Андрей Шульга, директор компании «Трах-БАБАХ», специализирующейся на торговле пиротехникой, рассказал, как в небольшом городе иметь свой бизнес и зарабатывать за месяц на год вперед.
Идея бизнеса
Пиротехникой я заинтересовался десять лет назад. Мы с женой Маргаритой (она мой главный помощник в этом бизнесе) прошли необходимое обучение в НИИ прикладной химии в Сергиевом Посаде, получили удостоверение, подтверждающее нашу квалификацию, и открыли в городе Глазове Удмуртской республики, где живем, наш первый специализированный магазин пиротехники. Прошло два года — открыли второй магазин, еще через два — третий. Сейчас с этими тремя магазинами мы обслуживаем примерно 70% города с населением чуть меньше ста тысяч человек.
Когда выгодно продавать
Самое прибыльное время года для нас — перед Новым годом. Пик продаж — пять дней до 31 декабря. В эти дни мы трудимся нон-стоп с утра до вечера. Известная поговорка «один месяц год кормит» точно отражает наш бизнес.
Однако в конце года и самые большие расходы: аренда, налоги, зарплаты сотрудникам — много всего накапливается. Платежей столько, что впору за голову хвататься. И вот этой выручкой с условных пяти предпраздничных дней мы стараемся перекрыть все эти расходы (а еще и зарплатный фонд необходимо формировать — сотрудникам же весь год стабильно платить нужно).
Так что мой личный Новый год наступает 15 января — после того, как волна продаж схлынет. Вот тогда мы выдыхаем и спокойно гуляем, наслаждаемся тем, что все вокруг красиво украшено — огни, елки… То есть до этого момента мы знаем, что Новый год есть, но нам не до него.
Бизнес после новогодних праздников — есть ли спрос
Традиционный ассортимент для Нового года — это бенгальские огни (на них самый большой спрос, поэтому у нас их около двадцати видов) и фейерверки. В каждом магазине покупатели могут на большом экране посмотреть, как работает наша пиротехника. Кстати, если родители хотят показать праздничный салют ребенку, но он еще мал и может испугаться шума, то у нас есть так называемые «детские позиции» — пиротехнический фонтан без шумовых эффектов, только с визуальным.
Но наша продукция может пользоваться спросом не только в Новый год. Нужно четко понимать возможные ниши — людям всегда есть что праздновать.
Летом — свадебный сезон. На свадьбах очень популярны пиротехнические фонтаны — с ними получаются эффектные фотографии. К этой же категории относится и модный сейчас цветной дым и фонтаны для тортов (и не только свадебных, для празднования дней рождения они тоже подходят). Когда выносят торт с зажженными фонтанами, это вызывает вау-эффект. Возможно, мы первые в городе начали рекламировать такие фонтаны для торта — и это стало пользоваться спросом.
Еще одна ниша — в последнее время стало очень модно проводить гендер-пати, чтобы эффектно показать всем, кто родится в семье, и отпраздновать это событие. Нам приносят конверт с результатом УЗИ беременной женщины (врач написал пол ребенка, но супруги в конверт не заглядывают, а отдают его нам). Мы смотрим результат УЗИ, берем цветной дым в зависимости от пола ребенка — синий или розовый, убираем с изделия этикетку с маркировкой цвета и заворачиваем в нейтральную упаковку. Люди собирают гостей, поджигают нашу дымовую шашку, и по цвету дыма все узнают, мальчик будет или девочка.
Есть и неожиданные запросы, под которые мы находим нужную продукцию. Так, например, летом за петардами приходят… огородники. Петарды помогают от кротов! Шашку поджигают, засовывают в нору крота и засыпают землей. Запах пороха остается в земле, и крот уходит. Берут петарды и чтобы отпугивать в лесу более крупного зверя, – например, кабанов. Как-то в один день к нам девять человек друг за другом пришли за петардами, и не охотники, как вы могли бы подумать, а грибники! Вот такая неожиданная ЦА у нас появилась.
И уж совсем удивительная задача, для решения которой у нас покупают петарды, — это чистка труб. Бросают в дымоход петарду, она внутри бахает — и зола осыпается.
Как продвигаем бизнес
Продвижение через соцсети пиротехнических товаров теперь сильно затруднено. Реклама в запрещенных соцсетях прекратилась, а «Вконтакте» недавно стал блокировать продажи пиротехники. Мы пишем в службу поддержки, решаем этот вопрос. Но пока для нас эта площадка сейчас работает лишь как интернет-витрина: в соцсети покупатели могут посмотреть фото наших товаров и цены, а заказ и оплата происходят уже вне ее. А еще соцсети для нас — ресурс для обратной связи с клиентами. Ее очень важно поддерживать.
В таком небольшом городе как наш, важнее всегда быть на виду. Поэтому мы сотрудничаем со всеми ивент-сообществами, со всеми, кто занимается свадьбами и другими мероприятиями — ведущими, организаторами файер-шоу, аниматорами, декораторами… Ни один праздник не проходит без нашей продукции. Думаю, это мы научили город, что, если отмечается большой праздник, нужно устроить красивый фейерверк. На 9 Мая, например, провели масштабную акцию — запустили 50 римских свечей в разных частях города, то есть в каждом квартале бахала одна римская свеча. Мы постарались сделать салют такого масштаба, чтобы он звучал везде. Это было в пандемийном 2020-м году: решили, что таким образом сможем взбодрить город. Мы считаем, что удалось – всем понравилось.
Мы постоянно помогаем муниципальным организациям, детским домам, детсадам, школам — всем, кому можем. И делаем это даже не ради рекламы — мы просто чувствуем, что должны помочь. Но в итоге нас знают, к нам обращаются. Когда мы с женой приходим куда-то — в компанию или на предприятие, все знают, что будет салют.
И конечно же, мы внимательны к каждому клиенту. Как-то нам позвонил по WhatsApp молодой человек аж из Таиланда: захотел другу в Глазове подарить салют на Новый год. По его просьбе мы поставили огромную коробку с салютом другу на порог, позвонили в дверь и убежали.
Специфика бизнеса
Пиротехника — специфический товар, с ним особенно важны меры безопасности. Во-первых, продукция должна быть на русском языке. Во-вторых, ни в коем случае не просроченная. В-третьих, на коробке не должно быть видимых повреждений. Все это мы отслеживаем при заказе.
К каждому товару прилагается инструкция по безопасности. Мы, конечно, надеемся, что все читают ее на коробке, но при продаже пиротехнических изделий в нашем магазине тем не менее проводим инструктаж. Проговариваем все, что написано, — чтобы у человека праздник прошел хорошо, без эксцессов.
Мы продали огромное количество пиротехники, и за все время было всего пять случаев брака. Всегда просим покупателей, если у них возникнут нарекания к нашей продукции, чтобы приходили или давали как-то иначе нам обратную связь — так мы будем знать, что заказывать, а что нет. Каждый такой случай мы фиксируем, сообщаем в Москву поставщикам, чтобы разобрались, в чем проблема.
Но иногда бывает, что люди сами неправильно используют пиротехнику, например, достают из коробок салюты, которые доставать не нужно.
Вывод
Наша работа связана с праздниками и заражает нас самих праздничным настроением. И это очень круто. Нам этот бизнес нравится именно благодаря эмоциям: люди приходят к нам за праздником и получают его. Бывает, и на улице подходят, говорят: «Спасибо, салют на нашем торжестве был замечательный».
Важно трудиться как следует — и не только в самые насыщенные предновогодние пять дней. Ведь выручка новогоднего сезона зависит еще и от того, как продавец рекламирует себя в течение всего года. Если он на виду, хорошо себя зарекомендовал, то в небольшом городе все будут советовать его товары и услуги друг другу, и за праздничной пиротехникой придут к нему.
Так что все зависит от предпринимателя и его целей: в сезон можно заработать сто тысяч, а можно, например, и миллион, и два — если поднапрячься и работать вовсю всегда.
Читайте также:
Можно ли заработать в Новый год на продаже календарей
Как я работаю Дедом Морозом — честный рассказ
Зачем нужен праздничный дизайн фирменного стиля, и как его создать: примеры, идеи, рекомендации