mail@texterra.ru
Заказать звонок
Заказать услугу
Позвонить: 8 (800) 775-16-41
Заказать звонок

Не будь тиктокером: те, кто в 2020-х не научатся много читать, станут нищими

Не будь тиктокером: те, кто в 2020-х не научатся много читать, станут нищими Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Как рассказать о любви людям, не верящим, что она существует? Как доказать, что книги и вообще длинные умные тексты – это единственные верные друзья человека, которые могут быть с ним всю жизнь, никогда не уведут жену, никогда не займут без отдачи денег и помогут почти в любой житейской ситуации? Вероятно, легче всего это сделать через понятие «выгода».

Представители многих психологических школ, проводя терапию, не стесняются объяснять, что для социального успеха выгодно: быть вежливым и доброжелательным; тратить часть своих ресурсов на альтруистические цели; превращать конфликт в диалог; говорить о своих чувствах в кругу близких, а иногда и публично.

При помощи демонстрации несомненной выгоды от открытости к общению и взаимным уступкам нередко удается улучшить социальное самочувствие у людей эгоистичных, склонных к параноидальному восприятию мира, даже у психопатов.

Попробуем вооружиться этим знанием и доказать, что любовь к чтению – чертовски выгодная штука. И обратимся, конечно же, к науке, которая ожидаемо изучала связь навыков чтения с развитием умственных способностей и, что особенно интересно – с социальным успехом.

Свободно читающие и любящие чтение люди имеют лучшую социальную мобильность

Например, исследование сотрудников Института образования Университетского колледжа Лондона (Великобритания) под названием «Социальное неравенство в оценках когнитивных способностей в возрасте 16 лет: роль чтения» сообщает:

«…Наши результаты подтверждают выводы других работ, предполагающих, что свободное чтение детей важно для образования, достижений и социальной мобильности (Taylor, 2011), и дают основания считать, что механизмом этого является более высокое когнитивное развитие <у любящих читать>.

С точки зрения политики это решительно подтверждает необходимость поддерживать и поощрять чтение детей в свободное время, особенно с учетом того, что имеющиеся данные… свидетельствуют о том, что распространенность детского чтения для удовольствия в последние годы сократилась.

В свете снижения интереса к чтению в свободное время у детей в возрасте от 10 до 16 лет наши результаты свидетельствуют об особой необходимости поддержки чтения среди подростков…»

А что же говорил Марк Тейлор, на которого ссылаются авторы цитаты? Будучи сотрудником Департамента социологии Оксфордского университета, он провел в свое время исследование биографий 17 200 людей 1970 года рождения. Ученого интересовало, какой внешкольной деятельностью они занимались в 16 лет, и как сложилась их карьера к 33-м годам.

Тейлор установил, что:

Чтение книг – единственное внешкольное занятие 16-летних, которое связано с получением в более позднем возрасте управленческой работы или работы, требующей высоких профессиональных навыков.

Указанная связь доказана автором исследования довольно убедительно. Например, среди девочек, которые читали книги в 16 лет, 39 % заняли управленческую должность (или должность специалиста) в 33 года. А из тех девчонок, что читать не любили, этого достигли только 25 %.

Среди мальчиков, увлекавшихся чтением, получили более высокий профессиональный статус 58 %. Среди не читавших – 48 %.

Никакие другие виды деятельности в свободное время не оказали существенного влияния на карьеру представителей выборки – ни занятия спортом, ни общение со сверстниками, ни посещение музеев, художественных галерей, кинотеатров или концертов, ни практические занятия (например, шитье или приготовление пищи).

Попутно исследователь обнаружил, что частая игра подростков в компьютерные игры не была связана с более низкими карьерными достижениями в будущем (тут можно восклицать «ура»). Но с другой стороны, у любителей игр шансы поступить в университет оказались ниже.

Представляя свою научную работу на специализированной конференции в мае 2011 года, Марк Тейлор оговорился, что чтение может быть важным фактором, потому что оно помогает обострить ум. Исследование показало, что любовь к чтению положительно повлияла на вероятность поступления молодых людей в университеты.

Автор научного изыскания с некоторым сомнением сообщил, что возможно работодателям просто удобнее назначать на важные должности кого-то, кто имеет образование того же уровня, что и у них. Также прозвучало предположение (видимо, отсылающее нас к генетике), что студенты, которым суждено было сделать лучшую карьеру, в любом случае склонны читать больше.

Любопытно, что на презентации результатов исследования была сделана еще одна оговорка: любовь к чтению действительно повлияла на получение престижной работы. Но не повлияла на уровень дохода по достижении представителями изучавшейся когорты возраста 33 лет.

Казалось бы, здесь рушится весь пафос и посыл нашей статьи о важности чтения. Но это поверхностный взгляд.

Экономические исследования в США в 2013 году показали, что уровень дохода очевидно связан с уровнем образования. У 13 % американских семей, возглавляемых кем-то, кому 40 лет и больше (отметим для себя этот важный признак), и кто имеет за плечами колледж и еще что-то (магистратура, аспирантура, второе высшее), медианный доход был более, чем в 2 раза выше, чем у тех семей, где старший по возрасту просто закончил школу (50 % семей).

Даже 2–4-хлетнее образование, полученное после школы, давало выигрыш в медианном доходе на целых 85 % (76 293 $ в год, против 41 190 $ у тех, кто не продолжил учебу).

А теперь вернемся к исследованию Тейлора. Он оценивал доход респондентов, достигших возраста 33 лет. Но пик карьеры профессионалов и управленцев приходится на гораздо более поздний возраст. Соответственно позже возникает и пик доходов. А вот необразованный работник в 33 скорее резко замедляется в росте. Людям же старше 40 лет с низким уровнем образования рассчитывать на карьерные достижения обычно вовсе не приходится.

Так что у нас вполне вырисовывается логическая цепочка: чтение в свободное время повышает когнитивные навыки и вероятность поступления в университеты. А уровень образования очень значительно влияет на доходы людей по достижении ими возраста 40 +.

Что если ты генетически туповат

Теперь о наследственности. Можно вслед за Марком Тейлором осторожно предположить – а может, любовь к чтению передается от родителей, и это как выигрыш в генетическую лотерею?

Исследование, с которого мы начали, установило, что действительно, на результаты языковых текстов 16-летних, несомненно, влияет наличие культуры домашнего чтения книг и прессы, которая создается родителями. Чем больше родители любят читать, тем больше любят читать и их дети.

А вот дальше начитается интересное. С одной стороны, авторы научной работы сообщают, что если, скажем, мать в семье испытывает трудности с чтением, то она просто не станет читать вслух ребенку. И он не получит опыт слушания, соответственно, не узнает, что читать в свободное время – это удовольствие.

Тем не менее, влияние родителей авторы научной работы называют «опосредованным». И уверяют, что самостоятельное чтение детей (даже если им ранее не читали вслух) положительно сказывается на их когнитивных навыках. Вовсе неслучайно в резюме исследования говорится о «политической необходимости» поощрения чтения у подростков.

Выходит, что гены-генами, но «наследственную неграмотность» таки можно компенсировать собственными силами.

Из-за чего, собственно, сыр-бор?

Строго говоря, из-за восторженного восхищения со стороны маркетологов, бизнеса и потребителей развитием видео форматов в последние годы. С любых трибун (кроме университетских) звучат дифирамбы видео-контенту, YouTube и TikTok задают якобы «тренды». Дети и подростки следуют им совершенно автоматически. Основная масса их родителей в свою очередь припала к телеэкранам, не осознавая, на какой позорный уровень качества контента (не технологий) скатилось отечественное ТВ.

Экраны сияют, манят, развлекают и якобы чему-то учат. На самом деле происходит что-то совершенно противоположное – чтения в обществе все меньше, следовательно, меньше и когнитивной сложности, которую легкое для восприятия видео к жизни не вызывает. Это не пустые слова. Обратимся опять-таки к науке.

Недавно опубликованное исследование «Проблемы чтения в новой цифровой реальности», проведенное с участием сотрудников Института социологии ФНИСЦ РАН, показывает:

70 % российских учащихся четвертых классов имеют «неполноценный навык чтения»; из них 31 % продемонстрировали «слабый навык чтения» и 39 % – «средний навык чтения».

На практике это означает вот что: ученики со слабым навыком чтения воспринимают текст фрагментарно – посредством слога или слова. Они медленно разбирают каждое слово и с трудом понимают то, что читают. При таком чтении все предложение может пониматься неверно.

Ученики со средним навыком чтения опираются на словосочетания, но смысл предложения они понимают не сразу, а «складывают» его из двух-трех частей. Простые предложения на знакомые темы дети со средним навыком чтения понимают легко, в отличие от длинных, стилистически сложных предложений.

Меж тем, педагоги считают, что возраст среднего четвероклассника в норме требует наличия полноценных навыков чтения. И выясняется, что их имеют в среднем только 30 % российских школьников.

Логично предположить, что именно эти 30 % заполучили высокие шансы к возрасту 40+ стать профессионально реализованными и сравнительно обеспеченными людьми. Им вовсе необязательно иметь для этого высшее образование, но именно у них, умеющих свободно читать, окажутся в достаточной мере высокими когнитивные навыки, чтобы получать профессиональные знания любым современным способом.

И вот еще важный момент. Это сейчас в России 30 % читающих четвероклассников. А завтра их будет меньше, послезавтра – значительно меньше. Снижение интереса к чтению фиксируется во всем мире – даже в самых что ни на есть развитых странах. Можно также отметить для себя, что попутно ученые отмечают увеличение разрыва в доходах между богатыми и бедными и уменьшение числа представителей так называемого «среднего класса». Не связаны ли эти две тенденции друг с другом? Вероятно, как-то связаны.

В 2020-х практичные семьи должны самостоятельно создавать дома культуру чтения

Это, знаете ли, в Британии обсуждается политическая необходимость поощрения чтения среди детей и подростков. Рискнем заметить, что в России по причинам, выходящим за рамки данного разговора, существует прямо противоположная «необходимость».

Поэтому создание домашней культуры чтения является важнейшим семейным делом. Никто наших детей вне дома не научит читать свободно.

В конце 50-х и в 60-е годы прошлого века в СССР было множество случаев, когда люди, прошедшие войну, люди совершенно нищие, имеющие простую рабочую или сельскохозяйственную квалификацию, за ручку отводили детей в библиотеки. И стимулировали своих чад сидеть над книжками кто как мог – пряниками, убеждением, примерами Михайло Ломоносова и «нижегородского Архимеда» Ивана Кулибина, книжного самоучки.

Потому что денег на книги в семьях не было. Да и сами родители имели лишь формальную грамотность. Однако пропаганда чтения существовала, и массы сдавались под ее натиском, потому что очень хотели для детей лучшей жизни.

Сохранилось множество воспоминаний о том, что дети сами читали вслух родителям и бабушкам с дедушками. Эти дети сегодня еще живы и могут об этом рассказать. Многие из них в свое время стали советской технической и гуманитарной интеллигенцией 70-х и 80-х годов (интеллигенцией в первом поколении).

Удивительным образом сегодняшние, более грамотные, чем их деды и прадеды, люди сравнительно молодого и среднего возраста, под влиянием рекламно-сериальной инфореальности, стали полагать, что их дети «проскочат по жизни» и без мозгов.

Меж тем, все эти видео, все картинки, сайты, интерфейсы, рабочая среда программного обеспечения, а главное принципы их работы представляют собой текст или код (который тоже есть специфический текст).

Текст лежит в основе практически любого знания, внутри почти каждой современной профессии (кроме некоторых искусств и спорта). Следовательно, фундаментальная неспособность ребенка, а затем подростка понимать сложные тексты, жестоко отсекает ему возможности нормального профессионального и социального становления.

Как бы внешне ни упрощались теперь средства разработки софта, харда, создания потребительских товаров, организации услуг, производства рекламы и прочего контента, какими бы модульными и визуальными они не становились, какую бы роль на конвейерах ни стали играть роботы, элитой в обществе ближайшего будущего будут люди, понимающие, как это работает изнутри – на уровне кода, схемотехники, чертежей, логики и правил. На уровне текста.

Потенциальная способность такого понимания возникает в детстве – под умиротворяющие голоса родителей, читающих тебе интересную книгу. И развивается она, когда ты самостоятельно начинаешь читать и получать удовольствие от понимания прочитанного.

Сегодняшние подростки, которым никто не сообщил, что чтение в свободное время – это ключ к хорошему доходу и социальной состоятельности, через 20 лет станут представителями озлобленного плебса, балансирующего на грани нищеты.

Они не смогут организовать вменяемый малый бизнес, не поймут, как устроен действенный интернет-маркетинг, не будут наняты на должности специалистов и вряд ли сумеют руководить хотя бы бригадой роботов-каменщиков.

Все, что смогут транслировать эти люди в соцсетях будущего, окажется классическим воплем «Хлеба и зрелищ!» И испускать его они станут посредством убогих видео-селфи, ибо писать буквами будут стесняться. Из-за того, что не в состоянии делать это без неприличных ошибок…

#
Психология Мнение
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна. Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Хотите, сделаем для вас топовый канал на Дзен? Узнать подробности