После сезонного бизнеса, когда я несколько раз не очень удачно реализовал запасы товары, решил, что подобным заниматься пока не буду. Но это дело помогло мне увидеть другую возможность: на одной из наших точек хорошо шли часы. Часто покупали новые часы на замену старым просто из-за того, что, например, новый ремешок стоил дороже собственно часов. Были и те, кто искал батарейки для часов.
Проанализировав информацию о спросе, я задумался об открытии мастерской по ремонту часов.
Почему решил открыть точку ремонта часов
Решение открыть мастерскую по ремонту часов не было спонтанным. Я проверил количество поисковых запросов по Самаре в Яндекс.Вордстате, изучил предложение по городу. В то время было много поисковых запросов, а вот мастерских мало.
Тогда я поспрашивал у знакомых и друзей: есть ли у кого знакомый часовой мастер, чтобы понять, как устроена «внутренняя кухня» этого бизнеса. Встретился и пообщался с таким человеком — это был мастер с опытом работы четыре года в сфере, молодой, мечтающий открыть собственную мастерскую, чтобы не работать «на дядю». Конечно, денег на открытие мастерской у него не было, но были представления, сколько примерно нужно для открытия дела, какие бывают ошибки и слабые места бизнеса.
Мастер утверждал, что точку по ремонту можно окупить за три месяца, тогда как открыть кофейню-островок или салон красоты куда более затратно и срок окупаемости значительно выше – чистую прибыль придется ждать год или больше. Проанализировав данные, я решил, что часовая мастерская — это хороший бизнес, который позволит мне заработать.
Так я решил вложить деньги с сезонного бизнеса в мастерскую по часам. Планировал так: вложить крупную сумму и затем еще вкладываться пару месяцев для выхода на самоокупаемость, чтобы бизнес не тянул деньги с зарплаты на основном месте. Но вышло несколько иначе.
Как выглядела мастерская
Посетив ТЦ Самары и посмотрев варианты аренды, я понял, что лучше открыть мастерскую в формате «островка». Тогда площадь аренды минимальна и, как следствие, ниже расходы. В идеале нужно было уложиться в 20 тысяч рублей. Плюсом формата островка было и то, что мастерская открытая: люди охотнее подходят, попутно смотрят на витрину, могут видеть работу мастера, не сомневаясь, что он поставит правильную батарейку.
На момент открытия бизнеса адекватная стоимость по метрам была только в ТЦ «Империя» и на рынке Караван. В ТЦ «Космопорт» требовали за островок 100 тысяч в месяц аренды, а в «МегаСити» 80 тысяч. Я решил арендовать место в ТЦ «Империя» — мы стартовали с 20 тысяч за аренду у эскалатора. Последний периодически переключали, поэтому потенциальные клиенты видели островок, либо поднимаясь, либо спускаясь.
На открытие я потратил 600 тысяч. Из них 375 тысяч пошли на покупку оборудования и стойки, 25 тысяч на аренду с небольшим «хвостом» на следующий месяц, 70 тысяч на закупку товара, 80 ушло на зарплату сотрудникам и 50 тысяч на рекламу.
Рекламу я запустил через Яндекс Директ. Тогда это был проверенный канал с хорошими показателями по цене за клиента. Оттуда, по предыдущему опыту, клиент приходил по цене около 200 рублей.
Дополнительно завел страницу в соцсети-с-картинками, а часовой мастер, которого я нанял, рассказывал о работе мастерской в ВКонтакте, в дальнейшем он завел группу и выкладывал там посты. Мы совместно закупали рекламу, наращивали аудиторию в группе и растили базу клиентов.
Какие услуги мы оказывали
Мастерская сперва оказывала базовые услуги:
- диагностика и ремонт часов с корректировкой точности их хода;
- снятие намагниченности механических часов;
- проверка и восстановление герметичности корпусов;
- замена стекол и заводных головок;
- замена элемента питания;
- чистка, смазка, настройка механизмов;
- ремонт, укорачивание и замена стальных и керамических браслетов, кожаных и каучуковых ремней.
Затем под аудиторию добавили ремонт настольных часов и антикварных: нам часто приносили часы еще XIX века, бывали часы с кукушкой и открывающимися дверцами. Для работы с ними мастера проходили дополнительное обучения, а я нашел двух часовщиков, которые могли взять работу на дом.
Также мы добавили услуги по шлифовке стекла и задней крышки часов, по нанесению гравировки на часы и тиснения на ремень. Редко, но клиенты на данные услуги приходили. Иногда мы работали с задачами вне прайса, вроде ремонта ювелирных цепочек, починке игрушек, старых аппаратов и очков — в таком случае мастер забирал себе половину прибыли, а не фиксированную сумму за услугу.
Как продвигали бизнес
Вначале я продвигал мастерскую при помощи заказа рекламы в Яндекс.Директе. Чуть позже подключил геомаркетинг: в картах создал карточки с фото, номером телефона и прайсом. Это помогло — часто к нам приходили клиенты, которые хотели найти мастерскую поблизости, а 2ГИС или «Яндекс Навигатор» строил им путь до нашей точки.
Чтобы повысить известность точки, мы с мастерами вели социальные сети: рассказывали о ремонте с фотографиями «до/после», об услугах и сроках выполнения, делали фото, как к нам пройти с автобуса и как найти в ТЦ «Империя» – там несколько корпусов и иногда нас искали не там. Словом, мы упростили поиск и получение услуги.
Пробовал продвигать услуги ремонта в ближайших домах с помощью листовок, визиток мастера и купонов, но это не принесло результата. ТЦ Империя находится в спальном районе – целевой аудитории около нас не было. С такой рекламы приходили люди за ремонтом настенных и старинных часов.
Важно было не терять клиентов. Для этого я постарался сделать все — особенно, когда в 2019 году, через полгода после открытия, началась пандемия. У каждого мастера теперь была сдельная оплата труда: за выход – всего лишь 500 рублей, а дальше план продаж. С каждой сделки мастер получал 30%, если это замена батарейки, 100 рублей при продаже и замене ремешка, а со сложного ремонта – 50%. Такой шаг помог с продажами. Теперь, чтобы получать 40 или 60 тысяч в месяц, мастер очень старался понравиться клиенту, заслужить доверие и продать побольше.
Также были введены правила дистанционного общения с клиентами и ответственность за каждое действие — мастера стали обязаны максимально вежливо общаться с клиентами и стараться не допускать ошибок. В случае ошибок мастер должен был постараться максимально снять возражения.
Сложности и ошибки
До ковида основные сложности у меня были в организационной части работы мастерской и бухгалтерии. Расходы я видел очень хорошо: по накладным, выплатам зарплаты и расходам на аренду. Оставалось непонятно, как следить за доходами и упущенной выгодой.
Сначала я отслеживал проблемы по обратной связи клиентов: старался получать фидбэк и обзванивать клиентов. Так узнавал, как обслуживал мастер клиента, исправлял мелочи на будущее. Но не всегда выходило вовремя среагировать, ведь я тоже был занят на основной работе.
Проблему с упущением доходов и расходами я отчасти решил, когда начал вести график смен и включил систему оплаты с окладом и процентом. Так мастера начали бороться за клиента, и я перестал переплачивать за их работу.
Основные сложности начались в ковид:
- Цена клиента выросла до 400 рублей. Мы подняли цены на услуги, но немного. Рядом с нами открылось еще четыре мастерских, поэтому мы не могли поднимать цены выше рынка.
- Во-первых, я не проверил фактическое наличие других мастерских в радиусе километра, а надо было. Примерно половина мастерских работали без метки на картах, поэтому первичная карта конкурентов оказалась ошибочной. Во-вторых, через два месяца после старта моей мастерской, рядом открылась точка ремонта, которая воровала наши фишки. На ней сидел мастер по ремонту, который заменял батарейки в часах и продавал ремешки на спортивные модели наручных часов. Кроме этого, конкуренты занимались ремонтом телефонов.
- Количество клиентов без рекламы сократилось минимум в пять раз. Я это видел по выручкам: в «доковидные» времена в день была касса 27-30 тысяч, а теперь – 5-8. Эту проблему решал с помощью рекламы, но зачастую не совсем успешно. У нас выраженно шли «тухлые» месяцы, вроде января и февраля, когда клиентов совсем не было. То же самое случилось в июне-июле. В другие месяцы мы могли набрать деньги лишь на оплату расходов мастерской.
- Пропуска, прививки, закрытие ТЦ. Самый ужасный период, когда мы были только в минусе, ведь даже если мастерская не работала, я платил зарплату и аренду. В этот период ушел один мастер, а второй тоже ушел, но в запой. Пришлось нанять нового мастера. В дальнейшем подключилась сестра и мать, их обучал по ходу дела. Сегодня, кстати, мать продолжает работать мастером по ремонту часов.
- Стресс и уровень тревоги. В ковид поведение людей сильно изменилось. Если до ковида потенциальный клиент спокойно подходил к витрине, то теперь люди просили надеть маску, спрашивали есть ли дезинфекция, как часто проводят, просили работать в перчатках. В дальнейшем это стало нормой, но на смену пришла общая паническая напряженность, хотя в ТЦ уже было в двадцать раз меньше людей. Продавать и решать конфликты также стало сложнее — это заметил и я, и мастера.
Как исправляли ситуацию
Ситуацию с падением спроса я решал комплексно:
- покупал рекламу
- учил сотрудников работать с клиентами
- мотивировал закрывать сделку в продажу
- подключал акции, вроде «приведи друга — получи скидку»
- снижал издержки в связи с порчей расходников (например, из-за неаккуратной обрезки ремешка, лишнего спила, перерасхода геля)
- снижал расходы по выплатам агрессивным клиентам (из-за царапин на крышке часов, общей неадекватности, конфликтной ситуации, мошенничества).
Отдельно расскажу о расходах по выплатам клиентам. Этот пункт особенно рискованный, ведь клиенты приходят с разными часами: иногда это часы за 2 тысячи, иногда за 500 тысяч или миллион. И поломка запчасти дорогих часов может стоить больше нескольких зарплат мастера. Поэтому в случае, когда приходил клиент с такими часами, мы перестраховывались: звали опытного мастера, а в случае сомнений отказывались от клиента. Это тот случай, когда лучше потерять клиента, чем деньги.
Еще был случай, когда клиентка из-за царапины на часах выторговала 75 тысяч выплаты в досудебном порядке. Это был слишком большой ущерб для мастерской.
Приходили также мошенники, которые придумывали оплошность сотрудника, когда ее нет. К примеру говорили, что мастер налил что-то на циферблат, пока менял батарейку. Но хороший мастер знает, что при замене батарейки нет таких работ, при которых можно было бы повредить циферблат или части механизма.
Если есть возможность привести аргументы, изобличающие ложь, то мастер должен это сделать. Если ему не верят, то дают номер директора мастерской. Тогда с проблемой занимался я.
На выплаты по таким случаям я потратил больше 400 тысяч, но этот опыт дал мне очень хорошее понимание, что нужно не бояться плохого мнения и реже верить клиентам. Далеко не всегда они правы.
В ковид наша схема продажи менялась с желания закрыть сделку здесь и сейчас до диалога перед последующей продажей услуги.
Тотальной проблемой в ковид оказался набор новых мастеров. Как оказалось, этот момент в принципе самый слабый в ремонтном бизнесе. Хороших мастеров мало, непьющих хороших мастеров единицы, а это значит, что, если у вас три хороших пьющих мастера, то однажды на точке может остаться лишь один из них.
Я намучался с текучкой кадров и стал работать с семьей и друзьями: обучить с нуля человека проще, чем искать мастеров, которые уйдут в запой или сломают дорогие часы.
Почему бизнес с часами прогорел
Основной причиной провала я бы назвал неадаптивность бизнеса и отсутствие подушки безопасности. Ковид проверял на прочность все бизнесы, а моя мастерская была стартапом.
Во время эпидемии мы не получали достаточной наполняемости мастерской в течение семи месяцев. Уходили сотрудники, мы работали в ноль, потом брали товар в минус, выкручивались за счет дополнительных вливаний средств… В какой-то момент я решил, что лучше от этого бизнеса избавиться.
Подсчитал убытки и прибыль: на момент передачи точки был минус за месяц 13 тысяч. Этого оказалось достаточно, чтобы продать мастерскую за 100 тысяч и уйти.
Выводы
Ремонтный бизнес неплох, но в нем много неожиданных нюансов. Так, лучше строить систему мотивации сотрудников, где есть оклад и процент с продаж. Многие мастера не любят продавать, поэтому могут быть проблемы с набором. Зачастую мастера нужно обучать с нуля.
Важно научить сотрудников продавать и бороться за клиента. Без этого продажи будут низкие, как и ваш заработок. Нужно вести базу постоянных клиентов и прогревать их, чтобы они вновь обратились к вам в случае чего. В сервисе ремонта часов это чаще всего будет замена батарейки и ремешка.
Часовая мастерская — не самый стабильный бизнес. Здесь есть стабильно «низкий сезон» в январе и феврале, в июне и июле, когда все разъезжаются в отпуска. В эти месяца надо планировать загрузку заранее. В период экономического кризиса этот бизнес существенно страдает, так как замена батарейки в часах — услуга не первой необходимости.
Читайте также:
Главные российские онлайн-барахолки: как там продавать
Почему продающих текстов не существует
Чем торговать на «Вайлдберриз» в 2022-м – опыт продавцов и статистика