Обновил: Сергей Ломакин
Не каждый блогер готовит публикации под пальмой с ноутбуком. Да и не каждый может купить себе на доходы от блога этот самый ноутбук... Ладно, давайте начистоту: доходы большинства блогеров не позволяют оплатить даже хостинг и домен.
Проблема часто не в отсутствии инструментов монетизации, а в их неэффективном использовании.
Очень заинтересованный клиент найдет вас даже на второй, третьей, четвертой странице поисковой выдачи. Если продукт или сервис качественный — трафик будет. Но вот попасть в SERP не так просто — одного SEO точно будет мало. Ключ к трафику — качественный контент.
Как правильно выбрать тематику блога
Если у вас уже есть посещаемый и востребованный блог, пропустите этот небольшой раздел. А если вы только планируете создать ресурс — информация о выборе тематики вам необходима.
Вы наверняка слышали мнения про дорогие и дешевые, перспективные и не очень тематики. Например, что при прочих равных коммерческий блог о финансах или медицине может принести больший доход, чем развлекательный журнал о знаменитостях и моде. Но на самом деле, главное, что вам нужно знать, — ни в коем случае нельзя выбирать тематику блога по средней стоимости клика в «Директе» или по популярности информационной ниши.
Помните — хороший и посещаемый блог в дешевой и непопулярной тематике в девяти случаях из десяти принесет больший доход, чем непосещаемый журнал в дорогой тематике.
Это не значит, что для заработка на блоге нужно уходить от конкурентных тематик. Дело в другом: для заработка неважно, о чем ваш журнал, — важно, чтобы он был хорошим и посещаемым.
Лет пять назад я сделал блог о финансах. Выбрал тематику по двум причинам. Во-первых, она дорогая. Во-вторых, я несколько лет работал в финансовых организациях, поэтому у меня были знания в этой области. Думаете, дела пошли в гору? Нет. Меня хватило примерно на 30 постов типа «Как правильно оформить КАСКО» и «Что нужно знать о страховании жизни». Потом интерес к тематике пропал. Я понял, что мне интереснее читать условный MOZ, чем условный Bloomberg.
Писать о страховании стало скучно. AdSense (тогда он еще работал в РФ) приносил несколько центов в сутки. Поэтому я не нашел ни одной причины, чтобы продлить хостинг.
Свой урок я выучил — нельзя выбирать тематику только из-за высокой цены клика. В идеале журнал должен быть о том, о чем вы сможете писать долго. О том, что у вас болит, зудит, вызывает постоянный интерес. Этого зуда и интереса должно хватить как минимум до появления другого источника мотивации — финансового. Еще лучше, чтобы интерес к тематике сохранялся постоянно. Только тогда вы будете готовы месяцами и даже годами писать, не оглядываясь на низкий CTR рекламных блоков, погружаясь в каждую тему и нарабатывая экспертизу, — и тем самым делать блог интересным для читателей, а, значит, в итоге и посещаемым и приносящим доход.
Запомнить главное:
- Учитывайте собственные интересы и сильные стороны. Увлеченность поможет публиковать качественные материалы, что в долгосрочной перспективе приведет к монетизации.
- Ищите тематики с коммерческим потенциалом. С помощью «Подбора слов» определите конкретные темы с высоким объемом поиска и низкой конкуренцией. Продвигаться по ним легче именно новым сайтам. Но найти такие ключи непросто.
- Трендовые темы, как правило, привлекают больше читателей на начальном этапе, но быстро сходят на нет. А вот устойчивые ниши имеют постоянный, долгосрочный круг читателей, не зависящий от краткосрочных тенденций.
- Новому сайту со слишком широкой темой будет трудно стать в выбранной нише авторитетом. Узкие тематики (с низкочастотной семантикой), напротив, проще продвигать. Создавая статью, ориентируйтесь на пробелы, а не на перенасыщенные темы (бесконечный рерайт уже написанных текстов никому не нужен).
Когда можно монетизировать блог
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Возможность заработать на веб-журнале зависит от тематики и выбранного способа монетизации. Например, в дорогой коммерческой нише несколько сотен уникальных посетителей в сутки могут обеспечить вам приличный доход. А в развлекательной тематике и нескольких тысяч уников в сутки может не хватить для приличного заработка.
Если вы выбрали рекламную модель монетизации, первые читатели могут просматривать коммерческие блоки и приносить вам первые деньги. Многие системы рекламы не предъявляют требований к посещаемости площадок.
На практике монетизация блога имеет смысл после достижения определенного уровня посещаемости. Сколько уников в сутки должно приходить на сайт, чтобы появился смысл в публикации рекламы — выбирать ориентир вам придется самостоятельно. Учитывайте тематику, особенности проекта, поведение пользователей на сайте (кстати, обратите внимание на изменение требований к сайту, например, ранее были требования по объему трафика — сейчас их убрали).
Поступите так: выберите ориентир, после достижения которого, по вашему мнению, можно заниматься монетизацией блога. И до достижения целевого показателя думайте о развитии ресурса.
Не стоит вешать рекламу на журнал с посещаемостью 10 или 100 человек в сутки. Почему? Заработанные копейки могут стать очень сильным демотиватором. Вы выполните несколько арифметических действий и увидите, что для ноутбука под пальмами вам не хватит не только тысячи, но и 10 000 уников в сутки. Вы подумаете, что если за год добились посещаемости 150 человек в день, то до 10 000 придется вести блог еще лет 15. Вы не захотите ждать так долго и бросите писать.
Еще одна причина: вместо создания контента и развития блога вы будете тратить время на эксперименты с рекламными блоками.
По-хорошему, если вас интересует заработок, к блогу нужно относиться как к бизнес-проекту. То есть вам нужно запланировать, какой доход или прибыль должен приносить журнал. После этого необходимо рассчитать, какие показатели посещаемости и конверсии требуются для достижения целевого дохода.
Но отложите расчеты до рассмотрения конкретных инструментов монетизации. Они помогут повысить точность бизнес-планирования.
Запомните главное:
- Слишком ранняя монетизация (в течение первого месяца после создания сайта) не принесет денег. До того, как будет сформирована постоянная читательская аудитория, пытаться монетизировать трафик — гиблое дело. Исключение — информационные статейники, контент которых изначально заточен под конкретную поисковую фразу.
- 2-3 месяца — минимальный срок для начала монетизации (при условии регулярного размещения качественного контента).
- 3-6 месяцев будет достаточно для формирования стартового костяка аудитории.
- 6-12 месяцев — более предпочтительный срок, если вы хотите полностью сосредоточиться на росте аудитории, прежде чем внедрять какие-либо элементы монетизации (ведь они отвлекают от контента, ухудшают пользовательский опыт).
- Чтобы не привлекать новых читателей впустую, лучше начать с пассивной монетизации, например, с партнерских ссылок, а уже затем использовать навязчивую рекламу.
Способы монетизации блога
По большому счету, блог можно монетизировать двумя способами (подробнее эти модели рассмотрим ниже):
- Продажей рекламы;
- Участием в реальном бизнесе.
Остальные — альтернативные способы монетизации — не для всех и не всегда.Не включаем их в список, так как здравомыслящий блогер вряд ли будет рассматривать такие способы всерьез. Например, к альтернативным и далеким от реальности инструментам монетизации относится краудфандинг. Вы наверняка видели на страницах блогов просьбы пожертвовать любую сумму — благодарность за то, что авторы старались делать хороший контент? Этот способ использует основатель Википедии Джимми Уэйлс, и, да, у него все получается. Но далеко не каждый из нас Джимми Уэйлс, правда?
Еще один альтернативный способ монетизации — платная подписка. К нему также относится продажа созданных из публикаций в журнале инфопродуктов. Этот способ еще менее реальный, чем сбор пожертвований. Почему? Человека ежесекундно атакует разнообразным контентом. Информация буквально заваливает людей с головой. Издания сражаются за каждый переход из лент социальных сетей, со страниц поисковой выдачи, из агрегаторов новостей и RSS-фидов. У людей есть огромный выбор бесплатного качественного контента. Зачем им покупать подписку на ваш блог?
Если у вас действительно есть ответ на этот вопрос, попробуйте монетизировать блог с помощью платного доступа. Вы может скрыть эксклюзивный контент за платной стеной (paywall) и брать деньги за доступ к нему. Можете рискнуть, но для этого у вас должен быть мега-полезный контент! Чтобы модель сработала, толпы посетителей вашего пока еще бесплатного блога должны хотя бы один раз положить сервер хостера.
Кстати, скоро качественного бесплатного контента будет еще больше: роботы уже пишут романы и выигрывают литературные конкурсы. Поэтому не рассматривайте платную подписку на блог в качестве реального способа монетизации. Лучше уделите внимание пока еще работающей рекламной модели и всегда перспективному участию в рынке.
Что стоит иметь ввиду:
- Яндекс.Директ — самая крупная на конец 2023 года рекламная платформа (по числу российских рекламодателей). Еще пару лет назад Директ сильно проигрывал Google Ads, но с уходом последнего Директ превратился в монополиста на рынке контекстной рекламы. Контекстная реклама — легко интегрируется на любой сайт, позволяет зарабатывать даже с небольшой посещаемостью + обеспечивает идеальную тематическую релевантность. Есть возможность настройки форматов блоков, таргетинга, параметров РК.
- Партнерский маркетинг в блоге (его также называют аффиалатным) — это продвижение товаров при помощи партнеров. Работа происходит напрямую — через какую-либо компанию, либо через CPA-сети. В случае с блогом вы выбираете оффер, генерируете ссылку на лендинг оффера и затем публикуете эту ссылку в своем блоге. За каждую продажу вы получаете партнерское вознаграждение, которое используете с отслеживанием ссылок для получения комиссионных.
- Прямые продажи товаров в блоге — это могут быть цифровые или физические товары, связанные с тематикой блога. Такой способ монетизации может быть очень доходным, при условии лояльной аудитории и высокой посещаемости.
- Спонсорские посты в блоге. Имеется в виду сотрудничество с брендами для рекламы продвигаемого контента.
- Дисплейная (графическая, изобразительная, макетная) реклама в блоге — например, классическая баннерная реклама, которую вы берете от рекламодателя напрямую.
- Консультирование и коучинг в блоге —прямая монетизация вашего опыта, вашей экспертизы. Поверьте, это стоит денег.
- Курсы, онлайн-программы в блоге — это какие-либо структурированные форматы обучения (те же курсы, например), где вы обучаете читателей той теме, в которой хорошо разбираетесь.
- Поддержка по типу Patreon. Да именно этот крутой сервис заблокирован в РФ, но вы можете найти аналог. Получение периодического финансирования от постоянных читателей — это круто.
- Мерч в блоге — не подходит для совсем новых сайтов. Но если у блога уже есть брендирование или хотя бы условный маскот, вы можете создать несколько товаров с такой символикой и продавать её.
Как заработать на блоге с помощью рекламы
Реклама — не всегда самый удачный способ монетизировать блог. Обратите внимание на иллюстрацию. Это отчет о блокировщиках рекламы.
Кстати, еще один — и основной! — блокировщик рекламы по умолчанию работает в голове большинства пользователей. Речь идет о невосприимчивости к рекламе или рекламной глухоте. Из-за избытка коммерческих сообщений пользователи отфильтровывают практически все коммерческие сообщения до того, как они попадают на уровень сознания.
Баннерная слепота делает рекламу на вашем сайте невидимой для подавляющего большинства посетителей. Из-за этого средний CTR онлайн-объявлений всех форматов составляет жалкие 0,06 % — это данные HubSpot и Display Benchmark Tools.
Все-таки хотите зарабатывать с помощью рекламы? Возможно, попробовать стоит, так есть и рекламодатели, которые предпочитают заказывать рекламу у блогеров напрямую. Ниже вы найдете информацию об одном из блогеров, который таким образом очень неплохо зарабатывает. А пока начните с систем контекстной рекламы.
1. Контекстная реклама
Контекстные объявления обеспечивают рекламодателям и издателям CTR выше среднего по рынку. Секрет эффективности заключается в следующем: рекламная информация встраивается в информационный контекст страницы. То есть система показывает посетителям сайта объявления, соответствующие их текущему интересу. Например, если пользователь читает статью «Как выбрать велосипед», в рекламном блоке он с высокой долей вероятности увидит рекламу велосипедов.
Что запомнить:
- Более высокая релевантность — вот главный маркер контекстной рекламы. Ведь объявления отображаются на основе ключевых слов в статье, а не только на основе размещения на странице. Это повышает и качество самой рекламы и кликабельность.
- Контекстная реклама в блоге улучшает пользовательский опыт — она соответствует тому, о чем пользователи читают, поэтому кажется менее навязчивой, демонстрирует более высокую вовлечённость.
- Ключевые слова для показа рекламных объявлений также можно оптимизировать. Детальная проработка семантики позволит улучшить таргетинг на ЦА блога, кроме того — улучшить модель монетизации можно на основе данных о кликах и конверсиях. Все необходимые для этого данные ждут вас в Яндекс.Метрике.
- Нельзя не отметить возможности которые дают ИИ, машинное обучение и нейросети: по мере того, как алгоритмы изучают контент в блоге, поведение пользователей, повышается и качество рекламы.
- Но кайф для вебмастера в том, что контекстная реклама в блоге — это периодический пассивный доход: реклама показывается непрерывно, не требуя дополнительных усилий от издателя. Она может дополнять другие способы монетизации (аффилиат, донаты, подписки, прямые продажи), или быть самостоятельным источником дохода.
- И отдельное спасибо Директу за то, что сняли ограничение по количеству посетителей: теперь рассчитывать на монетизацию могут блоги даже с минимальной посещаемостью.
Обратите внимание на системы контекстной рекламы от Google и «Яндекса». Первая в России пока не работает, а жаль. Поэтому разберем вторую — РСЯ.
Рекламная сеть «Яндекса»
Стать участником РСЯ еще проще, чем пользоваться Google AdSense. Стандартные требования теперь не содержат ограничений по объему трафика. Остались они только для видео и аудио-контента (минимум 10 000 посетителей из России). Сайт могут взять вообще любой, даже с минимальной посещаемостью.
Чтобы опубликовать контекстную рекламу от «Яндекса», откройте эту страницу и пройдите регистрацию, затем добавьте сайт в систему. После одобрения заявки вы сможете выбрать внешний вид объявления и добавить код на сайт. Это можно сделать с помощью стандартного виджета «Текст», плагинов для вставки кода типа WP Insert Code. Вот пример глобального редактирования хедера и футера с помощью плагина WP Code:
Сколько зарабатывают блогеры с помощью РСЯ
Пользователи «Серча» говорят о средней кликабельности объявлений 2-3 %. Показатель варьируется в зависимости от тематики ресурса, количества объявлений на странице, расположения блоков.
В среднем вознаграждение за переход составляет от нескольких рублей до нескольких десятков рублей. Конкретный показатель зависит от тематики.
РСЯ платит меньше, чем платит Google AdSense. Не в последнюю очередь из-за количества рекламодателей и количества сайтов, которых в платформе Google просто больше. Конечно, из России монетизация AdSense сейчас остановлена. Но раньше было именно так.
РСЯ и Google AdSense фактически делят рынок контекстной рекламы рунета на двоих. Если у вас англоязычный блог, в качестве альтернативы AdSense вы можете использовать объединенную рекламную сеть Yahoo! и Bing. В рунете в качестве альтернативы лидерам рынка можно использовать систему Relap.
2. «Умная» система демонстрации объявлений Relap
Этот сервис недавно купил VK. Relap позиционирует себя в качестве смарт-системы монетизации сайтов. По утверждению разработчиков, чтобы определить предпочтения пользователей, Relap использует алгоритмы машинного обучения и big data. Система показывает каждому посетителю сайта контент, который он хочет видеть. Благодаря этому средний CTR блоков Relap составляет 17,8 %.
Relap обещает более 2450 площадок (только российские сайты), а также свыше 80 миллионов человек, который увидят вашу рекламу (ежемесячно).
Владельцы блогов с помощью Relap могут решать две задачи. Первая — улучшение поведенческих метрик. Блоки Relap увеличивают количество просмотренных страниц на посетителя и продолжительность сессий. Вот основные форматы рекламы:
Вторая задача — монетизация трафика. В блоках Relap можно демонстрировать рекламу. Вы будете получать вознаграждение за каждый переход читателя по платной ссылке.
Чтобы воспользоваться Relap, зарегистрируйтесь в системе. Укажите домен и добавьте предложенный системой скрипт в хедер сайта. Если ваш блог работает на WordPress, это можно сделать с помощью уже знакомого нам плагина WP Insert Code.
Как работать с Relap:
- Привяжите домен. Укажите домен сайта, на который хотите установить виджеты.
- Скопируйте Relap-скрипт. Вот пример (у вас будет свой вариант токена):
Вставьте его в начало контента тега <body>…</body> в HTML-документ каждой страницы вашего сайта, которая будет попадать в рекомендации:
Пример:
Внимание: не устанавливайте Relap-скрипт на те страницы, которые не должны попадать в рекомендации, такие как страницы разделов, контакты и так далее.
- Добавьте виджеты
Чтобы добавить виджеты, сначала добавьте сайт. Если возникли трудности с установкой Relap, обратитесь в поддержку.
Установите блок Relap в сайдбар блога с помощью стандартного виджета WordPress «Текст». Дождитесь, пока система просканирует сайт и начнет показывать ссылки на похожие публикации. После этого включите монетизацию в соответствующем разделе панели управления Relap.
Эффективность Relap
В рунете раньше были положительные отзывы о Relap от представителей популярных ресурсов, включая AdMe.ru, РИА Новости, «Лайфхакер». Издатели сообщают об улучшении поведенческих метрик и высоком CTR блока рекомендаций.
А вот некоторые пользователи «Серча» относятся к Relap.io с недоверием. На форуме даже есть старые сообщения о проблемах с выплатами. Впрочем, участники манимейкерских сообществ настороженно относятся ко всему новому. Более-менее свежие ветки о Relap также не внушают доверия.
3. Партнерские программы
Партнерские программы работают так: вы публикуете в блоге рекламный блок или ссылку. Если пользователь после перехода по ней совершает целевое действие, вы получаете вознаграждение. Например, англоязычные блогеры активно пользуются для монетизации ресурсов партнерской программой Amazon. Программа нереально крутая, очень выгодная даже для небольших сайтов. К сожалению, как обычно, российским вебмастерам здесь ничего не светит. Но если ваш журнал рассчитан на англоязычную аудиторию, смело используйте эту партнерку.
Если же вы работаете для русскоязычной аудитории, вам подойдут перечисленные ниже партнерские программы:
- «Яндекс.Маркет». Участники РСЯ могут установить контентный API и зарабатывать на переходах пользователей в магазины.
- Требований по объему трафика на старте нет.
- Leads.su. Партнерская программа для блогов финансовой тематики. Требований по объему трафика на старте нет. Работает реферальная программа.
- Aviasales. Партнерская программа для блогов туристической тематики. Вознаграждение 50% выплачивается по модели Revenue share. Это значит, что финальный размер комиссии рассчитывается от суммы дохода, получаемого Авиасейлс. 7.42₽ — средняя стоимость одного клика (eCPC). 7284 ₽ — средний чек 30 дней. Есть реферальная программа.
- Партнерские программы хостинг-провайдеров. Практически все операторы услуг хостинга предлагают вознаграждение за рефералов. Обратите внимание на Reg.ru, Ru-Center и других игроков рынка.
- Игровые партнерки: Welcome Partners, Admitad, LiveGames, RBK Games и другие.
- Адалт-партнерки.
Эффективность партнерских программ
Блогеры отзываются о партнерских программах по-разному. Некоторые авторы считают партнерки лучшим способом монетизации. Большинство же считает инструмент мало эффективным и использует его для побочного заработка.
В англоязычном сегменте блогосферы партнерская программа Amazon считается палочкой-выручалочкой и самой реальной альтернативой AdSense. Ее активно используют блогеры, которые пишут о персональной электронике, косметике и парфюмерии, одежде.
В русскоязычной блогосфере негативных отзывов о партнерских программах крупных ритейлеров больше, чем позитивных.
В чем проблема монетизации блога с помощью партнерских программ?
В рунете много партнерок скомпрометированных или компрометирующих тематик: адалт, казино, онлайн-игры. Такие программы приносят доход блогеру, но ухудшают пользовательский опыт и снижают качество журнала.
Чтобы достойно зарабатывать с помощью партнерских программ с хорошей репутацией, блог должен быть посещаемым. Кроме того, тематика журнала должна совпадать с тематикой партнерской программы.
Успех зависит от актуальности темы. Партнерские ссылки лучше всего подходят для блогов, ориентированных на продукт, таких как tech, fashion, которые, естественно, могут просматривать / рекомендовать товары.
Что нужно запомнить:
- Зарабатывать на аффилиат-программах при помощи собственного блога гораздо сложнее, чем получать ежедневный доход с контекстной рекламы. Даже если у вашего блога большая посещаемость, вы повесите отличный товар… — но нет вообще никакой гарантии, что ваши пользователи начнут его заказывать. Реклама может висеть неделю, полмесяца, месяц, квартал, а заказов не будет. И хотя комиссионные за продажу в аффилиат-маркетинге, как правило, всегда выше, чем в CPC-рекламе, получить сам лид гораздо сложнее. Чтобы аффилиат-программа стала действительно прибыльной, нужно ежедневно наращивать аудиторию блога, точно отрабатывать особенности продукта.
- Посмотрите на партнёрские программы Amazon, eBay, Expedia, Airbnb — это самые лучшие образцы аффилиат-маркетинга. И у этих компаний действительно есть чему учиться. Ищите партнёрские программы, которые предлагают действительно выгодные комиссионные. Например, в партнёрской программе Amazon комиссия варьируется в размере 4-10% в зависимости от категории товара.
- Партнерские программы (без поддержки другими способами) вряд ли можно назвать удачным способом монетизации. Даже крупные контентные блоги практически никогда не используют аффилиат-маркетинг в качестве основного способа монетизации. Лучше всего он работает в сочетании с другими способами монетизации (прямая реклама, донаты, подписки).
- Ключевое значение для эффективной монетизации блога через партнёрские программы имеет и контекстная релевантность товара — партнерские ссылки должны улучшать впечатление от вашего контента, а не выглядеть как откровенные рекламные объявления, подрывающие доверие.
Другие сервисы монетизации блогов
Представленные ниже сервисы позволяют блогерам зарабатывать на продаже рекламы. Эти ресурсы выступают в качестве посредника между рекламодателями и авторами.
Вы можете воспользоваться такими сервисами:
- Rotapost. Блогеры зарабатывают на публикации постов со ссылками.
- Sape.ru. Автоматизированная система продажи рекламы и ссылок. Есть еще биржа ссылок Gogetlinks, биржа обзоров Getgoodlinks, биржа статей Miralinks.
- Blogun. Блогеры получают плату за публикацию постовых ссылок и обзоров.
- Advmaker. Биржа баннерной рекламы, кликандеров, видеорекламы.
- Nolix. Сервис позволяет транслировать рекламу с помощью рекламной строки.
- Система рекламы с оплатой за клики. Владельцы блогов могут публиковать стандартные рекламные блоки, а также пользоваться более агрессивными инструментами: тизерами и pop-under’ами.
Что общего у перечисленных сервисов? Они упрощают реализацию рекламной модели монетизации. Однако, автор, который ценит свой блог, не будет спешить спользоваться данными и другими подобными системами. Почему? Продажа ссылок, постовых, публикация платных обзоров, использование тизеров, поп-апов и поп-андеров и других агрессивных и манипулятивных форматов — это отличный способ угробить веб-журнал. Вы готовы продать за несколько рублей репутацию, лишиться доверия аудитории, получить санкции поисковых систем?
Да, в списке есть несколько систем, которые используют или когда-то использовали солидные ресурсы. Но задайте себе важный вопрос: почему рекламодатели публикуют объявления не в «Директе» и Google Ads, а в альтернативных системах? Скорее всего, они хотят сэкономить или привлечь трафик на сайты, которые не пустили в системы контекстной рекламы крупнейших поисковиков. Стоит ли сотрудничать с такими рекламодателями?
Эффективность сервисов монетизации блогов
Сервис Direct/ADVERT предлагает блогерам рассчитать потенциальный доход с помощью калькулятора.
В блогосфере и на форумах вебмастеров много противоречивых отзывов о сервисах монетизации. Вот их суть коротко: заработать можно, но вы создавали блог не ради нескольких десятков рублей в месяц.
5. Прямая продажа рекламы
Если вы пользуетесь Google AdSense или другими системами, часть каждого платежа от рекламодателя оставляет себе посредник. Чтобы ни с кем не делиться, вы можете продавать рекламу напрямую. Так поступают крупные издания и авторы популярных блогов. В качестве примера обратите внимание на «Лайфхакер», «Ленту.ру» или нишевый блог Shakin.ru.
Кстати, никто не мешает вам одновременно публиковать блоки «Директ» или AdSense и баннеры от прямых рекламодателей.
С преимуществами прямого взаимодействия с рекламодателями понятно: вы не платите посредникам. А есть ли какие-то проблемы? Да, конечно. Вот они
- Реклама от «Яндекса» или Google обычно встроена в контекст страницы. Тематика объявления от прямого рекламодателя может не совпадать с тематикой блога.
Например, вы пишете об автомобилях, а прямой рекламодатель покупает у вас место под рекламу бытовой техники. В чем проблема? Выпадение коммерческого сообщения из контекста ухудшает пользовательский опыт и снижает эффективность объявлений.
- Еще одна проблема: большинство рекламодателей хочет, чтобы реклама была как можно выше и как можно больше. Вам будет сложно продать объявление в конце статьи. Большие и яркие баннеры в верхней части экрана могут не понравиться пользователям и поисковым системам.
- Вам будет сложно продать рекламу, если ваш блог еще не достиг популярности и посещаемости, сравнимой с «Лайфхакером». Посредники позволяют публиковать объявления даже на блогах с нулевой посещаемостью.
Новому блогу лучше начать с рекламных сетей, прямые продажи могут дополнить их позже (когда появится качественный контент в большом объёме и лояльная аудитория). Смешанная модель монетизация блога (рекламные сети + прямая продажа рекламы) — лучше всего работает в долгосрочной перспективе.
Давайте сравним оба варианта монетизации, что называется лицом к лицу.
Прямая продажа рекламы:
- Позволяет избежать распределения доходов, но придётся вложить силы (время, иногда деньги) в непосредственный поиск рекламодателей.
- Сложнее обеспечить контекстную релевантность рекламы.
- Отслеживание эффективности может оказаться более сложной задачей.
Рекламные сети:
- Позволяют монетизировать даже небольшие блоги за счет автоматического подбора контекстной рекламы.
- Встроенная аналитика помогает оптимизировать доходы с течением времени.
6. «Берем натурой»: монетизация без монетизации
Этот способ заработка широко распространен среди блогеров. Вот схема: производитель или продавец присылает продукт популярному автору. Владелец блога некоторое время пользуется вещью, а потом пишет отзыв. Обычно товар остается у блогера. Натуральный заработок используют владельцы журналов разных тематик, но особенно популярна схема у бьюти-блогеров. Вот пример монетизации без прямой продажи рекламы и рекламных сетей, описание видео содержит ссылку на магазин:
Стоит ли называть модель «товар за обзор» монетизацией или заработком? Это скорее риторический вопрос. Не теряет ли блогер доверие аудитории? Если автор сохраняет объективность, репутация не страдает. Вопрос в том, сможет ли блогер быть объективным, когда магазин или производитель присылает ему гору тестеров и несколько тюбиков чудодейственного крема.
Что стоит запомнить:
- Монетизация по схеме товар-за-обзор может иметь разные вариации. Обычно блогер соглашается использовать продукт в течение определенного периода времени. Затем составляется честный (ну, если брать идеальный вариант) отзыв, демонстрирующий реальный пользовательский опыт.
- Этот формат монетизации работает неспроста: отзывы вызывают больше доверия у читателей, чем прямая реклама. Например: блог, специализирующийся на смартфонах, сделает обзор устройства малоизвестного производителя — доверие к обзору у ЦА будет гораздо больше, чем доверие к обычной (прямой) рекламе.
- Ну и нельзя не отметить факт: сами бренды выигрывают от того, что заинтересованные подписчики блогера видят, пробуют их товар. Здесь и приятная побочка для самого блогера: со временем таких товаров накапливается целая коллекция и никто не требует возвращать их обратно.
- Бесплатные товары, деньги от рекламодателя + выплаты вознаграждения (за счет партнерских продаж, если в них включены ссылки) — вот как можно монетизировать блог этим способом.
Что нужно знать о рекламной модели монетизации
В рамках рекламной модели монетизации можно использовать еще сотни инструментов. Их физически невозможно перечислить в одной статье, да это и не имеет смысла. Важнее понять другое — с помощью рекламы монетизировать блог сложно. И с каждым днем заработать будет труднее.
Эффективность коммерческих объявлений падает. Рекламодатели сокращают бюджеты. Доходы издателей снижаются.
Вот мнение Дениса Савельева, генерального директора TexTerra, о рекламной модели монетизации веб-проектов:
«Рекламная модель для любого проекта — это от безысходности. В целом такая модель отмирает. По всему миру. Закономерность такая (на мой взгляд) — прибыльный бизнес рождается на стыке онлайна и офлайна. Бывают исключения, но в целом — так».
Чтобы окупить издержки на серьезный веб-проект, нужно влезать в рынок.
Важно запомнить:
- Ключевое значение имеет размещение. Блоки нужно размещать очень аккуратно, чтобы они не нарушали работу пользователя (это может негативно сказаться на удержании).
- Тщательно сбалансируйте сочетание блоков и количество креативов. Единичные объявления не принесут большого дохода, но слишком большое их количество — с течением времени негативно скажется на UX и поведенческих факторах. Постоянно отслеживайте, какие типы объявлений, креативы, CTA и места размещения работают лучше всего.
- Подумайте о пользователе, в конце концов: читатели в первую очередь хотят видеть. качественный контент. И реклама никогда не должна быть самоцелью.
Как войти в рынок: монетизация для серьезных блогеров
Участие в рынке — единственная реальная альтернатива рекламной модели монетизации блога. Рыночная схема работает так: блогер делает то, о чем пишет, и получает за это деньги. Здесь возможны два варианта.
Первый: человек сначала делает какой-то бизнес, это может быть автомастерская, интернет-магазин, производственное предприятие, частная клиника. Потом бизнесмен создает блог, с помощью которого показывает экспертизу и привлекает клиентов. За примерами далеко ходить не надо, правда?
Второй вариант: человек создает блог, из которого вырастает бизнес. Например, если блогер пишет про косметику или народные музыкальные инструменты, он может открыть интернет-магазин косметики или наладить производство свирелей и дудок.
Универсальных рецепты по превращению блога в бизнес нет, так как в каждой нише действуют свои законы и правила. Поэтому обратите внимание на успешные примеры превращения веб-журналов в прибыльные предприятия. Возможно, они вас вдохновят и подскажут способ действия.
Примеры монетизации
The Locals: из блога о недвижимости — в сервис для арендаторов и арендодателей
Сервис аренды квартир без комиссии The Locals вырос из блога о недвижимости. Авторы в качестве эксперимента «прикрутили» к веб-журналу возможность публиковать объявления о сдающихся квартирах. Потом они обеспечили актуальность базы арендодателей и предложили потенциальным арендаторам платный доступ.
Предприниматели создали на базе блога успешный онлайн-сервис. Они не стали сами формировать базы арендодателей и оказывать услуги риэлторов. Поэтому нельзя однозначно сказать, что авторы The Locals вошли в рынок. Но они нашли свою нишу между блогосферой и офлайн-бизнесом.
The Blonde Salad: блог о моде принес автору миллионы долларов
Сегодня Кьяра Ферраньи — один из самых авторитетных экспертов индустрии моды, светская львица и успешный бизнесмен. А начинала она в 2009 году с блога The Blonde Salad. На регистрацию журнала бойфренд Кьяры потратил около 10 долларов. В блоге Кьяра публиковала преимущественно собственные фото в модной одежде.
История Ферраньи уникальна, так как ей удалось успешно монетизировать блог с помощью двух подходов. Во-первых, выстрелила рекламная модель монетизации. Журнал стал очень популярным. Ежемесячная аудитория издания составляет 500 тыс. чновек. Реклама и партнерские продажи приносят доход 1,5 млн долларов в месяц. Хороший повод не сбрасывать со счетов рекламную модель, правда?
Во-вторых, блогер не просто вошла в рынок, а нырнула в него с головой. Кьяра Ферраньи успешно эксплуатирует свою внешность и популярность. Ведущие модные дома считают за честь подарить девушке предметы из новых коллекций. А появление Кьяры на показе одежды обходится организаторам в 50 тыс. долларов.
Ферраньи создала собственную коллекцию обуви. В 2014 году продажи принесли ей прибыль в размере 5 млн долларов.
Бешеная сушка: от аккаунта в запрещенной соцсети до прибыльного онлайн-проекта
Автор проекта «Бешеная сушка» Василий Смольный начинал даже не с полноценного блога, а с аккаунта в ныне запрещенной социальной сети. В 2011 году мужчина поменял образ жизни: он стал заниматься фитнесом, правильно питаться и публиковать собственные фото в популярной соцсети.
Он организовал онлайн-марафон по похудению. За скромные 500 рублей каждый желающий мог соревноваться за главный приз, который составлял несколько десятков тысяч рублей. Сегодня в марафоне разыгрываются машины и квартиры, а стоимость участия выросла до 3000 рублей. Блог его превратился в онлайн-проект с миллионными оборотами.
Нетипичный случай: блог с платной подпиской стал альтернативой СМИ
Автор World Politics Review Хэмптон Стивенс получил диплом специалиста по международным отношениям в 2006 год. Он решил стать журналистом-международником, но популярные издания неохотно печатали его материалы. Тогда Хэмптон стал публиковать политические обзоры в блоге. Журнал стал очень популярным. Блогер сделал доступ к большинству материалов платным. Это позволило нанимать журналистов-фрилансеров, а также платить зарплату продавцу-фултаймеру.
Блог превратился в полноценное онлайн-издание, которое приносит прибыль благодаря платным подпискам. World Politics Review позиционируется в качестве альтернативы мэйнстримным СМИ, так как журнал работает по принципам независимой журналистики.
Можно ли назвать историю World Politics Review успешным входом в рынок? Да, так как автор превратил личный блог в прибыльное медиа-издание, которое конкурирует с Washington Post и National Journal. А еще история успеха Стивенса показывает, что даже в эпоху девальвации контента можно зарабатывать с помощью платных подписок.
История простого компьютерщика
Благодаря блогу Мэтью Родел ушел с работы и стал предпринимателем. Он очень хотел открыть мастерскую по ремонту компьютеров, но было страшно бросать работу со стабильной зарплатой. Тогда Мэтью стал вести блог о компьютерах. Журнал стал популярным, а у автора появились постоянные читатели и потенциальные клиенты.
В 2008 году мужчина открыл мастерскую, но продолжал параллельно работать по найму. В 2011 он стал зарабатывать достаточно, чтобы уйти с работы. Мэтью по-прежнему ведет блог. В нем можно найти полезную информацию о ремонте и эксплуатации компьютеров. Блогер также учит читателей открывать собственные мастерские.
По словам Мэтью, ведение журнала помогло ему психологически. В блог приходили сотни читателей в сутки. Благодаря этому он поверил, что найдет реальных клиентов. Невероятно, но к концу 2023 года этот в чем-то наивный стартап превратился в крутую кабельную компанию YFNCG Cabling Inc
Итого: монетизировать блог можно двумя способами
Первый — это продажа рекламы. Инструментов для реализации рекламной модели тысячи: от «Директа» и AdSense до тизерных сетей и партнерских программ. Монетизация с помощью рекламы работает. Но вы смело можете продолжить этот тезис словами «пока еще».
Рекламная слепота аудитории снижает эффективность коммерческих сообщений. Рекламодатели ищут альтернативные маркетинговые инструменты, а доходы издателей падают. Да, успешные примеры монетизации с помощью рекламы есть. Но перспективы рекламной модели монетизации мягко говоря туманные. Поэтому будьте реалистами при планировании инструментов получения доходов от блога.
Второй способ — участие в рынке. Если у вас есть бизнес, запускайте блог для привлечения клиентов. Если у вас есть блог, делайте бизнес для монетизации журнала. Участвовать в рынке можно по-разному. Fashion-блогер Ферраньи создала коллекцию модной одежды. Автор блога о компьютерах Родела открыл мастерскую по ремонту компьютеров. А вы ищите бизнес-возможности в нише, о которой пишете.
Можно ли зарабатывать деньги другими способами, например, с помощью платной подписки или сбора пожертвований? Попробуйте сами, а потом поделитесь опытом в комментариях.
Читайте также:
Как продвинуть ваш сайт в топ-3 — 300 лучших инструментов
Как и где сейчас можно заработать на коротких видео: подборка площадок
Продвижение сайта: 69 шагов, которые позволят вам выйти в топ