — запустили первые курсы по маркетингу. Они были сосредоточены главным образом на создании рекламных кампаний и приемах эффективного сбыта товара.

Кто стал первым маркетологом

Доподлинно неизвестно. Но люди, занимающиеся сбытом товаров, появились в Европе много веков назад. Они ездили по городам и деревням и предлагали купить товары “от производителя”.

Позже часть функций современных маркетологов взяли на себя сами бизнесмены — они договаривались о размещении рекламных материалов в газетах, на радио и так далее. Можно сказать, что штатные маркетологи именно в современном качестве появились на службе у крупных компаний после того, как маркетинг получил свое имя и этому ремеслу стали обучать в университетах США.

От производства к взаимоотношениям: маркетинг с древности и до сегодня

Существует несколько теорий, которые делят историю маркетинга на периоды. Меньше всего противоречий из них вызывает модель Рональда Фуллертона. В ней ученый делит всю историю маркетинга на четыре эпохи. Первая называется эпохой предшественников. Границы этой эпохи Фуллертон очерчивает примерно с 1500 по 1750 годы. Маркетинга как такового в то время не существовало из-за дефицита товаров, у людей были личные подсобные хозяйства, которые делали их самодостаточными. Торговля казалась делом подозрительным и в экономике наблюдался низкий уровень потребления.

Но уже в этот период началось зарождение маркетинга. В 1450 году Иоганн Гутенберг изобрел первый печатный станок. Это изобретение не только позволило массового производить книги, но и распространять листовки и брошюры с рекламой товаров. Уже в 1472 году в Лондоне появилась первая реклама — объявление о продаже молитвенника, которое повесили в местной церкви.

С 1600-х годов распространение листовок и объявлений вошло в моду по всей Англии, а затем распространилась по Германии и Франции. В это время в европейских странах также начинают активно распространяться газеты, напичканные рекламой — некоторые издания посвящали объявлениям более половины полос.

Вторая эпоха — эпоха истоков — начинается с 1750 года и продолжается до 1870-го. В это время наблюдается резкое увеличение населения городов, рост спроса на различные товары и услуги, а также рост производства. Поэтому бизнесмены стали уделять больше внимания тактикам убеждения, чтобы стимулировать спрос.

Кстати, в этот период появляются первые недобросовестные маркетологи, которые используют телеграф для распространения того, что сегодня называется спамом. Например, люди получали рекламу услуг дантиста. Тогда же предприимчивые граждане начинают сдавать в аренду рекламные щиты, предрекая собой эру билбордов, популярных и по сей день.

Третью большую эпоху Фуллертон определяет как период институционального развития, который длился с 1850-го по 1929-й год. В это время появляются первые крупные институты маркетинга и данное искусство формируется в том виде, в котором мы видим его сегодня. В это время появляется первая видеореклама — изобретатели кинематографа братья Люмьер в 1896 году снимают 40-секундный ролик мыла Sunlight по заказу фирмы Lever Brothers. Как мы уже отметили ранее, в этот период также появляются первые курсы маркетинга и начинают выпускаться первые маркетологи. Наступает расцвет радиорекламы.

В теории Фуллертона также выделяется четвертый период, в котором мы находимся сейчас – он называется эпохой совершенствования и формализации. Сам ученый определил его как период совершенствования принципов и тактик, разработанных на третьем этапе. Его можно считать «высшей ступенью эволюции» маркетинга. Из печати, аудио- и ТВ-рекламы маркетинг начал перемещаться в интернет. Конечно, мы до сих пор видим билборды и рекламные полосы на страницах газет, но интернет явно вытесняет остальные каналы продвижения — опросы показывают, что в 2020-2021 годах доля digital в общей структуре маркетингового бюджета уже составляет почти 50%. С каждым годом эти цифры растут, а технологии продвижения развиваются, поэтому высока вероятность того, что в будущем маркетинг практически полностью перейдет из оффлайна в онлайн.

Царская реклама: маркетинг до революции. 2 сюжета

Официально маркетинг в СССР появился в 1975 году, но, конечно, он существовал и до революции. Одними из первопроходцев маркетинга в нашей стране стали братья Лев и Яков Крахмальниковы. Продукцию доставшейся им от отца по наследству кондитерской фабрики они изменили до неузнаваемости благодаря неожиданным для того времени ходам и позиционированию.

Так, братья впервые поставили автоматы с натуральными леденцами — их делали из яблочного, персикового, вишневого и других соков. А еще они придумали делать продукты с этикетками, на которых изображены женщины из разных стран. Серия так и называлась «Типы женщинъ всѣхъ странъ». Смелый ход привлек внимание потребителей, и во многом позволил фабрике процветать до Первой мировой войны и революции, после которых производство у братьев отобрали большевики.

Типы женщинъ всѣхъ странъ

Интересные методы маркетинга использовали и российские производители водки. Например, предприниматель Николай Шустов, решив зайти на рынок водки в 1863 году, быстро понял, что нужно выделиться из сотен таких же производителей. Тогда он стал подсылать в трактиры специальных «проплаченных» людей, которые заходили в заведение и громко требовали налить им «шустовской водки». Нередко они устраивали драки, и их забирали в полицию. Шустов, однако, выручал «рекламщиков» и щедро оплачивал их труд. Трактиры, которые до этих пор не слышали ничего о шустовской водке, стали массово закупать ее.

На десерт: мемы об интернет-маркетологах

Большая часть маркетинга сегодня перешла в интернет. Но легче работать от этого не стало. Маркетологи сталкиваются со множеством проблем при запуске рекламных кампаний и работе с клиентами. Мы собрали лучшие мемы о коллегах в галерее:

мемы об интернет-маркетологах
мемы об интернет-маркетологах
мемы об интернет-маркетологах
мемы об интернет-маркетологах
мемы об интернет-маркетологах
мемы об интернет-маркетологах
мемы об интернет-маркетологах
мемы об интернет-маркетологах
мемы об интернет-маркетологах

День маркетолога

День Маркетолога

День Маркетолога

День Маркетолога

День Маркетолога

День Маркетолога

День Маркетолога

День Маркетолога

День Маркетолога

Читайте также:

«Я – маркетолог, я так вижу!» Проверь, как видишь ты

Каким должен быть идеальный маркетолог в цифровую эпоху

Две трети маркетологов используют ChatGPT. Узнали, для чего

#
SMM Реклама Продвижение
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.