Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Сколько стоит хороший дизайн: 7 критериев оценки Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Бывало ли так, что при заказе дизайна, вы оговаривали бюджет и обсуждали пожелания с исполнителем, но, несмотря на это, студия или фрилансер делали какую-то ерунду за ваши деньги? Вы хотели ярко и броско, а дизайнер разработал макет в минимализме. Думали, что сайт будет красно-синим, а он получился оранжевым. В таких ситуациях недовольны все: дизайнеру приходится вносить сотню правок, за которые вы знатно переплачиваете, а результат все равно не устраивает. Но приходится принимать работу, ведь сроки поджимают.

На самом деле, проблема не в том, что дизайнер – плохой специалист, или вы хотели невозможного. Просто на первом этапе не сумели договориться и не учли интересы друг друга и вашей аудитории. Рассказываем, как этого избежать.

Возьмем условного клиента Ивана Петровича и такого же условного дизайнера Васю. Вася – фрилансер, работает недавно и пока не понял, как именно выставлять цены на свои услуги. Иван Петрович обращается за дизайном баннера для сервиса доставки цветов, из пожеланий – «чтобы было красиво и вписывалось в общий стиль». Клиент дает текст, который должен быть размещен на картинке, и адрес сайта для понимания стилистики.

Вася садится и начинает считать. У него есть как минимум три способа сформировать цену.

Если дизайнер совсем неопытный, он выдумывает цифру из головы. Примерно прикинув стоимость подобных услуг у конкурентов, называет свою цену.

Клиент соглашается и к дедлайну получает макет. В трех вариантах. А дальше всплывают…

Подводные камни:

  • Ивану Петровичу не нравится ни один баннер. «Давайте поработаем еще», – говорит он, а на вопрос, что именно нужно поправить, отвечает: «Не знаю, чего хочу, но ваши картинки меня не вдохновляют». Хмурый Вася садится рисовать новые варианты.
  • Клиент в целом доволен, но просит «правочки», вот тут, там и здесь. Цвет фона не устраивает, текст надо подвинуть левее, подложку заменить на красную. Вася, который рисовал дизайн без понимания задачи, не может аргументировать, почему его дизайн хорош, и молча вносит «правочки». Сроки заваливаются, клиент недоволен Васей, Вася недоволен результатом, ведь его творческая задумка была другой. Расстаются, выдыхая.
  • Дизайнер понимает, что на работу уходит куда больше времени, чем планировалось, и просит клиента доплатить за правки. Иван Петрович расстроен, он хотел получить баннер за 500 р., а криворукий дизайнер нарисовал все не так, как он задумывал. И почему теперь он должен доплачивать, если задачу не понял исполнитель?

Что нужно клиенту: узнать заранее, что входит в цифру, названную дизайнером, какие задачи он решит. Условно говоря, за 100 р. дизайнер нарисует баннер на свой вкус, за 200 р. – три варианта баннера на выбор, а за 1 000 р. – сделает аналитику компании, конкурентов и на основе исследования разработает уникальный в своем роде баннер, который будет отвечать потребностям аудитории и привлечет наибольшее внимание. Поинтересоваться, сколько правок готов сделать дизайнер и за какие деньги.

Что нужно дизайнеру: как можно подробнее расспросить клиента о его деятельности и задачах для конкретного баннера. В идеале – провести бриф и зафиксировать все пожелания. Чтобы потом было чем аргументировать выбранный готический шрифт и левостороннее выравнивание текста на макете.

Посмотреть шаблон для брифа.

Если и называть цифру из головы, то продумать заранее ценовую политику. Сколько стоит разработка одного варианта, сколько – трех, а сколько стоит пакет правок.

Когда клиент выбирает подходящий вариант дизайна, обдумывает его пару дней и собирает все замечания в один текст, можно считать, что он собрал «пакет» правок. Дизайнеру куда удобнее принимать правки пакетами, а не по отдельности – ведь так он внесет все изменения за один раз и закроет задачу.

Моя специализация – разработка айдентики, в рамках нее я работаю по фиксированному прайсу. Есть конкретная стоимость разработки логотипа, фирменного стиля и отдельных его элементов. Фиксированная ставка удобна для меня и клиентов. Я могу анализировать рынок фриланса, изучать, как другие дизайнеры оценивают свои услуги и, исходя из своего опыта и средней ставки по рынку, складывать приемлемую для всех цену.

В начале фрилансерского пути у меня был клиент, который полностью поменял концепцию на финальной стадии разработки. Тогда я, боясь потерять клиента и деньги, согласилась переработать дизайн без доплаты, но объяснила, что в следующий раз навстречу не пойду, и нужно будет доплачивать. Сейчас с такими клиентами я не работаю. Я заранее проговариваю, что на основе брифа разработаю 2–3 варианта логотипа, один из которых мы доработаем вместе, а если понадобится еще вариант – он будет оплачиваться отдельно. Больше проблемных случаев не было.

Сейчас, благодаря брифу, я заранее понимаю, каким образом будет исполняться заказ и насколько это для меня энергозатратно. В беседе с заказчиком сразу становится ясно, как пойдет дальнейшая работа. Поэтому прежде, чем согласиться на заказ, я всегда общаюсь лично, чтобы определить, «мой» клиент или нет. Осознание, что я могу отказать клиенту без ущерба для себя, пришло со временем, когда я поняла, что мой труд должен быть оплачен по достоинству. Думаю, боязнь отказать нужно пройти и преодолеть каждому фрилансеру. Ведь если браться за работу, которую заведомо не понимаешь и не сможешь выполнить качественно, хуже от этого будет только тебе и твоей репутации. Как только это осознаешь, таким клиентам уже легче отказать.

К следующему обращению Ивана Петровича наученный горьким опытом Вася готовится заранее. На форумах дизайнер узнает, что стоимость работы можно высчитать в часах. Получив задачу, он открывает Excel и садится считать.

В месяц нужно заработать 60 000 р., чтобы минимально прокормить себя и кота. В месяце, в среднем, 22 рабочих дня, а значит, в день нужно зарабатывать 60 000 / 22 = 2 800 р. Вася готов работать по 10 часов в день, час его работы будет стоить 2 800 / 10 = 280 р. Опустим пока, что он не учел простои и время на поиск заказов, сосредоточимся на взаимодействии с клиентом.

В этот раз Иван Петрович предлагает дизайнеру проект побольше. Разработать дизайн упаковки для доставки цветов. Нужны подарочные пакеты, карточки, которые продавцы будут вкладывать в букет, визитки, вывеска и баннер для наружной рекламы. А еще новые иконки для сайта и очередной баннер с акцией.

Вася называет цену за час работы и прикидывает временные затраты на проект:

  • пакеты – 4 часа;
  • карточки – 1 час;
  • визитки – 4 часа;
  • вывеска – 3 часа;
  • баннер для наружки – 4 часа;
  • иконки для сайта – 2 часа;
  • баннер с акцией – 4 часа.

Только, пожалуйста, не ориентируйтесь на указанные цифры – они взяты очень условно, у каждого дизайнера свой темп работы.

Итого у нашего дизайнера на проект уйдет 22 часа «чистыми». Объявив клиенту, что на работу нужно три дня, Вася называет сумму 6 500 р., с небольшим запасом. Уточняет, что счет будет выставлен по факту отработанных часов, забивает задачу в таск-трекер и начинает рисовать.

Таск-трекер – программа, отслеживающая рабочее время. Устанавливаешь расписание работы, записываешь задачу и ставишь дедлайн, и она автоматически отслеживает прогресс и формирует отчет о работе, который можно предоставить клиенту.

Подводные камни:

  • Названная дизайнером сумма приблизительна, клиент не понимает итоговой стоимости проекта. А стоимость 280 р. в час ему вообще ни о чем не говорит.
  • Неопытный дизайнер может ошибиться в расчетах временных затрат.
  • Клиент не знает, как определить, для разработки баннера четыре часа – это много или мало? Как понять, что дизайнер не затягивает сроки?

Что нужно клиенту: узнать у дизайнера, сколько часов понадобится на выполнение задания, установить дедлайн. Согласовать форму отчета о работе – лучше с использованием таск-трекера. Заранее закладывать бюджет на правки, ведь их дизайнер обсчитает отдельно. Прикинуть, совпадают ли ожидания – время/деньги, с тем, что предлагает дизайнер.

Что нужно дизайнеру: провести бриф на предмет деятельности клиента, узнать пожелания. Не забыть зафиксировать время, затраченное на бриф, как рабочее. Рассчитывать время на разработку дизайна только после брифа.

Иногда, получив многоплановую задачу, я предлагаю почасовую оплату. Работаю я 10–12 часов в день. По истечении дня, чтобы клиент понял, за что он платит деньги, я высылаю ему результат. Почасовая оплата предотвращает неожиданные курьезы в исполнении заказов, и мой труд оплачивается так, как мне хочется, даже если я перерабатываю.

Поработав по 280 р. в час, Вася решает попробовать другую методику и посчитать стоимость каждого проекта в целом.

Когда Иван Петрович обращается к нему в третий раз за редизайном сайта, дизайнер, уже наработавший опыт и придумавший ценовую политику, предлагает клиенту разбить работу на несколько этапов и называет стоимость для каждого. Он учитывает все риски и надбавки, просчитывает срочность и возможные задержки. Он называет реалистичные сроки, озвучивает итоговую сумму и берет предоплату, но снова появляются…

Подводные камни:

  • Полученная сумма сбивает рабочий настрой. Клиент уже заплатил, а значит, точно не сорвется. Дизайнер начинает «сачковать».
  • Пакет правок, принесенный клиентом после первого этапа, оказывается куда больше, чем ожидал Василий. Время, затраченное на правки, сбивает план работы по проекту, другие задачи переносятся. Клиент нервничает, а обсудить с ним проблему неловко, ведь Вася же профессионал. Да и количество правок не оговаривалось в начале сотрудничества.
  • Иван Петрович внезапно решает пропустить один из этапов работы. Он считает, что для разработки дизайна сайта не нужно исследовать аудиторию, это слишком дорого. Он сам скажет Васе, кто ЦА. Василий понимает, что предоплата за проект уже наполовину потрачена, да и огромная часть работы сделана. Упускать заказ не хочется, поэтому дизайнер соглашается пилить сайт без исследования. Впоследствии он не сможет аргументировать клиенту, почему брутальный мужчина с букетом на сайте неуместен.

Что нужно клиенту: поставить задачу, пройти бриф. Согласовать с дизайнером этапы работы и выяснить, что именно тот будет делать на каждом этапе и каков будет результат.

Что нужно дизайнеру: обозначить этапы работы, оценить каждый из них и брать предоплату поэтапно. Закончив этап, сдать результат клиенту и приступать к следующему. Этапы работы и порядок расчетов лучше закрепить в договоре, чтобы не было отказов.

В этой статье говорится о нашей услуге
Услуги графического дизайна

Про фрилансеров все ясно, но как оценивают дизайнерский труд и ведут работу с клиентом в агентствах. Я спросила в «Логомашине» и в отделе дизайна «Текстерры».

Первое, что меня интересовало – как оценивают стоимость работы дизайнера? В часах, в проектах, в зависимости от уровня его работ? Второе – как стоимость согласуется с клиентом?

В «Логомашине» зарплаты дизайнеров фиксированные. Работа достаточно равномерная, этапы однотипные, поэтому нет смысла отталкиваться от задач. Вот если бы у нас были разноплановые заказы – например, сегодня сделать суперсложный сайт, а завтра разработать иконку для приложения, и каждую работу делал бы отдельный дизайнер, тогда да. Наверно, мы бы привязывались к объему работы. А сейчас у каждого дизайнера есть уровень – от стажера до арт-директора, и, согласно уровню, они получают зарплату.

С клиентом стоимость работ обсуждается на первом этапе взаимодействия, независимо от того, пришел он впервые или повторно. У нас нет сложной разработки, и, хотя проекты могут в пять раз различаться по бюджету, клиенту абсолютно понятно, почему. Это работает, как конструктор – чем глубже и сложнее услуга, тем дороже она стоит. Например, в одном проекте есть исследование и дальнейшее ведение, и он стоит условно 500 тысяч, а в другом – только разработка логотипа по брифу клиента, и он стоит 100. Мы оцениваем стоимость работ в самом начале, и потом она уже не меняется. Если в процессе работы клиент понимает, что нужны дополнительные услуги, их стоимость обсуждается и оплачивается отдельно.

Бывает, мы отказываемся от клиентов, если они говорят «давайте сделаем полноценный брендинг, но без брифа и без исследования». Мы так просто не работаем. Но чаще всего удается найти точки пересечения, все решается в переговорах.

В «Текстерре» чуть более сложная система оценки.

Основные данные для расчета – это трудочасы, уровень креатива дизайнера, количество правок и объем задачи. Стоимость работы мы рассчитываем, исходя из того, кто будет заниматься проектом, как много специалистов будут участвовать. Если в проекте 2–3 дизайнера, мы учитываем их общие трудозатраты и уровень компетенций. Помимо этого, в стоимость входит работа аккаунт-менеджера, который ведет проект, и моя работа как руководителя проектов. Также учитывается количество правок и проработок концепций, а в случае, если нужно описывать решения и легенду – работа контент-специалистов.

Пообщавшись Романом и Святославом, я сделала вывод, что главное для хорошего дизайнера – навык коммуникации. Если человек умеет заранее согласовывать сроки, задавать вопросы, аргументировать цены и презентовать результаты работ, у него не будет проблем с клиентами.

Некоторые дизайнеры и агентства в погоне за оптимальным для жизни заработком применяют специальные формулы для расчета стоимости своих услуг. На форумах есть масса примеров, в том числе фантастических, с расчетами на пять листов. Из всех я выбрала две более или менее приемлемых для понимания и удобных в использовании.

Зарплата дизайнера = Стоимость работы в час * Время работы * Коэффициент правок

Коэфиициент правок равен единице, если у клиента нет возможности вносить правки. В остальных случаях цифра выбирается от числа правок на усмотрение дизайнера. Например, для двух правок коэффициент равен 1,5, а для пяти – 3.

Время работы = Базовые трудозатраты * Коэффициент сложности * Коэффициент творчества

Базовые трудозатраты – это стандартное время на выполнение типовой задачи. Грубо говоря, на разработку дизайна баннера – 3 часа, на создание одного экрана сайта – 5 часов.

Коэффициент творчества – условная цифра, риск сорвать сроки. Например, у вас в работе пять проектов, а еще бабушка заболела и у ребенка в саду карантин, он ближайшую неделю будет сидеть дома. Риск сорвать сроки при таком раскладе велик, коэффициент можно поставить 3. Если три проекта и болеет только бабушка, ставим коэффициент 1,5. Если три проекта и карантин в саду, ставим 2. Если препятствий для выполнения заказа нет и не предвидится, можно поставить 1.

Коэффициент сложности удобнее привязывать к каким-либо параметрам макета – количеству элементов, например. Чем их больше, тем сложнее.

Стоимость работы = Рейт * Сложность * Планируемое время / (Планируемое время + Дополнительное время)

Рейт – это базовая ставка за самую простую дизайнерскую работу.

Сложность – цифра от 1 до 5, градация работ.

Дополнительное время – время, затраченное на работу сверх планируемого.

Говорят, эта формула позволяет избежать завышения стоимости работы и затягивания сроков. Правда, для меня осталось непонятным, как определяется базовая ставка и сложность работы в данном случае. Это же нужно придумывать цифры для каждого направления дизайна, ведь одно дело – нарисовать макет листовки по готовому техзаданию и совсем другое – разработать стиль бренда.

Когда книжная сеть «Буквоед» провела ребрендинг, я, как адепт бренда, была разочарована. Визуально мне нравился первый логотип, он выделял сеть среди конкурентов. У логотипа был прекрасный вольный шрифт и эта красная буковка «Е», которая, как Пакман, так и грозилась слопать соседние буквы.

И что с ним сделали? Облагородили, сгладили, привели к типовому решению и официозу. Новый дизайн вызывает стойкую ассоциацию с адвокатской конторой, но никак не с уютным книжным.

Новый логотип «Буквоеда» и вывеска

И вот, казалось бы, я – целевая аудитория книжной сети. Как думаете, объективно ли мое восприятие?

Конечно, нет. Я не знаю, какие задачи стояли перед дизайнером, и не могу оценить, насколько новый логотип способствует их выполнению. Между тем, использованные дизайнерами запятые универсальны. Они воспринимаются, как знаки препинания, кавычки и даже геометки. С точки зрения функциональности и узнаваемости ребрендинг проведен не зря.

Использование фирменного элемента «Буквоеда» в качестве кавычек и геометок. Изображения с сайта LINII Group

Или возьмем другой дизайн. Брянский молочный комбинат в августе 2020 года провел ребрендинг продукции «Милград» и выкатил новый дизайн. Новый – тот, что справа, с котиком.

Новый – тот, что справа, с котиком.

Казалось бы, котик и молоко, необычное решение. Молоко для кошек? С точки зрения традиционного оформления молочной продукции выглядит не очень уместно. Зато в плане привлечения внимания агентство сработало «на ура».

Упаковка спроектирована так, что из нескольких пакетов можно собрать котика. Фото с сайта брендингового агентства Depot, разрабатывавшего дизайн упаковки
Упаковка спроектирована так, что из нескольких пакетов можно собрать котика. Фото с сайта брендингового агентства Depot, разрабатывавшего дизайн упаковки

Упаковка спроектирована так, что из нескольких пакетов можно собрать котика. Фото с сайта брендингового агентства Depot, разрабатывавшего дизайн упаковки

Понимание задач дает дизайнеру возможность высказывать свое мнение относительно важности тех или иных элементов в макете. Многие – и клиенты, и дизайнеры, ошибочно оценивают дизайн на уровне «нравится – не нравится», хотя на самом деле существуют вполне понятные критерии, согласно которым можно определить, насколько он хорош.

В одном из материалов «Логомашины» я наткнулась на теорию о том, что у дизайна всего три функции. Он должен быть узнаваемым, удобным для конечного потребителя и эмоционально воздействовать, «цеплять». Дизайн может балансировать на грани этих трех параметров, примерно посередине, но чаще всего уходит в какую-то одну сторону.

Значит и оценивать его можно по трем критериям.

Значит и оценивать его можно по трем критериям.

Я мысленно согласилась с теорией, но, покопавшись в своем дизайнерском опыте, а также в книгах и на форумах, дополнила список еще четырьмя. Итого получилось семь пунктов.

Удобство дизайна оценивается в первую очередь с позиции потребителя. Насколько легко с ним взаимодействовать, понятен ли он, доносит ли необходимую информацию?

На что нужно смотреть в макете, чтобы понять, что он удобен. Покажу на примерах.

Выделена ли главная мысль. Сайт ниже выглядит легким, там много «воздуха» и нет ничего лишнего. Но какую мысль хотел донести дизайнер? В глаза бросается разве что номер телефона, хотя посетитель еще не успел понять, чем занимается компания.

 чем занимается компания

А вот, на мой вкус, некрасивый дизайн. Текст не читается, фон слишком вычурный, обводок много. Но при всех недостатках макета взгляд сразу цепляется за главную мысль – тут клиенту сделают маникюр всего за 250 р.

маникюр всего за 250 р

Насколько читаемы шрифты, удобно ли расположены текстовые блоки. Обращайте внимание, легко ли перемещается взгляд по макету в поисках нужной информации.

Соответствуют ли визуальные образы ожиданиям аудитории. До появления на рынке компании «Бигам» разве кто-то ассоциировал полуобнаженных девушек с садовым инструментом и техникой? И даже сейчас, зная, что сеть делает такую рекламу, и пора бы уже привыкнуть, странно видеть на билборде или входной группе модель с бензопилой в руках.

Оформление входной группы одного из магазинов «Бигам»

Удобно ли связаться с компанией. Если это необходимо, конечно. В примере с такси номер телефона указан аж в трех местах, но… все равно не заметен. Если звонок – главный способ заказа, то дизайнер просчитался, ведь первым обращаешь внимание на сайт.

Увидев такую листовку, я бы пошла заказывать такси на сайте

Отодвиньте собственные вкусовые предпочтения на второй план и взгляните на дизайн непредвзято. Выбранный шрифт и цветовое решение сами по себе не гарантируют, что товаром или услугой заинтересуются, а вот грамотно расставленные акценты вполне могут.

Дизайн может быть неудобным, но узнаваемым. Задача дизайна – дифференцировать внешний облик компании от конкурентов, сделать так, чтобы человек при взгляде на любой корпоративный элемент, будь то логотип, фирменный шрифт или цветовое сочетание, понимал, кто его использует.

Даже без подписи можно узнать фирменный стиль Tele2, благодаря шрифтам и цветовой гамме

На что нужно смотреть, если стояла задача сделать бренд узнаваемым:

  • соблюдается ли единая стилистика в макетах (шрифты, цветовая гамма, тематика изображений);
  • насколько уникален дизайн, нет ли аналогичных или схожих элементов у конкурентов.

Если задача была разработать макет в действующей стилистике бренда, достаточно проверить шрифты, цветовое решение и фирменные элементы.

Нельзя нарисовать отдельный элемент дизайна и утверждать, что он по умолчанию узнаваем. Узнаваемость обеспечивает сама компания, когда в оформлении всей своей продукции/сайта/приложений/рассылок использует разработанный дизайнером стиль.

Когда нужно впечатлить аудиторию, удобство и узнаваемость не имеют значения. Вспомним пресловутые логотипы студии Лебедева, созданные нейросетью.

Логотипы студии Лебедева, разработанные нейросетью
Логотипы студии Лебедева, разработанные нейросетью
Логотипы студии Лебедева, разработанные нейросетью

Логотипы студии Лебедева, разработанные нейросетью

Будет ли такой дизайн работать на узнаваемость? Возможно, хотя на первый взгляд выглядит слишком хаотично. Удобен ли он для восприятия? Однозначно, нет. Впечатляет ли? Несомненно. Заметьте, впечатляет, не значит, нравится. Просто вызывает эмоцию. У кого-то – отторжение и неприятие, а у других – ощущение новизны и «незаезженности».

Если вам нужно, чтобы дизайн производил впечатление и задевал эмоции, будьте готовы к тому, что он будет выбиваться из общей концепции бренда.

В любом, даже самом «взрывном» макете есть логика. Есть ключевой элемент – графика, фото или текст, который удерживает внимание за счет необычной формы, цвета или текстуры. И есть второстепенные элементы, расположенные так, чтобы человек легко переключался на них в нужной последовательности.

Казалось бы, хаотичный макет, но информация расположена логично, все важное сгруппировано в свободном пространстве

Как проверить логику в дизайне:

  • Бегло взгляните на макет. Какой элемент первым притянул внимание? Он и задумывался главным?
  • Присмотритесь внимательнее. Отмечайте, как скользит взгляд, приходится ли перескакивать снизу-вверх и обратно, чтобы найти нужную информацию?
Шрифт на блоках с изображениями читается плохо, местами сливаясь с картинкой

«Каждый элемент на макете должен быть выровнен относительно чего-либо, даже если это не заметно на первый взгляд». Так говорили мне на одном обучении. Золотое правило, которое позволяет создать ощущение баланса при верстке любого документа, будь то серьезная презентация или игривая рекламная листовка.

На уровне подсознания вообще лучше воспринимается симметричный дизайн.

Если дизайнер пренебрег выравниванием, создается ощущение криво повешенной картины – хочется что-то поправить, но не всегда понятно, что именно.

Настроение создается с помощью контрастов и цветовой гаммы. Добиться контраста можно не только цветами, но и объемами, формами, шрифтом. Цветовая схема должна не просто отражать идею конкретного дизайна, но и соответствовать сфере деятельности организации.

Советы от школы Pixel о том, как подобрать гамму цветов с помощью цветового круга
Советы от школы Pixel о том, как подобрать гамму цветов с помощью цветового круга
Советы от школы Pixel о том, как подобрать гамму цветов с помощью цветового круга

Советы от школы Pixel о том, как подобрать гамму цветов с помощью цветового круга

Узнав, что я готовлю статью про оценку дизайна, знакомый предприниматель сделал мне внушение. «Очнись», – сказал он. – «Реальному бизнесу все это не нужно». И пояснил, что огромный пласт предпринимателей заказывает дизайн просто «потому что».

У конкурента красивый сайт, напичканный флеш-анимацией? Нам нужен такой же. Я слышал, что можно приводить клиентов из интернета, но как это работает, не знаю. Вникать не готов, у меня куча дел, поставщики подводят, логистика хромает, вчера партия товара пропала, надо искать. Но вот сосед ведет «Инстаграм» с котиками, он классный. А я шарфы продаю. Давай нам сайт сделаем. С котиками в шарфиках. Анализировать аудиторию? За двадцать тыщ? Не на-а-адо, дорого… Просто котиков нам сделай, ладно?

И здесь встает огромная проблема коммуникации между дизайнером и клиентом. С одной стороны, клиент хочет получить сам не знает что и не готов тратить время на бриф и последующее общение, а также внедрять элементы дизайна в бизнес. С другой – он потом спрашивает с дизайнера, почему его концепция не сработала. А дизайнер пояснить не может, ведь руководствовался он не логикой, а указаниями клиента.

Чтобы понять, как обстоят дела с дизайном в сферах, далеких от интернет-маркетинга и инфобизнеса, я спросила у предпринимателей, руководителей компаний.

Заказывая дизайн, ставите ли вы изначально задачу, которую он должен выполнять? Что вы ожидаете получить в итоге, какой результат? Как и в какой момент вы понимаете, что дизайн хороший?

В первую очередь дизайн должен соответствовать специфике предоставляемых услуг. Когда мы ставим дизайнеру задачу, то акцентируем, что итоговое решение должно быть доступным, актуальным и отражать рекламируемое направление деятельности.

В оценке дизайна мы ориентируемся на визуальную составляющую, оригинальность и изящность макета.

Как правило, мы заказываем дизайн под конкретное событие, акцию и вполне определенную аудиторию. Поэтому исполнителю наши цели обычно ясны, а в некоторых случаях – конкретизированы в техническом задании.

Заказчик должен сам понимать, чего хочет, хотя бы в общих чертах. При этом основная ошибка заказчика – ограничивать дизайнера рамками своего восприятия. Это так же глупо, как стоять за спиной художника и советовать ему: «Красный возьми. Да не такой… Да дай, я сам нарисую…» Мы давно в компании условились доверять исполнителю. Он в трендах, он опытнее нас и у него есть вкус, чувство стиля.

Получив готовый дизайн, мы просто смотрим. Сначала бегло, оцениваем первое впечатление. На то ли падает взгляд, как расставлены акценты? Сейчас картинок столько, что правильная должна притягивать взгляд...

Потом смотрим вдумчиво. Важно исключить смысловые ошибки и двойное толкование. Есть вещи, которые знают только потребитель товара и человек, погруженный в среду. Дизайнер не обязан это знать. Итоговое решение принимаем коллегиально. Дизайн – это всегда вкусовщина. А на вкус и цвет… Фокус-группа может помочь.

Существует ли идеальный дизайнер? Какой он? Например, «ему не надо ничего объяснять, предлагает много вариантов» или наоборот «вникает в задачу, двадцать раз переспросит, но нарисует все с первого раза». Может быть, тот, который всегда на связи. В общем, все то, что делает работу с дизайнером удобной для клиента.

Хороший дизайнер для нас – однозначно, человек дотошный, который будет задавать вопросы и вникать в работу. По опыту, специалист, который уже на второй минуте разговора говорит, что все понял и все сделает, в результате не сделает ничего.

Идеальный дизайнер имеет вкус, стиль и мозги. Он оперативен и как будто заранее готов. Такой партнер отбирается и проверяется годами – надо поработать вместе, притереться. Он должен понять ваши продукты, аудиторию и идеологию. В итоге вы уже в несколько предложений можете сформулировать задачу так, что он поймет. И получите даже не то, что представляли, а новое прочтение… К примеру, недавний наш заказ был принят на следующий день, без правок и единогласно. Идеальный дизайнер существует. Просто вы для этого тоже должны поработать над собой…

В комментариях обоих руководителей прослеживаются слова «вкус», «стиль», «изящность». Несмотря на то, что они ставят дизайнеру верные задачи, им тоже не всегда удается избежать привычной оценки «нравится – не нравится».

Отталкиваться от задач – сложная работа со своим восприятием и коммуникацией как для дизайнера, так и для клиента. На нее надо выделять время. Для клиента появляются новые непонятные этапы работы – постановка задачи, бриф. Для дизайнера тоже – аналитика и исследование аудитории, конкурентов. Соответственно возрастает стоимость работы, увеличиваются сроки. Куда проще нарисовать картинку по ТЗ или по устным пожеланиям клиента.

Но без этих «непонятных» этапов готовый дизайн и дальше будет восприниматься, как «вкусовщина», а дизайнер – как исполнитель.

Разберемся, наконец, существует ли идеальный дизайн, надо ли к нему стремиться и сколько он должен стоить.

Идеальный дизайн – тот, который нравится всем, решает абсолютно все проблемы и задачи, выглядит для всех невероятно круто и… не существует. Проблема в том, что на сегодняшний день дизайн может быть невероятно хорошим, а завтра найдется еще куча решений, как его улучшить. К идеальному дизайну, конечно, можно стремиться, но это дорога в никуда. Лучше сделать то, что решит задачу сегодня, и решит ее быстро.

Идеального дизайна нет. Хороший – тот, что решает задачу.

Из этих двух тезисов напрашивается простой вывод. Хороший клиент умеет ставить задачу, а хороший дизайнер докапывается до сути и решает поставленную задачу с помощью разных средств визуализации. Он больше всего бесит, задает много вопросов и хорошо коммуницирует. Показывает дизайн и объясняет, почему он будет работать.

Оба, если постараются, могут сделать сотрудничество удобным. Клиент, выделив время для общения с дизайнером, а специалист – подобрав удобные каналы связи, форматы общения, механизмы обмена информацией.

Готовый продукт – общая заслуга дизайнера и клиента. Это высокий уровень взаимодействия, когда все участники должны демонстрировать профессионализм, каждый в своей области. И результат такой работы не может стоить дешево.

Стоимость работы формируется из следующих параметров:

  • уровня дизайнера;
  • этапов работы – бриф, исследование аудитории и конкурентов, непосредственно дизайн;
  • сложности задачи и количества позиций для разработки;
  • количества специалистов, задействованных в проекте – дизайнер, менеджер, руководитель и другие;
  • числа правок.

Конечно, всегда будут и разовые задачи от клиентов, которым не нужно глубокое погружение в проект, а нужна просто картинка. И дизайнеры, которые будут рисовать «просто картинки», никуда не исчезнут. Но чем больше будет информации о том, как стратегически подходить к выстраиванию бренда, тем больше у клиентов будет понимания трудозатрат дизайнера и отдачи от дизайна.

Работая с дизайнером, вам надо понимать целевую аудиторию и ее особенности – как эти люди принимают решения о покупке, что любят, куда ходят, какие образы вокруг них. Ваш дизайнер этого не знает, поэтому его портфолио говорит разве что об уровне владения графическим редактором.

Что касается оценки качества дизайна, в дополнение к описанным в статье критериям работают следующие правила:

  • Если дизайн не понравился вам визуально, это не значит, что аудитории он «не зайдет».
  • Нет смысла спрашивать у знакомых или на форумах у коллег, хорош ли сайт или фирменный стиль. Они – не ваша аудитория, а значит, их мнение не важно.
  • Если дизайн приносит вам деньги, он работает. Если пользователь на сайте лучше тыкает на красную кнопку, чем на зеленую, рисуйте красные. И пусть они вообще ни с чем не гармонируют.
  • Дизайн строится на исследовании. А потом редактируется на исследовании. У клиентов могут быть разные модели поведения и то, что понравилось одной аудитории, сработает впустую для другой.

Мне нравится, когда говорят, что дизайн – не искусство, а дизайнер – не творец. Понимая аудиторию и специфику деятельности клиента, можно вполне механически отрисовать что угодно и попасть в ожидания. Такая концепция мне близка. А как вам?

Если вам нужен сайт, лендинг, логотип или упаковка, которые в плане оформления точно попадут в ЦА – обращайтесь за разработкой дизайна в «Текстерру».

Поделиться статьей:

Новое на сайте

26 апр 2024
132 377
30 готовых преимуществ вашей компании для сайта или лендинга

А на сайте вашей компании есть раздел «Почему мы» или «Наши преимущества»? 

26 апр 2024
146 105
Как создать интернет-магазин с помощью WordPress и WooCommerce – подробный гайд

Наше подробное руководство научит вас работать с этой платформой и поможет создать интернет-магазин.

26 апр 2024
59 655
Как правильно оформить страницу в «ВК» для бизнеса

Важное обновление для компаний и тех, кто развивает личный бренд.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.