SEO-продвижение сайта от 150 000 рублей

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Умные стали: молодые не хотят вовремя жениться и рожать Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Если верить данным Росстата, в России живут 32 187 729 молодых людей 18-35 лет от роду. Эта крупная когорта покупателей товаров и услуг во многом определяет отечественную потребительскую повестку – так же, как в развитых странах. Ее «зумерская» часть любит пробовать новые бренды и свежие продуктовые предложения, легко бегает по воронкам продаж. Через молодых и любопытных происходит «просачивание» новинок к более старшим поколениям.

Так процесс происходит, например, в США, о чем сообщает исследование глобальной компании Morning Consult (специализируется на сборе и анализе больших данных). У нас есть достаточные основания полагать, что российская глобализированная (благодаря поп-культуре, в целом, и, в частности, соцсетям, YouTube и прочим интернет-площадкам) молодежь играет в отечественном обществе потребления ту же роль.

Другими словами, молодые задают моду на стиль жизни. И, похоже, отечественная молодежь не хочет включаться в традиционную семейную модель потребления, а практикует потребление индивидуальное.

Среди россиян в возрасте 18-35 лет лишь 54,38% выказывают намерение вступить в брак. При этом из всех согласных остепениться 63,52% планируют отложить рождение ребенка. И только 6,71% готовы пойти на это в ближайшее время.

Такие данные были получены в ходе научного изыскания, недавно проведенного сотрудниками Института демографических исследований Российской академии наук (Москва) и Волгоградского государственного университета.

Если вы предприниматель или маркетолог – присмотритесь к изменению жизненных стратегий молодых. В России потребление семей, в которых есть дети, значительно отличается от потребления холостых индивидов, пар «в отношениях» и пар, живущих вместе без регистрации брака.

В российских домохозяйствах с детьми до 16 лет располагаемые материальные ресурсы в расчете на одного члена семьи устойчиво остаются на значительно более низком уровне, чем в бездетных домохозяйствах.

Проблема была замечена учеными еще в 2014-2017 годах, и в настоящее время только усугубляется благодаря недавнему пандемийном кризису и текущему кризису санкционному.

Семьи с детьми и без

Говоря проще, рожать в России накладно, появление детей приводит к падению уровня жизни каждого члена семьи. Но давайте нырнем поглубже в психологию отечественной молодежи, раздумывающей «жениться – не жениться», «рожать – не рожать»…

Почему молодые стремятся пожить «для себя»

Интересно, зачем вообще женятся те, кто женятся? Причины индивидуалистичны в соответствии с духом времени, немного наивны и радикально далеки от каких-либо «традиционных ценностей».

Вступая в брак, молодые россияне реализуют желание иметь рядом близкого по духу, родного, любимого человека и не чувствовать себя одинокими (первое место).

На втором месте — потребность иметь постоянного сексуального партнера. На третьем и четвертом — мечта «стать по-настоящему взрослым, самостоятельным человеком» и разумное (в чем-то) желание получать материальные преимущества от более рационального ведения общего домашнего хозяйства. Потребность иметь ребенка — лишь на пятом месте.

Теперь посмотрим, почему молодежь не спешит вступать в брак. Любопытно, что 3/5 (60%) опрошенных россиян в возрасте 18-35 характеризуют свой уровень жизни как «довольно хороший».

Меж тем жениться планируют только 54,38%, 25,63% не собираются вступать в брак, а 19,99% затруднились с ответом. Показательно, что среди «отказников» и не определившихся каждый второй оценивает свой уровень жизни на 5-7 баллов из 10 возможных.

Обработав полученные данные, ученые сделали вывод: связь между уровнем достатка и намерением вступить брак существует. У молодежи, оценивающей уровень жизни своей семьи в 8–10 баллов, более выражено желание как жениться, так и родить ребенка (хоть и в будущем, с откладыванием рождения на некоторое время).

Для молодежи, оценивающей свой уровень жизни в 5–7 баллов из 10 возможных, характерно состояние неопределенности. Они не знают, когда будут готовы принять решение о начале семейной жизни, и не понимают, будет ли у них в будущем возможность иметь детей.

Недостаточное материальное благосостояние является сдерживающим фактором как в группе молодежи со средним уровнем жизни, так и в группе с низким…

Обратимся к вопросу «Почему молодые откладывают рождение детей?». Любопытно, что причины похожи как для хорошо обеспеченных, так и тех, кто имеет средний и низкий уровень жизни. Вот они (по убыванию важности):

  1. Нужно сначала найти более высокооплачиваемую работу.
  2. Необходимо закончить образование.
  3. Нужно сначала вступить в брак.

Для молодых со среднем и низким доходом более важны причины «нет достаточных материальных ресурсов» и «нет своего жилья».

Но вот что удивительно (на самом деле нет): высоко- и среднеобеспеченные молодые заявляют, что «воспитание ребенка является достаточно трудным делом, требует много сил и времени». И это четвертая по значимости причина откладывания родительства именно обеспеченными людьми.

У низкообеспеченных на четвертом месте причина: «Хочется хоть какое-то время пожить для себя».

А вот полная карта мотивов откладывания рождения ребенка для групп с разным уровнем жизни:

Почему люди откладываю рождение детей
Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Главная причина не спешить с семейной жизни: молодежь поумнела

Цитируемое выше исследование проведено тщательно и достаточно отстраненно. Но в заключении государственные социологи зачем-то впадают в некоторую пристрастность.

Они называют разумное откладывание рождения ребенка при решении заключить брак «бичом для демографического развития России». Ученые явно тревожатся о том, что обеспеченная российская молодежь, даже находясь в браке, склонна рождение детей переносить куда-то в будущее.

Хотя сами же сообщают, что «высокий доход связан с сильной загруженностью на работе и осознанием отсутствия времени и нехватки сил на воспитание ребенка».

Социологи прямо предлагают: «Необходимо изменить приоритетную демографическую установку молодежи: устоявшуюся в последние десятилетия тенденцию откладывания рождения ребенка “на потом”».

Забавно, что тут же госсоциологи заявляют следующее (в такой форме, будто это что-то плохое):

«Приоритетной детерминантой является рационализация поведения молодежи и ее ориентация на формирование благополучной семьи – семьи, основанной на зарегистрированном браке, с детьми, характеризующейся экономической самостоятельностью».

Другими словами, российская молодежь поумнела. Она не хочет бросаться в безответственное размножение. Никаких «дал бог зайку – даст и лужайку».

Именно рациональное поведение молодых исследователи почему-то назначают «угрозой». И совершенно непонятно, как они собираются «изменить приоритетную демографическую установку» молодежи»? Искусственно сделать десятки миллионов ее представителей туповатыми и финансово неграмотными?..

Странно, что государственная наука все чаще игнорирует объективно фиксируемый во всех развитых и развивающихся странах «Второй демографический переход». Позднее вступление в брак, позднее рождение детей, малодетность, распространение бездетных браков становятся нормой в развитых экономиках.

Люди больше не хотят жить общинной, почти полуживотной жизнью — занимаясь лишь воспроизводством популяции и взращиванием обильного потомства, что напрямую связано с низким уровнем жизни и отсутствием самореализации для большинства индивидов.

Меж тем развитым экономикам выгоден потребитель, который больше заботится о себе, лучше образован, больше зарабатывает и реализует в жизни сложные потребности. Такой потребитель, предъявляя свой запрос к рынку, стимулирует изобретения, развитие прикладной науки, создает цветущую сложность во всех областях оборота товаров и услуг.

То, что российская молодежь сделалась рациональной — благо для экономики. А утверждение, что разум — это «бич для демографического развития» страны, стоит оставить на совести государственных социологов.

Ибо «демографическое развитие» — абстрактная цель, непонятно чья, непонятно зачем декларируемая. Она буквально требует от молодых россиян самоограничения в личном развитии ради простого воспроизводства численности населения.

Только вот для чего ее воспроизводить ценой бедности, слишком напряженного многолетнего труда и отказа от интересной индивидуальной биографии, никто объяснить не может.

Молодежь такого не хочет, молодежь не желает идти назад в прошлое, и она права.

Читайте также:

Отстаньте от «цифровой» молодежи – она лучше нас. И вас

Традиция меньше платить женщинам: откуда она в России?

Наука знает, как мы покупаем: ищем кайф, а не пользу

Поделиться статьей:

Новое на сайте

21 ноя 2024
131
Образы мужчин и женщин в рекламе – в половине случаев они бьют мимо, но есть нюансы

Положительный образ человека в рекламе – выгодная инвестиция, но есть нюансы: многим не нравится то, как их видят и показывают рекламщики.

21 ноя 2024
2 326
Как понять, что ваш SEO-специалист никуда не годится - чек-лист

10 пунктов, которые скажут, что пора искать замену.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.