До появления соцсетей поездка на отдых означала полное отрешение от повседневной реальности: мы не интересовались новостями, не пользовались электронной почтой, не связывались с друзьями. 

Сегодня мы можем узнавать о событиях в мире и жизни наших друзей, в какой бы части света мы ни находились. Мы обновляем статусы в социальных сетях, делимся новостями и фото и порой тратим на это больше времени, чем на сам отдых.

Хорошо это или плохо, сказать сложно. Если смотреть с точки зрения маркетолога, то, конечно, хорошо. Пользователь, находящийся онлайн даже во время своего отпуска, продолжает тем или иным образом взаимодействовать с брендом. Но если смотреть на эту проблему со стороны обычного человека, так ли это полезно и необходимо? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

Немного статистики

Исследование, проведенное журналом TIME, обнаружило, что большая часть взрослых в США не желает ни под каким предлогом расставаться со своими мобильными устройствами. 45% опрошенных заявили, что не могут расстаться со своими гаджетами более чем на несколько часов, и только 19% ответили, что готовы отказаться от их использования лишь на одну неделю.

Это же исследование показало, что проверка сообщений на мобильных устройствах превратилась в серьезную привычку для многих людей: один из четырех американцев проверяет свой мобильный телефон каждые полчаса, а один из пяти – каждые 10 минут.

Опрос среди богатых слоев населения США, у которых ежегодный доход в среднем составляет 100.000 долларов и выше, показал похожие результаты. 77% опрошенных признались, что брали на отдых свои смартфоны, а 47% – планшеты и ноутбуки. Используя данные устройства, 75% респондентов просматривали личные электронные сообщения, 38% – рабочий почтовый ящик и 39% – загружали фотографии и обновляли статусы в социальных сетях.

В этом отношении, наши соотечественники не отстают от американцев: опрос сайта Skyscanner показал, что почти 80% российских путешественников используют социальные сети во время отдыха за границей.

Поголовная зависимость от соцмедиа привела к тому, что в английском языке появился термин «smoasting», который буквально переводится как «хвастовство в социальных сетях». Изучая данное явление, компания T-Mobile выяснила, что 60% британцев «не могут устоять перед соблазном похвастаться перед другими посредством социальных медиа» во время отпуска. Они отмечаются в известных заведениях посредством приложения Foursquare и загружают свои пляжные фото и снимки, на которых смакуют изысканные блюда, чтобы вызвать зависть у своих друзей и коллег, оставшихся дома.

Нужно ли отключать мобильные устройства во время отдыха?

Как утверждает доктор Памела Ратлидж, директор Исследовательского центра по медийной психологии, люди имеют разное представление о понятии «отпуск». Некоторые используют это время, чтобы отдохнуть от привычной рутины и расслабиться, а также выйти на связь со своими друзьями. Другие хотят полностью отречься от повседневных обязанностей и попробовать что-то новое: например, отравиться в поход в горы или африканское сафари. Третьи могут одновременно отдыхать и выполнять часть работы, поскольку не могут полностью отказаться от служебных дел.

«Именно от этого и следует отталкиваться при принятии решения», – говорит госпожа Ратлидж. «Подумайте, что означает отпуск именно для вас: время для размышлений или возможность пообщаться с друзьями, посещение всевозможных тусовок или постоянную физическую активность? Цели отпуска будут влиять на то, как вы используете соцмедиа и другие технологии, включая телевизор, видеоигры и фильмы. И если временный отказ от этих забав способствует реализации целей вашего отпуска, то данное решение является вполне обоснованным.»

Почему мы не выходим из социальных сетей?

Многие из нас используют социальные сети не только для того, чтобы похвастаться перед друзьями, но и из-за «страха пропустить все самое интересное» (далее – СПСИ). Исследователи Университета Эссекс описывают данное состояние как «беспокойство, которое испытывают люди, из-за того, что другие могут проводить свое время веселее и интереснее, чем они сами». Именно поэтому они хотят постоянно быть в курсе того, чем занимаются другие.

Исследование сайта MyLife.com показало, что 62% взрослых американцев испытывают симптомы СПСИ. А журнал TIME сообщает о том, что треть участников исследования по изучению мобильной связи признались, что ощущают «беспокойство», не имея даже кратковременного доступа к своим мобильным устройствам.

Ученые также отмечают, что уровень СПСИ может варьироваться. Если вы не сильно подвержены этому синдрому, то вам будет несложно отказаться от использования социальных сетей во время отдыха. В результате вы почувствуете себя обновленными и с нетерпением будете ждать момента, когда вновь сможете связаться со своими друзьями на социальных площадках. Однако если вы страдаете тяжелой формой СПСИ, то отсутствие доступа к социальным сетям может испортить ваш отдых.

Люди, страдающие тяжелой степенью СПСИ, так увлекаются, наблюдая за жизнью своих друзей, что перестают обращать внимание на то, от чего сами получают удовольствие. Другими словами, они не могут насладиться своим отпуском, так как им кажется, что их знакомые отдыхают намного лучше, чем они.

Обобщая все вышесказанное, можно прийти к следующему выводу. В настоящее время мы используем социальные сети совсем не так, как раньше. Нам больше не нужно специально включать компьютер и вводить свои данные, чтобы зайти, например, на Фейсбук – ведь у нас есть для этого смартфоны и другие мобильные устройства, с которыми мы не расстаемся ни на секунду. Стало намного проще следить за жизнью других людей, поскольку мы постоянно получаем новые сообщения и просматриваем новости своих друзей. Отсюда возникает необходимость развития самоконтроля и силы воли, чтобы соблюдать умеренность при использовании социальных сетей. В противном случае, они могут оказаться для нас опасным оружием.

Позитивные аспекты социальных медиа

За ужасами, которые были описаны выше, прячутся и позитивные стороны.

62% британцев, которые были опрошены журналом TIME, признались, что благодаря социальным сетям им намного легче переживать временную разлуку со своими близкими. А 76% американцев считают, что постоянное нахождение на связи во время отпуска имеет больше плюсов, чем минусов.

Это объясняется тем, что, сталкиваясь с чем-то незнакомым (место, атмосфера, люди), мы чувствуем себя неуверенно и хотим заручиться поддержкой своих друзей. Их лайки и комментарии становятся для нас очень важными, поскольку они показывают сопричастность других людей к нашему опыту. Благодаря их подбадривающим комментариям (например, «Как там красиво!», «Ух ты, как здорово!» и т.д.), мы чувствуем себя увереннее в новой обстановке. Подобное взаимодействие с друзьями также подтверждает, что мы действительно находимся на отдыхе, а не в душном офисе. Наши знакомые видят, что мы отдыхаем от работы, и всячески это поддерживают.

И все-таки: нужны ли нам социальные сети во время отдыха?

Как вы поняли, на этот вопрос не существует однозначного ответа. Вы сами должны решить, противоречит ли использование социальных сетей вашим представлениям об идеальном отпуске или нет. Самое главное: не забывайте про чувство меры. Одно дело – заходить в социальные сети пару раз в день, чтобы поделиться своими впечатлениями или опубликовать пару новых материалов, и другое – «зависать» в них круглые сутки, отказываясь от всех экскурсий и развлекательных программ. Если вы относитесь ко второй группе, вот вам совет: отключите свои мобильные устройства хотя бы на пару часов, оглянитесь вокруг, и вы поймете – реальная жизнь намного интереснее узкого мирка социальных сетей.

Перевод и адаптация материала Эми Мэй-Эллиот Should You Take a Break From Social Media on Your Vacation?

Читайте также:

Нейрографика: что это и какие алгоритмы надо использовать

Мобильный диссидент: почему я сопротивляюсь приложениям

Технопессимизм: россияне разочарованы в цифровизации

#
SMM
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.