Эта статья — еще один материал из цикла TexTerra про опыт бизнеса по франшизе. Предыдущие публикации можно прочитать здесь и здесь.
Про свой опыт рассказывает Залина Мурадимова — wellness-эксперт, делегат и спикер российских и международных конференций и конгрессов: Global Wellness Summit, «Здравница», SWIC, InterCHARM, KAZANFORUM 2023.
Залина Мурадимова
Она начала свой бизнес в 2014 году с салона тайского массажа по франшизе. Сейчас у нее холдинг с оборотом 100+ млн рублей в год, куда входят два спа-центра Deva Monoi и клиника биохакинга Quant Qulto.
– Мне всегда нравился тайский массаж и, в первую очередь, я хотела открыть салон для себя, чтобы бесплатно получать услуги. Кроме того, я много путешествовала по Азии и понимала, что такое хороший SPA. Поэтому была уверена — смогу создать идеальное пространство для клиентов.
Почему открыла франшизу
Франшиза была идеальным вариантом — не нужно ничего придумывать с нуля, заниматься приглашением мастеров из Таиланда, вкладываться в рекламу и искать клиентов, разрабатывать бизнес-модель и выстраивать с нуля бизнес-процессы.
К тому же, в стратегическом планировании, финансовом учете, маркетинге, продвижении и формировании команды я тогда практически ничего не понимала. Так что просто взяла готовое решение и начала применять его на практике.
У меня было 3,5 млн рублей с продажи квартиры — и все эти деньги я вложила в открытие салона. Меня отговаривали, говорили: «бизнес — это нестабильно», «кому нужны эти спа», «лучше квартиру в аренду сдавать». Но сомнений у меня не было.
О франшизе
Салон по франшизе назывался Crown Thai spa. Его концепция была на тот момент стандартной — салон тайского массажа городского типа. Таких много.
Хотя салон позиционировался как заведение премиум-класса, по факту это было не так — стояла мебель из IKEA, все было просто и дешево. А мне хотелось более высокого уровня, поэтому наш салон был уровнем выше, чем другие под этим брендом.
У нас было три массажных кабинета и работали четыре мастера. Мастеров мы брали в аренду у франшизной компании, но компания была достаточно слабая, неоформленная: вся информация для работы передавалась от владелицы к франчайзи либо из уст в уста, либо в вордовском формате.
Залина Мурадимова с мастерами
Как строится работа в wellness-сфере
Услуги
Очень популярны услуги, которые относятся к коррекции и моделированию фигуры. Например, эндосфера-терапия и все виды ручного массажа.
Эндосфера-терапия — это массажная методика, во время которой вы отдыхаете, а десятки крошечных микросфер трудятся над рельефом и гладкостью вашей кожи.
Эндосфера-терапия в Deva Monoi
Массаж с глубокой проработкой мышц — прекрасная процедура для исцеления от мышечных болей. Еще есть массаж с маслом магния, который помогает снять хронические боли, а также балтийский и тайский массажи.
Клиенты и средний чек
Люди, чьи ценности — забота и любовь к себе. Люди, которые интересуются темой долголетия, которым важна энергия, чтобы работать, заниматься спортом, хорошо выглядеть, быть в хорошем настроении и меньше болеть. Вот наша целевая аудитория.
Мы позиционируем себя как санаторий в черте города, да еще и в центре. Среди тысячи дел клиенты всегда могут приехать к нам на часик расслабиться и наполниться энергией. Мы не про лечение, а про профилактику.
Уже давно прошел тренд на работу 24/7 без отдыха. Новый тренд — это баланс ментального и физического, баланс всех сфер жизни, когда отдых необходим, чтобы идти на длинные дистанции.
И за все это средний чек у нас — 7 тысяч рублей.
Локация
Мы открывали бизнес в центре в ответ на запрос клиентов. Из центрального салона и проще сделать премиальную точку.
Одну из точек решили открыть в новом ЖК уровня чуть выше среднего, где нет наших конкурентов, чтобы понять, как откликнется аудитория, рабочая ли это бизнес-модель. Это оказалось удачным решением.
В чем минусы франшизы
По франшизе я проработала десять месяцев и за это время поняла, как устроена эта сфера, и сформировала клиентскую базу. Благодаря хорошему расположению и высокому уровню сервиса у меня сформировался премиум-сегмент. И вот тут я столкнулась со всеми неудобствами франшизы.
Во-первых, она уже не тянула клиентов премиум-сегмента, которые стали постоянными гостями салона. А владелец франшизы не собирался выходить на новые рынки и привлекать более платежеспособную аудиторию.
Во-вторых, рынок начинал требовать более эксклюзивного и персонифицированного подхода. У людей появлялся запрос не только на классические восточные техники расслабления, но и на современные западные велнесс-технологии. При этом я не могла принимать все решения самостоятельно, не могла вводить новые направления и услуги, закупать нужное мне оборудование.
В-третьих, и репутация, и клиенты принадлежали франчайзеру и его бренду.
В-четвертых, я больше не хотела ассоциироваться с услугами классического тайского салона массажа – хотела создавать свою философию и концепцию.
Приняла решение двигаться дальше без франшизы.
Как я закрывала франшизу
Разошлись с франчайзером мы полюбовно.
Теперь нужно было изменить нейминг и брендинг работающего салона. Мы придумали название, изменили фирменный стиль и детали дизайна, заказали вывеску, статую Будды из бронзы, которого для нас создала тибетская художница, и начали разрабатывать свою концепцию SPA.
Мы сделали сеть городских велнес-центров, направленных на восстановление сил и снятие стресса. И попали в горячий тренд на быструю перезагрузку, который сформировался из-за того, что люди начали больше работать — стресс повысился, а времени на полноценный отдых стало не хватать.
Деньги и на создание бренда, и на его развитие мы брали из оборота: помимо SPA начали развивать направления косметологии и коррекции фигуры. По сути, мы объединили два подхода. Восточный направлен на работу с осознанностью, душевным спокойствием и расслаблением через тайский и балийский массажи. Западный использует современные велнесс-технологии.
Это была трансформация, и именно она дала кратный рост оборота. Мы открыли новый рынок, заняли нишу, и бизнес начал очень быстро развиваться. За два года мы выросли в 7,5 раз. А среднегодовой темп роста по обороту сейчас составляет почти пять раз.
Развитие обусловлено тем, что я мыслю не на уровне своего бизнеса, а глобально смотрю на индустрию, изучаю международные велнесс-исследования и работаю с трендами, превращая их в новые монетизируемые продукты.
Так, в период пандемии стало понятно, что люди хотят уделять больше внимания осознанности. В ответ на это в Deva Monoi появились новые решения. Например, перед процедурами мы стали делать комплексный анализ всего тела с помощью аппарата MS PRO (MS PRO — сенсорный стенд медицинской экспресс-диагностики, делает сегментарный анализ тела, оценивает микроциркуляцию, уровень стресса, утомления и прочего – прим. ред.). Благодаря тому, что мы перед процедурами анализировали состояние клиентов, у нас начал увеличиваться показатель LTV, а клиенты отмечали глубокую релаксацию после процедур. И поскольку спрос на услуги рос, я поняла, что, несмотря на кризис, могу развиваться дальше — и открыла второй SPA-центр Deva Monoi.
Следующим большим шагом стало открытие клиники биохакинга и косметологии Quant Qulto. Это место – с особой концепцией, сервисом и услугами, отличными от SPA: озоновая сауна, эндосфера, детокс-модуль и пр. Появилось оно в ответ на запрос клиентов улучшить качество и увеличить продолжительность жизни.
В итоге сейчас у меня целый холдинг с оборотом 100+ млн рублей в год, большой штат сотрудников с сильной корпоративной культурой, а сама я являюсь трендсеттером велнесс-индустрии в Казани и Татарстане. Ничего этого не было бы, если бы восемь лет назад я не рискнула выйти из франшизы и не начала развивать свой бренд.
Советы начинающим франчайзи
На начальном этапе франшиза может быть лучшим вариантом — вы получаете опыт, разбираетесь в том, как выстраивать бизнес-процессы, формировать корпоративную культуру.
Но если вы хотите создавать и развивать эксклюзивный бренд, то франшиза будет только мешать.
И главное, что я хочу донести до всех предпринимателей, которые хотят успешный и прибыльный бизнес, — мыслите не на уровне бренда, а на уровне индустрии, будьте гибкими, идите на риск и воспринимайте кризисы как точки роста и трансформации.
Читайте также:
Как мы выросли на 258% – рассказ продавца Яндекс Маркета
Как работается с WildBerries производителям
Как я писал стратегию бизнеса. И почему ее пришлось переписать