Новый поиск «Яндекса» Y1
В июне «Яндекс» сообщил о запуске глобального обновления поисковой системы, получившего название Y1. По словам компании, основное направление изменений – в экономии времени пользователя от задавания вопроса до получения ответа. Алгоритмы основаны на работе нейросетей и машинного обучения. На практике экономия времени проявляется в нескольких аспектах.
Быстрые ответы. Пользователь может сразу получить ответ на свой запрос без перехода на сайт. За это отвечает сниппет быстрой выдачи, который берет часть нужной информации с сайта и предлагает ее в качестве ответа.
Пример быстрого ответа в «Яндексе»
Быстрые ответы использовались и раньше. Но в 21-м году «Яндекс» активизировал работу с ними и начал выдавать их почти по всем информационным запросам. По статистике «Яндекса», сейчас поисковик показывает 130 млн уникальных быстрых ответов в месяц. При этом SEO-специалисты начали бить тревогу: в выдаче появилось больше так называемых «колдунщиков» (ответов от сервисов самого «Яндекса»), а быстрая выдача привела к снижению переходов на сайты.
Поиск внутри видео. Если ответ на запрос пользователя содержится в видео, то «Яндекс» не только предложит в выдаче нужный видеоролик, но и начнет его воспроизведение с момента, где раскрывается нужная информация.
Обновленный поиск по видео сразу включает нужный фрагмент ролика
Оценка по отзывам. «Яндекс» начал показывать сводные оценки заведений и локаций на основании отзывов, найденных в интернете. Алгоритмы анализируют большое количество отзывов (не только в числовом значении, но и в виде текста) и выдают усредненные показатели для конкретного заведения:
Сводные оценки заведения в «Яндексе» по отзывам
Умная камера. Теперь можно навести камеру в приложении «Яндекса» на интересующий предмет, чтобы найти его в интернете и получить информацию о цене и местах продажи в случае, если это товар.
Наконец, осенью 2021 года специалисты обнаружили, что в работу вступил обновленный алгоритм поиска, что сразу же сказалось на ранжировании сайтов. Теперь «Яндекс» учитывает сигналы о недобросовестности организаций для корректировки позиций их сайтов в выдаче. К таким сигналам относятся как публичные отзывы, так и внутренние данные о сделках компаний, взятые, к примеру, из статистики «Яндекс.Маркет».
До этого упор делался только на качество представленной на страницах информации: ее достоверности, емкости, точности ответов на запросы пользователя. Теперь становится понятно, что для ранжирования в поиске и сам бизнес должен вызывать доверие пользователей: отрабатывать отзывы, вести честные сделки, не задерживать отправку заказов и всячески взаимодействовать с посетителями.
«Яндекс» обновил платформу «Дзен»
Изменениям подвергся интерфейс сервиса, а также сменился подход к формированию ленты контента.
Интерфейс «Яндекс.Дзен» обновился в мае
Новый дизайн ленты усиливает роль авторов на платформе. На карточках публикаций появились аватары блогеров, а названия каналов отделены от картинки в посте и вынесены в верхнюю часть.
На карточках теперь видно количество лайков и комментариев к посту, а на видео — число просмотров. У пользователей появилась возможность подписаться на канал прямо из ленты.
Обновленный алгоритм «Дзена» теперь показывает больше материалов от авторов, на которых подписан пользователь.
В приложение «Яндекса» также добавлен отдельный раздел с видео, на который можно переключиться из ленты «Дзена». В планах компании и дальше развивать видеоформат, помогая авторам расти на платформе (сейчас пользователи проводят за просмотром роликов более 200 млн минут в день, около 25 % от всего времени на сервисе).
В июле также обновилась RSS-лента: контент в ней был разделен на «вечнозеленый» и новостной. Первый тип представляет собой стандартные посты в блогах – лонгриды, сторителлинг, лайфстайл и прочие материалы такого рода; он будет набирать реакции долго и стабильно. Новостной откручивается в течение суток, зато по показам ему отдается приоритет как более актуальному.
СМИ столкнулись со значительным падением трафика из «Яндекс.Дзена», поскольку платформа теперь отдает приоритет блогерам внутри платформы. «Еще в апреле “Дзен” перестал обмениваться трафиком с медиа», – подтвердил «Коммерсанту» представитель «Яндекса». Представители сервиса сначала предлагали медиаресурсам постить на платформе видео, а затем пообещали исправить ситуацию с помощью специальной программы лояльности.
Ключевые обновления в «Яндекс.Метрике»
Изменений за год в «Метрике» случилось столько, что хватило бы на несколько лет.
Упрощение аналитики для «новичков»: автоматические цели, навигация и подсказки.
Если раньше пользователю «Метрики» приходилось настраивать цели (события на сайте, прямо или косвенно относящиеся к конверсиям и покупкам) с правкой кода сайта, то теперь часть целей вида «Событие JavaScript» (отправка формы, клик на кнопку и т. п.) можно создавать как автоматически, так и вручную без вмешательства в код.
Автоматические цели в «Метрике» включаются в настройках счетчика
Включив настройку «Автоматические цели» в настройках счетчика, аналитик подключает систему сбора следующих целевых действий:
-
клики на телефоны и e-mail;
-
отправки форм;
-
клики по кнопкам;
-
переходы в мессенджеры;
-
поиск по сайту;
-
скачивание файлов.
Все они собираются автоматически «Метрикой» и в конечном счете попадают в отчет по конверсиям за период (после включения). Преимущество очевидно – даже новичок в веб-аналитике легко сможет собирать целевые события в два клика. Минус в том, что все эти события складываются в срабатывание одной цели и не делятся на разные формы, кнопки и ссылки. Например, вы создали автоматическую цель «клик на Email» – она будет собирать все клики на все кликабельные адреса электронной почты, расположенные на сайте. А если вы отслеживаете отправки форм, то цель будет собирать все отправки без разделения, скажем, на формы обратного звонка и общие вопросы менеджеру.
«Яндекс» также предлагает выход и из этой ситуации: в «Метрику» добавлена возможность задавать цели на клик по определенным элементам и отправку форм вручную.
Добавление цели на клик по кнопке
Например, чтобы отслеживать клики на определенную кнопку, нужно создать соответствующую цель, выбрать страницу с расположением кнопки («Метрика» дает подсказки, каким должен быть следующий шаг) и напрямую на карте сайта указать отслеживаемый элемент:
Выбор на сайте кнопки для отслеживания «Яндекс.Метрикой»
На этом упрощение работы с «Метрикой» не закончилось. «Яндекс» добавил рекомендации, основанные на анализе данных из отчетов пользователя.
Примеры рекомендаций в «Яндекс.Метрике»
Сервис автоматически анализирует показатели во всех ваших отчетах за период времени, и, кроме подсказок по навигации и созданию новых отчетов, рекомендует присмотреться к некоторым данным внимательнее, внести изменения в настройках или на сайте. В общем, система максимально направлена на то, чтобы оптимизировать работу аналитика с любым уровнем знаний.
Кроме этого, в интерфейсе появились подсказки, которые сразу же направляют пользователя к нужным отчетам. Блоки «Цели» и «Конверсии» вынесены в главное меню. То есть компания поработала и над внешним представлением сервиса.
Другое глобальное обновление сервиса заключается в корректировке системы определения роботов.
Во-первых, сервис научился лучше распознавать роботов (ранее «Метрика» в основном учитывала только тех роботов, которые не маскируются под реальных посетителей). Во-вторых, роботность как показатель была добавлена во все отчеты: теперь можно автоматически сравнивать данные с учетом посещений от роботов и без них.
Включение показа роботности в отчетах «Метрики»
По умолчанию в отчетах данные очищаются от роботов, которые явно представились системе. Дополнительный параметр роботности позволяет отсечь и всех прочих. Скорее всего, на 100 % это данные от роботов не избавляет, но компания сделала достаточно большой шаг в этом направлении.
Наконец, к ключевым обновлениям «Яндекс.Метрики» можно отнести появление аналитики пользователей в режиме кросс-девайс.
Ранее сервис определял пользователей как двух разных, даже если один и тот же человек переходил на сайт с разных устройств (несмотря на то, что возможности системы уже позволяли оценить и сделать вывод о едином пользователе). Сегодня же «Метрика» консолидирует эти визиты как посещения одного и того же человека.
В отчетах появилась возможность задать показ данных в режиме кросс-девайс и без него (как раньше):
Кросс-девайс аналитика в отчетах «Яндекс.Метрики»
Все эти новшества значительно продвигают «Метрику» как сервис для полноценной веб-аналитики и достойного конкурента другим аналитическим системам. Кроме того, «Яндекс» сделал упор на доступность сервиса и относительно легкий для понимания интерфейс, чтобы привлечь больше пользователей с базовым уровнем знаний.
Новые возможности в «Яндекс.Директ»
Как и в случае с «Метрикой», здесь разработчики пошли в сторону упрощения для новичков.
Запущен «Мастер кампаний» для быстрого и легкого старта рекламы в «Директ». Этот инструмент создан для автоматического создания и настройки рекламных кампаний любого профиля. Для старта достаточно указать целевую посадочную страницу (сам «Мастер» можно выбрать в момент создания новой РК).
Создание кампании в «Мастере» «Яндекс.Директ»
После этого система сама сформирует и предложит заголовки и тексты объявлений на основании анализа посадочной страницы и определения ее тематики. Кроме того, «Мастер» берет с сайта изображения и может вставить их в объявления после одобрения со стороны пользователя.
Здесь же можно настроить бюджеты, площадки для показа и другие базовые параметры кампании, после чего сформированные объявления отправятся на модерацию и показ (причем модерация должна проходить быстрее из-за того, что система сама выбирает наиболее корректный контент для объявлений).
В настройки кампаний добавлены новые корректировки ставок. Можно скорректировать показы для наиболее обеспеченной аудитории (премиум-сегмента), а также увеличить шансы показа объявлений в поисковых подсказках и эксклюзивном размещении на Поиске (1 место в выдаче с расширенным блоком показа).
Ставки для обеспеченной аудитории находятся на вкладке «Платежеспособность»:
Корректировки ставок «Платежеспособность» в «Яндекс.Директ»
Доступны три категории пользователей:
-
Топ-1 %. Наиболее платежеспособная аудитория.
-
2-5 %. Аудитория с высоким достатком.
-
6-10 %. Аудитория с повышенным достатком.
Ставки для показов в эксклюзивном размещении корректируются на соответствующей вкладке:
Корректировки ставок для показа в эксклюзивном размещении в «Яндекс.Директ»
Саджест – это поисковые подсказки, выводимые в виде выпадающего списка в «Яндексе» при написании запроса:
Саджест в поиске «Яндекса» с рекламной интеграцией «Директ»
Если вы хотите, чтобы аудитория видела объявления чаще, увеличивайте ставки для показов в эксклюзивном формате.
Еще одна хорошая новость – увеличение длины основного заголовка объявления. Теперь в него можно вмещать 56 символов вместо 35, как было раньше. Дополнительный заголовок при этом может скрываться, если общий текст оказывается слишком длинным, но удлиненный основной заголовок вполне компенсирует это обстоятельство: текст не придется разбивать на две части.
Наконец, «Яндекс.Директ» впервые за долгое время изменил логотип и дизайн сервиса.
Новый логотип «Яндекс.Директ» образца ноября 2021
Еще несколько важных изменений за год
-
Федеральная антимонопольная служба обязала «Яндекс» перестать давать преимущественные показы своим сервисам. Разбирательство длится еще с 2020 года, когда 8 крупных компаний подали в ФАС жалобу на недобросовестную конкуренцию. Дело во все тех же «колдунщиках» «Яндекса» – быстрой выдаче сервисов по запросам пользователя, которые собирают аудиторию, не давая ей двигаться дальше по сайтам. 20 февраля 2021 года ФАС вынесла решение о том, что жалоба имела под собой основания. «Яндекс» должен был в течение месяца:
- прекратить предоставлять преимущества собственным сервисам в интерактивных ответах;
- опубликовать условия доступа для сторонних сервисов к блоку с интерактивными ответами;
- обеспечить включение сторонних сервисов в блок с интерактивными ответами на равных условиях.
В итоге «Яндекс» откорректировал выдачу собственных блоков, правда, теперь их может заменять реклама в «Директе»:
Выдача рекламы самого «Яндекса» по поисковому запросу
Осенью «Яндекс» начал допускать сторонние сервисы в быструю выдачу, но такая возможность доступна пока не всем. Так что побороться за аудиторию всем прочим компаниям в выдаче «Яндекса» еще предстоит.
-
В июне 2021 был обновлен внешний вид поиска «Яндекса» в веб-версии. Новый дизайн главной страницы был воспринят пользователями неоднозначно: многие посчитали увеличение свободного пространства вокруг поискового поля местом под рекламу, а другие обратили внимание на выдачу пресловутых «колдунщиков».
-
В приложении «Яндекса» появился раздел для бонусных карт. В приложение можно добавить любую карту, у которой есть штрих-код или QR-код. Также можно отсканировать их умной камерой – в ней теперь есть режим для добавления карт. Голосовой помощник также настроен на открытие раздела, для этого нужно сказать «Алиса, открой мои бонусные карты».
Бонусные карты в приложении «Яндекса»
Вручную раздел можно найти в меню «Сервисы» или в своем аккаунте Яндекс ID, (адрес, телефон, история платежей на Яндексе и т.п.). ID открывается по клику на иконку профиля в мобильном приложении.
- Исследование Яндекса показало, что россияне хотят получить в подарок на Новый год. Специалисты выяснили, что на новый год мы предпочитаем получать практичные подарки. 75 % опрошенных мечтают о деньгах, новом смартфоне, бытовой технике. Подарок для души хотят получить лишь 16 % респондентов, а 9 % вообще не любят получать подарки. Половина респондентов планирует покупать новогодние подарки в интернете, притом преимущественно с мобильных устройств: на мобильный поиск приходится 2/3 запросов. Тенденция также касается новогодних товаров. Значительная часть пользователей собирается заказать онлайн новогодние украшения и продукты к праздничному столу через интернет, причем это и молодежь, и люди старшего поколения.
Обновленный интерфейс веб-поиска «Яндекса»
Большинство сервисов «Яндекса» действительно вынесены ближе к пользователю, дизайн стал более симметричным, а поисковая строка вышла на первый план над новостями. Сегодня интерфейс уже привычен большинству пользователей и вряд ли претерпит глобальные изменения в скором времени.