– С твоим уровнем технических знаний самое лучшее для тебя – вести блог, – вежливо сказал мне мой знакомый Роман, который на тот момент успешно зарабатывал в интернете на СРА. – Для блога как раз особо ничего уметь не надо, пиши себе да пиши, – развил свою мысль он. Я не обиделась. Действительно, я филолог. Технические моменты меня пугают. А для заработка больших сумм денег, оказывается, нужно много чего знать, а не просто иметь «компьютер и стабильно работающий интернет», как пишут в объявлениях.
– Вот посмотри, по некоторым кулинарным запросам цена клика 3 рубля – это очень хорошо. – Сказал он, демонстрируя скриншот из Google Trends. Я сделала вид, что поняла, насколько это хорошо, и согласилась вести блог.
– Я бы сам тоже этим занимался, но у меня терпения не хватит столько писать, – добавил специалист по заработку в интернете.
Кажется, Роман, и правда, был в курсе тенденций, потому что дело происходило еще в 2015 году, а тогда начинать с блогами было очень легко, в разы легче, чем сейчас.
Тогда была меньше конкуренция, более щадящие алгоритмы у поисковых систем, а «Яндекс» не забивал весь топ своими сервисами, типа «Дзена» и «Кью», срезая показы других сайтов.
Бывали случаи, что домохозяйка начинала публиковать рецепты на своем сайте и просто без всякого SEO-продвижения выходила на 3 000 уникальных посетителей в сутки.
Сайты – виртуальная недвижимость?
Блоги принято сравнивать с недвижимостью. Сайты, как и квартиры, приносят ежемесячный доход. Только стоимость блога раз в 10 меньше, чем стоимость квартиры с аналогичным доходом. А также его можно создать вообще с нуля с небольшими затратами.
Стоимость блога примерно равна прибыли, который он принесет за 2 года, то есть, сайт, приносящий 10 тыс. в месяц, будет стоить 240 тыс. р. При этом расходы на сайт невелики, зачастую – это оплата домена (200–700 р. /год) и хостинга (100–300 р./месяц). В моем городе, чтобы купить квартиру, которая будет приносить 10 тыс. р. в месяц, надо потратить примерно 2 млн р.
Сайты не случайно стоят дешевле квартир. Это гораздо более рискованное вложение, вы зависите от «настроения» поисковых систем, и много чего может пойти не так. Например, сейчас: ударил кризис, рекламодатели перестали давать рекламу в «РСЯ», доходы упали в 2–3 раза.
В отличие от аренды, этот доход сложно назвать пассивным, что бы там ни говорили авторы курсов по заработку на сайтах. Вам все равно придется регулярно публиковать статьи, чтобы посещаемость не падала.
Первый этап: покупка домена, настройка плагинов
На тот момент я пекла тортики на заказ. Поэтому моему знакомому и пришла мысль о кулинарном блоге. Роман уверял, что я достаточно быстро могу вывести блог на 1 000 уникальных пользователей в день, а, может, и на 10 тыс. и получать «свою 1 000 долларов в месяц».
Я купила недорогой курс по созданию блогов у одного малоизвестного автора, я же вообще ничего не знала, и приступила к делу.
Тут, наверное, никому не нужно объяснять, как приобрести домен, поставить его на хостинг, создать блог на WordPress, настроить основные плагины и файл robots.txt. К тому же есть подробнейшая статья на TexTerra, где об этом рассказывается. Также я поставила кнопки соцсетей, счетчики, добавила файл в «Яндекс. Вебмастер».
Сейчас на моем блоге стоят вот такие плагины. Может, среди них есть лишние
Как изучить SEO за выходные
– Если будешь писать уникальные статьи с уникальными фото, все будет отлично, – сказал Роман. – Конечно, успех будет зависеть от того, как составишь SEO-ядро. Я бы на твоем месте бросил все и занялся блогом.
О SEO-ядре я слышала тоже впервые.
Как же составить SEO-ядро? Роман порекомендовал брать длинные ключевые фразы, желательно от 4–5 слов с частотностью выше 1 000. То есть, чтоб эту фразу более 1 000 раз искали в месяц.
Из таких фраз надо было составлять заголовки H1, H2, а также несколько раз употреблять в тексте: в первом абзаце и в конце.
При оформлении статьи советовал использовать списки, цитаты. Вот и все SEO.
Неприличная автоматизация
Как искать ключевые фразы? Роман посоветовал мне не мучиться с «Вордстатом», а автоматизировать сбор ключевых фраз. Он рекомендовал мне бесплатное детище программки KeyCollector с говорящим названием Slovoeb.
Я настроила этот парсер по инструкции из YouTube и начала собирать запросы по разным кондитерским темам, например, «крем», «торт», «кексы» и др.
Выбирала слова нужной частотности, как написано выше, а потом еще дополняла фразами из подсказок «Яндекса». Ядро начинало вырисовываться.
Помощь Slovoeb в настройке «Яндекс.Директ»
Как-то раз от работы меня послали на живой курс по «Яндекс.Директ». Там нас учили классическому способу сбора ключей для объявлений: вписывать варианты запросов в табличку Excel, а затем составлять из них всевозможные комбинации. Я же легко собрала 100 ключевых фраз для 100 объявлений с помощью Slovoeb. Преподавателя это впечатлило. Кстати, кампания с этими фразами получилась достаточно эффективная, цена клика менее 4 рублей по тематике «базы отдыха».
SEO еще живет?
Я встречала на удивление много блогеров, которые вообще игнорируют оптимизацию. Один знакомый говорит, что SEO уже не работает, все зависит от поведенческих факторов. То есть просто пиши качественный контент, и все будет хорошо. Он активно занимается блогом уже много лет, публикует по 10 статей в месяц, и сейчас у него рекорд – 300 посетителей в сутки. Я все же думаю, что, если бы он к таким усилиям по ведению блога добавил еще немного знаний о SEO, то результат был бы в разы лучше.
Одна знакомая тоже начала вести кулинарный сайт, причем, вначале публиковала редкие фамильные рецепты типа «Сладкие пирожочки по рецепту моей бабуленьки». Посетителей совсем не было. Появились, когда она узнала о необходимости оптимизации.
Каждая домохозяйка может создать блог: начинаю писать статьи
Поначалу я настолько зажглась идеей вести блог, что готова была целыми днями писать статьи. Старалась делать пост каждый день.
Любое приготовление тортов для клиентов или еды для себя сопровождалось фотографированием. Правда, качество фото оставляло желать лучшего, ведь, когда готовишь торт на заказ, то и так обычно очень спешишь, так что фотографировала на бегу и на обычную цифровую мыльницу.
У меня была цель выйти на 1 000 уников в день. Но я не была уверена, хорошо ли я делаю оптимизацию. Поэтому думала: «В крайнем случае, напишу 1 000 статей, каждая из них приведет по 1 унику, вот и 1 000 посетителей».
Я писала статьи несколько месяцев, а посетителей в блоге не было. Мне в голову уже стали закрадываться мысли: «А что, если мой приятель просто издевался и ради шутки посоветовал мне этим заниматься?»
Преодоление песочницы «Яндекса»
Сидела девочка в песочнице… начало типичного анекдота. Я тоже сидела в песочнице «Яндекса», не подозревая об этом. Правда, «Яндекс» официально не подтверждает, что есть такой фильтр для молодых сайтов, но первые 4 месяца мой сайт не мог попасть в индекс. Что же мне помогло все-таки обратить на себя внимание поисковой системы?
Статья по теме: Существует ли фильтр «Песочница» (Sandbox) на самом деле?
Во-первых, мне было сложновато писать статьи каждый день, поэтому для мотивации я вступила в марафон блогеров в VK. Надо было ежедневно публиковать на своей страничке посты, а их репостили в большой паблик этого проекта, где было 10 тыс. читателей. Я публиковала начало рецепта со ссылкой «читайте далее на моем сайте». Конечно, рецепты не собирали столько лайков, как хайповые посты других участников, да и переходов было мало. Но социальная активность повысилась.
Посты для соцсети я писала, конечно, уникальные, чтоб не терялась уникальность статьи в блоге
Есть много преимуществ у того, чтобы писать статьи каждый день. Это избавляет от промедления и перфекционизма. Ведь можно очень долго составлять идеальное SEO-ядро, а потом собираться написать идеальные статьи. А тут ты пишешь, как придется, но некоторые тексты внезапно выстреливают. Иногда, чтобы написать пост для марафона, мне приходилось просто написать что-то быстренько даже без пошаговых фото. И, к моему удивлению, некоторые из таких неидеальных статей до сих пор остаются в числе самых популярных в блоге.
Один знакомый SEO-оптимизатор, когда я пожаловалась на отсутствие трафика, сказал: «Да ты в песочнице! Сделай прогон по Twitter».
Я нашла специалиста на форуме и заказа прогон за 200 р. В результате, сайт просто влетел в индекс. На скриншоте видно, что после прогона трафик как будто включили. И с тех пор он неуклонно рос.
Сейчас прогоны по Twitter уже никто не делает в связи с ужесточившимися алгоритмами Twitter. Делают прогоны по соцсетям, но я не знаю, насколько они эффективны. А в «Яндекс.Вебмастере» появилась аналогичная функция, помогающая привлечь поисковых роботов на сайт: это переобход страниц. Я ей часто пользуюсь.
Что еще помогло выйти из песочницы: на тот момент приближался Новый год – золотой Эльдорадо всех кулинарных блогов, когда посещаемость резко увеличивается.
Первые несколько месяцев не волнуйтесь, что нет трафика, спокойно пишите качественные статьи, ваши усилия обязательно будет вознаграждены.
Трафик идет в рост
К весне трафик составлял примерно 500 уников в сутки со взлетами на праздники. А на Пасху блог поднялся до 5 тыс. уников в сутки. Тогда я заработала свои первые 10 тыс. р. – накопились минимальные выплаты с контекстной рекламы – «Рекламной сети Яндекса» и Google AdSense.
Вот так выглядел график за год. Если в первый Новый год мне казалось, что почти 300 уников – это чудесно, то через год в эту же дату было более 5 000 посетителей.
Не все коучинги одинаково полезны
Следующей зимой я не выдержала и записалась в достаточно дорогой коучинг по сайтам.
Автор обучения утверждал, что надо писать лонгриды, сборники рецептов, делать рерайт. Для меня это было ново и не так интересно, как писать свои статьи. Поэтому я стала реже писать, и сайт перестал расти. А, возможно, сайт перестал расти, потому что стали появляться лонгриды, и люди видели, что это просто сборники, а не проверенные рецепты, которые человек сам рекомендует.
Хотя во время того коучинга я написала ряд статей, которые сейчас приносят основной трафик. То есть, качество текстов повысилось.
Как я выгорела, но не прогорела
К следующему лету посещаемость на моем сайте упала, потому что у меня было маловато летних статей. Стало 600–800 уников в сутки. Тут у меня наступило какое-то моральное выгорание, что я заплатила много денег за коучинг, а трафик стал меньше. Я стала вести блог не так активно, иногда делая перерывы по несколько месяцев. Возможно поэтому он особо и не рос с тех пор, но и не падал.
Сейчас низкий сезон, лето, посещаемость 900–1500 уников в сутки. Зимой на уровне 1500–2000. И это держится уже несколько лет. Но все равно блог, как рабочая лошадка, каждый месяц приносит мне деньги.
Как временно увеличивать трафик в разы с помощью сезонных тем
Есть две разновидности рецептов: «вечные», которые готовят круглый год, и сезонные.
Я уже ранее упоминала, что есть один хороший сезон, в который все кулинарный блоги растут – это Новый год. Если заранее написать много статей на новогодние темы, то будет большой рост. Как говорил автор коучинга «можно за один месяц заработать на машину», но это он сильно преувеличивал. То же самое касается и других праздников – 8 марта, 23 февраля и др.
Со временем я стала писать сезонные статьи не только на кулинарные темы. Например, к 8 марта в топ вышла статья, вообще не имеющая отношения к кулинарии, но посещаемость поднялась до 8 тыс. уников в сутки. Еще на один праздник одна статья вышла в топ по высокочастотному запросу, и трафик поднялся до 20 тыс. посетителей в сутки. А доход составил 35 тыс. рублей в месяц.
Есть смысл помимо обычных статей стараться собирать семантику и писать статьи к каким-то особым датам, чтобы получать перед ними многократный рост.
Монетизация
Когда произошел кризис в марте этого года, я решила оформиться как безработная. Но вскоре мне позвонили из службы занятости и сказали: «У вас зафиксирована трудовая деятельность в «ООО Яндекс». К своему удивлению, я узнала, что оформлена в «Яндексе» по договору ГПХ. Договор мы заключили, когда я подала заявку в «Рекламную сеть Яндекса».
Сейчас монетизация на сайте у меня за счет контекстной рекламы. В основном, с «РСЯ», AdSense тоже стоит, но чисто символически.
Обычно при посещаемости 1 500 доход на моем сайте составлял около 8 тыс. р. в месяц. А при подъемах на праздники – заработок мог доходить до 20–35 тыс. в месяц. Но сейчас из-за кризиса в экономике доход упал до 3–4 тыс. р. в месяц. Подруга продает рекламу на телевидении, у них точно такая же ситуация. Бизнес не работает – нет рекламы.
4 раза на меня выходили представители разных компаний с просьбой разместить ссылки. Я размещала каждую за 1 100 р., статьи они писали сами. Приятный вид заработка!
Остальное у меня не работало. Я пробовала продавать разные товары через статьи и баннеры. Эффекта не было, возможно, у меня маленький трафик для этого.
Также был негативный опыт с тизерами.
Статья по теме: Кейс по нативной рекламе в «Яндекс.Дзен»: как маленький канал искал прямых рекламодателей
Катя, мы все уронили
Как-то раз один «учитель по блоггингу» убедил меня поставить тизеры. Доход возрос на 500–800 р. в неделю. А вскоре «Яндекс» заблокировал мой сайт, оказывается, нельзя было разрешать вау-рекламу, а «учитель» забыл об этом упомянуть. Сайт вернулся на прежние позиции примерно через неделю. Поэтому больше никаких тизеров и малознакомых учителей.
Второй раз сайт уронила я сама, когда применила новую схему расположения рекламных блоков. Пару недель я радовалась возросшему доходу. А потом «Яндекс» вновь меня забанил. Оказалось, нельзя ставить на одну страницу блоки от «Яндекса» и Google, а у меня они вообще были на первом экране. Когда удалила блок от Google, «Яндекс» сразу же все вернул.
Блогеры против «Яндекса»
Сейчас вести блоги становится все сложнее. Возможно, уже писать одиночные рецепты вообще не вариант, потому что топы плотно заняты лонгридами или сайтами с подборками.
Особенно умиляет конкуренция с сервисами «Яндекса»: все эти «Дзен», «Кью» и прочие занимают первые строчки выдачи, срезая показы обычным сайтам. Не понимаю, «Яндекс» хочет, чтоб вебмастеры потеряли интерес к развитию сайтов? Google же так не делает.
Но я все равно думаю, что кулинария – такая широкая тема, что можно еще найти пути увеличения трафика и запросы, где конкуренция не так велика.
Что я планирую делать с моим сайтом дальше
К моему стыду, я очень нерегулярно сейчас занимаюсь сайтом. Первый энтузиазм прошел, я столкнулась со многими трудностями. Блог превратился в долгосрочный проект, поэтому есть искушение его откладывать, отдавая предпочтение срочным вещам. Иногда ничего не пишу месяцами.
Первоочередные шаги по улучшению моего блога, я считаю, такие:
- Регулярно писать статьи. И лонгриды, и короткие. Любая активность хороша.
- Прописать alt, description у всех фото. Вначале я их прописывала, но автор коучинга сказал, что это не обязательно, поэтому очень много фото без оптимизации.
- Работать со статьями, которые близки к топу, чтоб они поднимались. Повышать их CTR.
Несмотря на все сложности, я все равно люблю сайты. Я бы хотела скопить 100–200 тыс. р. и купить сайт с доходом. Конечно, если вы не разбираетесь в этой теме, то не стоит так делать, а то получится, как у меня с арбузным бизнесом.
Кстати, мой знакомый, который советовал мне вести блог, до сих пор уверен, что сайты – перспективное направление. И советует продолжать.
И мы, в «Текстерре», присоединяемся к этому. Наверное, поэтому наш курс «Коммерческий автор» пользуется такой популярностью. Люди, умеющие хорошо писать, никогда не останутся без дохода.