Люди теряют привычный уровень потребления и при этом надеются на чудо.

В России хорошо продаются сезонно подешевевшие овощи и фрукты, что никого не удивляет. Отлично идут товары для дома и сада. Аналитики связывают это с тем, что доля индивидуальных домов, построенных самими гражданами, достигла в общем объеме вводимого жилья исторического рекорда. По итогам января-апреля 2022 года она составила 63 % всех новых жилых метров в стране.

Для нужд собственного дома, хочешь не хочешь, а купишь и лопату, и семена, и грибной мицелий вешенки, и мангал с шампурами. В марте этого года онлайн-продажи в категории «Дом и сад» скакнули аж на 41% по сравнению с тем же периодом 2021-го.

Однако продавать россиянам сложные товары и услуги (особенно не необходимые в быту) становится крайне непросто. Например, продажи автомобилей с января по август упали на 61%. Среди потребителей смартфонов 35% покупают подержанные гаджеты, 10% — приобретают их на «серых» рынках. Каждый третий передумал в этом сезоне тратить деньги на новый смартфон.

Продажи сколько-нибудь массивной мебели в первом полугодии просели минимум на 30%. Люди активно покупали лишь табуретки. Производители и продавцы вынужденно снижают цены.

Россиянам не до крупных покупок. Особенно трудно семьям с детьми. Во время недавнего (август 2022-го) опроса компании «Ингосстрах» и Финансового университета при Правительстве РФ две трети граждан сообщили, что расходы на содержание ребенка резко выросли. Больше половины (50,5%) заявили, что их расходы на детей скакнули в 1,5 раза, а 15,3% опрошенных сообщили, что даже более.

Свежее исследование консалтинговой компании «ТеДо» (ранее Pricewaterhouse Coopers) показало:

Каждый второй гражданин страны готовится к росту стоимости еды. Около 33% респондентов ожидают повышения цен на товары для дома и ремонта, 30% — на одежду и обувь, 27% — на услуги по поддержанию здоровья и наведению красоты, 19% уверены, что вырастет розничная стоимость электроники и бытовой техники.

По данным аналитиков компании «Альфастрахование», начиная с февраля 2022 года, 21% россиян лишились всех своих сбережений, 52% потеряли незначительную часть, а совсем не понесли потерь лишь 19%. Копить деньги могут около 58% граждан, но 39% заявляют, что делать это стало значительно труднее.

34% опрошенных сообщили, что их повседневные расходы выросли на 20-30%. Еще 30% считают, что стали тратить больше на 10%. Другие 15% респондентов уверены, что на обычные нужды стало уходить на 30-50% больше денег. И 5% участников опроса заявили об увеличении текущих расходов в два раза.

В начале сентября первая замглавы Минтруда Ольга Баталина заявила, что 40% российских семей абсолютно не имеют возможности взять ипотеку — ни в каком виде, ни по какой, даже ультра льготной, ставке.

По данным первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова, в первом и втором кварталах 2022 года объем покупок, сделанных гражданами страны, падал почти на 10%. Он связывает это со снижением реальных доходов населения из-за скачка инфляции и уверяет, что пик падения потребительского спроса пройден или «скоро будет пройдет».

Меж тем все больше аналитиков розничных рынков склоняются к мысли, что массовый покупатель впадает в потребительский пессимизм. Горячие головы заявляют, что такого не было с 1990-х. И, кажется, не слишком-то эти головы и горячи.

Крупнейшие торговые сети России делают ставку на жесткие дискаунтеры и малые форматы. А гипер- и супермаркеты во второй половине года ожидают сложностей. В топ-3 сетевых лидеров сейчас вышли «X5 Group» («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.), «Магнит», «Бристоль», «Красное & Белое». И это говорит само за себя.

При этом картина с услугами по интернет-маркетингу изменилась (по крайней мере, у нас) не то чтобы значительно. Весна, конечно, — это минус запрещенные соцсети, но зато плюс продвижение во «ВКонтакте»… ну а в августе с продажей «Дзена» начал расти интерес к рекламе на «Яндекс.ПромоСтраницах». И, пожалуй, это все значительные изменения.

Комментарий TexTerra

«Ваше материальное положение?» — «Быть бы живу»

А вот Фонд «Общественное мнение» приводит свежие данные, показывающие, что россияне, вопреки логике, испытывают завышенные потребительские ожидания, хотя, в большинстве своем, они бедны и не имеют никаких сбережений. Мало того, они теряют возможность поддерживать и так невысокий уровень потребления.

В августе 2022 года Фонд опубликовал отчет «Экономические настроения россиян». Если верить его данным, то упертых пессимистов в стране всего 13%, еще 12% склонны к пессимизму, нейтральны – 37%, а относительно оптимистично смотрят на экономику 38%:

Картина не то чтобы благостная, но, вроде как, пристойная

Пик экономического пессимизма, по данным ФОМ, пришелся на март. Цитата:

«Люди испытали шок: не понимали, что будет дальше происходить с ними и экономикой страны и как вести себя в этой ситуации. При этом доля «склонных к пессимизму» с начала года не изменилась».

Однако, углубившись в детали отчета, мы можем обнаружить данные о самооценке россиянами материального положения своих семей. Они демонстрируют неутешительную картину:

  • 8% заявляют, что им не хватает денег даже на еду;
  • 23% продукты покупать – в состоянии, а вот обувь и одежду – нет;
  • 35% не имеют проблем с тратами на питание, одежку и ботинки, но не тянут крупную бытовую технику;
  • 18% способны приобретать технику, но автомобиль им недоступен;
  • 12% сообщают, что могут купить все, кроме квартиры или дома;
  • лишь 3% россиян не испытывают вообще никаких материальных затруднений.

Распределение самооценки материального положения с разбивкой на «пессимистов-оптимистов» от ФОМ

За последние 12 месяцев благосостояние уменьшилось у 36% респондентов, осталось без изменений — у 50%, а увеличилось лишь у 13%. При этом 60% не имеют никаких сбережений. Еще 74% сообщили, что за последний месяц им не удалось отложить ни рубля.

Больше половины граждан (52%) считают, что сейчас деньги нужно откладывать и беречь, 21% затрудняются ответить на вопрос «Надо копить или покупать дорогостоящие товары?», и всего 27% уверены, что для покупок настало самое время.

69% россиян говорят, что за последний год они были вынуждены на чем-либо экономить или отказываться от запланированных покупок из-за нехватки средств.

В последний месяц 28% граждан стали покупать более дешевые, чем они привыкли, продукты питания и товары. А 23% отказывались от некоторых товаров, продуктов, развлечений и услуг.

В своем отчете ФОМ заявляет, что, как ни парадоксально, «Индекс потребительских ожиданий» в России к августу 2022-го достиг максимума за последние 5 лет. Аналитики Фонда отмечают:

«…у людей сформировались завышенные ожидания… если позитивные прогнозы не оправдаются, это может спровоцировать фрустрацию настроений и рост пессимизма».

Так пессимизм у нас на дворе или оптимизм? Как трактовать-то?

Ученые знают, что люди, в принципе, безудержно и иррационально оптимистичны, что бы вокруг ни происходило. Поэтому вовсе не удивителен тот факт, что россияне одновременно сообщают о том, что беднеют и отказываются от привычного уровня потребления, и о том, что испытывают оптимистичные ожидания.

Перед нами классический русский «авось», не подкрепленный никакими объективными данными. Последние, наоборот, свидетельствуют: никаких причин для потребительского и, в целом, экономического оптимизма нет.

Строго говоря, реальные доходы граждан, выраженные в покупательской способности, падают, начиная с 2014 года. К 2021 году, по сравнению с 2013-м, россияне обеднели примерно на 10%, и это очень, очень сдержанная оценка. «Славный» 2022-й тенденцию обеднения продолжает, да еще и с размахом. Как видим, значительные группы населения оценивают рост своих повседневных расходов в диапазоне 10-50%. Это очень много для одного года.

Фрустрация, о которой предупреждает Фонд «Общественное мнение», по всей видимости, не за горами. Вероятно, она уже началась, но россияне боятся себе в этом признаться, утешают себя привычными мечтами о будущем и цепляются за любые положительные прогнозы, кем бы они ни высказывались.

Российская социология сейчас испытывает серьезные трудности: респонденты вслух говорят одно, думают другое, а делают третье. Экономически активного и рационального человека сегодня определенно должно интересовать лишь то, что потребители делают, потому что на все остальное в своих планах опираться нельзя.

Что же типичный российский потребитель в сложившихся условиях предпринимает? Поджимается, унимает свои хотелки, ищет дешевые альтернативы во всем спектре товаров и услуг. Приоритеты населения, по всей видимости, складываются, так:

  1. Расходы на рост, воспитание и образование детей.
  2. Траты на поддержание здоровья.
  3. Расходы на удержание сносного уровня быта, хозяйственные траты, мелкий домашний ремонт.
  4. Продукты питания, одежда, обувь.
  5. Мелкая электроника и бытовая техника.
  6. Дешевые развлечения и алкоголь.
  7. Услуги по поддержанию внешнего вида (индустрия красоты, спорт) — эконом-класса.
  8. Внутренний туризм.
  9. Льготные виды ипотеки.
  10. Покупка авто на вторичном рынке.
  11. Попытки сбережения денег («в чулке», иностранной валюте и на банковских депозитах).

Рискнем предположить, что тенденция эта прочная и долговременная — на годы. Причем чем дальше, тем больше граждан будет «скатываться» в экономное потребление, а едва народившийся российский средний класс практически исчезнет.

Когда именно экономическая фрустрация россиян выйдет на уровень осознания, не возьмется предсказать ни один психолог. Однако гибкий частный бизнес может подготовиться к прозрению потребителя заранее.

Наступает время снова готовить трижды проклятые отечественными маркетологами «антикризисные предложения»…