«Яндекс» утонул в море рекламы и сервисов, Google ухудшил качество поиска ради платной выдачи... Сервис поиска Neeva использует «честную» модель: платное использование вместо размещения рекламы и сбора данных о пользователях.
Neeva и революционная модель платного поиска
Через три года после увольнения из Google Шридхар Рамасвами и Вивек Рагхунатан (оба – бывшие топ-менеджеры компании) представили общественности новый поисковик Neeva.
В основе поисковика лежит простая модель: никакой рекламы и продажи личной информации в обмен на платную подписку.
Предполагаемая цена – $4,95 (примерно 360 рублей) в месяц. Так работают многие интернет-сервисы, но вот поисковые системы пока не отличались подобным подходом. Да и вряд ли они могли бы добиться внимания пользователя, если бы сразу начали предоставлять платный доступ к поиску.
Продукт Шридхара Рамасвами и его компании, 30 % которой ранее работали в самом Google, родился на пике возмущенного отношения общественности к гигантам сферы. Учитывая ситуацию, под него даже удалось заложить немалые деньги – 77,5 млн долларов. Дальнейшее развитие проекта, как ясно из модели доступа, предполагается вести за деньги пользователей. Что они получают по подписке:
- заявленное «чистое» окно поиска без рекламы и надоедливых сервисов;
- приложения для устройств Apple (с Android, понятное дело, будет сложнее), а также расширения для браузеров Chrome, Firefox, Safari, Edge и Brave.
- модные «быстрые ответы», подсказки и ссылки на результаты поиска по похожим запросам;
- несколько миллиардов веб-страниц, проиндексированных для поиска;
- встроенные Google-карты;
- сохранение результатов поиска в течение 90 дней, но вместе с тем возможность отказаться от этого сохранения;
- блокирование трекеров аналитических систем при работе с поисковиком в браузерах.
Также пользователь может настраивать выдачу, отмечая приоритетные для себя сайты, а подключив аккаунты Google, Slack, Office 365, Dropbox или GitHub, можно производить поиск по собственной переписке и хранилищам данных.
Товарная выдача также имеется в Neeva, к ней прилагаются рекомендации, основанные на отзывах о товарах с различных сайтов.
Перспективы поисковика «для народа»
Учитывая растущее недоверие к обоим гигантам поиска, думается, что Neeva как минимум займет достойное место в пространстве для выбора. Цена в $4,95 не столь велика, чтобы отказываться от интересной альтернативы. Вопрос в том, способен ли сам проект выдержать конкуренцию и обслужить большое количество пользователей при росте интереса к нему.
Текущей суммы бюджета хватило на организацию разработки и серверы для поддержки, но если число обращений к Neeva сравнится с тем же «Яндексом» (в мировых масштабах), то потребуются гораздо большие вложения в серверную инфраструктуру.
Скорее всего, опытные бывшие сотрудники Google уже позаботились об этом и создали план работ в случае повышенного интереса к проекту, но в любом случае этот вопрос остается открытым.
Другой особенностью поисковой системы предполагается сделать сотрудничество с партнерами, создающими качественный контент, выдаваемый в результатах поиска. Рамасвами предлагает делиться с ними 20 % выручки. Таким образом предполагается создать Neeva как некий «продукт в себе» – пользователи могут как получать, так и генерировать качественные материалы в выдаче.
Насколько поисковик окажется востребованным, покажет время. Пока что вы можете попробовать получить инвайт-доступ к сервису по официальной ссылке. Идея проекта, несомненно, достойна внимания, и если компания будет следовать заявленным принципам, то, может быть, мы действительно получим реального конкурента устоявшимся гигантам.