Закон об обязательной маркировке некоторых видов товаров был принят в 2017 году. С тех пор он захватывает все больше и больше категорий продуктов. Меховые изделия и вовсе должны маркироваться на всей территории ЕАЭС еще с 2016 года.
Для каких товаров маркировка обязательна сейчас, какие скоро дополнят список, и зачем вообще нужна эта система, объясняем далее.
1. Что такое маркировка?
Маркировка товара — это нанесение контрольно-идентификационного знака (кода) на каждую единицу выпущенной продукции. Код считывается сканером, который далее передает данные для учета в одну из информационных систем — ЕГАИС, «Честный знак» и другие.
Промаркированные товары вы наверняка видели в магазинах. Нанесенный на них DataMatrix-код очень напоминает привычный QR-код. Промаркированы могут быть как сам товар, так и ярлык, этикетка, дополнительная упаковка товара или паллет.
Какую информацию может содержать DataMatrix-код. Источник — SmartPack
2. Какие товары обязательно маркировать?
Есть список из 12 позиций — это те товары, которые каждый может купить в обычном магазине:
- шубы и изделия из меха;
- табак (никотиносодержащая продукция);
- обувь;
- товары легкой промышленности;
- лекарства;
- духи и туалетная вода;
- ювелирные изделия (исключение — изделия из серебра);
- шины и покрышки;
- фотоаппараты и лампы-вспышки;
- бутилированная питьевая вода;
- молочная продукция, кроме той, которую производят и реализуют фермерские хозяйства (для них введение обязательной маркировки в марте этого года было отложено до 1 декабря 2023);
- алкогольная продукция.
Также обязательно маркиркуются, к примеру, лесоматериалы и зерно — но обычный покупатель с такими товарами, как правило, дела не имеет.
Большинство из 12 перечисленных категорий товаров (кроме алкоголя и ювелирных изделий) маркируются через систему «Честный знак». Этот перечень не является окончательным и постоянно пополняется новыми группами товаров. Решение о целесообразности введения маркировки принимается только по результатам экспериментального периода.
3. С какими товарами ведется эксперимент?
- БАДы (тестирование до 31.08.2022);
- пиво и слабоалкогольные напитки (тестирование до 31.08.2022);
- антисептики (тестирование по 31.08.2022 г.);
- медицинские изделия (тестирование по 28.02.2023).
А вот по этим группам эксперимент уже завершен и принято решение об их обязательной маркировке:
- кресла-коляски (подлежат обязательной маркировке с 01.02.2023);
- велосипеды (подлежат обязательной маркировке с 01.03.2023).
4. Как работает маркировка?
Производитель или продавец в обязательном порядке заносят в одну из государственных учетных систем информацию о том, сколько они производят или продают той или иной продукции. Это дает возможность государству в лице контролирующих органов отследить путь продукции от завода-изготовителя до точки продаж.
Основная система для маркировки — «Честный знак». Через нее маркируется большинство категорий товаров. Через бесплатное мобильное приложение «Честный знак» покупатели также могут проверить подлинность товара по его DataMatrix-коду.
Категории товаров, которые маркируются через систему «Честный знак»
Есть также специализированные системы маркировки. Например, ювелирные изделия маркируются через систему ГИИС ДМДК. Контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции происходит через ЕГАИС Алкоголь (ЕГАИС — единая государственная автоматизированная информационная система). Учет древесины и сделок с ней — через ЛесЕГАИС.
Есть также несколько систем для контроля за поставками и производством отдельных продуктов питания: например, ФГИС «Меркурий» для мясо-молочной продукции и ФГИС «Зерно» для «прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна». Товары из этих категорий также маркируются.
5. Зачем вообще нужна маркировка?
После введения системы «Честный знак» многим стало интересно, зачем это делается. Ведь любой бизнесмен, работающий законно, постоянно отчитывается о доходности предприятия, платит налоги. Введение дополнительных контрольных мер, как ему кажется, будет только замедлять и удорожать рабочий процесс. Потому что теперь в эту систему нужно вносить информацию об остатках товара, информацию о его отгрузке и приемке, при которой остатки списываются с баланса поставщика и переходят к покупателю и многое, многое другое.
У введения маркировки 4 основных цели:
- Сокращение серого рынка.
Как следствие — увеличение налоговых и таможенных сборов. Благодаря маркировке налоговая может осуществлять точный учет изготовленных, проданных и списанных товаров.
И это правда работает: благодаря маркировке за первое полугодие 2022 количество торговых точек, официально торгующих обувью, выросло на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
- Борьба с некачественной и контрафактной продукцией.
DataMatrix-код с информацией о производителе гарантирует оригинальность товара. После нанесения кода на упаковку производители или импортеры подают в систему отчет, в котором прописывается срок годности каждой единицы товара. Это снижает вероятность поступления в продажу просроченных товаров.
- Оптимизация складского учета.
Маркировка продукции на больших складах крупных предприятий действительно может облегчить ее сортировку и хранение. А вот для малого бизнеса, который, например, варит, выдерживает и продает сыр в пределах одного района или небольшого города, маркировка может усложнить работу.
- Экономия бюджета.
Автоматический контроль передвижения товаров от производителя к покупателю позволит сократить число сотрудников государственных надзорных органов, необходимых для инспектирования рынка.
По замыслу получается, что электронная идентификация товаров должна заставить производителей бороться за качество выпускаемой продукции, а также наполнить бюджеты.
6. Какие штрафы за отсутствие маркировки?
Продажа товара без обязательной маркировки или его хранение, перевозка, приобретение в целях сбыта карается штрафами:
- для должностного лица — от 5 000 до 10 000 рублей;
- для юридического лица — от 50 000 до 300 000 рублей.
За то же нарушение, но в отношении табачной продукции размер штрафа для должностного лица составляет от 10 000 до 15 000 рублей, для юридического лица — от 200 000 до 300 000 рублей.
7. Где взять DataMatrix-код для маркировки?
Выпускает DataMatrix-коды только Центр развития перспективных технологий. Он же отвечает за систему маркировки «Честный знак».
Производитель должен покупать коды для маркировки за свой счет. Тариф за один код (для одной единицы товара) утвержден Правительством и составляет 50 копеек без учета НДС.
Бесплатно коды предоставляются только в двух случаях: если группа находится на стадии эксперимента или если это лекарства, входящие в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов, предельная отпускная цена которых не более 20 рублей.
8. Как маркировка влияет на цену товара?
Для нанесения маркировки производитель тратится на DataMatrix-коды и на допоборудование предприятия, которое обходится в миллионы рублей. Например, себестоимость каждого пакета молока в Приморье после введения маркировки увеличилась на 2-4 рубля. Логично было бы предположить, что разница закладывается в стоимость конечной продукции. Но Росстат с этим не согласен и утверждает, что маркировка никак не влияет на стоимость товаров.