Реклама в ПромоСтраницах – запустим быстро!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Мир, труд, «Ковид»: как Россия учится удаленке, и что из этого выйдет Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

– Я начальству говорю: «А на фига мне возвращаться в офис, когда я прекрасно контролирую состояние систем из дома?» Я раньше тратил по полтора часа, чтобы только доехать до работы, а вечером до дома. Сейчас, прикинь, я дошел от кухни до компа – и вот я в офисе. Сижу в трусах и вижу – все работает».


© Один из сотрудников IT-департамента сети «Пятерочка» в частном разговоре с автором

Второго коронавирусного локдауна в России не будет, но он непременно и объективно случится. Просто, чтобы не нервировать людей, для него найдут новое ласковое название вроде «временный переход на гибкие формы занятости».

Под фактический карантин, который, вероятно, продлится либо до начала массовой вакцинации, либо до формирования популяционного иммунитета, придумают гибридное юридическое обоснование, над которым станут издеваться специалисты. Но оно в стиле светлейшего князя Потемкина-Таврического кое-как спрячет информацию о серьезных сдвигах в устройстве российской экономики.

Однако людей, которые хотят выжить и преуспеть в 2020-2021 годах, официальный туман не дурманит и как средство описания окружающей жизни не устраивает. Понимать, как именно в ближайшие месяцы будет лихорадить общество, и какие изменения в экономических отношениях останутся с нами и после обуздания Covid-19, необходимо – чтобы сообразить, что стоит делать прямо сейчас. Давайте попробуем проанализировать обстановку и рискнем выстроить некоторые прогнозы.

Итак, «Октябрьские тезисы-2020»:

  1. Миллионы россиян в современной экономике не нужны, потому что их навыки неактуальны.
  2. Дмитрий Медведев неспроста предложил ввести в стране Базовый безусловный доход (раздавать деньги просто так).
  3. Очное общение и развлечения могут убивать, делать инвалидами и надолго отнимать трудоспособность.
  4. Ходить по магазинам ногами не необходимо. Кино, рестораны, аквапарки и прочие квесты в реальности не необходимы. Это просто способы общения и развлечения.
  5. Оказывается, бизнес держал людей в офисах, потому что хотел их пожестче контролировать. Это психологическая проблема владельцев предприятий, и не более того.
  6. Главное, что нужно делать среднему «простому человеку» – это переучиваться, пока он застрял в формате «гибкой занятости».
  7. Управленческий персонал среднего звена – паразиты.
  8. Роботы, IT-решения, в том числе с привлечением искусственного интеллекта постепенно и неуклонно будут вытеснять россиян даже из сельского хозяйства, сферы обслуживания инфраструктуры, из строительства и прочих отраслей, где удаленка и роботизация ранее казались невозможными.
  9. Раньше верным было правило «Если твоего бизнеса нет в интернете, значит твоего бизнеса вообще нет». Теперь рождается новое правило: «Если человека нет в интернете, значит его не существует».
  10. Личный бренд нужен каждому.
  11. Всем, кто умеет что-то относительно актуальное – прямой путь в самозанятые. Бизнес больше не будет содержать раздутые коллективы. Он решает собственные проблемы.
  12. Тем, кто привык сидеть на зарплате в государственных и окологосударственных структурах, пора приготовиться к сокращениям.
  13. Уровень жизни упадет еще ниже у всех, кроме сверхбогатых.

Некоторые из названных проблем и примет времени очевидны, некоторые подспудны и не бросаются в глаза. Поговорим чуть подробнее о тех тезисах, которые требуют раскрытия.

Бедность миллионов – новая старая норма

Если верить свежим официальным данным, в России около 20 миллионов человек (13,5 % населения) живут в бедности. Это люди с доходами ниже прожиточного минимума. Если же поинтересоваться, как именно Минтруд рассчитывает величину этого минимума, и что сказал по поводу официальной российской потребительской корзины в январе 2020 Путин, мы увидим: 20 миллионов живут не в «бедности», а в беспросветной нищете.

Минтруд считает, что медианная месячная зарплата в стране составляет 26 365 р. (данные по итогам 2019 года). «Медианная» – это значит вот что: половина работающих россиян зарабатывают меньше этой суммы, а половина – больше. Так вот реально бедными можно считать как раз половину трудящихся.

Сами россияне летом 2020 года говорили, что хотели бы иметь гораздо большую зарплату. В среднем люди удовлетворились бы заработком в 74 тыс. р. в месяц чистыми. И это не капризы, а голос здравого смысла.

Как видим, граница «бедности» прямо по ходу нашего анализа смещается в сторону повышения. Налицо огромный разрыв между пониманием, сложившимся у масс о сносной жизни, физической способностью внутреннего рынка обеспечить доходы работающих и возможностями бюджета оказать людям, живущим «вне экономики» (дети, студенты, пенсионеры, инвалиды, безработные) хоть какую-то социальную поддержку.

Бедность – мучительная, застарелая проблема России. Пандемия коронавируса, стала очередным катализатором ее обострения. Быстрых решений для смягчения растущего социального неравенства на государственном уровне ждать не приходится. Там, на Олимпе, похоже, ждут, когда грянет гром. Хотя вбросы о безусловном доходе и выглядят попыткой прозондировать почву среди элит: мол, вы, черти, осознаете, что, если мы не начнем раздавать деньги, внутренний рынок может схлопнуться почти в сингулярность и безработная Россия начнет искать кому бы тут показать Кузькину мать?

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Слишком много людей ничего толком не умеют

Коронавирус обострил и понимание того, что в экономике избыточно много клерков, перекладывающих бумаги; невнятных «управленцев» среднего звена, занимающихся выстраиванием офисных иерархий и сопутствующими склоками; и просто низко квалифицированных кадров, трудящихся в духе «подай-принеси-разгрузи-полей-цветы».

Честно говоря, бизнес хотел бы избавиться от «лишних людей», но государство и весной грозило ему за это страшными карами и, надо думать, скоро опять начнет строго предупреждать и взыскивать.

Это, конечно, больше похоже на популизм, чем на сдерживание роста безработицы. Если компании не начнут увольнять, многие из них закроются. И правительству все равно придется думать о хотя бы временном введении какой-то формы безусловных выплат оставшимся без дохода гражданам.

Также не исключено, что по итогам 2020 года государство вынуждено будет обратить внимание на то, сколько человек кормится за счет бюджета в многочисленных роспотребнадзорах, природконтролях и в искусственно созданных НКО, занимающихся красивыми и затратными проектами по защите всего хорошего от всего плохого.

Прямо или косвенно на содержании налогоплательщиков живут миллионы россиян, которые непроизводительно занимаются непонятно чем. В основном тем, что мешают реальной экономике развиваться.

Если до пандемии такое положение дел кое-как могло существовать, то теперь, когда внутренний рынок худеет, бюджет несет потери, и быстрого «отскока» ожидать не приходится, штаты госконтор и НКО при них могут пойти под нож.

К сожалению, на улице опять-таки окажется множество людей, которые годами, а то и десятилетиями ничего интересного для рынка не производили и не оказывали конкурентоспособных услуг. А у них кредиты, потребительские привычки и вообще еще не остыло ощущение собственной значимости.

Пока гром не грянул во всю мощь, и не все понимают, что надо либо переучиваться реальному и востребованному делу, либо складывать лапки. Но есть и хорошие новости: в 2020 году российский рынок онлайн-образования показал невиданный рост в 60 %. За первое полугодие денежный оборот в этой отрасли скакнул в 4,8 раза.

Грубо говоря, народ зашевелился, потому что здравый смысл утрачен не повсеместно, а надежда на авось и доброго царя выходит из моды.

Привычные форматы занятости, способы потреблять и развлекаться сделались опасными, но общество приспособилось

Около 70 % людей на Земле – экстраверты по природе, по рождению. Им хоть кол на голове теши – они почти физически не могут сидеть дома. Им требуется и в труде, и в праздности на людей посмотреть и себя показать. Именно экстраверты создали традиции питаться публично в красивых платьях, валить толпой на концерты симпатичных теноров и на любой полянке, обрамленной мусором от прошлых пикников, устраивать секси пляжный волейбол.

Во времена пандемии это проблема. Весной 2020 людей кое-как удалось загнать в их жилища и привить элементарные навыки санитарного дистанцирования. В ближайшие недели в той или форме ситуация начнет повторяться.

В соцсетях уже множатся сообщения потрясенных экстравертных ковид-диссидентов о том, что они против всякой «логики» заболели, и что это ой-ой как тяжело и неприятно. Одного-то зимне-весеннего удара эпидемии было недостаточно, да? Вероятно, к концу года и до самых упрямых дойдет: «на людей посмотреть и себя показать» надо чем-то заменить.

И флагманом здесь снова выступит бизнес, который считает деньги и старается выкручиваться в любой ситуации. Количество удаленных вакансий в России в период с апреля по август 2020 года выросло на 77 %. После условного «окончания» первого этапа эпидемии только 30 % офисных сотрудников вернулись на рабочие места. Остальные пригрелись на удаленке, и предпринимателей, кажется, это устраивает.

Мало того, в новой парадигме бизнесу оказалось выгодным привлекать людей на временную проектную занятость, активнее использовать фрилансеров и самозанятых. Модель «нанял человека и пусть сидит с 9 до 5» себя изживает. В условиях, когда твой бизнес может резко склеить ласты, предпринимателям пришлось отказаться от традиционного контроля за персоналом. Пусть уж лучше вольготно зависают в трусах у домашних мониторов – лишь бы шли продажи, и дело делалось.

С потреблением в России тоже случилось странное (на самом деле закономерное). В первом полугодии у онлайн-магазинов прибавилось 10 млн клиентов. Интернет-продажи выросли практически во всех торговых сегментах.

Даже рестораны начали торговать на вынос и организовали доставку еды до порога. Россияне обнаружили, что купить через интернет можно вообще все. Мало того, это быстрее и комфортнее, чем привычно заскакивать после работы в 2-3 места.

По сути у экстравертов не занятых в армии, медицине или там геологических экспедициях, не осталось причин шляться и образовывать толпы, в которых вирусы чувствуют себя счастливыми.

Онлайн-торговля, онлайн-образование, онлайн-равлечения и удаленка – это явления, которые взаимно влияют друг на друга и «подкармливают». Если попытаться сменить масштаб и взглянуть на «ковидную Россию» с воображаемого расстояния, мы увидим, что она совершает сложный экономический, бытовой и психологический дрейф, в котором сочетаются случайные и вполне закономерные движения.

Людям, конечно, очень непросто переносить всю эту вынужденную самоизоляцию, угрозу безработицы, сокращение доходов. Но они компенсируют это мощно возросшей активностью в соцсетях. Экстраверты всегда найдут выход для своей общительности, и, кажется, это одна из причин, которая позволяет российской экономике относительно быстро перестраиваться.

Личный цифровой бренд нужен каждому

Физические связи во время пандемии разрушаются. Привязанность к офлайн-магазинам и предприятиям сферы услуг – тоже. Даже пенсионеры ищут на смартфонах и планшетах товары и услуги, которые могут получить близко («в моем районе») или с доставкой на дом.

Значимость комплексного интернет-маркетинга для бизнеса выросла небывало (помните? Если вас нет в интернете – значит, вас в принципе нет).

Но что, пожалуй, происходит впервые – интернет-маркетинг стал необходим обычным людям – профессионалам, которые хотят быть наняты либо на удаленку, либо как самозанятые. Сегодня, если вы не публикуете в нескольких соцсетях рассказы о своей работе, не делитесь успехами и провалами, не вывешиваете сканы дипломов о повышении квалификации или пройденных смежных профкурсах, вас как бы и не существует в экономике.

По-хорошему вы еще должны время от времени писать статьи для отраслевых ресурсов, выступать в качестве эксперта в чужих материалах, вести блог и делать черт знает что еще. С одной стороны, это дополнительная нагрузка. А с другой – куда еще девать не растраченную энергию, обычно уходящую на тусовки, концерты, турпоездки, рестораны, шоппинг и прочее?

Наступает тревожное, но интересное время, когда, не выходя из дома, можно получить новую профессию или прокачаться в существующей; быть нанятым или построить собственный микробизнес (а то и не микро-); вкусить широкий спектр развлечений; заказать любые товары и почти любые услуги. Также достаточно легко можно организовать и комфортное удаленное общение с родственниками и друзьями – вплоть до застолий по Zoom.

Такого Россия еще не знала.

Неблагодарное дело – прогноз

Строго говоря, над прогнозом должны сидеть 100 человек с докторскими степенями в области экономики, 100 человек из IT-сектора, в том числе аналитики больших данных, 100 человек психологов и несколько осведомленных чиновников из высших властных эшелонов. Поскольку эту армию экспертов автор нанять не может, он воспользуется тем, что имеет – собранными данными (конечно, неполными) и здравым смыслом. Наш с вами, читатель, прогноз будет выглядеть так:

  • Пандемия коронавируса как фактор влияния на экономику и общественные отношения – это надолго. Наиболее оптимистичный горизонт снижения ее давления – это где-то конец мая 2021 года. Если вглядываться в будущее с пессимизмом, то вероятнее всего мы будем разгребать последствия весь следующий год.
  • Удаленка останется с нами навсегда. Рынок труда больше не будет прежним. В экономическом вакууме окажутся десятки миллионов россиян. Ситуация заставит государство рассматривать варианты введения Базового безусловного дохода.
  • Также навсегда с нами останется быстрое, платное онлайн-образование. Мы сделаемся гибкими, будем легко отказываться от поддержки устаревших компетенций и стремиться приобретать те, за которые платят именно сейчас (и будут платить завтра).
  • Покупать товары и услуги (включая государственные) онлайн станет привычным бытовым моментом. Пандемия пройдет, а природная человеческая лень, получившая от бизнеса и даже госструктур комфортный стимул, никуда не денется.
  • Развлечения будут более домашними. Пережитая травма из серии «пошел в кино, заразился, 3 недели месил подушку в кровати, а тетка вообще померла» на пару лет сдержит порывы широко тусоваться даже у завзятых экстравертов.
  • Ношение масок станет таким же модным, как в Южной Корее или Японии.
  • Общество разделится на 2 части: традиционалисты, потерявшие профессиональную востребованность и ждущие, что о них позаботятся сильные мира сего, и гибкие (независимо от возраста) «россияне-адаптанты». Первые станут ненавидеть вторых, всю цифровую экономику в целом и желать проклятому интернету сгореть (вышки 5G будут в опасности).
  • Очень многие бизнесы разорятся, либо понесут большие потери. Выжившие закалятся, как сталь, и станут использовать IT-технологии в первую голову, а человеческий потенциал – во вторую.
  • Как ни странно, Россия получит шанс на быструю технологическую, культурную и общественную модернизацию (пандемия раскачивает это болото), но в полной мере его не использует – по сложным, грустным и таким естественным для наших широт причинам.
Поделиться статьей:

Новое на сайте

26 дек 2024
1 807
Рекламные спецпроекты – это хорошо (считают 72% россиян)

Но надо использовать игры, квизы и тесты!

25 дек 2024
3 528
Подарок на новый год – лучшие идеи

Печаль в том, что большинство из них либо слишком дорогие, либо их не купить в России.

25 дек 2024
12 775
Главные тренды в рекламе в 2025 году - с удачными примерами и провалами

Проанализировали несколько отчетов, посмотрели на «Львов» Каннского фестиваля рекламы 2024 и прочитали сотни комментариев пользователей с отзывами на рекламу. Итоги собрали в этой статье.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.