Приезжим легко запустить стартап или найти партнеров в Грузии, но сложно бизнес развивать, потому что в этой стране он диковат и хаотичен. Грузины необязательны, часто опаздывают, могут не приехать на работу, потому что их позвали на свадьбу. Для взрослого поколения "технологии" – слово ругательное.
Если вы решили запустить стартап, в партнеры ищите молодежь где-нибудь в Тбилиси, потому что не всякий взрослый за пределами столицы слышал это слово. Хотя взрослые дяденьки намного опытнее в делах. Но для них правильный бизнес (торговая точка или мини-гостиница на три номера) – это семейное дело «на века».
Российские стандарты бизнеса в Грузии не работают
Вот вы сидели и поняли, что лучшей страной для запуска стартапа будет Грузия. Перед тем как бросаться инвестировать, немного изучите местный менталитет. Всегда нужно держать в уме, что многие бизнес-процессы в Грузии непостоянны, и зачастую с задержками в реализации. Не допускайте типичных ошибок предпринимателей, решивших, что в Грузии можно делать бизнес по российским стандартам.
Не сайт и геолокация – а «сарафанка»
До того как поехать в Грузию, я с трудом находил в сети информацию о местных компаниях. Сайтов у них тупо нет. У некоторых есть паблики в «Фейсбуке» и иногда – отметка на гугл карте (часто совсем в другом месте).
Оказалось, среди «своих» малый бизнес продвигается по-своему: старается максимально много рассказать о себе словами. Тут действовал принцип: громче голос, шире морда. Под голосом я имею в виду нетворкинг.
Где-то в феврале я познакомился с Владом, который оказался из моего родного Ижевска. Он вложил деньги в бар в Батуми. По его словам, все усилия по красивому оформлению сайта, грамотному ведению групп, геолокации в «Инстаграме» не привлекли местных.
Профит, конечно, был. Клиентура на такую рекламу шла из туристов, которые привыкли сначала гуглить, а потом покупать. Решение вложиться в сайт и паблики оказалось правильным, но местным питейным заведением он все равно бы не стал. А вот обслужить туристов – самое оно. Но в этом году с туристами полный швах.
Грузины ходят в шикарные аутентичные рюмочные, где из заводского только пиво в кегах. Чачу и прочие настойки продают собственного производства. Это такие колоритные подвалы, о которых знают все местные алкаши. Цены за «зеленого змия» отличаются в несколько раз, по сравнению с магазинными. Конечно же, там всегда аншлаг.
Не взаимовыгодное сотрудничество – а дружеские отношения
Тут нужно пояснить, что два этих понятия в Грузии не могут существовать друг без друга, но второе на первом месте. Если в России открывают бизнес, чтобы заработать, то в Грузии залог стабильной и долгой работы – добрые приятельские отношения. Не будем пока вспоминать, что продать туристу подороже – это законное право любого торговца. Мы сейчас говорим о добрососедских деловых отношениях.
Очередной знакомый Егор рассказал, что решил открыть производство сыра. Парень опытный, в России у него было небольшое предприятие в Краснодарском крае. По старой привычке он начал договариваться с местными подрядчиками на уровне товарно-денежных отношений. Вел он себя не то чтобы нагло, но придерживался принципа «я тебе плачу, ты исполняешь».
Скоро у Егора начались проблемы с поставками. Оборудование он ждал неделю, подписание контракта на поставку молока откладывали на неопределенный срок. Его динамили три месяца, пока сосед, с которым он сдружился, не сообщил, что с людьми надо мягче. Парень подумал, что придется «ставить» выпивку, но все оказалось намного интереснее.
Наш герой позвонил к поставщику молока и предложил тому выпить кофе. Грузин про себя кивнул, дескать, правильно мыслишь, дорогой, и позвал его к себе. Не думая о подвохе, парень поехал к нему в деревню и пропал. Свадьба там была. Нет, не поставщика молока, и не его родственника. Так, соседа с другого конца деревни женили.
Ночь с пятницы на понедельник пронеслась у Егора совершенно незаметно. Поутру ему доставили контракт на поставку сырья, подписанный уже не только официально, но и по-пацански.
Выгода в теплой стране, где не привыкли торопиться, – абстрактное понятие. Ну, заключит грузин «жирный» контракт, но как работать с непроверенным человеком. Вот и приходится приезжим предпринимателям проходить проверку на вшивость помыслов и стойкость печени. Хотя даже выгодное дело он ведет не спеша.
Не быстро – а спокойно, мы же никуда не торопимся
В Грузии, мягко говоря, не торопятся. Раньше я полагал, что это всего лишь байка. Мы, толстокожие нордлинги, привыкли каждый год скукоживаться, собираться в комочек и зимовать девять месяцев. За первые три месяца в Батуми я стал двигаться медленнее, степеннее, что ли, но все равно шагаю слишком длинно.
Местные обласканы солнцем, климатом и бесплатными сезонными фруктами. Раз не нужно бежать заготавливать дрова или чинить теплотрассу, то и характер меняется.
И снова северянин сталкивается со стеной непонимания. Он по привычке разогнался и с первого дня начинает работать. Вот бежит он на объект к 8.00, а там пока никого нет – все еще потягиваются и почесываются. Вот, звонит он партнерам в 20.00, а они уже пьют кофе на террасе или покрепче что-нибудь. «Наш» бизнесмен растерян: дело же надо делать. А местные не понимают: зачем так спешить?
Познакомился с Игорем, который открывает спортивный зал в новостройке. Полгода уже открывает. Шесть месяцев назад у него был план построить бизнес за три месяца. Через пять месяцев, наконец-то закончили косметический ремонт. К чести работяг, стоит отметить качественную отделку.
Сегодня в зале уже стоят тренажеры, покрытые строительной пылью. Парень уже смирился со своей участью и надеется открыться к осени. Частично он сваливает вину на карантин, но тяжелее всего ему пришлось привыкать к размеренному труду грузин. Хотя, если сравнить Батуми за последние 10 лет, начинаешь верить в пословицу: «Тише едешь, дальше будешь».
Другой знакомый Сергей рассказывал, что ему нужно было отремонтировать дом: освежить фасад и поменять крышу. Утро рабочей бригады начиналось с кофе. Мужики приносили электрический кофейник и сидели в теньке часик, просыпались. В 10.00 они приступали к труду. Хозяин дома в самом начале ремонта очень беспокоился, почему все так медленно. Строители аккуратно клали слой шпаклевки, с любовью смотрели на два квадратных метра труда и шли обедать.
Обедали они с алкоголем, видимо, для улучшения глазомера. На возмущение заказчика возмутились сами: «Мы так работаем!» Сергей недоуменно поморгал, махнул рукой и понадеялся на русский авось. Алкоголь на результат труда не влиял – закончили позже срока, но получилось достойно.
Скорость перемещения в пространстве заразна. Все приезжие начинают быстро осознавать, что торопиться некуда. Реально, когда ты лишен забот о заработке на дорогущую коммуналку и обогрев жилища, освобождается время. Хотя, не все так просто с этим менталитетом. Иногда работать с грузинами очень непросто.
Почему с грузинами сложно наладить партнерство
Если вы решили, что истории выше – это не плюсы, то зря. Далее будут реальные минусы. От расслабленной жизни человек спокойнее, меньше злится на себя и окружающих. Но я заметил также и нежелательные последствия всеобщего расслабона.
Местные вкалывают только в «сезон»
«Быстрые» деньги от заезжих туристов накладывают отпечаток некоторой циничности. Сезон – это время, когда каждый может что-то заработать. Тут не привыкли думать о туристах в долгосрочной перспективе. Поэтому общество несколько развращено тем, что деньги буквально падают с неба.
Стабильная, но небольшая монета в туристическом мире практикуется мало. У меня возникла теория, что в теплых странах стараются максимально быстро выжать из приезжих необходимую сумму, на которую можно жить весь год, а только уж потом спокойно добирают ресурсы на изыски: ремонт, новый пристрой, машина.
С таким образом мышления отношения с грузинскими бизнес-партнерами страдают. Длительная тяжелая работа за оговоренную сумму не нравится местным. Ведь как обычно бывает – приехал турист, ты сделал ему услугу втридорога, например, накормил сытно и вкусно, и он уезжает. На освободившееся место приезжает другой. А потом можно полгода тратить деньги, пить кофе и беседовать о жизни.
Один знакомый шеф-повар Станислав рассказывал, что грузин очень трудно мотивировать работать после закрытия сезона. У Стаса небольшой ресторан в центре Батуми. Летом на кухне все кипит и летает. Но с октября по апрель жизнь замирает.
Парень в самом начале карьеры по русской привычке еще начинал искать способы дополнительного продвижения и заработка в несезон. Он предлагал своим партнерам запустить доставку, придумать новое меню, сделать пристройку к ресторану. Его не слышали не то что рядовые сотрудники – партнеры не желали работать сверх меры. В итоге, ресторан полгода просто был открыт, но туда заходили от силы 10 человек за день.
После сезона жизнь в Грузии замедляется, многие бизнесы впадают в спячку. Очень грустно идти зимним вечером по набережной, видеть яркие огни заведений, пустынные залы и скучающих официантов. Если приезжему предпринимателю этого не учитывать, то возникнут проблемы и недопонимания. Русскоговорящие бизнесмены привыкли присутствовать на рынке 24/7. Местные же хотят отдыхать после трудового сезона.
Люди получают не процент, а только зарплату
Еще один тормозящий экономику фактор – частое отсутствие бонусной системы в продажах. Сразу оговорюсь, это встречается не во всех сферах, но даже крупные компании платят «продажникам» только оклад.
Рядом с тренажерным залом, о нем говорили выше, открылся небольшой бар. Ничего особенного, так, пивнушка. Хозяин Олег из Саратова, приехал вместе с женой и двумя дочерьми в январе. В России у него было 4 магазина с электроникой. Они немного отдохнули, огляделись, и зимовка переросла в жизнь. Было решено грамотно вложить сбережения. Что проще всего отбить в курортном городке? Правильно, бар.
Семья купила помещение, начала постепенно обустраивать бар. Прошли все «особенности» бизнеса по-грузински: подружились и привыкли к замедленным бизнес-процессам. Но пиво не везут, «кормят завтраками». Две недели не везут, три. Хозяин уже готов сам все доставить. Приезжает на пивзавод, он в пяти километрах, заходит к директору и спрашивает, в чем дело, где доставка? Все оказалось до смешного просто.
У курьеров зарплата одна, а клиентов много. Следовательно, нет никакого стимула развозить заказы по 55 точкам в день, ибо больше не заработать.
Я пытался узнать у Олега, не пробовал ли он давать взятки. Он не пробовал, но спрашивал у местных об этой возможности. Его отговорили, потому что в Грузии за взятки сажают, и надолго. Все на зарплате и все должны быть довольны своей участью. Довольных мало, но это жизнь.
На «зарплате» сидели не только курьеры, но и сам директор Батумского пивзавода. Мой новый знакомый недоумевал, как они вообще еще не закрылись, если никакого стимула зарабатывать больше нет.
Олег даже рискнул предположить, что будет, если сюда заедет крупная компания. Русские, украинцы и белорусы станут работать по-настоящему, а грузинский бизнес загнется. Некоторые его доводы были логичными, пока несколько грузин не опровергли их. Но об этом мы поговорим ниже.
Грузины работают не как надо, а как нравится
С первого же дня я привыкал к тому, что местные владельцы магазинчиков и лавок вдоль дорог часто сидят на обочине. Мне казалось, они мешают прохожим. Правда, только приезжим, потому что местные обходили их и не замечали присутствия.
Владельцы не приглашали войти в их магазины, не расхваливали товар, как на восточных рынках, не пытались познакомиться. Они просто сидели и ждали покупателей. Некоторые играли в нарды и практически все обедали и пили кофе на улице. Им так нравится.
Деловой подход напоминает медведя гризли во время нереста лосося. Знаете, когда мишка стоит посередине горной реки с открытой пастью и ждет. Ожидания вознаграждаются сторицей – лосось сам падает. Жаль, что не пережевывается. После нескольких рыбин медведь уже ест только кожу и икру, выбрасывая мясо.
Очередная проблема – праздники. Многие приезжие предприниматели долго не могут привыкнуть к тому, что сотрудники часто отпрашиваются, а то и просто не приходят на работу, ссылаясь на различного рода семейные торжества. Заказы часто срываются из-за того, что партнеры по бизнесу решили поженить младшего брата. Не приехать на свадьбу – это признак неуважения.
Русский бизнес не привык к резким переменам. Мы любим быстрое решение проблем. А тут какая-то свадьба! Боже упаси вас быть недовольным поведением партнеров, потому что в этом случае неуважение будете выказывать вы, и отношение к вам будет соответствующим. Нужно просто принять все эти привычки, потому что даже слабости делают грузин сильными партнерами по бизнесу, каких вы не найдете в других странах.
Сильные черты грузинского бизнеса
Многие привычки грузин формировались не столько за счет силы воли человека, сколько благодаря внешней среде. За полгода я увидел разных людей, но почти все мои знакомые имели оригинальные черты характера, которых я не встречал в России.
Единение
Грузины сильны своей семейностью и дружбой. Если народ в массе своей чем-то недоволен, они легко выходят на улицы, чтобы показать это недовольство. С бизнесом ситуация абсолютно аналогичная. Если надо, грузины объединятся, чтобы поддержать предприятие. Они подойдут к «новичку», спросят, нужно ли какая-то помощь, порекомендуют дядю Сулико, у которого своя бригада строителей: «Недавно из тюрьмы вышел – хороший мужик».
Выше мой знакомый Олег рассуждал, что будет, если русские начнут работать «как следует», т. е. создавать конкуренцию на рынке. Дело хорошее, но есть нюансы. Если человек чем-то не приглянулся местным, они легко могут «убить» бизнес, прекратив покупать в этом магазине. Я пока слабо представляю, чтобы в России это практиковалось повсеместно.
Чаще всего грузины «наказывают» борзых бизнесменов, которые решают агрессивно захватить рынок. Слышал я рассказ про некую автомойку. Начав с одной точки, хозяин открывал вторую, третью, и часто относился к работникам, как привык в России: грубил, ругал и заставлял работать больше чем надо.
А людям тут нужно уважение. Даже самый последний разнорабочий-батрак уважает себя. После работы он приходит домой, весь в пыли и грязи. Умывается, надевает самое лучшее и выходит к друзьям поговорить и выпить кофе. Неуважение к чужому времени, чувству собственного достоинства и просто отношение свысока приводит к обиде.
Не груби грузину – это должно быть мантрой для приезжего работодателя. Обиженные грузины – это сила, я вам скажу. Совсем скоро «слава» этой автомойки расползлась по городу, и люди перестали пользоваться ее услугами. Бизнес «загнулся» через полгода.
Мне рассказали об автомойке пять человек. Эта история была настолько экстраординарной, что ее запомнили и пересказывали. Хорошо, что это лишь единичный случай, ведь приезжие предприниматели стараются принимать правила игры.
Принципы
Весь мой рассказ построен на примерах весьма странных принципов, потому что грузины тверды даже в мелочах. Знакомый Женя рассказывал, что ему нужно было починить крышу дома. Быстро нашлась бригада, и дело пошло. Внезапно, к заказчику подошел бригадир и сказал, что они обнаружили гнездо ласточки. Женя долго не понимал, что не так в этой ситуации.
Бригадир объяснил ему, что нельзя разрушать гнездо ласточки. Грех, плохо будет. Заказчик порекомендовал ему сравнить ценность его принципа и сытости его детей. Бригадир долго не думал: нельзя трогать гнездо ласточки, недобрый это знак.
И таких примеров очень много. Грузины оказались людьми, которые легко могут отказать заказчику в выполнении работы, если она не вяжется с их внутренним миром. Я до сих пор не понимаю, как можно отказаться от денег.
Со стороны моральные правила кажутся мелкими, но если начать думать об их глубинном смысле, то становится понятна причина крепких внутренних отношений. У грузин есть четкое понимание хорошего и плохого. Пусть это иногда кажется наивным, но это есть. Мы же тоже в детстве понимали, что сломать гнездо ласточки – это к беде. С возрастом, забывается мудрость предков – тут еще помнят.
Позитив
Позитивный настрой во всем – одно из сильнейших психологических качеств, отличающих грузин. Мягкий климат, возможность работать и достойно жить – все это меняет человека.
Я встречал очень мало злых людей в Грузии. Ну, таких, кто бы ненавидели всех вокруг, огрызались, ругались в очередях. В Москве я этого нахлебался вдосталь. В Грузии, тьфу-тьфу, пока все спокойно.
Нас реально несколько раз приглашали присоединиться к столу совершенно незнакомые люди. Уже куча людей угостила нашего сына сладостями. Даже отсутствие клиентов предприниматели принимают спокойно: «Значит, так было нужно».
Самое интересное, что и я сам начинаю меняться. Перемены даже не в манере двигаться, а в образе мысли. Начинаю понимать, что человеку необходимо очень немного денег для счастья. Добрые отношения, приятное общество, спокойные люди ценнее достатка. А бизнес – дело наживное.
Как открыть бизнес в Грузии?
Буду краток – очень просто и за один день. Чтобы зарегистрировать предприятие, нужно лишь прийти в Дом юстиции, заполнить вместе с консультантом бумаги и заплатить госпошлину (20 лари, примерно 450 рублей). Из документов нужны лишь загранпаспорт и договор об аренде жилья или коммерческой площади. Счет в банке открывают хоть на физическое, хоть на юридическое лицо. Но для начала поймите, зачем вам это делать.
Стоит ли открывать бизнес в Грузии?
Как и в любой стране, открывать бизнес нужно тогда, когда ты уверен в своих силах. Неуверенность, отсутствие опыта, нежелание изучить рынок – все это рушит самые смелые идеи. Начиная дело, не стоит забывать, что вы теперь не в России.
Я познакомился с кучей приезжих. В телефоне есть номера украинских риелторов, строителей из Беларуси, преподавателей из Ирана и даже сингапурского менеджера по продажам. Все они приехали в Грузию не для того, чтобы напрягаться. Они видят в этой стране некое спокойствие и стабильность. Факт безвизового пребывания целый год – вишенка на торте.
В Грузии легко открыть стартап или найти партнера по бизнесу. Грузины хотят инвестиций в их экономику, и с удовольствием заводят деловые отношения. Просто нужно стать человеком, который примет их правила игры.