Бизнес первый, любимый
Что делать с тысячами молодых, которым не найти работу? Правильно – убедить в их собственной уникальности. Предпринимательство воспевали, людей, работающих на дядю, презирали. Началось повальное увлечение бизнесом.
В 2008 году, в начале экономического кризиса, я оказался в водовороте деловой активности: окончил бизнес-курсы, защитил бизнес-проект, съездил в «Селигер» и запустил свое дело. Так начался короткий, но яркий путь великого коммерса.
Как я делал моду на доставку обедов
В 2009 году я открыл компанию «ЕШКА»: начал с доставки обедов, продолжил свадебными банкетами. Стартовал с 10 000 рублей в кармане. Затрат практически не было: купил одноразовую посуду, договорился с первой попавшейся кафешкой, чтобы выносить их обеды на доставку.
Площадок для продвижения типа пабликов в соцсетях тогда не знали. «ВКонтакте» был местом для тупых постов и граффити на стене. А сделать сайт – это для крутых бизнесменов. Я продавал через «аську»: «динозавры» должны помнить это писклявое «о-оу».
В первый день «свободной жизни» я прошелся по ближайшим от кафе улицам. Заходил в магазинчики и офисы. Легко нашел первых клиентов, которым нужны обеды. По утрам писал им в аську, собирал заказы и развозил. Как понимаете, если появлялись новые клиенты, я не заморачивался с логистикой. Достаточно было найти кафе поблизости и возить еду оттуда.
Потом появилась возможность нагнуть получить от государства безвозмездную материальную поддержку. Была такая программа, когда ты подаешь бизнес-план, защищаешь его, а тебе на его реализацию дают деньги.
Для этого пришлось зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем и подать заявку в центр занятости в родном селе – я там был прописан. Мой проект с доставкой еды в Ижевске вызвал некую оторопь. В деревне никто не задумывается про обеды: либо брать с собой в баночке, либо идти до дома 300 метров. В итоге я смог доказать комиссии, что в городе эта услуга востребована, и получил 65 000 рублей.
На эти деньги заказал логотип. Потом купил 5 000 фирменных пакетов, полагая, что их хватит примерно на год. Ага, щаз! Через пять лет половину отвез родителям в деревню, чтобы не пылились дома.
Друг Ваня порекомендовал сделать лендинг, чтобы быть хоть как-то представленным в сети. В 2009 году «сарафанка» работала лучше всего, но я все же вложил 5 000 рублей в сайт. Остальные деньги как-то прокутил.
Кейтеринг уже не тот, или Почему выгодно проводить свадебные банкеты
Однажды мне позвонили и спросили, смогу ли провести свадебный банкет. Я немного растерялся и сказал, что перезвоню. Дескать, я на деловой встрече. Положил трубку, повернулся к товарищам, с которыми сидели в баре, и спросил, что делать. Ребята были опытные – на полгода дольше меня занимались бизнесом. Сказали: берись!
Я перезвонил клиенту и согласился организовать банкет для них. Ошибок, конечно, было много, но я заработал 3 000 рублей чистыми. Поглядев на приятные и довольно легкие деньги, я мысленно вознесся на несколько сот метров над землей и жадно оглядел свой небольшой городок. Понеслась!
Как организовать выездной банкет:
- Блюда. Обычно у любого кафе есть банкетное меню. Его-то и нужно предлагать клиентам.
- Посуда. Одноразовая – не круто. Идеально, если кафе даст свою посуду. Я договорился с компанией, которая продает посуду ресторанам. За 10 % от стоимости мне выдавали все, что понравится. Главное – вернуть чистым.
- Официанты. Были два парня, которым я доверял стопроцентно. При необходимости я размещал пост, что нужен официант, и получал 5-10 откликов.
- Транспорт. Держал в запасе 3-5 ребят на машине, которые хотели подзаработать в выходные.
- Оборудование. Пивные установки, столы, шатры, навесы, холодильники, генераторы – все бесплатно давали компании типа «Пепси», если покупать их продукцию.
Так я полтора года совершал ошибки и учился делать бизнес. Далее последовал 2011 год, когда бизнес пошел в гору, и я просто не успевал тратить деньги. Если в «не сезон» я жил вполне так себе неплохо, то в летние месяцы была минимум одна свадьба и несколько корпоративов. Далее пошло обслуживание конференций со всякими кофе-брейками и перекусами.
Кроме того, у меня появился постоянный клиент на доставку обедов – компания с лидерскими тренингами. Пару раз в месяц я доставлял им обеды на 70 человек, получал 20 000 рублей оплаты и клал в карман «десятку». Пальцы сами начали оттопыриваться веером.
Чем все завершилось
В начале 2014 года я решил продать компанию за 100 000 рублей. Вроде бы все шло тип-топ, пока бизнес мне не наскучил. Да и кризис достиг кульминации: до бизнеса наконец-то дошла волна 2008 года. Полгода я «отпинывался» от заказчиков, утверждая, что много работы. В итоге не осталось никого, кто бы хотел заказать мои услуги. Я любитель пилить сук, на котором сижу.
Не надеясь на удачу, написал в «ВКонтакте» пост, что продаю компанию. Хотя компания – это громко сказано. В «пакет» шло следующее: название бренда, номер телефона, доступ к админке сайта и к группе во «ВКонтакте» и… все. Хотел «заломить» цену в 50 К, но друг Ваня сказал: «Пиши минимум в два раза больше». Дескать, покупателю психологически проще разбить цену на две части, поэтому я получу два раза по пятьдесят. Логики я никакой не увидел, но все срослось.
Сказать, что люди вырвали мое детище из рук, – не сказать ничего. Трое просили оставить за ними право купить. Продал тому, кто первым принес деньги.
Бизнес второй, затратный
Доходов от кейтеринга хватало на походы в караоке раз в неделю и обеды в ресторанах, поэтому я решил, что нужно расти дальше. В 2012 году на улице ко мне подошли трое и предложили купить кирпич.
Как мы захотели иметь кафе, но, кажется, кафе нас само… того
В ситуации с вечерним гоп-стопом все ясно: ты им деньги, а они аккуратно кладут кирпич на землю и уходят. В ситуации, когда трое друзей предлагают вскладчину купить «работающее кафе со всем оборудованием и завхозом Левой в вечное пользование», времени на раздумья нет. Всего лишь миллион – дешево, надо брать.
Каждый из нас взял кредит по 250 000 рублей + по 150 000 рублей на косметический ремонт. Меня назначили генеральным директором и управляющим, потому что – внимание – я единственный из всех до этого работал с едой. Я пытался объяснить партнерам, что выносить еду в пакете из кафе и управление производством – не одно и то же. Тщетно.
Два месяца я стоял на кассе, отпускал товар и плоские шуточки работягам из близлежащих офисов. Во время покупки бизнеса мы думали, что все пойдет гладко. На деле моих знаний хватало на то, чтобы в 6 утра приходить и открывать кафе, а в 12 ночи его закрывать. Бежать домой поспать пять часов и снова открывать. А в промежутке решать проблемы на кухне.
На первую аренду – 120 000 рублей, Карл!, – мы наскребли. Нашли нормального шеф-повара, как-то выдержали второй месяц. Потом еще один. Установили камеры на кухню, три повара быстро уволились сами – расходы немного сократились.
Через полгода я приходил в кафе пару раз в неделю, но не оттого что наладил бизнес-процессы – просто решил сбежать. Собственно, три моих партнера в первые дни поступили также – исчезли в надежде получить первые дивиденды после месяца работы.
Примерный месячный бюджет кафе (как видел его я):
- аренда – 120 000 рублей;
- зарплатный фонд – даже не знаю, наверное под сотню;
- налоги и прочее – о чем вы, все считает бухгалтер на аутсорсе.
Прошло полгода. По-хорошему, нам бы надо было закрываться, но партнеры решили сделать ребрендинг. Еще один кредит в полтора ляма и куча упоминаний в СМИ, что «молодые бизнесмены открыли первое национальное кафе в Ижевске».
Чтобы увеличить выручку, мои партнеры стали продавать еду на праздничных гуляниях, открыли буфеты в театре и Доме культуры. Но мне это уже было неинтересно, ушел в новый проект. Не надеясь на возврат вложенных денег в кафе, я просто оставил его. Пусть партнеры играют, если им нравится.
Чем все завершилось
В 2015 ребята продали кафе в убыток. Меня на дележ денег даже не позвали – все ушло на погашение кредита за ребрендинг. Личные кредиты на покупку кафе остались на каждом из нас. Дорогая вышла игрушка. На том месте теперь простая столовая, где у кассы длиннющие очереди, каких мы не видели никогда.
Бизнес третий, креативный
В 2014 мне стало мало бизнесов с едой. В поисках нового я наткнулся в сети на проект театральной школы. Сама идея была не нова, но как она возбуждала воображение" Представляете, я открываю ПЕРВУЮ театральную школу в Ижевске. На бизнес-процессы, экономику и стратегию было плевать. Нужно делать, а то не успею.
Первая в городе театральная школа
Как и с предыдущими проектами, мне снова повезло. Я нашел франшизу одной школы из Москвы, скопировал их методику, придумал название, нашел трех преподавателей из актерского состава местного театра, сделал паблик во «ВКонтакте» и бросил клич на первое бесплатное занятие.
Охват получился бомбическим. Конечно, первая театральная школа! Подписчики репостили, СМИ писали в личку и просили дать подробности, люди группами записывались на пробное занятие с пометками «+ 2, 3, 5». В день Х, август 2014 года, пришло 63 человека. Зал, рассчитанный на 50 сидячих мест, не хотел «растягиваться».
Перед запуском я долго думал, сколько денег просить за обучение. Друг Ваня посоветовал ставить любую сумму – купят. Задыхаясь от наглости, я попросил за экспресс-курс из 10 занятий 7 500 рублей. Первые 10 мест я продал с ходу на бесплатном занятии.
Экономика театральной школы:
- аренда – 5 000 рублей в месяц;
- зарплата преподавателю – 10 000 рублей;
- выручка – 75 000 рублей;
- профит – 60 К.
Я возликовал! Таких халявных денег у меня еще никогда не было. На второй месяц записалось два человека. Это походило на удар по почкам – все болит, долго не проходит. Через месяц сумел набрать группу в 10 человек, и худо-бедно держался на этом уровне полгода. Менялись преподаватели, локации, но я оставался все тем же комерсом, которому незаслуженно везет.
Как учитель привел меня в мафию
В один день в моей жизни появился Учитель. С большой буквы, потому что тогда он говорил офигеть какие крутые вещи – те, которые я хотел услышать. С ним мы запустили психологические курсы и игру «Мафия». Деньги снова пошли.
В нашем партнерстве я получал 30 % от выручки, расходы на аренду зала он брал на себя. Поэтому меня он обязал найти самое дешевое место «в центре, чтобы трамвай останавливался напротив, и с чаем». Не трамвай с чаем, а помещение с кулером. Конечно, я все нашел.
Представьте, набрали мы 12 человек, которые заплатили по 5 000 рублей. Итого – 18 000 рублей на руки. Снова поверив в свой гений, я возгордился, но Учитель оказался тертым дядькой. Он полтора года «тыкал» в мое самолюбие, заставляя работать усерднее.
Далее мы запустили игру «Мафия», где Учитель легко определял «мафию», чем безмерно восхищал публику. После такого представления и обещания научить делать также, мы легко набирали новичков на психологические курсы. Меньше 20 человек на «Мафию» не приходило никогда.
Мы развлекались, в итоге получалось интересно
Примерный заработок с игр:
- стоимость игры – 200 рублей;
- количество желающих – от 20 человек всегда;
- выручка – от 4 000 рублей;
- моя часть – 30 %;
- игры каждую неделю, т. е. в сумме 4–8 тыс. рублей в месяц на расслабоне.
Чем все завершилось
Я работал до того момента, пока не понял, что я превратился в инструмент Учителя по поиску клиентов. Кажется, есть деньги, на которые можно прожить, есть интересные проекты, в городе меня немного знают, дают блогерские премии и заносят в «Золотую сотню» Сбера. Но что-то не то. Я снова стал наемным продажником.
В 2016 году я решил перестать быть предпринимателем. Театральную школу не продал: уже не оставалось простаков, верящих во франшизу, силу бренда и магию.
Эпилог
Результатом всех игр в бизнес стала неудовлетворенность жизнью, усталость от глупости людей и своей наивности. Я все бросил, поняв, что не этого хотел всю жизнь. Я и в бизнес-то пошел, потому что думал, что там не нужно думать, простите за тавтологию. Если быть честным, не хотел я быть предпринимателем. Просто тогда еще не понимал, чего бы хотелось на самом деле, но прекрасно осознавал, чего не хочется: быть бедным и «работать работу».
Я бы определил всех неудавшихся предпринимателей тех лет термином Гертруды Стайн – «потерянное поколение». Кризис с коронавирусом во многом похож на тот, что был 10 и 100 лет назад. Подобно молодым людям типа Хемингуэя или Ремарка, жившим между двумя мировыми войнами, многие из моих современников потеряют жизненные ориентиры и разочаруются в нынешнем мире.
Я потратил больше миллиона в никуда, остался должен почти столько же, решился оставить все навсегда. И жизнь круто изменилась. Об этом я уже писал, повторяться не буду. Скажу лишь, что ни о чем не жалею. Теперь мы с семьей на новом пути к свободе.
Читать также:
История из жизни: как мы вырастили поле арбузов и потеряли почти 300 тыс. рублей
Как мы открыли ивент-площадку в Подмосковье и раскачали ее за 5 месяцев