Рассказываем, как продвигать офлайн-магазины через таргетированную рекламу в социальных сетях и контексте, а также использовать бесплатные инструменты: онлайн-карты, рекомендательные сервисы, «Яндекс.Дзен» и другие.
Must have инструменты для розничного бизнеса в интернете
Современные интернет-сервисы предоставляют массу бесплатных инструментов для продвижения офлайн-бизнеса.
«Яндекс.Карты»
«Яндекс.Карты» – это первое, с чего нужно начать размещение информации о вашей точке в интернете. Сделать это просто.
Заходите на страницу «Яндекс.Карт», находите адрес вашего объекта, кликаете на него правой кнопкой мыши, в появившемся окне нажимаете «Добавить объект» и следуете инструкциям.
Еще один способ – зарегистрироваться в «Яндекс.Справочнике» и там добавить все свои торговые точки. Благо, сделать это несложно. «Яндекс» все подскажет.
Зачем это нужно? Ответ на этот вопрос лучше всего даст статистика. Для примера я взял данные за август–октябрь 2020 года по своему бизнесу (розничные магазины подарков ручной работы), не самые активные для нас месяцы в целом и еще менее активные в этом году из-за пандемии.
Как видно из статистики, в текущий откровенно низкий сезон карточку только одного нашего магазина в Сокольниках посмотрело 1 249 человек, а это, согласитесь, немаленькая цифра. Это заходы по запросам, связанным с тематикой нашего магазина и районом его расположения.
Карточка организации на «Яндекс.Картах» – важный критерий нахождения пользователями точки офлайн-бизнеса.
Так выглядит карточка нашего магазина по не брендовому запросу.
К описанию карточки организации на «Яндекс.Картах» тоже стоит подходить основательно, так как это лицо компании в поиске. Описание должно быть уникальным, а не скопированным с другого сайта, содержать информацию о товарах и услугах компании. Максимальный объем текста – 200 символов.
Не забудьте добавить фотографии вашей точки и товаров. Добавьте в карточку организации ссылки на ваш сайт и соцсети. Многие покупатели предпочитают ознакомиться с профилями компаний в соцсетях перед обращением в организацию. Особенно это актуально, если у вас мало отзывов на «Яндекс.Картах», или большая их часть – негатив.
на котором он делится своим опытом работы. На лекциях «Дзен» рассматривается с разных сторон: как маркетинговый инструмент и как отдельный бизнес-проект. Подробнее о курсе можно почитать на сайте учебного центра.
Обязательно укажите график работы на каждый день и контактные данные, по которым с вами можно связаться. Это нужно не только для того, чтобы клиент мог вас найти или позвонить, чтобы спросить дорогу, но и для того, чтобы он мог оставить вам обратную связь: не все готовы оставлять отзывы на «Яндекс.Картах», а потому иногда пишут на электронную почту, указанную в контактах. Так как отзывы чаще всего оставляют негативные, такое письмо позволит вам оперативно скорректировать работу сотрудников.
Следите за письмами вашего аккаунта на «Яндексе». Компания постоянно присылает полезные рекомендации по улучшению вашего профиля на картах.
Кстати, если вдруг вы увидели, что на вашу организацию уже заведена карточка в «Яндекс.Картах», вы можете нажать на ссылку «Стать владельцем на «Яндекс.Картах» и самостоятельно управлять всей информацией в карточке.
Яндекс сам стимулирует владельцев заведений качественно вести свой профиль на картах и работать с отзывами. Так, например, в прошлом году мы получили от «Яндекса» вот такой сертификат. Его нам прислали в конверте вместе с наклейками на витрины, сообщающими, что пользователи «Яндекс» высоко оценивают наш магазин. Сертификат теперь стоит у нас в магазине, а наклейки размещены на витринах.
«Яндекс.Справочник» также предлагает POS-материалы, мотивирующие пользователей оставлять отзывы об организации. Среди них визитка, пирамидка и просто QR-код для использования в собственных промо-материалах. Найти их с ссылкой на карточку своей организации можно в «Яндекс.Справочнике» в разделе «Реклама» → «Промо».
Google Maps
В «Google.Картах» ситуация похожая с «Яндекс.Картами». В сервисе Google «Мой Бизнес» можно разместить информацию о ваших торговых точках по аналогии с «Яндексом». Это бесплатно, а статистика сервиса также подтверждает высокую эффективность инструмента.
Google предлагает гораздо меньше возможностей, чем «Яндекс», ограничиваясь только описанием компании и предложением запустить рекламу в Google Ads.
- Google позволяет заполнить описание компании размером до 750 символов против 200 символов у «Яндекса».
- Google предлагает дополнить профиль компании такими атрибутами, как руководитель-женщина, персонал носит медицинские маски и т. д.
- Google не предоставляет никаких POS-материалов для продвижения вашей точки.
В целом, управление профилем компании в Google Maps проще, но в «Яндекс.Картах» больше возможностей для продвижения, в том числе и бесплатного.
2GIS
Еще один сервис онлайн-карт, очень востребованный в крупных городах.
В большей степени сервис работает как приложение на смартфоне, но и веб-версия 2GIS набирает популярность. Управление личным кабинетом организации также происходит через веб-версию приложения. В статистике личного кабинета можно посмотреть данные по показам карточки предприятия и по конкретным переходам.
Как видно, только сервисы онлайн-карт способны дать порядка 4 000 просмотров карточки одного магазина. Часть просмотревших конвертируется в реальных посетителей торговой точки или другого офлайн-бизнеса.
Рекомендательные и развлекательные сайты
Это неочевидный, но тоже довольно эффективный бесплатный инструмент интернет-продвижения для офлайн-бизнеса. В основном это сайты о городе, развлечениях и интересных местах. На них можно размещать карточки своих организаций. Когда мы начинали, мы разместили о себе информацию на таких сайтах, как:
- afisha.ru;
- 2do2go.ru;
- mos-holidays.ru;
- a-a-ah.ru и других.
В карточках давали описание, контакты, ссылки на соцсети и сайт, график работы, фотографии и прочую информацию. Информация о наших магазинах расползлась и по другим подобным сайтам уже без нашего участия.
Так, например, сейчас выглядит карточка нашего магазина на сайте afisha.ru
Нельзя сказать, что данная тактика принесла нам большой трафик на сайт. За первый год размещения мы получили порядка 20–30 переходов с каждого сайта. Это мало, но такие размещения, во-первых, положительно влияют на позиции сайта в поисковой выдаче «Яндекса» и Google, так как дают упоминания компании и ссылки на сайт, что является одним из факторов ранжирования в поисковых система
Во-вторых, забивают выдачу по брендовым запросам, что вместе с PR-статьями создает имидж компании, которой можно доверять. Если о компании много информации в интернете, значит, это не фирма-однодневка.
Для таких заведений, как бары, рестораны, экзотические сувенирные лавочки, прочие бизнесы, чьей аудиторией напрямую или косвенно являются туристы, будет полезно размещение на таких сайтах:
- tripadvisor.ru;
- kudago.com;
- restoclub.ru (для баров и ресторанов);
- zoon.ru и целый ряд других сайтов.
Плюс таких размещений в том, что карточка вашей организации может появляться в выдаче поисковых систем выше, чем собственный сайт, если он есть, так как агрегатор может иметь больший вес в «Яндексе» и Google, чем ваша площадка. Это, в свою очередь, увеличивает вероятность нахождения компании пользователями.
Нетипичные инструменты
Есть еще 2 бесплатных инструмента, которые используются не столько для привлечения трафика, сколько для создания положительного имиджа компании. К таким инструментам относятся блог на «Яндекс.Дзен», о преимуществах которого я также уже писал в блоге TexTerra, и сервис pressfeed.ru, через который журналисты размещают запросы на комментарии к новостям, а предприниматели на них отвечают.
С последним сервисом я работаю с момента его создания. За это время я получил множество публикаций в СМИ разного формата, а также у меня состоялось несколько съемок для передач таких телеканалов, как «Первый», «Москва.Доверие», «Мир» и других. Статьи и видеорепортажи я размещаю в наших группах в социальных сетях, повышая таким образом доверие и интерес клиентов к компании.
Все чаще журналисты обращаются ко мне напрямую. Среди них есть и те, с кем я познакомился через pressfeed.ru, и те, кому меня порекомендовали в качестве спикера.
Примеры публикаций и роликов о нашем магазине
Платные рекламные инструменты
Бесплатные инструменты по большей степени направлены на создание положительного имиджа компании и на то, чтобы помочь клиентам быстрее вас найти. Но чтобы вас начали искать, нужно сначала рассказать им, что и кто вы есть.
Тут уже в зависимости от бизнеса есть два варианта привлечения трафика:
- привлечение только людей, которые находятся рядом с вашим бизнесом;
- привлечение людей, которые находятся рядом с вашим бизнесом, и людей с более широкой географией.
В первом случае все просто. Допустим, вы хотите продвигать ресторан, расположенный в одном из районов Москвы. Если в вашем ресторане не мечтает побывать вся Россия, ваша целевая аудитория – это люди, которые живут, работают и просто часто бывают в том районе, где вы находитесь. Тогда вас интересует только реклама с гео-таргетингом.
Во втором случае у вас может быть компания с уникальным или редким товаром или услугой, за которыми поедут из любой точки города. Тогда вам нужна реклама и по гео-таргетингу на район вашего месторасположения, и в целом по городу / области.
Мой «Плюшкин-Вилль» – как раз второй вариант бизнеса. Покупателей мы преимущественно привлекаем из близлежащих районов, а вот арендаторов полок ищем по всей Москве и Подмосковью. Отдельные рекламные кампании запускаем даже на всю Россию.
Для продвижения по гео-таргетингу мы преимущественно используем рекламу во «ВКонтакте», Facebook, «Яндекс.Директ», Google Ads. Так как в наших магазинах есть товары для разных аудиторий, рекламу мы тоже настраиваем с разными параметрами.
Реклама во «ВКонтакте»
Вот, например, реклама во «ВКонтакте», которую мы запустили сразу после выхода из режима самоизоляции.
В данном примере мы продвигали слаймы (игрушки-лизуны), которые очень популярны среди детей и подростков. По опыту мы знаем, что чаще всего их покупают девочки, и приходят они в магазин сами, без родителей. Мы запустили рекламу товара с таргетингом на женщин до 17 лет, проживающих в радиусе 2 км от нашей торговой точки. Показы рекламы ограничили временем работы нашего магазина, так как рассчитывали, что, увидев рекламу во время прогулки по району или в парке «Сокольники», территория которого тоже попала в радиус действия рекламы, потенциальные покупатели захотят сразу зайти в магазин и ознакомиться с ассортиментом. Аудиторию по интересам и другим параметрам сужать не стали, так как слаймы, – товар для широкой ЦА, а ограничения по интересам слишком сужали аудиторию показа рекламы.
Данные по нашей рекламе
При запуске рекламы на покупателей мы всегда устанавливаем показы на радиус от 500 м до 3 км. Радиус 500 м позволяет нам охватить людей, которые работают в ближайших компаниях. Мы показываем им рекламу в течение рабочего дня, так как после работы они заходят к нам за подарками: магазин находится на пути к метро и всего в 50 метрах от него, то есть им несложно к нам заглянуть.
Когда же мы таргетируемся на жителей района, используем радиус 3 км, так как в эту зону охвата попадают и жители района, и студенты из ближайших ВУЗов и колледжей, которые после учебы едут к метро «Сокольники», и жители ближайших станций метро, которые могут заинтересоваться нашим товаром. Мы пробовали и более широкий радиус действия рекламы, но тогда аудитория очень сильно размывается, и объявления становятся неэффективными.
Реклама в Facebook
При работе с Facebook мы тоже настраиваем рекламу по гео-таргетингу, но уже ограничиваемся только радиусом 500 м, так как именно в этом радиусе находятся основные офисы компаний в нашем районе и большая гостиница, куда приезжает много командировочных. По нашей практике, реклама в Facebook лучше всего работает при таргетинге на людей, работающих рядом. Так как сейчас народу в офисах стало значительно меньше, мы уже реже запускаем рекламу на Facebook.
«Яндекс.Директ» и Google Ads
Аналогичные настройки гео-таргетинга, то есть в радиусе от 500 м до 3 км, мы используем и при запуске рекламы в «Яндекс.Директ» и Google Ads. Показываем объявления по целевым запросам, содержащим такие ключевые слова, как «Подарки», «Магазин подарков в Сокольниках», «Магазин подарков в Коньково» и так далее. В тексте объявлений обязательно указываем, что магазин находится рядом с покупателями, чтобы лучше мотивировать их к нам зайти.
Примеры объявлений в «Яндексе»
Аудитория «Яндекса» и Google отличается. Не для всех бизнесов целесообразно размещать рекламу и там, и там.
Судя по опыту, в Google сидит более молодая и технически продвинутая аудитория. В «Яндексе» – более консервативная публика. Это подтверждает и статистика «Яндекс.Метрики» сайта «Плюшкин-Вилль», согласно которой 30,3 % посетителей сайта, пришедших из поиска «Яндекс», – это люди в возрасте 35–44 дет, а 35,5 % посетителей, пришедших из поиска Google, – это люди в возрасте 25–34 лет. Доля посетителей сайта в возрасте 18–24 лет из «Яндекса» составляет всего 11,8 % от общего трафика поисковой системы, а из Google – 19,8 %, то есть почти ⅕ часть всего трафика поисковика.
На старте я бы рекомендовал вам разместить рекламу и там, и там, а спустя 2–4 недели посмотреть в системах аналитики, как ведут себя посетители, пришедшие с рекламы «Яндекса» и Google. Обращайте внимание на:
- количество посещений;
- среднее время, проведенное на сайте;
- процент отказов;
- конверсию, если на сайте можно купить товар или отправить заявку (или совершить другие действия, по которым у вас настроены цели);
- посмотрите, с каких устройств к вам чаще заходят на сайт по каждому из этих источников трафика (может быть такое, что с Google чаще заходят с мобильных устройств и время, проведенное на сайте от этого может быть меньше, чем при переходах с ПК);
- изучите поведение пользователей на сайте через «Вебвизор» «Яндекс.Метрики»;
- оцените стоимость конверсии по каждому каналу.
На основании этих данных делайте вывод о целесообразности размещения в этих рекламных системах.
Таргетинг на чужих подписчиков
Отдельно хочу сказать про таргетинг во «ВКонтакте». Там есть возможность показывать рекламу участникам конкретных сообществ, потому мы ходим по всем районным торговым центрам и находим торговые точки и точки оказания услуг, у которых есть группы во «ВКонтакте», и чья аудитория похожа на нашу ЦА. Далее мы настраиваем показ рекламы на подписчиков данных сообществ, что также приводит нам покупателей. В частности, клиенты детских парикмахерских и детских развивающих центров – тоже наша целевая аудитория, так как многие мамы интересуются и рукоделием, и товарами ручной работы и часто заходят к нам с детьми, для которых у нас в ассортименте также много интересного товара.
Похожие аудитории
Еще один лайфхак при работе с соцсетями – это создание похожих аудиторий. Работает она так: вы загружаете в рекламный кабинет список email-адресов или телефонов ваших клиентов, и социальная сеть создает по этому списку широкую аудиторию людей, максимально похожих на ваших клиентов, то есть тех, кого может заинтересовать ваш товар или услуга. Далее вы запускаете рекламу по этим людям, показы которой можно также ограничить по географическим признакам. Для этого необходимо собирать базу клиентов и покупателей. А как это делать, я уже писал в своей предыдущей статье.
Новые рекламные инструменты
Рекламные сервисы постоянно развиваются и в том числе делают акцент на создании новых инструментов для продвижения локального бизнеса.
Сервисы «Яндекса»
Если зайти на страницу торговой точки в «Яндекс.Справочнике», он предложит запустить платную рекламу на «Яндекс.Картах» и в «Яндекс.Навигаторе» и создать профиль организации в сервисах:
- «Яндекс.Кью» – ответы на вопросы пользователей;
- «Яндекс.Услуги» – актуально, если вы предоставляете услуги;
- «Яндекс.Район» – с помощью этого сервиса можно размещать бесплатные рекламные посты от лица компании.
Ответы на вопросы в «Яндекс.Кью» каждый раз приводят к всплеску посещаемости карточки нашего магазина на «Яндекс.Картах». Во многом это связано с тем, что ответы на вопросы появляются в поисковой выдаче «Яндекса».
А это месячная статистика нашей карточки на «Яндекс.Картах» из «Яндекс.Метрики» по запросам, которые темам наших ответов на «Яндекс.Кью».
Предложения с сервиса «Яндекс.Услуги» появляются на первой странице выдачи «Яндекс», что также повышает охват потенциальных клиентов организации.
«Яндекс.Районы» позволяют информировать жителей о новинках вашего магазина или о других активностях фирмы.
Будьте готовы к тому, что в «Яндекс.Районах» сидят люди, которые могут оставить и колкие комментарии, если им чем-то не понравится ваше объявление. Так, например, мы недавно искали продавца и разместили информацию об этом на «Яндекс.Районах». Получили ряд едких комментариев от людей, которые даже не удосужились вчитаться в объявление.
Avito, «Юла» и витрина на 2GIS
Не забывайте также, что многие клиенты ищут товары и услуги через сервисы бесплатных объявлений Avito и «Юла». Объявления в них можно разместить не только частным лицам, но и компаниям.
Вот, например, список объявлений услуг «Ателье» в радиусе 5 км от адреса Москва, ул. Русаковская, 29 от сервиса «Юла»:
А это предложения услуг «Ателье» у метро «Сокольники» из сервиса Avito:
Также летом 2GIS анонсировали сервис «Витрина». Мы пока не пользовались, хотя потенциально инструмент интересен как раз для офлайн-бизнеса.
Ошибка предпринимателей. Вместо заключения
В заключении хочу сказать, что даже у локального бизнеса будет больше шансов на успех, если он представлен в интернете. Так, например, на днях я рано утром возил родственницу в поликлинику в другой район. Это не обычная поликлиника, и большая часть ее пациентов – люди, которые приезжают туда специально, или которых привезли, то есть те, кто не живет рядом.
Пока я ждал ее на парковке, я захотел выпить кофе. Открыл 2GIS, но он не показал ни одной точки кофе на вынос поблизости. Тогда я пошел бродить по району и минут через 10 нашел супермаркет, в котором как раз была точка с кофе с собой. Никакой рекламы, кроме вывески на фасаде здания, у нее не было. Кофе я взял, а потом на парковке еще двое таких же ожидающих, как я, спросили у меня, где я его купил. Представьте, какой трафик могла бы получить эта кофейня, если бы ее владельцы разместили о себе информацию в интернете.
Заполнение информации о компании в Сети отнимет время только один раз, но зато будет постоянно приводить на сайт организации бесплатный трафик. Что еще нужно малому бизнесу?
Поддерживаем малый и средний бизнес Подмосковья. В связи с тяжелой эпидемиологической обстановкой производственные и сельскохозяйственные предприятия, зарегистрированные на территории Московской области, могут получить любые маркетинговые услуги «Текстерры» за 5 % от их реальной стоимости.