Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Не велено! – самореализация молодежи и другие не наши ценности Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Герои россиян в возрасте от 14 до 30 лет — это персонажи киновселенной Marvel и… русской классической литературы. Молодежь мечтает об обретении любимой и интересной работы, о поддержании хорошего здоровья, о свободе и независимости, саморазвитии и творчестве.

Меньше всего молодых прельщает туманная стезя «служения стране». А потребность иметь высокий доход и блестящую карьеру в их ТОПе, как ни странно, лишь на 4-5 местах.

«Зумеров» уныло, однообразно и неумно костерят на всех возможных площадках — они де оболванены тем же «Марвелом», развращены «Макдональдсом», ни во что не ставят святое слово «труд», не готовы прогибаться под непонятно кем формулируемые «вызовы времени».

Вместо включения в жестокую конкуренцию за кабинеты топ-менеджеров или чиновников, как это было повсеместно принято в XX веке, вместо готовности сложить голову там, где скажут ответственные товарищи, они вцепились в какой-то инфантильный концепт «самореализации».

Это бесит топ-менеджеров и чиновников, предпринимателей в стиле «красных директоров», представителей рабочего класса в возрасте 45+ и пенсионеров. Одни не без оснований беспокоятся о том, что такую молодежь становится все сложнее эксплуатировать к своей выгоде. Другие, которых уже использовали, досуха выжали и скоро выбросят, не могут простить молодым попытки ускользнуть от подобной участи.

Конечно, напрямую в этом не признаются ни верхи, ни низы. Они предпочитают маскировать свои истинные намерения и страхи по поводу молодежи агрессивной или снисходительной риторикой в ее адрес.

Молодых обвиняют в «эгоцентризме», в том, что они хотят иметь высокий уровень потребления, но при этом не признают классической схемы «трудись до седьмого пота много лет и достигнешь».

Приоритет самореализации, захвативший умы молодых россиян, даже отдельные отечественные ученые связывают с каким-то процессом «макдональдизации» индивидуальных жизненных стратегий, существование которого в реальности, мягко говоря, не доказано.

Читайте также
6 июл 2023
101 034
NPS – must have в метриках вашей компании

И от нее зависит слишком многое, чтобы ее игнорировать!

25 сен 2023
89 321
На дурака не нужен нож: как я подарила мошенникам две своих зарплаты

День ото дня растут и хорошеют совершенствуются способы отъема денег у населения. И я сейчас не про налоговую службу, а про классические телефонные разводки.

18 сен 2023
87 175
Быть неудачником – норм. И хватит верить интернет-сказкам об «успехе»

«Веди себя хорошо – никого не слушайся»  Русская народная мудрость

Российских «правильных» граждан жутко пугает то, что даже провинциальные молодые люди имеют «странную» глобо-локальную идентичность. В кубических головах официалов всех мастей не укладывается, как можно жить в условном Торжке, но не интересоваться производством локомотивов для «РЖД» или, там, деревообработкой. А играть, понимаешь, в анимешный Genshen Impact, увлекаться косплеем, цифровым рисунком, треками трижды проклятых рэперов (агентов восьми разведок) и сериалом «Доктор Кто».

Молодых упрекают в том, что они в таком серьезном деле как жизнь используют «неправильный» принцип личного прагматизма, неуклюже названный «играизацией».

Молодежь, мол, в жизнь «играет», а страдать (видимо, как мы страдали) и смиряться с тем, что «общественное выше личного», не желает.

Юным россиянам приписывают растерянность перед выбором из множества видов самоидентичности, предлагаемых современной мировой культурой. О молодежном «дискурсе самореализации» свысока говорят официальные социологи. Одна такая работа будет обильно цитироваться ниже. Вступительная ее часть научна с некоторой натяжкой и напоминает передовицу условной газеты «Правда», модернизированной по лекалам XXI века.

Однако в этом труде содержится действительно ценный отчет о результатах полевых исследований жизненных потребностей современной российской молодежи в возрасте от 14 до 30 лет с крупной выборкой почти в 10 тысяч респондентов. Причем сформирована она столь добросовестно, что с маленькими оговорками может представлять собой «срез» чаяний всех молодых россиян.

Выводим на маркеты! Обсудим?
Нажимая на кнопку «Отправить», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
Спасибо!

Ваша заявка принята.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Чего на самом деле хочет молодежь России

Если ваш бизнес не связан с госзаказом, медициной для пожилых, добывающими отраслями и другими специфическими секторами, если у вас реальная B2C-модель, и вы хотели бы, чтобы ваш продукт был востребован в ближайшее десятилетие — смотрите на потребности молодых.

Да, доля молодежи в России ненормально мала, однако «зумеры» умудряются прививать свои ценности родителям-«иксам». Неостановимо и естественное замещение более старших поколений. Вскоре дискурс, понимаемый сегодня как «молодежный», станет мейнстримом. И вот каким он будет.

Ученые Института социология ФНИСЦ Российской Академии наук в сотрудничестве с коллегами из Кубанского государственного университета провели два масштабных опроса молодых людей в Краснодарском крае. Также они обработали более ранние региональные исследования и недавно опубликовали сводный отчет о них.

Авторы научной работы предлагают с известной осторожностью экстраполировать полученные результаты на всю Россию. Аргумент за это такой: Краснодарский край имеет высокое этническое и конфессиональное разнообразие, густонаселен. В нем соседствуют сельские и городские территории. Социально-экономический комплекс, с одной стороны, развит, с другой — развит неравномерно. Этот регион фактически представляет собой региональную модель всего российского социума.

Отдельных слов заслуживает выборка исследований. В одном из них участвовали 7898 респондентов из 44 муниципальных образований края. Возраст испытуемых 14-30 лет. Они были распределены по трем возрастным группам: младшая (14-17 лет, 27%), средняя (18-22 лет, 51%) и старшая (23-30 лет, 22%). Распределение по полу соотносилось с местной особенностью Краснодарского края: в нем проживает 55% женщин и 45% мужчин.

Во втором исследовании участвовали 2051 выпускников Кубанского госуниверсистета — различных конфессий, национальности и уровня достатка. Их число составляет 56 % тех, кто завершил очную форму обучения в 2021 году.

Сначала рассмотрим результаты по молодежи «вообще». Ученые обнаружили, что в ТОП-5 наиболее значимых ценностей у молодых людей (результаты не суммируются, можно было давать несколько ответов) входят:

  • желание иметь любимую и интересную работу – 90% (кстати, у нас вы можете, например, научиться продвижению на маркетплейсахприм. отдела продаж TexTerra);
  • желание обладать хорошим здоровьем (88%);
  • стремление стать профессионалом в своей сфере, сделать успешную карьеру (85%);
  • желание иметь хорошо оплачиваемую работу, высокий доход (85%);
  • мечта иметь хороших и верных друзей (83%).
Авторы научной работы называют эти ценности «индивидуально-эгоистическими, сформированными на стыке дискурсов успеха и самореализации».

Также они настаивают на том, что даже ценность дружбы в данном случае следует интерпретировать как индивидуалистическую — «значимый ресурс защиты от одиночества и психологической поддержки». В подтверждение тезиса авторы приводят материалы фокус-групп, во время которых участники заявляли: «Безусловно, люди, которые меня окружают, поддерживают в трудные моменты».

Оставим эти оценки на совести социологов (хотя лучше бы они воздерживались от оценочных суждений, не являющихся инструментом научного подхода) и поедем дальше. Полная картина наиболее важных ценностей молодых провинциалов выглядит таким образом:

Результаты опроса молодежи

Так ли уж «эгоцентричны» потребности молодежи? Может, это новая норма?

Как видим, даже на общемолодежном «срезе» (а не только среди выпускников вузов) о ценности свободы и независимости говорят 81,2% респондентов, а о важности саморазвития и творчества — 77,6%.

Ученые отметили, что молодые женщины показали повышенную мотивацию к успеху, а мужчины — пониженную. С некоторым удивлением авторы научной работы назвали такой результат «гендерной инверсией».

Выяснилось, что для женщин важнее, чем для мужчин, индивидуалистические желания:

  • сделать карьеру;
  • найти высокооплачиваемую и любимую, интересную работу;
  • достичь профессиональной реализации;
  • иметь хорошее здоровье и заниматься саморазвитием.

Ученые заявляют, что у провинциальной молодежи, в целом, ценности стали «гибридными» (цитата):

«Установки индивидуализированного общества и постмодернистский концепт самореализации вполне сочетаются с концептом успеха в классических для модерна измерениях карьеры и дохода».

А вот у образованной молодежи (выпускников вузов) ценности более согласованы между собой. И конечно же названы авторами исследований «эгоцентрическими»:

Результаты опроса молодежи

В России явный дефицит безоценочной гуманитарной науки. Признавать реальность многим отчего-то неприятно

С какой-то даже горечью социологи сообщают: «…выпускники вузов более восприимчивы к глобальному дискурсу самореализации и в меньшей — к локальным ценностям гражданственности и социальной ответственности».

Хочется заметить: а разве крупная выборка исследований не показывает, что «локальные ценности» изменились — радикально и бесповоротно? Что не имеет никакого смысла придумывать некие специальные местные приоритеты и навязывать их людям?

Государственных социологов не устраивают и «герои молодежи», хотя на втором месте после суперов от Marvel оказались персонажи классической русской литературы. Также авторов исследований почему-то тревожит, что у 32,6% опрошенных не оказалось героев, или они заявили, что сами для себя являются таковыми:

Результаты опроса молодежи

Распределение ответов на вопрос «Есть ли у вас любимые герои?»<

Среди ответов фигурировали российские исторические личности (Петр I, Екатерина Великая, Суворов, Жуков). В числе любимых героев-современников молодежь называла своих родителей, близких родственников, прадедов-ветеранов и даже Путина. Но социологам этого мало. Очень уж раздражает, что Человек-паук главнее в ТОПе.

Молодежные инфлюэнсеры авторам исследования тоже не нравятся. Отбраковав шуточные и провокационные ответы респондентов, ученые обнаружили, что среди молодых популярны:

  • блогеры-оппозиционеры;
  • реже — лоялисты;
  • затем шоумэны, «работающие в жанре треш-тока»;
  • блогеры-психологи;
  • религиозные блогеры и бьюти-блогеры (у девушек).

И снова социологи выносят оценочное суждение (цитата):

Две трети популярных в молодежной аудитории инфлюэнсеров — «апостолы самореализации» в ее максимально эгоцентрированном варианте.
Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Почему же молодежные ценности так не нравятся официозу?

Ответ на этот вопрос можно косвенным образом обнаружить в результатах тех же цитируемых здесь исследований. Давайте посмотрим на проблемы, которые тревожат молодых россиян. Вот что они считают труднодостижимым сегодня:

Результаты опроса молодежи

Распределение ответов у молодежи в целом

Как видим, молодых людей волнуют сложности в обеспечении совершенно нормальных человеческих потребностей. И вообще-то весь российский официоз последние 30 лет только и делал, что клялся в том, что эти потребности вот-вот будут закрыты. Мол, осталось совсем немного потерпеть.

А теперь, когда молодые позволяют себе мечтать о том, что им же и обещали, когда указывают на практическую сложность получения обещанного, выясняется, что они сплошь «эгоцентрики», зацикленные на самореализации и саморазвитии.

Социологи приводят характерные выдержки из высказываний участников фокус-групп. Например, такие:

«Самореализация, самообразование, именно поиск себя самого. Наверное, это сейчас самое важное для молодежи».
«Сейчас вгоняют в рамки всякими ЕГЭ, куда поступать и тому подобное, шаг вправо, шаг влево… Поэтому важно найти себя и когда не вгоняют в рамки».
«Я ценю возможность самореализовываться в любой деятельности, поэтому можно сказать, что я стараюсь пробовать как можно больше и очень ценю семью. Если мы будем говорить про ценности нашего поколения, наверное, самая главная ценность — это личная свобода и возможность заниматься тем и быть тем, кем ты хочешь»…

Как на это отвечают государственные ученые? Очень интересным образом призывают создать какие-то «технологии работы с молодежью, которые бы позволяли снизить «стресс самореализации» с его негативными последствиями в виде депрессивных, тревожных и агрессивных состояний».

Также официоз мечтает продвигать «воспитательный дискурс» и «актуализировать в сознании молодежи неэгоистические ценности отношений, семьи, гражданственности и социальной ответственности».

Госсоциологи буквально лупят в колокол:

«Мы рискуем в недалеком будущем столкнуться с ростом девиаций среди поколения «невротических эгоцентриков» — как реакцией на новые формы социального напряжения.

Отметь, внимательный читатель, — никто не собирается заниматься снижением социального напряжения, никому не интересна организация помощи молодым в обеспечении их потребностей.

Идеи «саморазвития», «самореализации», «свободы быть тем, кем ты хочешь» снова становятся в России табуированными. Особенно удручает, что интерпретацией реальных (и совершенно нормальных) чаяний и проблем молодых в ненаучном ключе занимаются социологи, которым должно быть беспристрастными.

Нетрудно догадаться, отчего официозу претят потребности и ценности молодых — они обличают его управленческую некомпетентность. А также обнажают плохо скрываемое желание поскорее обломать рога юным «балбесам» и загнать их на отвратительно оплачиваемые рабочие или служивые места, где ни о какой самореализации речи не идет.

Молодых хотят использовать в том же стиле, что и их родителей, дедов и прадедов. К счастью, эликсир бессмертия еще не изобретен, и поколения будут меняться, несмотря ни на что. «Воспитатели» молодежи от биологии тоже не убегут.

А вот современный отечественный частный бизнес, не повязанный с официозом, может помочь молодым в их стремлениях, получить вместе с ними совместную выгоду. То бишь, сыграть не в «игру с нулевой суммой», где одна сторона всегда в минусе, а в ту, где правит принцип «win-win».

Читайте также
Молодежь не родилась: трудовому эйджизму в России — конец
Поделиться статьей:

Новое на сайте

16 апр 2024
200
Какие нейросети делают поисковую оптимизацию сайта: обзор инструментов

Генерировать метатеги, анализировать данные и даже писать коды — все это может делать для вас ИИ.

SEO
16 апр 2024
993 002
Как запускать рекламу в «Яндекс.Директ» в 2024 году — полный гайд

Без Google Ads тоже есть жизнь! Теперь Яндекс — единственный эффективный инструмент для настройки контекстной рекламы в России. Но он вводит Единую перфоманс-кампанию, что не очень хорошо.

16 апр 2024
3 855
В 3 раза подняли продажи – эти приемы работают всегда!

Даже не нужен большой бюджет – просто проверьте собственный сайт!

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.