Какие тренды ожидают нас в интернет-маркетинге в 2018 году? Мы попросили наших руководителей дать комментарий по этому поводу.
Тренды в интернет-маркетинге
Юлия Блынская, аккаунт-директор
Можно сначала я крикну «ура»? :) Сейчас я вижу воплощение того, что мы предполагали еще пять лет назад. И очень ждали этого.
Клиенты становятся все более компетентными в контент-маркетинге и интернет-маркетинге в целом. Владельцы бизнеса приходят к осознанию того, что это уже не прихоть, а необходимость, и, что более радостно, начинают сами разбираться в том, как это работает. Вопрос «а зачем вы это делаете?» звучит все реже и реже. Мы с клиентами стали совместно разбирать аналитику, планировать активности на новых площадках, обсуждать форматы контента.
Средний бизнес начал перестраивать свой финплан, закладывая больше в маркетинг, преимущественно на аутсорс. Крупный бизнес уже собирает команды инхауз, обращаясь лишь за консалтингом. Бизнес начал думать стратегически о том, как ему стоит продвигаться в интернете! И это уже совершенно новый уровень компетенций!
Показательная статистика. Мы начали предлагать услугу «Создание контент-маркетинговой стратегии» с конца 2015 года. В 2016 году мы получили на нее 66 заявок. В 2017 – в два раза больше!
Этот тренд и будет развиваться. Вместе с этим приоритеты бизнеса, хочет он того или нет, продолжат смещаться в сторону не просто привлечения лидов и получения продаж, а формирования лояльного комьюнити вокруг своего бренда, завоевания доверия аудитории, поддержания ее активности. Придется вкладываться в развитие этого сообщества. А это, как мы понимаем, тоже инвестиции.
Тренды в контент-маркетинге
Елена Захарова, руководитель отдела контента
1. Будет появляться больше личного контента, отражающего позицию автора и ценного этой самой позицией. Естественно, аргументированной. Особенно это актуально для статей в блоге. Ведь по идее блог должен быть от лица сотрудника (или нескольких сотрудников при широком разбросе тем) компании, который хорошо знает продукт, предлагаемые услуги, проблемы клиентов. Статьи с подписью автора вызывают больше доверия к тексту, чем безымянные эпосы. Человеку нужен человек. А сотрудники компании не могут быть сплошь редакторами, прочитавшими «Пиши, сокращай». Вылизанный текст чувствуется, и возникает в голове это пресловутое «не верю».
Возьму реальный пример – сайт нашего клиента, доктора-онколога, который удаляет родинки. Он пишет по-человечески, так, если бы говорил устно. И ты читаешь эти статьи, поправляя изредка запятые и некоторые обороты, и любуешься – потому что искренне и честно. Просто, понятно, узнаваемо. Сразу создается ощущение – человек понимает, о чем говорит. А это ключевое для контент-маркетинга, учитывая общее засилье контентом. Думаю, что такой подход актуален практически везде – бытовая техника, ПО, строительные смеси, дизайн, косметология, туризм и т. д. Все замешано на естественности и реальной экспертизе.
2. А вот с экспертизой проблемы. Есть сейчас и будут в 2018 году. Человек может купить готовый бизнес и не быть экспертом в своем направлении. Может заняться чем-то типа посреднических услуг или сделать сайт-агрегатор, не особо разбираясь в продукте, может быть вечно занят, может просто быть снобом и считать, что другие должны разобраться и написать так, как будто работают у него в компании как минимум год. При этом статьи хочет «ну как у вас в блоге "Текстерры"». Товарищи, коллеги, корононосцы, ну так в блог «Текстерры» о маркетинге пишут маркетологи, о копирайтинге – копирайтеры и т. д. Хотите крутую статью – не жадничайте, найдите время поделиться экспертизой, привлеките стороннего эксперта. Без этого не будет как в блоге «Текстерры», особенно если тема узкая или сложная.
3. Тексты будут «веселее». Дать читателю ясный ответ на вопрос в последовательной и логичной форме – это программа-минимум. Следующая задача – сделать так, чтобы человек получил удовольствие от чтения. Достигается это, как правило, за счет юмора, ярких образов, такого, в общем, огонька и живинки. Понятное дело, что не вся статья фонтанирует искрометными шутками, зависит от темы. Но в целом юмора и неформальной подачи даже в серьезных или «скучных» тематиках типа USB-кабелей становится больше. Альтернатива – душевные, лиричные тексты, подкупающие тактичностью и открытостью автора.
4. «Молодые и динамично развивающиеся компании» перестанут плодиться. Будут компании со своей историей, даже если ей всего пару месяцев. Владельцы многих сайтов в части контента откажутся от одного шаблона и просто перейдут на другой. В тренде мультиконтент? «Давайте скорее рисовать инфографики, снимать видео, миксовать их с текстом, создавать white paper. И ничего страшного, что все это большей частью пустое по содержанию – зато у нас мультиконтент, а это, говорят, круто!»
5. Инфостиль проникнет в видео (или уже проник?). И это хорошо. Потому что муторно смотреть видео о способах крепления автобокса на крышу автомобиля, где «диктор» говорит не спеша, долго, любовно перебирая детали, не забывая поворачивать на камеру эмблему компании на этих деталях и никак не доходя до сути. Ну, и в целом видео на сайтах будет больше.
Тренды в лидогенерации
Евгения Крюкова, руководитель отдела маркетинга
1. Омниканальность. Несмотря на то, что мы пропагандируем комплексный подход и многоканальность уже достаточно давно и подтверждаем их эффективность кейсами, в 2017 году по-прежнему царит непонимание того, зачем все это нужно. Думаю, в 2018 ситуация изменится. Омниканальность (иначе говоря, использование всех возможных каналов для коммуникации с клиентами) – главный тренд следующего года. Чем больше каналов будет использовать бизнес, тем серьезнее будут результаты в продвижении и продажах. Конечно, я сейчас не говорю о мелком семейном бизнесе из трех человек, которым достаточно интернет-магазина «ВКонтакте». Речь идет о бизнесе, который ставит перед собой серьезные цели, который намерен расти и развиваться. Хотите роста в следующем году? Тогда запомните это слово – в 2018 оно будет звучать часто.
2. Репутация. Сейчас наступило такое время, когда любая ошибка или невнимательность компании выносится клиентами в публичное поле. Наверняка вы видели, как недовольные пользователи пишут гневные отзывы и отмечают компанию в «Фейсбуке» или «ВКонтакте» с целью получить от нее обратную связь, извинения или дополнительные «плюшки». Да, зачастую, это своего рода манипуляция, но брендам ничего не остается, кроме как быстро на такие отзывы реагировать. Иначе никак. Если компания будет отмалчиваться и игнорировать недовольных клиентов, это может перерасти в большую трагедию – вплоть до полной потери репутации. Чтобы этого не происходило, нужно быстро и грамотно реагировать на негатив, поощрять позитивные отзывы и помогать пользователям решать их проблемы, если они вас об этом просят. Я думаю, в 2018 году будет больше компаний, которые станут тщательно следить за тем, что о ней говорят в сети. По крайней мере, в 2017 этот тренд, по моим ощущениям, был довольно ярким. Таким ярким, что даже «Почта России» стала этим заниматься! А это, на мой взгляд, очень показательно.
3. Веб-аналитика. Я не думаю, что в 2018 году все резко начнут изучать веб-аналитику, но мне хочется в это верить :) Сейчас без базовых знаний «Яндекс.Метрики» и Google Analytics никуда. При этом, я считаю, что это касается любого человека, связанного с интернет-маркетингом: копирайтера, SMM-менеджера, редактора, маркетолога и т. д. Нужно уметь строить несложные отчеты и делать на их основе выводы о своей работе. Если этого навыка у вас нет, то, скорее всего, вы будете работать вхолостую, не имея представления, что принесло результат, а что – нет.
4. Новые сервисы. Я уверена, что в 2018 году появятся новые инструменты лидогенерации. Сервисы обратного звонка, онлайн-чаты, динамические обложки «ВК», рассыльщики массовых сообщений – все это быстро теряет свою эффективность. Пользователей нужно постоянно удивлять, привлекать их внимание, вовлекать во взаимодействие с брендом. Для этого нужна фантазия и новые инструменты. Думаю, в следующем году мы их получим.
Тренды в SEO
Константин Ануфриев, project-менеджер
1. Тотальная мобилизация. Google внедряет mobile-first индекс как основной для оценки сайтов с точки зрения мобильных пользователей, как главных потребителей контента.
Развиваются технологии AMP и PWA для улучшения пользовательского опыта со смартфонов и при медленном мобильном интернете. В этом году и «Яндекс» представил похожую технологию «Турбо-страницы». Суть этих технологий заключается в том, что пользователям мобильных устройств контент показывается мгновенно, т. к. он хранится на серверах поисковых гигантов и позволяет максимально быстро и удобно к нему обращаться.
2. Улучшаются роботы, нейронная сеть. Пользователи смогут чаще получать необходимую информацию в обычных и расширенных сниппетах, а значит кликов по ним будет меньше.
3. Развитие инструментов для владельцев сайтов или вебмастеров. «Яндекс» продолжает поэтапно улучшать свой инструмент «Вебмастер», чтобы у владельцев сайтов было лучшее понимание того, как представлен их ресурс в поиске «Яндекса» и им было проще решать проблемы, связанные с этим. Только за последнее время появился функционал: тренды, турбо, рекомендованные запросы, и на этом они обещали не останавливаться. Google тут тоже не отстает и уже активно тестирует и показывает обновленную Search Console, в 2018 году обещали представить широкой публике.
4. Сайты для людей. Этот тренд не новый, но, мне кажется, он не потеряет своей актуальности ни в 2018, ни в 2019 году. Качественные удобные сайты с полезным вовлекающим контентом – главная составляющая успешного продвижения в интернете. Да, возможно, это звучит банально, и вы слышали об этом уже много-много раз, но я не устану это повторять до тех пор, пока это не станет прописной истиной для большинства вебмастеров и владельцев сайтов. Сделайте свой сайт удобным и полезным для пользователя, и в 2018 году вы увидите позитивные изменения не только в трафике, но и в продажах.
Тренды в веб-дизайне
Святослав Грошев, руководитель отдела дизайна
1. Возрастание роли типографики. Кто-то скажет, что типографика – это малая часть веб-дизайна, но, на мой взгляд, это самый важный его элемент. Особенно сейчас – когда сайты стали более минималистичными. Я думаю, в 2018 году красивая типографика потеснит тяжелые фотографии и иллюстрации. Пользователям мобильных устройств будет проще потреблять контент, и дизайн станет чище и аккуратней.
Пример красивой типографики. Автор работы: jabel ahmed
2. Дальнейшее развитие мобильной верстки. Уже сейчас большинство пользователей посещают сайты с мобильных устройств. Увеличилось количество мобильных приложений. Продолжают развиваться такие технологии, как: голосовой поиск, голосовые боты, язык жестов и многое другое. Разработчики стараются учитывать эти тренды в создании сайтов, и это, несомненно, продолжится в 2018 году.
Адаптация сайтов под мобильные обязательна в 2018 году. На скриншотах – сайт нашего клиента pop-music.ru
3. Использование ярких фото и иллюстраций. Больше контраста, яркие цвета, красочные и трогающие душу фотографии: все это «цепляет» глаз и вызывает больше эмоций. Я думаю, этот тренд будет только усиливаться.
Сочные цвета на одном из наших лендингов
4. Уникальные изображения. Об этом говорилось и раньше, но сейчас эта проблема становится более острой. Стоковые фотографии, которые используются на многих сайтах, вызывают все больше недоверия. Думаю, в 2018 году станет больше компаний, которые сделают выбор в пользу авторского фото и видеоконтента.
5. 3D-визуализация. Комбинация flat-дизайна и 3D-графики выглядит весьма эффектно. Будем ожидать в 2018 году больше таких продуктов.
6. Цветовые градиенты. Этот тренд набрал обороты в 2017 году и в следующем, думаю, будет сохранять актуальность. Градиенты используются в иллюстрациях, оформлении блоков на сайтах, отдельных элементах дизайна, например, кнопках или логотипах. Прослеживается тенденция перехода от темных, серых оттенков к более красочным цветам.
В заключение. Развитие мобильных устройств, появление новых функций и возможностей, повышение производительности – все это формирует новые тренды в веб-дизайне. Логично, что дальше будет еще интереснее. Вполне возможно, в 2018 году появится что-то революционное, связанное, например, с прогрессом в области создания смартфонов. Так что будем ждать, какие сюрпризы приготовят нам производители гаджетов.
Тренды в UX/UI
Артем Алейник, руководитель отдела разработки интерфейсов
Можно углубляться в детали и оценивать, как было принято строить пользовательский интерфейс в 2017 году, что из этого вошло в моду, что больше понравилось пользователям.
Мы видим, что многие делают большие меню, которые на манер мобильных показываются и скрываются кнопкой «гамбургер», внедряют анимацию элементов. Все чаще говорят о VR и AR, хотя конкретно для web актуальность подобных технологий в ближайшее время вызывает сомнения по техническим причинам.
Я призываю иметь эти тренды в виду, но в первую очередь исходить из целей, которые вы планируете достигнуть, проектируя сайт или приложение. Учитывайте все, что вы знаете о бизнесе, целевой аудитории, каналах продвижения, подаче контента.
Продумав это, вы создадите лучший сайт или приложение, потому что он подходит под вашу задачу, и не важно, соответствует он каким-то трендам или нет.
Страница с использованием 3D, выполненная с помощью библиотеки three.js. Удобно и впечатляет, требует хорошего интернета и неслабого устройства. Всем ли подойдут подобные решения?
Единственный большой тренд на 2018 и последующие годы, о котором хотелось бы сказать, –стирание грани между пользователем и интерфейсом. Старайтесь создавать шаблоны, элементы управления, контент, ориентируясь не на поискового робота, а на человека: естественные формулировки, привычные формы. Потому что интернет – это уже давно не странички в специально сконструированных цифровых коробочках, а среда, в которой мы существуем.
Тренды в backend-разработке
Валерий Филонов, руководитель отдела backend-разработки
Все большее развитие JavaScript-технологий и написание сайтов на них. Также развиваются фреймворки (очень хорошо поднялся Yii2 и Symfony Framework) и CMS, из-за чего чистый PHP используют реже.
Развитие технологий и появление новых сервисов для быстрой загрузки мобильных веб-страниц, которые в свою очередь увеличивают скорость отображения страницы на мобильных устройствах без перехода на сайт.
В веб-разработке MySQL все так же остается самой распространенной системой управления базами данных. Можно отметить еще PostgreSQL как очень мощную, бесплатную и развивающуюся СУБД.
В будущем, на мой взгляд, будет все больший уклон в разработку веб-приложений именно для мобильных платформ.
Тренды в SMM
Лариса Волкова, руководитель отдела SMM
Спрогнозировать будущее SMM-2018 достаточно сложно, ведь даже самые фантастические идеи исполнимы. Поделюсь основными предположениями:
1. Рост мобильных пользователей. По состоянию на октябрь 2016 — март 2017 года 46 % населения России заходят в интернет со смартфонов (источник). Данный факт необходимо учитывать при настройке рекламы. Скорее всего, рекламные объявления, которые показываются только десктопным пользователям (боковушки), в следующем году будут менее популярны. А в некоторых сферах, где необходимо поймать именно пользователей десктопа, вероятно, аудитория будет узкой и дорогой.
2. Геолокация – основной двигатель малого бизнеса. Использование геолокации уже сейчас позволяет получать «горячих» клиентов. Думаю, в 2018 данные геолокации будут в разы точнее, а значит поймать свою ЦА будет проще.
3. Лучший способ продвижения продуктов – видеоконтент. Это заметно уже сейчас, большая часть контента в соцсетях – короткие видео. У пользователей нет времени читать длинные посты, удобнее и быстрее просмотреть видео. Также большую роль сыграют stories. Уже сейчас поднять Instagram без всякой рекламы вполне реально благодаря возможностям stories. Это подойдет для локальных точек: торговый центр, ресторан, фитнес-клуб и т. п.
4. Использование мессенджеров – +100 к лояльности клиента. Функционал мессенджеров расширяется и останавливаться в 2018 году не собирается. Это отличная платформа для коммуникаций с клиентом и повышения его лояльности к компании.
5. Чатботы. Идеальный инструмент, который позволяет экономить время и не терять клиентов. Думаю, в 2018 году общение с клиентом будет по большей части проходить с помощью чатботов.
Тренды в видеомаркетинге
Владимир Семенов, руководитель отдела видеопродакшена
1. Видеоинфографика станет более популярной. Заказчики уже сейчас понимают, что этот тип контента сильно влияет на рост конверсии и привлекает потенциальных заказчиков. Думаю, этот тренд усилится в 2018 году.
2. 3D-графика в новом формате. Если раньше она была нужна только для визуализации каких-либо процессов, которые по каким-либо причинам невозможно было снять на камеру, то в следующем году она будет выступать как самодостаточный инструмент при создании видеороликов.
3. Видеоинтервью, влоги, коммерческие и рекламные ролики. Вряд ли они уйдут с рынка. Это привычный, устоявшийся формат роликов, который до сих пор привлекает своей информативностью и качественной картинкой.
4. Съемка в 4K. В принципе, этот формат был известен и хорошо использовался и в 2016, и в 2017 году. В 2018 он явно никуда не уйдет и, возможно, станет еще более популярным.
5. Интерактивные ролики. За последнее время приобрели большую популярность среди пользователей, но не все еще успели это понять и оценить. Я это связываю с двумя причинами. Первая – неправильное позиционирование. И вторая – сложная реализация. Лично я больше склоняюсь к первому варианту, т. к. здесь нужно понимание как со стороны исполнителя, так и со стороны заказчика. Это очень необычный тип контента, для которого нужно искать правильную нишу с такой аудиторией, которая его поймет и оценит.