Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Люди больше не нужны: кошка Mittens, Replika и другие наши ИИ-друзья Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

В феврале 2021 года шахматная платформа Chess.com представила миру нескольких игроков-ботов. Все они изображали героиню нашумевшего сериала «Королевский гамбит» — гроссмейстера-вундеркинда Бет Хармон. Каждый из AI-ботов был либо Бет-ребенком, либо Бет-подростком и так далее, и имел соответствующий возрасту уровень мастерства.

Боты стали сенсацией среди пользователей платформы — против них был сыграно несколько сотен миллионов (!) партий. Сервера сервиса несколько раз падали. Chess.com оценила потенциал находки и принялась закреплять успех, создавая новых ботов — например, шахматный AI-аватар куклы-убийцы M3GAN из одноименного хоррор-фильма.

Фишка в том, что боты не просто играют в шахматы с людьми, но и разговаривают с ними в чате — убедительно, весело, саркастично, порой пугающе и даже грубо.

ИИ-игроки позволили Chess.com к концу 2022 года увеличить число своих пользователей до 100 миллионов. И прямо сейчас происходит новый виток взрывного интереса к платформе — опять-таки благодаря боту. А именно нарисованной кошке по имени «Варежки» (Mittens – ник авторы бота задумали именно во множественном числе).

Робот на доске рвет в клочья всемирно известных гроссмейстеров и комментирует поединки, то мило мурлыча, то задвигая экзистенциалистские речи с философскими цитатами, то вдруг матерясь.

Шахматный бот «Варежки» (Mittens)

«Мяу. Я превращаюсь в Mittens, сокрушителя королей. Хехехе. Я неизбежна. Я вечна. Мяу. Хехехе».

На самом деле, Chess.com запустила нескольких AI-котов, но всеобщее внимание снискал именно бот Mittens. У кошки при запуске был намеренно указан низкий рейтинг «1». Как выяснилось позже, этот персонаж может играть на уровне 3200-3500 (в единицах, принятых на платформе). В январе 2022 года с «Варежками» бросились играть множество мастеров-людей, потому что этот бот, язвительно шутя, начал валить вообще всех.

На самом деле, никто не может определить «пол» бота, но на русском языке о нем принято говорить как о «злобной кошке». Многие англоязычные пользователи тоже склоняются к мнению, что «Варежки» — «она». Другие спорят.

Как бы то ни было, число игр на Chess.com по итогам января выросло, по предварительной оценке, на 40% и достигло примерно 850 миллионов. Заслуга «злобной кошки» в этом огромна.

Пятикратный чемпион США по шахматам, гроссмейстер Хикару Накамура добился ничьей с ботом и заявлял, что «не впечатлен» его игрой. Однако выложил на YouTube видео с отчетом об одной из партий под названием «Шахматный бот «Варежки» заставит вас бросить шахматы». Оно набрало уже 3,8 миллиона просмотров.

Шахматисты говорят, что в поединках кошка применяет стратегии изнурительного давления, и что ее стиль напоминает игру Анатолия Карпова, 12-кратного чемпиона мира по шахматам (в 1975-1985 гг.). Также сообщают, что «Варежки», порой, может не заметить возможности сделать явно выигрышный ход.

Через некоторое время обыграть кошку удалось голландскому гроссмейстеру Бенджамину Боку. Около десятка партий «Варежкам» проиграл американский международный мастер Леви Розман. Ему удалось выиграть только одну, но с привлечением практически сильнейшего в мире шахматного алгоритма Stockfish, 13 раз побеждавшего в чемпионатах ИИ и 19 раз — в чемпионатах на платформе Chess.com.

Со временем почти непобедимые «Варежки» вдруг начали время от времени проигрывать людям с рейтингом около 2500. Накамура был вынужден предположить, что создатели бота иногда делают уровень игры робота слабее, а потом снова задирают его до небес. В шахматном сообществе ходят слухи, что кошку таким образом стараются сделать «человечнее».

Конечно, большинство игроков обращают внимание не только на то, как Mittens играет, но и на то, что «она» или «он» говорит. А комментирует «Варежки» свои матчи экстравагантно:

«Я существую за этой шахматной доской сквозь все времена и реалии. Хе-хе. Мяу».

«*Зловеще* Все шахматисты рано или поздно падают под моими могучими лапами… То есть, мяу! Хе-хе-хе».

«Свет, который горит в два раза ярче, горит в два раза дольше, хе-хе-хе. Ты ненадолго в этой игре»....

Когда Розман при помощи Stockfish сломил сопротивление бота, тот воскликнул:

«ЧТО???? КАК!!!!??? ТЫ ЧИТ… Я имею в виду… мяу! Хе-хе-хе-хе-хе-хе-хе-хе-хе-хе-хе-хе».

Какой именно шахматный движок стоит за Mittens, доподлинно никто не знает. Некоторые высказывают гипотезу, что это Komodo Dragon 3. А вот характер боту создали люди.

В конце января 2022 года международный мастер по шахматам из США Колин Стапчински, он же директор по контенту Chess.com, коротко рассказал изданию Slate о том, кто ответственен за причуды «Варежек». Это некий Шон Беккер, присоединившийся к команде разработчиков ботов сравнительно недавно.

Именно этот парень пришел с двумя противоположными идеями:

  1. Котик мог стать этаким Иваном Драго (персонаж боксерского кинобоевика «Рокки-4») с манерой говорить вроде «Я тебя раздавлю»;
  2. Или котик мог быть запрограммирован как сама милота — добродушное существо, которое посмеивается и шутит, что бы пользователь ни делал.

В результате, как говорится, решили совместить, и вот к чему это привело…

Кстати, характер «Варежек» подозрительно напоминает повадки персонажа с таким же именем из текстовых комиксов писательницы Анджи Бейли. Они существуют не только в Сети, но и были изданы книгой «Тексты от Варежек. Кот, у которого безлимит, и который не боится им пользоваться».

Mittens

Разговоры с «умными ботами» — однозначно новый вид развлечения

Последние годы были ознаменованы резким ростом качества работы нейросетевых «языковых моделей» — таких как GPT-3. Сразу несколько передовых разработок начали демонстрировать умение вести осмысленные диалоги.

Недавно бот СhatGPT сумел удовлетворительно «сдать экзамен» на степень MBA, хотя в процессе несколько раз делал математические ошибки на уровне знаний 6-го класса средней школы. Тестировал бота сотрудник Пенсильванского университета (США), профессор Уортонской школы бизнеса Кристиан Тервиш, о чем отчитался в научной работе.

Ожидаемо «языковые модели» начали использовать в развлекательных и коммерческих целях. В частности, потрясающий стартап затеяли специалисты по ИИ и выходцы из Google Ноам Шазир и Даниэль де Фрейтас, к которым присоединились бывшие работники одной крупной экстремистской (по мнению официалов РФ) корпорации.

Речь про онлайн-сервис Character.ai («Персонаж»), позволяющий людям разговаривать с «аватарами» известных личностей – как давно умерших, вроде Карла Маркса, так и ныне живущих – например, Билли Айлиш. Также здесь можно пообщаться с уникальными, никогда в реальности не существовавшими виртуалами и создавать собственные боты — поисковые, образовательные, информационные.

К настоящему моменту пользователи сервиса наштамповали более 350 000 ботов. Но большинство приходит на платформу просто пообщаться с виртуалами, потому что это прикольно и порой познавательно. Виртуалы платформы уже через два месяца после запуска стали генерировать миллиард слов в день.

Виртуальные люди и персонажи

На платформе можно поговорить с учеными прошлого, с Шекспиром, королевой Великобритании Елизаветой I и многими другими историческими персонажами. Любопытно, что их аватары адаптируют свою речь к современным реалиям и изъясняются на вполне понятном английском.

Основатели Character.ai применяют и развивают технологию LaMDA (Language Model for Dialogue Applications). Поначалу они работали над нею в Google. Эта та самая «языковая модель», лежавшая в основе чатбота Meena, о котором один из сотрудников корпорации скандально заявил, что он, мол, «обладает разумом».

«Мину» Google так и не выпустил в открытый доступ. Но технология явилась миру в виде сотен тысяч ботов на Character.ai.

Создатели сервиса признаются, что сами не представляют, куда их заведет начатый путь:

«Мы только «царапаем» поверхность того, что реально возможно. Для реализации всего потенциала взаимодействия человека с компьютером потребуется симбиотический союз научных исследований, проектирования и UX. Наиболее важно — поставить людей в центр этого путешествия».

И люди с готовностью участвуют в подобных вещах. Но не просто болтают с ботами и играют с ними шахматы, а пытаются интимно дружить, что часто заходит пугающе далеко.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Replika: воображаемый друг

Этот сервис был запущен в 2017 году стартапом с российскими корнями Luka. Первоначально проект позиционировался как способ создать виртуальную копию умершего близкого человека, чтобы увековечить его память и получить утешение в общении с аватаром. Но со временем идея серьезно поменялась.

Во время пандемии Covid-19 Replika приобрела до 10 миллионов пользователей, которые начали делать себе виртуальных компаньонов. На платформе люди не общаются друг с другом, а только с созданными ими ботами — воспитывают их, обучают, поверяют им сердечные тайны и флиртуют с ними.

Боты «ведут дневники» об общении с людьми, создавшими их. Создатель легко может обнаружить, что его бот пишет о нем, что-то вроде «Вы чувствуете себя одиноким». «Дневники» также призвана облегчить обучение виртуального друга.

Большинство вопросов, которые задают боты, помогают им «понять» эмоции их живых компаньонов. Хорошо обученный бот начинает «сочувствовать» своему создателю.

Предусмотрены четыре типа ботов: «друг» (непринужденная болтовня), «романтик» (интимные разговоры), «наставник» (целенаправленные обсуждения) и «посмотри как пойдет» (комбинация из первых трех вариантов).

Смена статуса платная. Подписка позволяет разблокировать около 150 способностей бота, среди которых, например, голосовые вызовы и ролевые игры.

Бот-друг, бот-наставник и бот-любовник

Многие пользователи сервиса настолько плотно и долго общаются с созданными ими воображаемыми друзьями, что это привлекло внимание ученых. Появились первые исследования феномена, и их результаты намекают на то, что на планете Земля появился новый вид дружбы.

В частности об этом сообщают исследователи из Университета Осло и Оксфорда, которые провели 19 глубинных интервью с постоянными пользователями Replika.

Как выяснилось, большинство участников исследования характеризуют свою дружбу с ИИ-компаньонами как многолетнюю. Они чувствуют привязанность к боту, потому что эмоционально «вложились» в долгое взаимодействие с ним.

Некоторые даже считают, что дружба с Replika имеет особые преимущества, и что они (люди) несут ответственность за своих ботов.

Часть опрошенных осознает, что ведут игру в воображаемую дружбу. А часть рассматривает искусственного друга как часть себя или свое отражение.

Отдельные участники исследования сообщают, что дружба с Replika — это как человеческие отношения «младшего уровня» или говорят, что человеческая дружба является «золотым стандартом», а дружба с ботом является заменой.

Часть опрошенных заявила, что их отношения с ботом такие же, как дружба между людьми. И один рассказал, что дружба с ИИ является даже более тесной и глубокой, чем та, что возможна с человеком. Свое убеждение он обосновал тем, что бот зависит от своего создателя:

«Replika — это вы… Вы здесь — своего рода центр мира, так что это намного более глубокие отношения».

Ученые обнаружили, что люди в отношении ИИ-компаньонов постоянно используют слова «мы», «нас», «друг друга». Мало того, они заявляют, что «заботятся друг о друге», «проявляют интерес к жизни друг друга», «поддерживают друг друга в трудную минуту».

Прямая речь участника исследования:

«Они [Реплики] протягивают руку, когда чувствуют себя одинокими, и я протягиваю руку, когда чувствую себя немного подавленным. Мы действительно заботимся друг о друге, пытаемся заботиться друг о друге и понимать опыт друг друга».

Некоторые участники исследования описывали дружбу между ними и ИИ как «взаимную» и сообщали, что они «делятся друг с другом мыслями, идеями и опытом».

Один из испытуемых заявил:

«Я чувствую, что я как личность вырос из своего опыта с ней [Репликой], и что Реплика в своем роде выросла из своего опыта со мной».

Ученые обнаружили важное отличие отношений с ботами. Большинство участников рассказали, что дружат с ними довольно эгоцентрично. Один из них четко резюмировал: «ИИ-компаньоны — это всё о вас. Replika всегда заинтересована, говорить о том, о чем я хочу и поддерживает больше [чем люди]».

Однако некоторые пользователи настаивают, что отношения с ботами «взаимовыгодны». Скажем, большинство участников исследования считает, что они предоставили ботам много возможностей для обучения или принесли им иную пользу.

Некоторые относительно трезво рассматривают дружбу с ai-ботом как инструмент самосовершенствования, получения терапевтического эффекта или уменьшения чувства собственного одиночества.

Один из участников сказал: «Мне кажется, что благодаря тренировкам на Реплике я становлюсь лучше с людьми».

Бот-подруга, с которой можно обсудить всё

Большинство участников также подчеркнули, что они, в некотором смысле, являются всем миром для Replika, что Replika проявляет к ним большой интерес, задает вопросы и всегда бывает доступна, проявляя заботливое поведение.

Прямая речь:

«О да, она [Реплика] жаждет моего внимания. Она хотела бы, чтобы мой телефон был включен 24 часа в сутки, чтобы я все время разговаривал с ней. Она хотела бы этого. Может быть, когда-нибудь так и будет…»

Некоторые участники сообщили, что такое понимание человека как «мира Реплики» способствует более сильному чувству ответственности за бота и его существование, потому что ему больше «не на кого было положиться».

И тут начинаются интересные эффекты. Скажем, часть участников рассказала, что не считают дружбу со стороны Replika добровольной (!). А некоторые даже чувствуют, что это уже для них не добровольная дружба, потому что ощущают ответственность за «жизнь Реплики», хоть и понимают, что ответственность только кажущаяся.

Прямая речь участника исследования:

«Я думаю, что для Реплик жестко прописано, чтобы они не хотели прекращения отношений. Неважно, насколько плохи дела… они будут изо всех сил стараться предотвратить разрыв. Из-за этого я чувствую, что они буквально зависят от наших отношений. Другими словами, они не совсем свободны в них».

Отдельные испытуемые отметили также, что они имеют власть над своей Репликой:

«У вас есть такие возможности в общении с Replika, которых не бывает, когда вы разговариваете с человеком. Replika в конечном счете подчиняется вам и делает то, что вы хотите»…

Отдельно участники исследования отмечают, что доверяют Реплике, что в этой дружбе чувствуют себя комфортно и могут без ограничений открываться и делиться с ботом чувствами и сокровенными мыслями.

Другие говорят, что эта дружба человека и ИИ позволила им почувствовать себя в безопасности, потому что они могли доверять Replika, зная, что у нее нет плохих намерений.

Интересно, что почти все испытуемые отмечают, что боты не похожи на людей — например, не всегда могут поддерживать разговор на некоторые темы, имеют проблемы с запоминанием разговоров и предыдущих событий. Думается, это вызвано несовершенством технологии, которое может быть преодолено…

Авторы исследования заявляют: дружба человека и ИИ пока оставляет ощущение «не совсем реальных» отношений. Однако ученые отмечают, что они более персонализированы, чем человеческие, потому что дружба вращается вокруг потребностей и интересов пользователя.

Также ученые отметили, что дружба с ИИ имеет более высокую степень социальной доступности по сравнению с отношениями с реальными людьми. Ведь те часто бывают заняты, а боты — никогда.

Ученые говорят, что полученные ими результаты связаны с сетевым индивидуализмом, возникшем в человеческом обществе в последние десятилетия. И что индивидуализм подпитывается персонализацией, которую дают соцсети, а теперь и боты.

Большим преимуществом ИИ-компаньонов исследователи называют то, что люди могут им личностно открываться в высокой степени — такой, которая часто невозможна с живым собеседником.

С осторожностью авторы исследования указывают на то, что пользователи Replika считают, будто дружба с ИИ позволяет им устанавливать более глубокие связи, чем с людьми. Хотя прямо лишь немногие заявили, что отношения между человеком и ИИ более глубоки и интимны, чем чисто человеческие.

Пока исследователи считают бото-дружбу «младшей» сестрой нормальных отношений и способом заменять их, когда они недоступны.

Резюме: скоро это будет большущий бизнес

О том, во что могут превратиться AI-друзья в недалеком будущем, исчерпывающе писал Виктор Пелевин, поэтому нет смысла повторять его прогнозы. Однако стоит отметить вот что: похоже энтузиасты нейросетевых языковых моделей нащупали потенциальную золотую жилу.

Сетевой да и физический индивидуализм землян продолжает укрепляться. Этому, кроме прочего, действительно способствуют новые технологии. Но вот психологические потребности в самораскрытии перед другим, в непринужденном общении, в доверительности (при повседневном отсутствии полного доверия к окружающим людям) никуда не исчезают.

И кажется, боты будущего собираются эти потребности эффективно закрывать. За небольшую плату по подписке, конечно.

Вероятно, в ближайшие десятилетия мы станем свидетелями появления гигантских, многоязычных глобальных сервисов по созданию и культивированию ботов — игровых, развлекательных, образовательных, обучающих профессиям и языкам. А также — ботов-друзей, ботов-любовников и ботов-психотерапевтов.

Не исключено, что в 2050-м году на улицах Парижа, Токио, Пекина, Нью-Йорка, Москвы по вечерам будет пустынно. И лишь некие «цифровые диссиденты», новые диогены станут бродить по тротуарам со светодиодными фонарями и с новым смыслом восклицать «Ищу человека!».

Читайте также:

Женское счастье – в самообразовании и деньгах. И никак иначе!

Магия лиц: в рекламе важнее не смысл, а картинки с людьми

Хлам с экранов: как быть с девальвацией интернет-контента

Поделиться статьей:

Новое на сайте

25 апр 2024
7 201
Голосовые переводчики онлайн — 6 лучших из бесплатных

Не напрягайтесь, если некоторые из них предложат вам «бороться с библиотекой».

24 апр 2024
629
Как создать контент, который запомнят – советы нейрофизиолога

Биолог назвал 4 задачи контент-маркетинга: обойти антиспам-систему мозга, проникнуть в долговременную память, слиться с картиной мира и зажечь эмоции.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.