Сарафанное радио работало эффективно, но недолго: в небольшом городе сложно найти столько клиентов, чтобы получать комфортный доход.
Меня зовут Ольга Спиридонова, я психолог и издатель справочников полезной информации «Мой психолог». Когда в 2018 году я забрала часть денег от продажи своей доли в рекламно-полиграфической компании, я точно знала, чем буду заниматься – индивидуальным консультированием в онлайне. На тот момент у меня уже были постоянные клиенты, которым я помогала. Их было немного, но мне хватало. Клиенты знали меня лично.
Я видела два пути. Открыть офис в городе, заказать билборд, напечатать объявления и нанять расклейщиков, чтобы они распространили листовки по городу. Или же продвигать себя в онлайне, чтобы получать клиентов из разных стран и городов.
Я решила идти по второму пути, вот что из этого получилось.
Как я училась продвигать свои услуги в онлайне
В интернете мне попалась реклама инфобизнесмена, который обещал научить правильно начинать онлайн-бизнес. По рекламе я перешла на трехдневный бесплатный интенсив. Бизнесмен рассказывал, что владельцу необходимо разбираться в настройках рекламы, понимать свою целевую аудиторию. Оказалось, что создавать тяжелые сайты уже незачем: сейчас много бесплатных конструкторов, на которых можно сделать продающий лендинг. Объяснял, почему нужен хороший оффер и лид-магнит.
Я оплатила двухмесячный курс. Купила пакет за 20 тыс. р. с возможностью получать обратную связь и 3-мя его индивидуальными консультациями. Я была очень воодушевлена и уже представляла, как ко мне приходят новые клиенты из разных уголков мира за консультацией.
Обучение не принесло желаемого результата: оно было больше рассчитано на людей, которые уже имеют опыт онлайн-продвижения. У меня таких знаний вообще не было. Сейчас я понимаю, что мне нужен был курс, адаптированный под новичков.
В моей группе было 10 человек, а у коллеги по обучению – более 200 тыс. подписчиков. В итоге мне пришлось шаг за шагом осваивать новое направление и набивать шишки самостоятельно.
Я закончила курс, но он не принес мне результата. Я решила не отчаиваться: наняла продюсера и таргетолога. Этих специалистов мне порекомендовали знакомые.
Продюсеру я заплатила 50 тыс. р. за запуск проекта. Ему нужно было оформить группу во «ВКонтакте» (это была точка сборки будущей целевой аудитории), помочь со сценарием продающего трехдневного вебинара. Предполагалось, что уже на нем я буду продавать свои консультации.
Услуги таргетолога стоили 10 тыс. в месяц, а рекламный кабинет во «ВКонтакте» я пополнила на 30 тыс. р.
Таргетолог обещал собрать для меня 1 000 подписчиков в группе и добился этого результата спустя 2 месяца работы. Да, у меня была своя аудитория, но платные услуги они не заказывали. На консультации согласились тогда 10 человек, все они откликнулись на акцию «Одна консультация – 2 500 р.», которую мы провели по рекомендации продюсера.
Не могу сказать, что виноваты продюсер и таргетолог. Причина была во мне. Я не разобралась с ЦА. Мне казалось, что психолог нужен всем без исключения, что я могу помочь каждому. На самом же деле не все люди пойдут к психологу и согласятся оплачивать консультации. Это не единственная моя ошибка.
Во время настройки рекламы на мое сообщество подписывались люди, которые не были заинтересованы в платных услугах. Весь акцент рекламного объявления был сделан на бесплатную консультацию. Сейчас я понимаю, что бесплатная встреча не должна быть полноценной, а первые мои консультации длились по часу-полтора.
Представьте, что вы голодный и попали на дегустацию пирожков. В общем-то вы их не сильно и любите – это же неправильное питание. А тут бесплатная дегустация, а вы голодный… И вот вам дают пробовать 10 пирожков. Пока вы каждый пробовали – наелись и покупать их уже не хотите. Также и консультация. На бесплатную консультацию человек приходит с острой болью. Вы эту боль можете купировать или полностью убрать. В последнем случае клиент будет вам благодарен, но платить не захочет.
Нужно обезболить рану и предложить клиенту работать для устранения причин боли.
Сейчас продолжительность моей бесплатной консультации составляет 20 минут. Этого времени хватает, чтобы клиент познакомился со мной, рассказал, что его беспокоит. Я даю ему технику или провожу диагностику. За это время мы оба понимаем, подходим друг другу или нет.
Если двадцатиминутная консультация прошла хорошо, мы договариваемся с клиентом на платную консультацию. Некоторым важно не предлагать сразу несколько сессий. Начните с первичной платной консультации, а потом рекомендуйте терапию или программу из нескольких сессией.
Вот еще одна ошибка. Однажды онлайн-клиент, который согласился после бесплатной консультации на платную, не заплатил. Этот опыт быстро научил брать деньги вперед.
Отсутствие сопровождения клиента сводит усилия на нет.
Это я поняла спустя полгода. Под «сопровождением» я подразумеваю касания с клиентом через полезные статьи, поздравления с праздниками. Даже если клиент воспользовался только бесплатной консультацией, это не значит, что нужно ставить на нем крест. Предложите ему подписаться на ваш «Инстаграм», аккаунт во «ВКонтакте». Получая полезную информацию, читая истории успеха ваших клиентов, он будет помнить о вас, и, когда созреет, придет на платную консультацию.
Где искала клиентов
Клиенты из социальных сетей
Из социальных сетей за 2018 год ко мне на платные консультации пришли 115 клиентов. Я заработала 350 тыс. р. без вложений.
Все начиналось с того, что я писала на своей странице в «ВКонтакте» о том, что думаю, про эмоции. Рассказывала, как влияют на мою жизнь обиды, чувство вины, стыда. Что я делаю, когда обид накопилась очень много. Рассказывала, как справиться со страхом публичных выступлений. Подписчикам было интересно читать мои статьи, оставлять комментарии, задавать вопросы. Те, кто увидел себя в моих историях, писали в личные сообщения и интересовались моими консультациями.
Писала я по 2 статьи в день: утром и вечером. Старалась публиковать их так, чтобы мой читатель мог увидеть пост и почитать, пока едет на работу или уже отдыхает вечером за просмотром новостной ленты. Сейчас я публикую реже – через день по 1 статье. Люди устают от большого количества контента и воспринимают его как белый шум.
Безотказно работают приглашения на бесплатные мероприятия или консультации. Как только поток клиентов на платную консультацию снижался, я устраивала акцию – 5 бесплатных мест на консультацию. Из пришедших на бесплатную консультацию всегда были те, кто соглашался на платную.
Клиенты из групп единомышленников
Я, когда проходила марафон по похудению, просто рассказывала одногруппникам, что я психолог, и получала клиентов на платную консультацию. За 4 месяца, которые я проходила программу, ко мне обратились 15 человек. Из них 5 оплатили пакет из восьми консультаций по цене 25–30 тыс. р.
Клиенты с профессиональных сервисов
Больше всего мне понравился сервис «Брейн Билд». Он предоставляет базу заявок с горячими клиентами.
Психолог регистрируется на сервисе, платит ежемесячную абонентскую плату в размере 2 000 р. и забывает о проблеме поиска клиентов. В течение месяца вам открыт доступ с заявками на двадцатиминутную бесплатную консультацию. На этой консультации психолог и клиент знакомятся и принимают решение: стоит идти дальше на платную консультацию или можно закончить на этапе знакомства.
Организаторы сервиса бесплатно учат проводить эти консультации. Получается, что, заплатив 2 000 р. в месяц, психолог берет по 5–7 заявок в день, проводит пробную консультацию и договаривается о платной. За неделю при таком подходе реально получить 2–5 платных клиентов. На сервисе я активно проводила консультации в 2019 году. Так собрала значительную часть базы клиентов. Провела 200 разовых консультаций, до сих пор 6 клиентов с сайта проходят у меня долгосрочную терапию.
Клиенты через сайт
Я рекомендую этот вариант, только если вы уже ведете социальные сети, пишете статьи и создаете качественные видеоролики с полезным контентом. Они нужны, чтобы люди увидели, как вы выглядите, что и как говорите. Можно сказать, видео нужно для первичного знакомства с вами. Если оно будет качественным, вы произведете хорошее первое впечатление.
Пока успехами по развитию сайта я поделиться не могу, так как продолжаю изучать эту тему. Точно знаю, что сайт нужен. Это как в офлайне: можно открыть свой офис в том месте, где вам нравится, сделать там ремонт, который вы хотите, и принимать клиентов или снимать по часам комнату в чужих кабинетах, каждый раз подстраиваясь под их условия.
Сайт нужно хорошо оптимизировать под поисковые запросы и сделать современное оформление. Этим сейчас и занимаюсь. Пишу статьи, которые будут распознаваться поисковиками по ключевым запросам; наняла веб-дизайнера, которая мне рисует логотип и делает визуал.
Какие типы клиентов я выделила
За 2 года, что я веду онлайн-консультации, я выделила для себя 5 типов людей, которые приходят на консультации. К каждому из них нужен свой подход. Они сильно отличаются от клиентов, которые приходят к вам по рекомендации или на очные встречи. Опишу подробнее эти типы.
- «Подросток». Это молодые люди от 18 до 23 лет. Чаще всего это студенты, у них ограничены ресурсы. Подросток любит бесплатные консультации, но платит редко. Из 10 подростков закажет платную консультацию только 1.
- «Недоверчивый». Это люди, которые очень не любят, когда им «навязывают» платные консультации. Сомневающийся может поменять несколько психологов, прежде чем доверится кому-то из них. Этот тип людей хочет видеть ваши дипломы, сертификаты, кейсы – важно все это показать у себя в соцсетях, чтобы сразу снять часть возражений. Если вы сможете расположить этого клиента, то он пойдет к вам в долгосрочную терапию.
- «Новичок». Это люди, которые впервые обратились на консультацию к психологу. Если вы найдете общий язык с новичком, он станет вашим постоянным клиентом.
- «Осознанный». Это люди, которые хорошо разбираются в психологии, прошли не один тренинг по саморазвитию и теперь подбирают себе психолога для личной работы. Осознанный клиент не откликается на рекламу. Чаще всего он приходит по рекомендации или знает вас лично.
- «Чужак». Это люди с психическими отклонениями, которым требуется помощь психиатра, любители бесплатного и все те, с кем я не работаю. Причин этому много: не моя компетенция, разные ценности и взгляды на жизнь.
Почему психологу не подходят типичные маркетинговые инструменты
Когда я обучалась продающим текстам и копирайтингу, многие рекомендации маркетологов у меня вызывали сопротивление. Психологи знают, что, если возникает сопротивление, результата не будет.
Меня жутко бесили продающие инструменты с ограничением по времени, с придуманными скидками, с горящими предложениями. Я чувствовала себя обманщицей. Мне не хотелось манипулировать людьми, принуждая их на эмоциях отдавать мне деньги. Да, инструменты крутые и хорошо работают, но мне они не подошли. По крайней мере, не все… Методом проб и ошибок я взяла для себя удобный инструментарий, который лично мне понравился.
Первый инструмент это – психология цифр. Например, для постоянного клиента консультация стоит 3 500 р. До этого цена была 3 000 р. для постоянных клиентов и 5 000 – за разовую консультацию. Удивительно, но на 3 500 соглашаются легче, чем на 3 000. Возможно, это связано с тем, что чем выше цена, тем большую ценность человек видит в моих услугах.
У меня есть ограничения по времени. Например, человек, который оплачивает пакет из 8 консультаций, должен воспользоваться этим пакетом в течение 3 месяцев. Эти ограничения помогают клиенту пройти курс до конца. Для терапевтического эффекта достаточно встречаться 1 раз в неделю. Если же в течение этого времени клиент не воспользовался моими услугами или остановил терапию на длительное время, консультации сгорают.
Как можно развиваться онлайн-психологу
За 2 года практики я поняла, что мне больше нравится проводить групповое обучение. В последнее время беру все меньше клиентов на индивидуальную работу. За час-полтора, что я трачу на одного клиента, я могу провести вебинар и помочь 20 людям.
Первый курс, который я проводила, был придуман по просьбе постоянных клиентов. Они просили записать основные техники управления эмоциями в уроки, чтобы их пересматривать. Так родилась идея оформить знания в курс.
За 2 года я написала 5 авторских групповых онлайн-курсов и только за последние полгода провела уже 5 потоков одного из курсов.
С чего стоит начинать свой путь в онлайн-психологии
Я хочу остановиться на главном – вам надо понять, кто ваши клиенты, и определиться с нишей. Пока есть каша в голове, и вы считаете, что психолог – это универсал, который может всем помочь, хорошего потока клиентов не будет.
Люди, готовые платить, ищут лучшего специалиста для решения конкретной проблемы. Ищут эксперта, а не универсала. И заплатят столько, во сколько вы сами оцените свою экспертность.
Помимо этого, важно принять факт, что очное консультирование отличается от онлайн-консультаций. Не все инструменты психолога будут эффективными, но их можно и нужно адаптировать под новый формат работы. Вначале будет сложно, но с каждой новой встречей вы заметите, что уже легко удерживаете связь с клиентом, не находясь рядом с ним физически.
Читайте также:
«Какая совесть?»: ничто не вынуждает рекламщиков быть честными
7 способов сделать ваш телефон менее отвлекающим
Стена равнодушия: то, что мы предлагаем в интернете, мало кому нужно, и это норма