Сейчас вы узнаете, почему до сих пор не можете решиться на тот или иной важный шаг.
Начнем с занятной, но показательной истории. Давным-давно, в начале 1600 годов, жил-был владелец конюшни Томас Хобсон. И как-то раз он столкнулся с дилеммой: наибольшим спросом у клиентов пользовались его лучшие лошади, что неудивительно. Однако, поскольку лучших лошадей чаще всего брали напрокат, они работали на износ, что подрывало их здоровье и сокращало жизнь. Остальная часть конюшни использовалась крайне редко.
Тогда Хобсон придумал вот что: особую политику ротации, когда клиенты могли арендовать только следующую в очереди лошадь. Конечно же люди заартачились, настаивая на своем праве арендовать ту лошадь, которую хотят, а не ту, очередь которой подошла. Хобсон сдвинул указательным пальцем шляпу на затылок и заявил: «У вас есть выбор. Возьмите следующую лошадь в очереди или идите в другое место». Поскольку у нашего хитрого конюха не было конкурентов, выбор, который он предлагал, никаким выбором-то и не был.
Этим Хобсон закрепил за собой репутацию прожженного бизнесмена. Даже после его смерти почитаемый поэт Джон Милтон посвятил ему не одну, а две лирические эпитафии. Более того, в 1954 году про Хобсона сняли фильм, названный в его честь, а в 1983 году этот фильм даже пересняли.
То есть, он может и не придумал, но ввел в бизнес видимость свободного выбора, когда на самом деле предлагается только один вариант.
Плюсы и минусы иллюзии выбора
Иллюзия выбора может работать как на нас, так и против нас. Когда альтернативы нежелательны настолько, что даже не заслуживают рассмотрения, мы смиряемся и делаем единственно возможный (предоставляемый) «выбор».
Плюс здесь в том, что иллюзия выбора отлично маскирует принуждение, и человек продолжает чувствовать себя свободным. Когда мы считаем, что контролируем свои решения, а не становимся жертвами обстоятельств, мы меньше злимся и даже извлекаем пользу из сложившейся ситуации.
Минус в том, что иллюзию выбора можно использовать для манипуляции людьми. «Выбор» Хобсона создает ощущение неизбежности. Возможно, вы помните сцену из «Крестного отца», в которой Майкл Корлеоне рассказал, как его отец заключил деловую сделку, сделав другой стороне предложение, от которого невозможно отказаться: «Он приставил пистолет к его голове и сказал, что на контракте будет либо его подпись, либо его мозги».
Если мы считаем, что у нас нет выбора, мы не станем взваливать на себя груз ответственности за него. Человек, скорее, сдастся и откажется делать какой-либо выбор вообще, забывая, что отсутствие выбора – это тоже выбор. Вспомните сцену из фильма «Старикам тут не место», когда Антон Чигур предложил жене Льюэллина Мосс Карле Джине шанс спасти свою жизнь, сыграв в орла или решку. Она отказалась делать выбор. И до такого доводить не стоит ни в прямом, ни в переносном смысле.
Как сделать выбор, если его нет
Поскольку человеческий мозг ленив, мы часто отказываемся видеть альтернативы помимо очевидных (навязываемых) версий развития событий. Если (когда) вдруг вы столкнетесь с «выбором» Хобсона, то эти три совета помогут вам все-таки получить возможность выбора.
1. Разнообразие мышления
Трюизм о том, что ответ почти всегда находится в комнате, применим только тогда, когда не все люди в комнате придерживаются идеологических взглядов. Люди из разных слоев общества, придерживающиеся разных точек зрения или из разных профессиональных сфер вместе проявляют ортогональное мышление (во время совместного мозгового штурма), что приводит к непредсказуемым открытиям и результатам.
И знаете, оказывается, что вариантов не так уж и мало, как может показаться. Чем больше точек зрения исследуется, тем выше вероятность появления, казалось бы, немыслимых альтернатив. Если две головы лучше, чем одна, то три, четыре или пять голов – еще лучше, так как они подходят к решению одной и той же проблемы по-разному.
То есть, решение о выводе из кризиса путем, например, создания нового сайта, современного и технологичного, приложения, при помощи продвижения или иного инструмента должен обсуждаться не только на уровне руководителей компаний, которые мыслят, в принципе, одинаково. Чем разношерстнее сборище, тем лучше.
2. Атомарное видение
Иногда общая картина кажется невозможной для понимания. Поэтому разбейте ее на части, на несколько проблем, которые нужно решить. Чем лучше и точнее вы определите препятствие на своем пути, тем выше вероятность, что вы решите эту проблему, подобрав нужный инструмент.
Никто не заходит на сайт? Есть возможность увеличить посещаемость в сотни раз. Есть посетители, но нет конверсий? Эта проблема тоже решаема – конверсии увеличатся в разы.
3. Играйте своими слабостями
Часто мы не решаемся делать выбор только потому, что боимся не справиться с трудностями на пути – у нас нет для этого ни навыков, ни средств. Но коли уж вы попали в положение загнанной в угол мышки, то и действовать надо соответственно. Это катализатор, который нам так нужен! Вы уже вышли из пресловутой зоны комфорта, и вам надо либо развивать новые навыки, либо найти толкового партнера, создать коллаборацию…
Вывод
Как много уже снято фильмов про людей, попавших в безвыходную ситуацию, как много написано книг на эту тему. И каждый раз герои достигают невозможного с помощью одного из описанных выше способов.
Как только вы начинаете думать, что столкнулись с неразрешимой проблемой, и если эта проблема – сайт или интернет-магазин, приложение, создание бренд-медиа, продвижение, то выбирайте третий путь и обращайтесь за помощью к специалистам TexTerra.
Звоните нам по бесплатному телефону 8 (800) 775-16-41, пишите на почту mail@texterra.ru или, если вам удобнее общаться в мессенджерах, ждем ваших сообщений в Telegram и в WhatsApp. Наши специалисты решат вашу проблему, как свою.
Читайте также:
Как мы разработали фирменный стиль для интерактивного музея
Разработка логотипа и фирменного стиля: кейс Dagstone
Повысили трафик и… рождаемость – как мы продвигали репродуктивную медицину
Материал создан по мотивам статьи «Our brains are lazy when faced with making a choice. Here are 3 strategies to expand your options».