Вместо работы над снижением социального напряжения молодых хотят «воспитывать».
Герои россиян в возрасте от 14 до 30 лет — это персонажи киновселенной Marvel и… русской классической литературы. Молодежь мечтает об обретении любимой и интересной работы, о поддержании хорошего здоровья, о свободе и независимости, саморазвитии и творчестве.
Меньше всего молодых прельщает туманная стезя «служения стране». А потребность иметь высокий доход и блестящую карьеру в их ТОПе, как ни странно, лишь на 4-5 местах.
«Зумеров» уныло, однообразно и неумно костерят на всех возможных площадках — они де оболванены тем же «Марвелом», развращены «Макдональдсом», ни во что не ставят святое слово «труд», не готовы прогибаться под непонятно кем формулируемые «вызовы времени».
Вместо включения в жестокую конкуренцию за кабинеты топ-менеджеров или чиновников, как это было повсеместно принято в XX веке, вместо готовности сложить голову там, где скажут ответственные товарищи, они вцепились в какой-то инфантильный концепт «самореализации».
Это бесит топ-менеджеров и чиновников, предпринимателей в стиле «красных директоров», представителей рабочего класса в возрасте 45+ и пенсионеров. Одни не без оснований беспокоятся о том, что такую молодежь становится все сложнее эксплуатировать к своей выгоде. Другие, которых уже использовали, досуха выжали и скоро выбросят, не могут простить молодым попытки ускользнуть от подобной участи.
Конечно, напрямую в этом не признаются ни верхи, ни низы. Они предпочитают маскировать свои истинные намерения и страхи по поводу молодежи агрессивной или снисходительной риторикой в ее адрес.
Молодых обвиняют в «эгоцентризме», в том, что они хотят иметь высокий уровень потребления, но при этом не признают классической схемы «трудись до седьмого пота много лет и достигнешь».
Приоритет самореализации, захвативший умы молодых россиян, даже отдельные отечественные ученые связывают с каким-то процессом «макдональдизации» индивидуальных жизненных стратегий, существование которого в реальности, мягко говоря, не доказано.
Российских «правильных» граждан жутко пугает то, что даже провинциальные молодые люди имеют «странную» глобо-локальную идентичность. В кубических головах официалов всех мастей не укладывается, как можно жить в условном Торжке, но не интересоваться производством локомотивов для «РЖД» или, там, деревообработкой. А играть, понимаешь, в анимешный Genshen Impact, увлекаться косплеем, цифровым рисунком, треками трижды проклятых рэперов (агентов восьми разведок) и сериалом «Доктор Кто».
Молодых упрекают в том, что они в таком серьезном деле как жизнь используют «неправильный» принцип личного прагматизма, неуклюже названный «играизацией».
Молодежь, мол, в жизнь «играет», а страдать (видимо, как мы страдали) и смиряться с тем, что «общественное выше личного», не желает.
Юным россиянам приписывают растерянность перед выбором из множества видов самоидентичности, предлагаемых современной мировой культурой. О молодежном «дискурсе самореализации» свысока говорят официальные социологи. Одна такая работа будет обильно цитироваться ниже. Вступительная ее часть научна с некоторой натяжкой и напоминает передовицу условной газеты «Правда», модернизированной по лекалам XXI века.
Однако в этом труде содержится действительно ценный отчет о результатах полевых исследований жизненных потребностей современной российской молодежи в возрасте от 14 до 30 лет с крупной выборкой почти в 10 тысяч респондентов. Причем сформирована она столь добросовестно, что с маленькими оговорками может представлять собой «срез» чаяний всех молодых россиян.
Чего на самом деле хочет молодежь России
Если ваш бизнес не связан с госзаказом, медициной для пожилых, добывающими отраслями и другими специфическими секторами, если у вас реальная B2C-модель, и вы хотели бы, чтобы ваш продукт был востребован в ближайшее десятилетие — смотрите на потребности молодых.
Да, доля молодежи в России ненормально мала, однако «зумеры» умудряются прививать свои ценности родителям-«иксам». Неостановимо и естественное замещение более старших поколений. Вскоре дискурс, понимаемый сегодня как «молодежный», станет мейнстримом. И вот каким он будет.
Ученые Института социология ФНИСЦ Российской Академии наук в сотрудничестве с коллегами из Кубанского государственного университета провели два масштабных опроса молодых людей в Краснодарском крае. Также они обработали более ранние региональные исследования и недавно опубликовали сводный отчет о них.
Авторы научной работы предлагают с известной осторожностью экстраполировать полученные результаты на всю Россию. Аргумент за это такой: Краснодарский край имеет высокое этническое и конфессиональное разнообразие, густонаселен. В нем соседствуют сельские и городские территории. Социально-экономический комплекс, с одной стороны, развит, с другой — развит неравномерно. Этот регион фактически представляет собой региональную модель всего российского социума.
Отдельных слов заслуживает выборка исследований. В одном из них участвовали 7898 респондентов из 44 муниципальных образований края. Возраст испытуемых 14-30 лет. Они были распределены по трем возрастным группам: младшая (14-17 лет, 27%), средняя (18-22 лет, 51%) и старшая (23-30 лет, 22%). Распределение по полу соотносилось с местной особенностью Краснодарского края: в нем проживает 55% женщин и 45% мужчин.
Во втором исследовании участвовали 2051 выпускников Кубанского госуниверсистета — различных конфессий, национальности и уровня достатка. Их число составляет 56 % тех, кто завершил очную форму обучения в 2021 году.
Сначала рассмотрим результаты по молодежи «вообще». Ученые обнаружили, что в ТОП-5 наиболее значимых ценностей у молодых людей (результаты не суммируются, можно было давать несколько ответов) входят:
- желание иметь любимую и интересную работу – 90% (кстати, у нас вы можете, например, научиться продвижению на маркетплейсах – прим. отдела продаж TexTerra);
- желание обладать хорошим здоровьем (88%);
- стремление стать профессионалом в своей сфере, сделать успешную карьеру (85%);
- желание иметь хорошо оплачиваемую работу, высокий доход (85%);
- мечта иметь хороших и верных друзей (83%).
Авторы научной работы называют эти ценности «индивидуально-эгоистическими, сформированными на стыке дискурсов успеха и самореализации».
Также они настаивают на том, что даже ценность дружбы в данном случае следует интерпретировать как индивидуалистическую — «значимый ресурс защиты от одиночества и психологической поддержки». В подтверждение тезиса авторы приводят материалы фокус-групп, во время которых участники заявляли: «Безусловно, люди, которые меня окружают, поддерживают в трудные моменты».
Оставим эти оценки на совести социологов (хотя лучше бы они воздерживались от оценочных суждений, не являющихся инструментом научного подхода) и поедем дальше. Полная картина наиболее важных ценностей молодых провинциалов выглядит таким образом:
Так ли уж «эгоцентричны» потребности молодежи? Может, это новая норма?
Как видим, даже на общемолодежном «срезе» (а не только среди выпускников вузов) о ценности свободы и независимости говорят 81,2% респондентов, а о важности саморазвития и творчества — 77,6%.
Ученые отметили, что молодые женщины показали повышенную мотивацию к успеху, а мужчины — пониженную. С некоторым удивлением авторы научной работы назвали такой результат «гендерной инверсией».
Выяснилось, что для женщин важнее, чем для мужчин, индивидуалистические желания:
- сделать карьеру;
- найти высокооплачиваемую и любимую, интересную работу;
- достичь профессиональной реализации;
- иметь хорошее здоровье и заниматься саморазвитием.
Ученые заявляют, что у провинциальной молодежи, в целом, ценности стали «гибридными» (цитата):
«Установки индивидуализированного общества и постмодернистский концепт самореализации вполне сочетаются с концептом успеха в классических для модерна измерениях карьеры и дохода».
А вот у образованной молодежи (выпускников вузов) ценности более согласованы между собой. И конечно же названы авторами исследований «эгоцентрическими»:
В России явный дефицит безоценочной гуманитарной науки. Признавать реальность многим отчего-то неприятно
С какой-то даже горечью социологи сообщают: «…выпускники вузов более восприимчивы к глобальному дискурсу самореализации и в меньшей — к локальным ценностям гражданственности и социальной ответственности».
Хочется заметить: а разве крупная выборка исследований не показывает, что «локальные ценности» изменились — радикально и бесповоротно? Что не имеет никакого смысла придумывать некие специальные местные приоритеты и навязывать их людям?
Государственных социологов не устраивают и «герои молодежи», хотя на втором месте после суперов от Marvel оказались персонажи классической русской литературы. Также авторов исследований почему-то тревожит, что у 32,6% опрошенных не оказалось героев, или они заявили, что сами для себя являются таковыми:
Распределение ответов на вопрос «Есть ли у вас любимые герои?»
Среди ответов фигурировали российские исторические личности (Петр I, Екатерина Великая, Суворов, Жуков). В числе любимых героев-современников молодежь называла своих родителей, близких родственников, прадедов-ветеранов и даже Путина. Но социологам этого мало. Очень уж раздражает, что Человек-паук главнее в ТОПе.
Молодежные инфлюэнсеры авторам исследования тоже не нравятся. Отбраковав шуточные и провокационные ответы респондентов, ученые обнаружили, что среди молодых популярны:
- блогеры-оппозиционеры;
- реже — лоялисты;
- затем шоумэны, «работающие в жанре треш-тока»;
- блогеры-психологи;
- религиозные блогеры и бьюти-блогеры (у девушек).
И снова социологи выносят оценочное суждение (цитата):
Две трети популярных в молодежной аудитории инфлюэнсеров — «апостолы самореализации» в ее максимально эгоцентрированном варианте.
Почему же молодежные ценности так не нравятся официозу?
Ответ на этот вопрос можно косвенным образом обнаружить в результатах тех же цитируемых здесь исследований. Давайте посмотрим на проблемы, которые тревожат молодых россиян. Вот что они считают труднодостижимым сегодня:
Распределение ответов у молодежи в целом
Как видим, молодых людей волнуют сложности в обеспечении совершенно нормальных человеческих потребностей. И вообще-то весь российский официоз последние 30 лет только и делал, что клялся в том, что эти потребности вот-вот будут закрыты. Мол, осталось совсем немного потерпеть.
А теперь, когда молодые позволяют себе мечтать о том, что им же и обещали, когда указывают на практическую сложность получения обещанного, выясняется, что они сплошь «эгоцентрики», зацикленные на самореализации и саморазвитии.
Социологи приводят характерные выдержки из высказываний участников фокус-групп. Например, такие:
«Самореализация, самообразование, именно поиск себя самого. Наверное, это сейчас самое важное для молодежи».
«Сейчас вгоняют в рамки всякими ЕГЭ, куда поступать и тому подобное, шаг вправо, шаг влево… Поэтому важно найти себя и когда не вгоняют в рамки».
«Я ценю возможность самореализовываться в любой деятельности, поэтому можно сказать, что я стараюсь пробовать как можно больше и очень ценю семью. Если мы будем говорить про ценности нашего поколения, наверное, самая главная ценность — это личная свобода и возможность заниматься тем и быть тем, кем ты хочешь»…
Как на это отвечают государственные ученые? Очень интересным образом призывают создать какие-то «технологии работы с молодежью, которые бы позволяли снизить «стресс самореализации» с его негативными последствиями в виде депрессивных, тревожных и агрессивных состояний».
Также официоз мечтает продвигать «воспитательный дискурс» и «актуализировать в сознании молодежи неэгоистические ценности отношений, семьи, гражданственности и социальной ответственности».
Госсоциологи буквально лупят в колокол:
«Мы рискуем в недалеком будущем столкнуться с ростом девиаций среди поколения «невротических эгоцентриков» — как реакцией на новые формы социального напряжения.
Отметь, внимательный читатель, — никто не собирается заниматься снижением социального напряжения, никому не интересна организация помощи молодым в обеспечении их потребностей.
Идеи «саморазвития», «самореализации», «свободы быть тем, кем ты хочешь» снова становятся в России табуированными. Особенно удручает, что интерпретацией реальных (и совершенно нормальных) чаяний и проблем молодых в ненаучном ключе занимаются социологи, которым должно быть беспристрастными.
Нетрудно догадаться, отчего официозу претят потребности и ценности молодых — они обличают его управленческую некомпетентность. А также обнажают плохо скрываемое желание поскорее обломать рога юным «балбесам» и загнать их на отвратительно оплачиваемые рабочие или служивые места, где ни о какой самореализации речи не идет.
Молодых хотят использовать в том же стиле, что и их родителей, дедов и прадедов. К счастью, эликсир бессмертия еще не изобретен, и поколения будут меняться, несмотря ни на что. «Воспитатели» молодежи от биологии тоже не убегут.
А вот современный отечественный частный бизнес, не повязанный с официозом, может помочь молодым в их стремлениях, получить вместе с ними совместную выгоду. То бишь, сыграть не в «игру с нулевой суммой», где одна сторона всегда в минусе, а в ту, где правит принцип «win-win».