К таким выводам пришли эксперты «Авито Работа» в ходе январского исследование рынка труда. То есть, за 2023 год количество предложений о работе курьером стало больше на 267% (рост в 3,7 раза) по сравнению с 2022 годом. Это общие данные и по пешим курьерам, и по курьерам на автомобилях, по тем, кого приглашают работать на полный день, посменно или частично.
Самый значительный рост спроса на курьеров наблюдался в Перми и в Туле (в 4,3 раза), в Томске (в 3,9 раза), Нижнем Новгороде (в 3,4 раза), Ростове-на-Дону и Тюмени (в 3,1 раза).
Артем Кумпель, управляющий директор «Авито Работа»:
«Рост спроса на курьеров происходит в связи с увеличением популярности доставки. Сейчас сервисы доставки есть практически у каждого ритейлера, маркетплейса, заведения общепита. Доставка стала нормой жизни, и чтобы обеспечивать высокую скорость и расширять возможности доставки с точки зрения территории, необходимо больше курьеров, отсюда непрерывно растущий спрос на них».
Увеличились и зарплаты курьеров. За прошлый год средняя зарплата курьера по стране стала больше на 30% (по сравнению с данными 2022 года) и составляет на сегодняшний день 95 000 рублей в месяц.
Артем Кумпель связывает рост зарплат курьеров с дефицитом кадров и с тем, что работодатели конкурируют друг с другом за работников.
Но вот пара интересных наблюдений, которые добавят серости в эту радужную для соискателей картину рынка.
1. Никто не спешит работать курьером
В другом недавнем исследовании, проведенном, опять же, «Авито Работа», говорится о том, что индекс рынка труда курьеров составляет 2,4 балла из 10 (чем ниже балл, тем проще найти работу и наоборот). Это говорит о таком соотношении резюме и вакансий, при котором на работу берут всех встречных-поперечных – вакансий в разы больше, чем резюме.
То есть, никто не хочет зарабатывать 95 тысяч рублей (или больше), предпочитая горбатиться за 35-45 тысяч рублей (данные «Авито Работа» по сферам искусство, развлечения, юриспруденция, образование, административная работа). Или за 62 260 рублей (средняя зарплата в России в 2023 году по данным Росстата). И это выглядит странно: деньги буквально на дороге валяются, и никому они не нужны.
Надо полагать, что прежде, чем устраиваться курьером, люди читают на сайтах отзывы об этой работе и…
2. Никто не хвалится большими зарплатами
Кстати, в упомянутом выше исследовании (индекса рынка труда) указывалась другая средняя зарплата – на уровне 69 682 рублей, а не 95 тысяч, как написано в начале статьи, что тоже странно. Изучая же отзывы о работе курьером, натыкаешься только на негатив. И негатив этот касается именно уровня дохода.
Работа курьера всегда сдельная (сколько доставил, столько и получил), а значит сложно сказать, сколько можно заработать за месяц. Поэтому работодатели пишут максимальную возможную величину. Но у них либо нет такого количества заказов, либо расчеты эти верны только «для сферических цыплят в вакууме»: за 8 часов в теории можно сделать, допустим, 20 доставок, скажем, по 300 рублей каждая, перемножаем это и результат умножаем на 22 дня – итого 132 тысячи! А без выходных – 180 тысяч рублей! И это еще мало!
В Яндекс Доставке, например, курьерам обещают заработок до 228 800 рублей в месяц!
Пеший курьер может зарабатывать в Яндексе около 68 640 рублей (8 часов в день на пятидневке).
А вот реальные отзывы работников.
«Платили за все эти срочные заказы от 77 до 139 рублей максимум "грязными". Вычитали из них – 15%, комиссии Яндекса, партнерам и т.д. Но самой главной и издевательской комиссией была комиссия за отсутствие термокороба на выполненном заказе – 8,4%».
«Если посчитать бензин, амортизацию авто и штрафы, то зарабатывать будете копейки! Никому не советую, только убьете время, машину и нервную систему».
«Там просто убрали мои заказы и накопленные деньги. Где мои деньги????».
«Ребятки, скажу как есть: если вы уважаете себя, свое время, свой труд – даже не связывайтесь. Это не работа, это даже не благотворительность и не волонтерство, где люди работают бесплатно, но ради каких-либо добрых дел или целей. Тут вы будете с утра до ночи убивать свою машину, чтобы на заработанные деньги заправить бензин, чтобы прокатиться на нем на следующий день, чтобы заработать ещё на бензин. И так далее по кругу… Оплата – та-дам – 200, и это ещё включая доплату до минималки! То есть бензин потраченный стоит дороже, чем оплата за заказ».
«В общем 4 декабря 2023 года приходит заказ. Подача 10 км. Приезжаю, беру посылку и мне приложение показывает: Павелецкий вокзал – 40 км и полтора часа езды. Доехал до адресата, звоню, а мне в трубку: я заказ не жду, везите обратно. Я звоню в поддержку, мне говорят: возврат сейчас нажмут и надо везти обратно. На вопрос "А оплачивается ли это?", они сказали "Нужно будет написать в поддержку и они пересчитают". В общем, повез я обратно, отдал посылку и получил оплату 260 рублей: 159 за доставку и 101 доплата до минимума».
И таких отзывов в сети сотни. Вероятно, поэтому (или таким работодателям) и не хватает курьеров, которым обещают заработки в сотни тысяч рублей в месяц.
Читайте также:
Работа в Scrum: отличия от Kanban и Agile
Мозгоштурм! 7 правил, 19 техник и 10 ошибок
Хватит вкалывать: «не умеем отдыхать», потому что не умеем работать