Скорость загрузки сайта может вызвать целый ряд проблем: проблемы с индексированием новых страниц, «глюки» на сайте, ошибки в веб-аналитике и другие технические сбои. Все это может повлиять на развитие сайта в долгосрочной перспективе и сказаться на его ранжировании в поисковиках. Сегодня узнаем, как разобраться в отчетах Google Analytics, связанных со скоростью загрузки, и сделать из них корректные выводы.

Как проверяет скорость загрузки большинство начинающих вебмастеров? Правильно – никак. Иногда просто забывают, иногда не считают нужным. В лучшем случае вводят домен в Speed insights и в итоге бьют тревогу при результате в 20–40 баллов.

Во-первых, проверять нужно не только главную, но и другие страницы сайта. Делать далеко идущие выводы, получив данные только по 1 странице, не следует.

Во-вторых, оценка Speed insights является условной. Cама загрузка включает в себя несколько основных стадий. На каждую из них могут отрицательно повлиять и второстепенные факторы. Например, устаревшее железо смартфона или его же недостаточно быстрое соединение с интернетом.

В-третьих, любые отчеты нуждаются в детальном анализе. Их нельзя трактовать однозначно. Давайте разберемся как раз с последним пунктом.

Navigation Timing – инструмент Google Analytics

Для отслеживания времени загрузки Google использует стандартизированный показатель Navigation Timing. Эту функцию поддерживают практически все браузеры.

Главное преимущество GA (Google Analytics) заключается в том, что она измеряет скорость даже промежуточных этапов загрузки веб-страницы. Нас интересуют 6 таких временных фаз:

  • общая загрузка страницы – начиная с клика по URL и заканчивая конечной визуализацией веб-страницы в браузере;
  • выполнение загрузки страницы;
  • переадресации;
  • ответ сервера;
  • соединение с сервером;
  • поиска домена.
Так выглядят отчеты по времени загрузки в GA

Время загрузки страницы

Время загрузки страницы – это показатель, который демонстрирует усредненное время полной загрузки веб-страницы. Здесь никаких уточнений не требуется – это просто суммарное время, в течение которого веб-страница загружается у пользователя. GA использует значение среднего арифметического от всех посещений и далее везде будет подразумеваться именно это.

Расти этот показатель может вследствие двух проблем.

Первая проявляется, когда нагрузка на сервер обычная: конечный пользователь, загружающий веб-страницу, пользуется небыстрым интернетом.

Вторая причина проявляется, когда суммарная нагрузка на сервер становится чрезмерно высокой: пропускной способности недостаточно.

Переадресация

Среднее время переадресации – временные затраты на обработку редиректов. Повлиять на показатель можно, если целиком избавиться от всех перенаправлений на сайте. Нужно ли это делать – другой вопрос. Даже в норме при открытии сайта и его страниц браузер должен затрачивать определенное количество времени на обработку перенаправлений. Они могут быть настроены не только между страницами, но и в рекламных URL, например. URL содержит ссылку на HTTP-версию сайта (значит, на сайте не установлен SSL сертификат) и браузер потратит еще какое-то количество секунд на обработку самого редиректа (URL содержит HTTP, и нужно перенаправить его на URL, включающий HTTPS-протокол).

Конечно, избавиться от большинства редиректов между страницами вполне реально, но делать это только ради улучшения среднего времени переадресации вряд ли стоит.

Ответ сервера

Среднее время ответа сервера – просто суммарное время отклика сервера. Повлиять на эту характеристику довольно сложно. Все зависит не столько от вашего сайта (оптимизация кода, форматы / кодировка / размер изображений, наличие неиспользуемого кода JS и CSS, показ текста, разрастание DOM-структуры, влияние стороннего кода, кэш статики, суммарное время выполнения JS), сколько от характеристик и настройки используемого сервера, а также от того, насколько хорошо оптимизирована каждая конкретная страница.

Посмотреть, насколько хорошо и быстро работает ваш сайт, поможет платформа Page speed. Просто укажите свой домен и сразу получите советы по улучшению пользовательского опыта. В разделе «Производительность» доступен аудит показателей: первая отрисовка и время до интерактивности (для определения задержки). В разделе «Лучшие практики» – анализ всех показателей.

Соединения с сервером

Среднее время соединения с сервером – время установки ТСP-соединения. Зависит от суммарного числа серверов, задействованных в цепочке работы вашего сайта. Играет роль также скорость соединения посетителя и его географическое расположение.

Среднее время поиска домена

Среднее время поиска домена или Avg. Domain Lookup Time – общее количество времени, которое тратится на поиск IP и установление его принадлежности к определенному домену. Показатель зависит от тех же причин, что и предыдущий. Ускорить время DNS поиска можно, задействуя сервер на территории страны, откуда идет основной трафик.

Также можно внедрить CDN – это технология дистрибуции контента, которая ускоряет загрузку медиафайлов и других данных сайта (для пользователей со всего мира, а не только конкретной страны).

Перечисленные способы потребуют немалых денежных затрат, поэтому, если речь идет о небольшом сайте, который никак не монетизируется и не связан с бизнесом, внедрять эти решения не имеет смысла.

Эти этапы обычно составляют малую часть суммарного времени загрузки сайта. Не менее существенное количество времени тратится на итоговую визуализацию веб-страницы. Перед визуализацией происходит подгрузка иных элементов сайта, включая большое количество скриптов, CSS, медиаконтент. Ускорить загрузку страницы можно при помощи минимизации HTML, оптимизации кода, внедрения кэширования содержимого веб-страниц, уменьшения размера медиафайлов.

Почему выросло время загрузки сайта: на что обратить внимание

Первым делом необходимо убедиться, что отчет по скорости открытия страниц получен на основе значительной выборки посетителей. Другими словами, не стоит делать выводы, если на ваш сайт зашло 3-4 посетителя. Если вы занимались выборками и анализом данных, то знаете: усредненные значения всегда неточны и чувствительны по отношению к нестандартным значениям. Например, страница загрузилась в течение 0,5 секунд у 50 посетителей, а еще у 2 посетителей она загрузилась в течение 4 секунд. Данные о двух аномальных посетителях попадут в отчет и подпортят его.

Как узнать точное время загрузки страниц: по технологии, источнику трафика, пользователю и поведению

Проблемы со скоростью могут быть актуальны только для определенного канала трафика. Например, сайт медленно загружается только у посетителей, пришедших из социальной сети Facebook. В некоторых случаях проблемы со скоростью загрузки страниц возникают только у посетителей с определенным ГЕО.

Получить полную информацию по общему времени загрузки с учетом технических и поведенческих особенностей можно в отчете GA. Открываем вкладку «Поведение», выбираем пункт «Скорость загрузки страниц» и «Обзор»:

Разбираем отчет «Скорость загрузки сайта» в Google Analytics

Здесь доступно большое количество отчетов по суммарному времени загрузки сайта. Например, из конкретного браузера:

Разбираем отчет «Скорость загрузки сайта» в Google Analytics

Для посетителей из определенных стран:

Разбираем отчет «Скорость загрузки сайта» в Google Analytics

Для конкретных страниц сайта:

Разбираем отчет «Скорость загрузки сайта» в Google Analytics

Главная прелесть GA в том, что она позволяет узнать суммарное время загрузки с учетом сразу по нескольких параметров. Среди них:

  • браузер и его версия;
  • город;
  • домен;
  • имя хоста;
  • источник;
  • канал;
  • ключевое слово;
  • континент;
  • операционная система;
  • поддержка Java;
  • пользовательское значение;
  • разрешение экрана;
  • регион;
  • страна;
  • страница входа;
  • субконтинент;
  • тип пользователя;
  • цвет;
  • экрана,
  • язык.

Кстати, в «Яндекс.Метрике» также есть функциональные и весьма удобные отчеты по некоторым из этих параметров.

Чтобы настроить отчет с учетом интересующего вас параметра необходимо открыть раздел «Поведение», выбрать «Скорость загрузки страниц» и подраздел «Время загрузки страниц». В пункте «Основной параметр» находим «Другое» и отмечаем интересующий нас параметр:

Разбираем отчет «Скорость загрузки сайта» в Google Analytics

Благодаря такому разнообразию параметров можно точно идентифицировать проблемы со скоростью загрузки, возникающие при совпадении определенного условия у посетителя.

Обязательно проанализируйте скорость загрузки сайта за прошедший месяц, квартал, год. Период для анализа выбирается стандартно:

Разбираем отчет «Скорость загрузки сайта» в Google Analytics

Задача – найти момент увеличения скорости загрузки. Еще совсем недавно скорость загрузки оставалось приемлемой, но за короткий период она значительно снизилась? Значит, проблемное событие произошло совсем недавно. Также обратите внимание на сезонность: в определенные месяцы может наблюдаться общее снижение / увеличение скорости загрузки страниц.

Даже если скорость загрузки страниц в последнее время несколько снизилась, не стоит сразу бить тревогу. Сперва необходимо убедиться в том, что пострадал трафик сайта и снился его доход. Если эти показатели в норме или даже продолжают увеличиваться, лучше не предпринимать никаких действий по оптимизации скорости загрузки сайта и его страниц. Так можно только навредить.

Послесловие

В аналитике Google следить за временем загрузки страниц сайта – одно удовольствие. Все удобно и быстро. Несколько видов отчетов позволяют решить даже сложные задачи, связанные с анализом скорости загрузки, поведенческими и техническими параметрами буквально в 1-2 клика.

Все отчеты различаются по назначению, и вдумчивый анализ поможет вовремя предотвратить целый ряд проблем и опасностей в дальнейшем.

Если вы только планируете запускать сайт, то проблемы с долгой загрузкой стоит предотвращать на старте. Мы, разрабатывая сайты для клиентов, учитываем все факторы, на которые реально можно повлиять. На странице вы найдете несколько кейсов по разработке сайтов от TexTerra.
#
Гайды Google
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.