У вас строительный бизнес? Приведем вам клиентов!

У вас строительный бизнес? Приведем вам клиентов!

Подробнее
mail@texterra.ru
Заказать звонок
Заказать услугу
Позвонить: 8 (800) 775-16-41
Связаться со мной

История «Билайна»: кто его придумал и кому он принадлежит

Российскую компанию в очередной раз продают.

История «Билайна»: кто его придумал и кому он принадлежит
Дата публикации: 3 ноября 2022
Серафима Малахова
1 878
Время чтения: 14 минут
История «Билайна»: кто его придумал и кому он принадлежит Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

2 ноября нидерландский холдинг Veon, владеющий «Билайном», решил уйти из России и продать свой единственный актив в стране. «Билайн» появился 30 лет назад и был лидером на рынке услуг сотовой связи. Пока бренду ищут нового владельца, почитайте его нелегкую историю, полную взлетов и падений.

1991-1992: знакомство основателей компании

В октябре 1991 года для поиска деловых партнеров в Россию приезжает 25-летний американский предприниматель Оги Фабела — владелец фирмы Plexsys. Компания производила оборудование для сетей сотовой телефонии. и первое время бизнесмен ориентировался на американский рынок. Но скоро ему стало тесно — сотовая связь в США уже тогда была широко распространена. Фабела искал новые точки сбыта и выбрал Россию. Сначала он хотел продавать здесь коммутационные устройства для сотовых сетей, но увидел, что сотовая связь в стране находится в зачаточном состоянии и решил найти партнеров для предоставления услуг сотовой связи. Его удивило, что валютные рестораны не пустуют, дорогие машины ездят по улицам, а мобильными телефонами здесь не пользуются.

Только в 1991 году раздался первый в истории страны звонок по мобильному телефону.

История Билайна

Фабела искал скорее не предпринимателей, а партнеров в области передовой радиотехники и понимал, что найти таких в постсоветской России можно только в военно-промышленной сфере. Так американец вышел на «Вымпел» — научно-производственное объединение в оборонной сфере — и добился встречи с руководством.

В НПО «Вымпел» входило множество институтов и заводов, в том числе Радиотехнический институт имени Минца (РТИ). Здесь заместителем главного конструктора работал 58-летний ученый, доктор наук Дмитрий Зимин.

После перестройки ученые и инженеры делали робкие шаги в коммерции: Зимин организовал при РТИ кооператив «КБ Импульс» – разрабатывал автомобильные радар-детекторы, аппаратуру для спутникового и кабельного телевидения. Производил то, что, по его мнению, будет пользоваться спросом и тоже искал деловых партнеров, поскольку на массовый рынок продукцию вывести не получалось.

Судьбоносное знакомство Фабелы и Зимина состоялось на встрече с руководством «Вымпела». Затем Фабела пригласил к себе на родину российскую делегацию, чтобы показать фабрику в Чикаго и сотовую телефонию в действии. Он попросил включить в состав делегации «того самого лысоватого джентльмена небольшого роста, который так энергично стучал кулаком по столу» (Зимина). Позже Зимин говорил, что они с коллегами просто не понимали, что такое рынок, поэтому все их коммерческие попытки были безуспешны. Американцы чувствуют рынок и умеют продавать – из-за этого Зимин согласился сотрудничать с Фабелой.

Партнеры договорились с российскими инстанциями о поставке аппаратуры Plexsys и создании демонстрационного участка сотовой связи. После двухнедельных проблем с подключением, в здании МИД встретились представители проекта и власти. Это было 12 июля 1992 года. Примерно в 14:00 зазвонил Motorola-Classic — огромный и тяжелый сотовый телефон, который невозможно было запихнуть в карман пиджака. Так раздался первый звонок в истории «Билайн».

Однако базовая станция на здании МИД с покрытием несколько километров была не сетью, а техническим экспериментом. В нем согласился участвовать мэр Москвы Юрий Лужков. Он получил сотовый телефон под расписку. С этого момента дарить телефоны известным людям — политикам, актерам, звездам шоу-бизнеса — стало традицией. Например, в 1996 году Зимин отправит письмо первому президенту России Борису Ельцину и предложит стать почетным абонентом. К письму прилагалась посылка с двумя телефонами: стационарным и портативным

1993 - 1995: появление торговой марки «Билайн»

АО «ВымпелКом» было зарегистрировано 15 сентября 1992 года.

С 1993 года появляется традиция проводить рабочие завтраки в кафе «Тайга» – это была тимбилдинговая идея американцев. К каждому такому «завтраку» выпускалась листовка «Командный дух», в которой прописывался план действий на предстоящий период. Градусник слева показывал состояние дел по монтажу сети. Падающие сверху доллары символизировали прибыль после монтажа шестой станции.

Листовка «Командный дух»

На одном из таких завтраков 14 августа 1993 года была утверждена торговая марка «Билайн» с желтой пчелкой. Идея продвижения услуг под торговой маркой тоже принадлежала Фабеле. В интервью Алексею Пивоварову Зимин скажет о своей реакции на это: «Какой «Билайн»? Где в этом «Билайне» слово «телефон»? Кто это поймет?!».

Первый логотип Билайна

У американцев словосочетание «bee line» означает самый короткий путь к цели. Выбор названия объяснялся и тем, что американцы предполагали: основными потребителями услуг будут представители посольств и зарубежных фирм. Мобильная связь тогда была, скорее, роскошью, а не услугой первой необходимости, как сейчас. За телефонный аппарат, первый взнос и подключение абонент платил 5 тысяч долларов. По среднему курсу доллара в 1993 году это около 4,6 млн рублей. Средняя зарплата в России тогда составляла 6 млн рублей. Пользователей мобильной связи было немного из-за стоимости услуг и ограниченной зоны действия сети. Например, к концу 1992 года у оператора «Московская сотовая связь» (МСС) было всего 6 тысяч абонентов.

В 1994 году началась коммерческая деятельность «Вымпелкома» под торговой маркой «Билайн». Сеть покрывала небольшую часть центра Москвы. Еще на этапе технического эксперимента частоты давали военные, с ними договаривался Зимин. Затем Минсвязи определило стандарты вещания каждому сотовому оператору.

Natura Siberica: история взлета и разрушения

Natura Siberica: история взлета и разрушения

«Билайн» стал законодателем новых стандартов обслуживания: в августе 1995 года появилась круглосуточная справочно-информационная служба. К концу 1994 года емкость сети достигла максимума — 3 тысяч абонентов. Благодаря соглашению с Ericsson в 1995 году компания получает новое оборудование и лицензию на развертывание сети DCS-1800. Тем самым увеличивается зона охвата и количество абонентов возрастает до 10 тысяч. «Билайн» становится лидером по количеству абонентов, обогнав МСС и МТС.

1996 -1999 : Уолл-стрит и «народные» коробочки

В январе 1996 года в пиццерии на Тверской Фабела расскажет Зимину об идее разместить акции «Вымпелкома» на Нью-Йоркской фондовой бирже. Он аргументировал это не только большими финансовыми возможностями для акционеров, но и шансом войти в историю как первая российская компания, котирующаяся на фондовой бирже США. Это инфоповод и общественный резонанс. Зимин скептически отнесся к предложению. По его мнению, компании следовало бы больше работать над услугами связи и условиями для сотрудников. Его главной целью было сделать «ВымпелКом» образцовой компанией, стать воплощением современной культуры бизнеса в стране. Он и не предполагал, что уже в ноябре будет махать рукой в бейсболке «Билайн» с балкона биржи на Уолл-Стрит.

Окончательно в этой амбициозной затее Зимина убедило два довода. Первый — выход на биржу был интересен всем акционерам, их пакет акций сильно вырос бы в цене. Второй заключался в том, что тогда одна компания смогла бы объединить все многочисленные бизнесы, контролируемые Зиминым: КБ «Импульс», «Сота», «Моком» и т д. С выходом на биржу, «Вымпелком» поглотил бы их, а Зимин стал контролирующим акционером.

Ему пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить российские власти разрешить выход на американскую биржу. В итоге размещение акций принесло «Вымпелкому» 53 млн долларов, которые пошли на развитие сети. Фондовый рынок оценил российскую компанию в 530 млн долларов. Но главное – она вошла в историю. За этим успехом следует подписание контракта с Alcatel, который позволил ввести автоматический роуминг в 6 странах.

В 1999 году компания запускает сеть GSM и новый продукт — коробочку «Би +». Это набор из телефона и карты оплаты номиналом 10$. Стоил такой набор 49$. Тем самым, оператор удешевил и упросил для частных пользователей доступ к сотовой связи. Это была попытка внедрения «народного» телефона. Приобрести «коробочки» можно было не только в офисах оператора и у дилеров, но и в торговых сетях, магазинах подарков, что вообще было невиданно.

К тому же, до 2000 года все владельцы мобильного телефона должны были иметь на него разрешение от Госсвязьнадзора. Нарушителям грозил штраф - от 15 до 70 минимальных зарплат. В случае с “коробочками” покупатели могли получить такие разрешения при покупке даже в торговом центре или киоске.Также решено было отменить плату за любые входящие звонки, сделанные с другого телефона «Билайн». Это стимулировало семьи покупать несколько телефонов.

2000 - 2004: экспансия без основателей

«Билайн» решает начать региональную экспансию. Для этого нужны были деньги и связи в региональных госструктурах, где выдавали разрешения на строительство сетей. С этой целью Зимин находит, по его мнению, подходящего инвестора — «Альфа-групп» и убеждает президента холдинга Михаила Фридману в роли телекоммуникаций в обществе. Инвестор принял предложение. Запуск сети в регионах начался с Воронежа и с этих пор стремительно развивался.

В 2001 году Зимин продает свой пакет акций “Альфа-групп” и даже решает не входить в состав совета директоров, объяснив уход возрастом. На тот момент ему было 68 лет. В одном из интервью Зимин скажет, что в случае с “ВымпелКомом” он, как мудрый родитель, отпустил свое чадо, потому что почувствовал: его перспективы больше, чем он может переварить.

Бразды правления Зимин передает Джо Лундеру из «Теленора», который к тому времени два года проработал операционным директором в «ВымпелКоме». Фабела еще год после ухода Зимина оставался председателем совета директоров, по его словам, чтобы убедиться, сработаются ли «Альфа-групп» и «Теленор». Затем он становится почетным председателем совета директоров и покидает эту должность в 2002 году.

2005 - 2008: ребрендинг и смена слогана

Во второй половине 2004 года у компании уже 20 млн абонентов. В следующем году “Билайн” проводит масштабный ребрендинг. Его инициатор, на тот момент гендиректор компании, Александр Изосимов, объяснил перемены стремлением сфокусироваться на выстраивании долгосрочных отношений с клиентами. Раньше оператор был сосредоточен на завоевании доли рынка и увеличении числа абонентов. Чтобы выделиться из общего фона, оператор решает задействовать брендинг — один из основных инструментов коммуникации с клиентом. Прежде всего, произошли визуальные изменения: из логотипа «улетела» пчела, но осталась ассоциация с ней - черно-желтые полосы.

Вместо слогана «С нами удобно!» появляется «Живи на яркой стороне!». По сути, «Билайн» и МТС отказались от «тарифных войн» и начали имиджевую борьбу.

«Билайн» стремится соответствовать новому слогану и спонсирует концерт Мадонны в Москве. Среди абонентов были разыграны билеты на концерт поп-королевы. Промо-кампания была настолько популярной, что оператор запустил еще один проект «Мадонна остается в России» — портал с лицензионной музыкой исполнительницы для абонентов сети.

2009-2015: развод совладельцев

Возникают предпосылки, которые приведут оператора к отставанию от конкурентов. У акционеров «Альфа-групп» и «Теленор» сформировался разный взгляд на стратегию развития компании. «Теленор» нашел доказательства незаконности сделки с привилегированными акциями «ВымплеКома» и подал иск в Лондонский международный арбитраж, а в 2015 году вообще продал свою долю в «Билайне».

В 2010 году «Билайн» впервые уступил второе место по количеству абонентов «Мегафону». Ощутимое отставание наблюдалось по станциям, поддерживающим сотовую связь третьего поколения (3G). Именно она несла основную нагрузку по мобильному доступу абонентов в интернет. Эта услуга бурно развивалась: у "Билайна" было 18,7 тысячи станций 3G, у "Мегафона" — 26,6 тысяч, у МТС — 28 тысяч.

Оператор отстает по всем фронтами и разрабатывает стратегию восстановления доверия. С инвесторами согласованы затраты на развитие сетей, меры по повышению качества клиентского сервиса

Менеджмент компании меняет позиционирование компании, появляется слоган: «Просто, удобно, для тебя». Гендиректор телекоммуникационного холдинга Джо Лундер говорит, что к 2016 году компания вернется к активному росту.

2016-2019: сети нового поколения

2016-й становится для компании годом несбывшихся надежд: за год оператор теряет почти миллион абонентов и 2% выручки. Руководство объясняет это конкуренцией на рынке, чувствительностью клиентов к изменениям цен на связь из-за нестабильной макроэкономической ситуации, снижением потока мигрантов. Этот сегмент аудитории - значительная часть клиентской базы оператора.

Чтобы спасти ситуацию, компания начинает развивать сети 4G (стандарт LTE) и осваивать новый стандарт сотовой связи — 5G. В 2017 году «Билайн» стал сотрудничать с ​​Huawei по изучению и тестированию технологий сетей 5G. В том же году «ВымпелКом» объявляет, что передает сети на аутсорс Huawei и Nokia.

Во втором и третьем квартале 2019 года “Билайн” закрывает около 150 салонов сотовой связи. Компания объясняет это спросом на онлайн-услуги и оптимизацией затрат на нерентабельную розничную сеть.

2020-2022: еще один ребрендинг и строчные буквы

В 2020 году “Билайн” чуть не выпал из “большой тройки” по количеству абонентов. По итогам третьего квартала 2020 года он уступил самому молодому участнику рынка Tele2. Но в общем результате за 2020 год “Билайну” удалось остановить потерю абонентов. Компания в очередной раз признает, что потеряла связь с клиентами, несмотря на предыдущие усилия.

За признанием следует ребрендинг и смена слогана. Теперь «билайн» и «на твоей стороне» пишутся со строчной буквы, потому что так удобно для пользователей.

Как выглядит логотип «Билайна» сейчас Эволюция логотипа “билайн”

Чтобы улучшить качество связи, оператор инвестирует в строительство базовых станций 4G и в 2020 году увеличивает их на 25% относительно прошлого года. Сеть развивается не только в столицах, но и в регионах. Помимо этого, телеком-гигант отказывается от аутсорсинговых услуг Huawei и Nokia по проектированию, строительству и мониторингу работы сотовой сети. «ВымпелКом» решает развивать сеть собственными силами. Только так, по мнению руководства, можно лучше развивать сеть и оперативно реагировать на нештатные ситуации. К этому решению подтолкнула и пандемия. Рост трафика во время самоизоляции вынудил операторов увеличить расходы на содержание сетей.

Из-за геополитической ситуации компания пока не строит прогнозы на весь 2022 год, однако отчетность за 1 и 2 кварталы показывает, что на данном этапе компания занимается чисткой абонентской базы, списывая «мертвые души» в виде неактивных сим-карт. В первом квартале компания показала рост выручки на 5,6%, но во втором этот же показатель упал на 0,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Этот эффект «билайн» связывает с низкими продажами устройств, упавшими из-за ситуации в стране.

Кому принадлежит «билайн»

С 1992 года — с момента основания — и по сей день бренд «Билайн» принадлежит российской компании «ВымпелКом», основанной Дмитрием Зиминым. В 2010 году «ВымпелКом» перестал быть только российской компанией и стал международным холдингом, купив украинского оператора «Киевстар». Была создана материнская компания VimpelCom Ltd.

Позже компания купила и других операторов — Djezzy в Алжире, Banglalink в Бангладеш и Jazz в Пакистане. В 2017 году компания провела ребрендинг и название «ВымпелКом», веющее советским прошлым, сменилось на VEON. Штаб-квартира холдинга расположена в Амстердаме. Через инвестиционный холдинг LetterOne 47,9% акций VEON владеет российская Альфа-групп во главе с бизнесменом Михаилом Фридманом. Так что даже после продажи «билайна» VEON формально не перестанет быть связан с Россией. Меньшими долями в VEON владеют норвежская Telenor (19,7 %) и голландский Stichting Administratiekantoor Mobile Telecommunications Investor (8,3%). Остальные акции компании находятся на бирже в свободном обращении.

Подсмотри и сделай лучше: как «Тинькофф» стал одним ведущих банков России

Подсмотри и сделай лучше: как «Тинькофф» стал одним ведущих банков России

Оглавление

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.

Закажите бесплатную консультацию

Оставьте свои контакты,
мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Ошибка заполнения!