Top.Mail.Ru
Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Интернету «вышка» не нужна: образование не стоит своих денег Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Особенно тяжело идет процесс изничтожения хлама в голове в возрасте 40+ – на этапе прохождения личных кризисов и невольной переоценки ценностей. Ведь без привычных костылей в виде стереотипных жизненных «правил», буквально теряешь почву под ногами.

Тем важнее пройти рациональное очищение быстро и без соплей. Лучше короткая острая боль, чем долгое, терпимое, но выматывающее мучение. Одна из самых неприятных, но оживляющих «операций» – это ампутация психологической установки о непреходящей важности традиционного высшего образования. Давайте проведем ее сами себе.

Тезис №1: люди платят большие деньги за то, чтобы получить формальное подтверждение своему профессиональному классу «молодой специалист». Делают они это, чтобы встать в очередь на осмотр и выбраковку к прагматичному до цинизма бизнесу. Выигрышем в этой глупой игре считается найм на плохую зарплату. На самом деле бизнес вовлекает соискателей совсем в другую игру. И она называется «отдай владельцу предприятия результаты своего труда в разы дешевле их реальной стоимости».

Развернем эту возмутительную мысль подробнее. Предприниматели являются людьми со специфическими генетическими особенностями и своеобразной психологией. Обзорные исследования сообщают нам, что среди прочего бизнес-человеки демонстрируют такие психологические черты как: терпимость к риску, неопределенности и двусмысленности; одержимость возможностями; целеустремленность и решительность; лидерство; креативность; уверенность в себе и высокая адаптивность; мотивация к успеху (превосходству над другими).

Также наука заметила следующие демографические, социальные и культурные факторы, которые чаще подталкивают человека к тому, чтобы стать предпринимателем:

  • его родители были сами себе работодателями;
  • его увольняли с нескольких работ;
  • он иммигрант в новую страну или его родители были иммигрантами;
  • ранее он работал в компании, где было занято более 100 сотрудников;
  • он был старшим ребенком в семье;
  • он окончил колледж.

Некоторые ученые называют ключевым качеством предпринимателя умение убеждать людей делать то, в чем они не уверены или чего не хотят делать вообще.

В бизнесе способны задержаться надолго в среднем только 5 % представителей человечества. И, повторимся, это специфически мыслящие и чувствующие homo, которые (по Марксу) умеют убедить других «подарить» им результаты своего труда за символическую «зарплату».

Ибо любой бизнес делается с целью извлечения прибыли после понесенных затрат. И прибыль эта должна быть достаточно велика для владельца, склонного стремиться к превосходству над другими. Если платить работникам столько, сколько на самом деле стоит их труд, владельцу предприятия ничего не останется. Именно поэтому он и должен убедить других делать то, «в чем они не уверены или чего не хотят делать».

Вернемся теперь к образованию. Вдумаемся в происходящее – мы, люди, не обладающие специфическими качествами потенциальных предпринимателей, нередко готовы влезть в немалые образовательные кредиты, чтобы выучиться самим или выучить детей чему-то, что позволит нам / им… создавать прибыль для каких-то незнакомых авантюристов.

То есть, по сути, мы долго и много платим за то, чтобы чужие целеустремленные и решительные дамы и господа имели высокий уровень жизни. При этом мы почему-то полагаем, что платим за то, чтобы у нас в каком-то эфемерном будущем были очень условные «хорошие зарплаты».

Уйти «на пенсию» в 28 лет

На старом добром (недобром) Западе этот парадокс хорошо понимают. В США, Канаде и некоторых других экономически развитых странах в последние годы набирает силу мода «выхода на пенсию» в возрасте 30–35 лет. Для этого люди берутся очень интенсивно трудиться в течение нескольких лет, чтобы при помощи нехитрой экономии и низкорисковых инвестиций скопить сумму, позволяющую больше никогда не работать.

СМИ с интересом публикуют истории, вроде этой: в ней девушка, финансовый консультант из Нью-Йорка, умудрилась к 28 годам накопить 2 миллиона долларов, откладывая и инвестируя большую часть своей зарплаты. «Сложные проценты делают чудеса», – как говаривал Альберт Эйнштейн.

«На пенсии» девушка ведет блог о личных финансах, в котором учит всех желающих, как достичь того, что смогла она. И эта уже не работа, а хобби такое, хотя юная пенсионерка неплохо на этом блоге зарабатывает.

Идея «молодых пенсионеров» проста, как яйцо: пока здоров и юн, вкалываешь, словно проклятый, но при этом не позволяешь себе вести образ жизни, принятый у получателей аналогичной зарплаты. Вместо этого живешь в съемной комнатушке, лопаешь «Доширак», ездишь на метро и велосипеде и все в таком духе.

Часть зарплаты тупо откладываешь. Часть инвестируешь в индексные фонды, которые дают доходы выше банковских, но по риску потерь сравнимы с банковскими вкладами. Заработанная на инвестициях прибыль реинвестируется туда же. И так – лет 7–10, пока накопления не достигнут 1 миллиона долларов. Миллион позволяет извлекать из него при консервативном способе помещения 4 % годовых – 40 тысяч долларов. При чуть более рисковом инвестиционном портфеле – 60–70 тысяч долларов в год. Вот на эти деньги «молодые пенсионеры» и живут.

К чему эта история? К тому что, мода на обеспечение себе выхода из колеса «образовательный кредит – работа по найму – кредит на дом – кредит на машину – работа по найму – болезнь – пенсия в старости – смерть» является просто образцом здравомыслия и рациональности.

А мы тут думаем, что работа за зарплату – это достойно, хорошо, уважаемо и вообще норма. На самом деле это довольно глупая и вредная психологическая установка. Как и миф о том, что высшее образование – это непременное условие получения «хорошей работы».

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Тезис №2: чем труднее и дороже образование в России, тем меньше платят за работу по специальности

Без традиционного образования нелегко обойтись тем, кто хотел бы играть с ускорителем элементарных частиц или открывать тайны космоса. Трудновато (но не невозможно) – инженерам. Совсем никак не обойтись врачам.

Но давайте-ка проведем экспресс-анализ, а, собственно, ради чего, кроме самой любви к физике, математике или медицине, стоит убиваться за традиционный диплом?

Открываем сервис «Яндекс.Работа», пишем в поисковой строке «научный сотрудник» без указания специализации. Ставим условие: зарплата от 100 000 рублей (зря что ли мы учились?) И… «Яндекс» выдает нам 10 (десять) вакансий на всю Россию. Отрасли – биология, инженерное дело, геология. Если понижаем планку зарплаты до 60 тысяч – видим 83 вакансии.

Давайте, может быть попробуем про физику? Пишем «физик» с тем же условием по зарплате. Сервис показывает жалкие 25 вакансий за период в 2 месяца. Специализации – «медицинский физик» и преподаватель физики в разных вариантах. Одиноким парусом белеет вакансия научного сотрудника в Лаборатории нанобиотехнологий МФТИ (Москва).

Никакого космоса, друзья, никаких субатомных частиц, никаких тайн материи и пространства. Физиков на сегодняшний день с зарплатой в 100 тысяч стране нужно 25 человек. Понижаем ожидания до 60 тысяч и видим 447 вакансий. Подавляющее большинство – преподавательские. Вы все еще хотите платить баснословные деньги за бакалавриат и магистратуру?

Давайте для чистоты нашего импровизированного анализа ударим по матери всех наук – математике. Пишем «математик» с теми же зарплатными ожиданиями. 69 вакансий по всей России! Невиданный урожай! Отрасли (в основном) – программирование, анализ больших данных, преподавание. Встречается редкая экзотика – компьютерное зрение, баллистика. При понижении ожиданий до 60 тысяч в месяц имеем 351 вакансию. И большинство из них тоже про преподавание, а не про интересную околонаучную деятельность.

Для особенно смеха (злорадного – а как же?) введем в поиск запрос «лингвист». С зарплатой в 100 тысяч вакансий нет. В вилке от 65 до 80 тысяч – их четыре штуки.

На порядок лучше (на первый взгляд) обстоят дела с работой в медицине. Повысим зарплатные ожидания до 150 тысяч в месяц. Сделаем это потому, что работа врача подразумевает уголовную ответственность за ошибки, серьезный стресс, общение с не всегда адекватными пациентами и их родственниками. Увидим в «Яндексе» 2 227 вакансий по России.

Это много или мало? Это мало. По данным Росстата, еще в 2018 году в стране не хватало 50 000 врачей. В связи с эпидемией коронавируса в 2020-м ситуация стала еще хуже. Дефицит врачей составляет 20 %, несмотря на то, что вузами их выпускается 25 000 человек в год. Откуда же он берется? Да от отвратительной оплаты тяжелого врачебного труда.

Если мы понизим зарплатные ожидания до 60 тысяч, то «Яндекс» выдаст нам более 23 тысяч вакансий со словом «врач». Но какой доктор в здравом уме согласится долго работать за такие деньги?

Теперь для сравнения прикинем количество вакансий на те же 100 тысяч по профессиям, которые не подразумевают обязательного получения высшего образования.

Программистов требуется 9 620 человек. Системных аналитиков, аналитиков данных нужно 1 488. Интернет-маркетологов – 160. SEO-специалистов – 133. Даже SMM-щиков на 100 тысяч требуется аж 83.

Если понижаем зарплатные ожидания до 60 тысяч в месяц, то программистов требуется уже более 15 тысяч человек, аналитиков – 2 700, интернет-маркетологов – 713, SEO-специалистов – 318, а SMM-щиков ищут 575. Даже для редакторов находится 215 вакансий.

Для сравнения: продавцов чего-нибудь с зарплатой 60 тысяч в месяц в России сейчас нужно почти 5 000. Стоит ли говорить, что высшее образование этим пяти тысячам вряд ли понадобится?

Менеджеров кол-центра бизнесу требуется 1 329; удаленных продажников, менеджеров по работе с клиентами – 1 878; тестировщиков (ПО или другого продукта) – 1 265. Если ввести в поиск слово «интернет», выскочат более 5 000 различных объявлений о работе, имеющих его в названии или описании.

Если написать слово «менеджер» и поставить условия «удаленная работа», «Яндекс» покажет 1 977 вакансий, опубликованных в последние 2 недели.

А теперь выборочно поглядим на стоимость образования в типичном провинциальном российском вузе, расположенном в европейской части страны. Например, в ПГУ (г. Пенза). Итак, цена обучения для 1 курса:

  • по медицинским специальностям – от 107 820 до 134 439 рублей, а первый год ординатуры – 149 130 рублей;
  • математические специальности, а также информатика и прочее IT – от 92 500 до 114 360 рублей;
  • бизнес-информатика – 92 580 рублей;
  • маркетинг и «цифровая экономика» – 98 790 рублей.

Стоимость обучения на 2–6 курсах лежит в вилке от 75 150 до 144 960 рублей в год.

От этих цен не просто больно, их практическая обоснованность для современного потребителя образовательных услуг вызывает большие сомнения.

Молодому российскому специалисту-бакалавру в провинции придется окупать свое «высшее» годами, даже если сразу после выпуска он найдет работу тысяч на 40 чистыми в месяц. И даже если образование было получено не в кредит, а оплачено из родительских накоплений. Магистру корочка выйдет заметно дороже, и окупить ее соответственно будет сложнее.

Затраты на учебу у молодого врача окажутся более высокими, чем у программиста, а зарабатывать врач станет меньше (где логика?) Если же образование получалось в кредит, то это вообще тяжелый случай для всех специальностей.

Что касается медицинских профессий, альтернатив для их получения, кроме как в традиционном академическом лоне нет. Если ты не проходишь на скудные числом бюджетные места, не имеешь прав проскочить по квотам, то платить придется.

Без сомнений и сожалений вкладывать такие деньги в знания и диплом, вероятно, готов лишь человек, очень влюбленный в медицину. Рацио подсказывает – если ты представляешь себе, каков реальный российский рынок труда в медицинской отрасли, то да, профессию доктора нужно сильно любить. Ну или упорно стремиться, скажем, в стоматологию – там мерцает хоть какая-то надежда на сносные заработки.

Чтобы вкладывать деньги в обучение физике, математике или лингвистике, тоже требуется бескорыстная любовь к этим головоломным наукам. Ничем другим ненормальные затраты на образование в этих сферах объяснить нельзя.

А если мы вернемся к обсуждавшейся выше идее, что вообще-то студенты и их родители платят за то, чтобы через несколько лет предприниматели рылись в молодых специалистах, как в сору, а затем присваивали результаты труда нанятых работников, потому что могут себе это позволить…

Становится очевидным вопрос: нет ли каких-нибудь разумных альтернатив этому социально-экономическому безобразию?

Сменная узкая специализация, профильные курсы и сертификаты универов Лиги Плюща за сущие центы

Богу интернета нужны люди – десятками и сотнями тысяч. Только внутри и около IT в России занято примерно 1,8 миллиона человек. И с каждым годом цифровизация, автоматизация, интернет-маркетинг, аналитика больших данных, продажи и прочее станут привлекать к работе все больше спецов. Причем требования к их профессиональным навыкам уже сейчас меняются крайне быстро и будут меняться еще быстрее. Никакое баснословное дорогое традиционное образование за рынком не успевает и не успеет.

Скажем, владельцы и топ-менеджеры IT-компаний к манере российских вузов (особенно большинства провинциальных) обучать программированию относятся скептически. Вузы, условно говоря, учат пониманию алгоритмов 80-х годов прошлого века. Выпускники приходят на работу очень «сырыми», и их приходится натаскивать «в бою». Затем оперившиеся молодые программисты бросают своего первого работодателя и ищут лучшей доли, в том числе – уезжают в другие регионы или за границу…

Какому такому «маркетингу» учат в вузах за сотню тысяч рублей в год, тоже совершенно непонятно. Ведь соцсети меняют функционал рекламных кабинетов и свои алгоритмы чуть ли не каждые полгода. Поисковики выкатывают новые движки что ни год.

За феноменом «инфлюенсеров», за развитием систем контекстной рекламы, за изменениями платформ веб-аналитики, за интересными фишками контент-маркетинга не в состоянии уследить практически никакие неповоротливые российские вузы. За что, спрашивается, им платить? За сносное знание студентами истории рекламы? За понимание нескольких формул, в которые средний человек может врубиться за неделю при наличии практикующего наставника из реального бизнеса?

Ну и в связи со всем сказанным давайте посмотрим на цены и сроки обучения актуальным профессиям вне системы вузов. Возьмем хоть образовательное подразделение уважаемого «Яндекса» – «Яндекс.Практикум».

Итак, профессия «веб-разработчик». Срок обучения – 10 месяцев по 15 часов в неделю. Стоимость по состоянию на декабрь 2022 – 50 000–185 000 рублей.

«Аналитик данных». Срок обучения – 6 месяцев. Стоимость – 60 000–150 000 рублей при оплате сразу.

«Интернет-маркетолог». Срок обучения – 7 месяцев. Стоимость – от 55 000 рублей.

И это у «Яндекса», друзья. В бизнесе, за которым стоит IT-бренд номер один в России. Сейчас в «Практикуме» представлены 13 курсов, среди которых «специалист по data science», «python-разработчик» и прочие востребованные вещи. Получение этих актуальных профессий в онлайн-формате в четыре и более раз дешевле и во столько же раз быстрее, чем у вузов.

Хотим не такое дорогое и не такое хардкорное? Да пожалуйста! К примеру курс SMM-специалист в учебном центре TeachLine. 19 лекций по 1,5 часа в течение примерно 1,5 месяцев. Личные проверки преподавателями заданий, ответы на вопросы, разбор собственных проектов слушателей курса. Стоимость в премиум-варианте с индивидуальной консультацией преподов – 36 000 рублей. Все преподаватели – действующие сотрудники агентства интернет-маркетинга TexTerra (да, это реклама, и она тут по делу).

Курс «Коммерческий автор» – 11 лекций + практические задания и масса обучающих материалов. В премиум-варианте – 29 000 рублей.

Курс по таргетированной-рекламе (это реклама в соцсетях) – 11 лекций, в том числе актуальные знания о работе рекламных кабинетов «ВКонтакте», «Одноклассников», Facebook и Instagram. И даже практические советы на тему «как найти первых заказчиков». В премиум-варианте стоимость курса – 21 000 рублей…

После успешного прохождения подобных курсов (что, конечно, потребует не только денег, но и интенсивного труда), заинтересованные люди могут довольно быстро стать молодыми специалистами в профессиях, наиболее востребованных изменчивым богом интернета.

«Точечное» онлайн-образование теперь позволяет людям гибким образом выстраивать свою карьеру. Зашел, скажем, в SMM, а через полгода потребовалось вкурить аналитику больших данных? Можно чуть подкопить и пройти соответствующий курс.

Прошло пять лет, профессия стала хуже оплачиваться? Возникли новые интересные сферы приложения сил? Снова онлайн-курсы. По сути, концепция «получил образование один раз на всю жизнь» больше не работает, она объективно устарела.

И сегодня самое рациональное что можно делать – это анализировать рынок труда, сравнивать актуальные профессии на предмет совпадения с личными склонностями и платить лишь за быстрое обучение в узкой сфере.

Разнообразие онлайн-образования невероятными темпами увеличивается. Россиянам сегодня стали доступные такие «опции», о которых в провинции раньше и мечтать не могли.

Мир меняется, и счастливо в нем живут (и выходят «на пенсию» в 30 лет) те, кто готов меняться вместе с миром. Что будет с российским платным высшим образованием – наша ли забота? Что станется с тем или иным бизнесом – наша ли боль, если этот бизнес нам не принадлежит? Или по крайней мере, если это не тот бизнес, который ценит наши знания и навыки более-менее по достоинству?

А вот что будет с нами и с этими навыками, с востребованностью на рынке труда, с нашими инвестициями в профессиональный рост и в индексные фонды или там в «распределенные финансы» DeFi – это наша прямая забота. И заботиться о себе стоит рационально. Иррациональные же и потому вредные психологические установки желательно вырывать с корнем, а новые и выгодные – наоборот себе прививать.

Читайте также:

Мистика денег: почему россияне не умеют зарабатывать

Soft skills: работать некому — все коммуницируют

Нужны ли простым смертным навыки продаж?

Поделиться статьей:

Новое на сайте

29 мар 2024
206
Чем занимается backend разработчик

Рассказываем, как стать backend разработчиком и сколько он зарабатывает.

29 мар 2024
82 750
Как отследить источники трафика на сайт

Чтобы не растратить весь бюджет на неэффективные каналы продвижения, после каждого запуска рекламы нужно анализировать данные.

29 мар 2024
332
Вывод нового продукта на рынок - инструкция для начинающих продавцов

Вот первые 12 шагов, чтобы запустить продукт и начать его продвижение.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!