Обновил: Сергей Ломакин
Поговорим о том, как вы отдыхаете после работы, если без книг и музыки. Признавайтесь: сидите вечерком в «Ферме» и растите помидорки? Или фармите голд в танках? А может, пушите крипов, ведь теперь за это можно шмоток срубить?
Возможно, и эти игры, и этот сленг вам не знакомы. Но нельзя то же самое сказать о других. Еще Фридрих Шиллер утверждал, что человек только тогда по-настоящему чувствует себя человеком, когда играет.
Что такое геймификация и зачем она нужна брендам
Геймификация в маркетинге – применение игровых механик для решения бизнес-задач. Это помогает:
- изучать потребности целевой аудитории;
- наращивать необходимые ассоциативные связи;
- увеличивать количество взаимодействий с контентом;
- привлекать новых клиентов и удерживать старых;
- формировать потребность в продукте;
- увеличивать число продаж (в том числе повторных) и средний чек;
- вызывать положительные эмоции от взаимодействия с брендом;
- повышать лояльность и доверие пользователей;
- обучать сложным процессам и продуктам.
Проще всего реализовать геймификацию в мобильных приложениях. Например, в приложении «Тинькофф» очень много элементов геймификации (достижения, уровни и статусы). Банк даже сделал свою версию «Монополии»:
![Можно было играть через браузер с мобильных устройств Геймификация в приложении](/upload/medialibrary/052/myj9rjjknqh7kj913flsj3azmn4uvu0d/1.webp)
Главная задача геймификации – создать условия для изменения поведения потенциальных клиентов (под вашим контролем, для решения ваших целей и на ваших условиях!).
Геймификация позволяет избежать негатива и наладить почти «нерекламный» контакт с аудиторией, выгодно выделяясь на фоне конкурентов, которые ее не используют. Вы получаете больше активности, больше взаимодействий с аккаунтами в соцсетях, а значит – больше охвата. Вовлеченные в игру пользователи охотнее делятся информацией с друзьями. В итоге геймификация может дать более дешевые лиды по сравнению с другими рекламными форматами.
Серьезное преимущество геймификации перед другими инструментами – потенциальная виральность.
Основные элементы геймификации
- Придумайте вознаграждение, чтобы стимулировать пользователя к участию: ценный приз, определенный статус, похвала, признание заслуг в глазах других пользователей. Оно может быть фактическим или эмоциональным. Вознаграждение мотивирует, вовлекает и объясняет конечный результат участия в игре. Вот пример вознаграждения:
![Пример ценных бонусов за оплату тарифа продукта Вознаграждение в геймификации](/upload/medialibrary/b93/c4pmft123jmk66stpgyr22bdn4qovu0c/2.webp)
Результат должен быть понятным и иметь ценность для вашей ЦА.
- Давайте дополнительные вознаграждения – рандомные или за определенные действия.
- Соревновательный характер помогут реализовать points (баллы или очки), badges (бейджи, награды/значки) или leaderboars (списки лидеров / рейтинги). Это очень нравится пользователям. Вот пример значков:
![Такие элементы заряжают пользователя продукта азартом и повышают вовлеченность к игре Значки выдаются за достижения](/upload/medialibrary/c1f/isxng64850r77tu89mdkm9tr2psq7mj4/3.webp)
- Ограничение по времени или действию. Например, в конкурсе участвуют только пользователи, которые написали отзыв или оставили комментарий к посту. Дедлайны могут быть как для отдельных заданий, так и для игры в целом. Взгляните на этот пост TexTerra:
![Ирония в геймификации работает очень эффективно Время окончания конкурса](/upload/medialibrary/f5e/h6t78rmdwi5bd34wk6ykuh3o28z987k5/4.webp)
- Добровольное участие. Сделайте вход бесплатным и максимально простым хотя бы вначале.
- Возможность поделиться результатом. Позвольте поделиться информацией о уровне в игре с помощью соцсетей, чтобы расширить охват и завирусить игровой контент. Обычно бренды пишут, что участие в конкурсе продолжится только после расшаривания. А вот пользователь VK, который расшарил результат игры на своей личной страницы:
![У «Тинькофф» была игра, где можно было выиграть путешествие Игра Тинькофф](/upload/medialibrary/f51/tadbint2h4cths0vr48kl26pe4lghgb0/5.webp)
- Простые правила обеспечат легкий вход любому пользователю. Если сразу озадачить игрока сложными условиями, он может сдаться и отказаться от участия.
![Конкурс на Хэллоуин в сообществе TexTerra в соцсети VK Конкурс ВК](/upload/medialibrary/968/df2rtcsiwk24y7ihqur6zphfnm3u28zh/6.webp)
А вот дозированная подача новых правил и постепенное усложнение задач на каждом этапе вряд ли испугает пользователей. Сделайте легкий вход в игру, дайте легкие задания, а потом уже – более сложные.
- Система штрафов как мотивация. Если люди не совершают нужных действий и не следуют правилам игры, они получают наказание.
![Описание и дисквалификацию за нарушение лучше придумать заранее Нарушения в геймификации](/upload/medialibrary/5ff/8t7d6f39lwh0afs5vd1isgdripljpwz8/7.webp)
- Возможность достижения победы для всех. Пользователь должен иметь доступ к общему рейтингу, видеть, как он продвигается на всех уровнях игры. Тогда он поверит, что выиграть возможно.
![Рейтинг помогут узнать свой уровень в игре и заставят пользователя проявить больший интерес к игре Рейтинг участников конкурса](/upload/medialibrary/45c/vjrsgpzvoskhc8ds10x49s1hvyu9yygi/8.webp)
- Организуйте общение. Создайте чаты или закрытые группы в социальной сети. Общение с другими игроками придаст эмоциональной окраски.
![В закрытое сообщество можно попасть только по ручному одобрению администратор Закрытое сообщество VK](/upload/medialibrary/fe4/yhihkmlxdwsbdzls5wys0laka1q51f92/9.webp)
Внедрять элементы геймификации – не значит постоянно проводить розыгрыши и конкурсы. Иногда это способ обозначить ваше отношение как бренда к лояльным подписчикам / постоянным посетителям / дорогим вам клиентам.
- Возвращение ушедших пользователей. Наверняка вы видели систему награждений за ежедневное посещение приложения или сайта (например, такое есть у «Юлы»). Также можно настроить email-рассылку с призывом вернуться в игру.
![Используйте email-канал для возврата текущих клиентов и привлечения новых Email с призывом](/upload/medialibrary/cf4/tdsecme0qmxmthkuu46rqbmz4q1hzp1i/10.webp)
- Анализ и расшифровка. Используйте тестирование гипотез и аналитику для сбора/обработки данных, чтобы максимизировать эффективность геймификации, внедрять новые задания и другие методы мотивации.
Внедрять геймификационные элементы можно на разных этапах воронки продаж. Например, когда пользователь сравнивает товары или уже желает приобрести конкретный.
![Чат-бот может помочь подобрать продукт или, например, предложить приготовить пирог Чат-бот в социальной сети OK](/upload/medialibrary/94d/slli99xtww5yzjgfeb5x9g5eotnaw7jg/11.webp)
Примеры игровых механик в социальных сетях
Классический вариант геймификации – продуманная система лояльности: баллы/бонусы за покупки, накопительные скидки по количеству/стоимости приобретенных товаров. Но сейчас для внедрения интерактивности есть намного больше вариантов:
- Предложить пользователям пройти тест, чтобы проверить свои знания или узнать ответ на интересующие вопросы.
- Или организовать квесты соревновательного характера.
- Предложить решить небольшие занимательные задачи (на сообразительность, логику, воображение).
- Устроить конкурсы комментариев и лайков.
- Разработать простую игру на внимательность. Так некоторые блогеры предлагают искать подписчикам информацию в своих постах, а потом вручают призы победителям. Это увеличивает вовлеченность, эффективность контента.
- Выпустить брендированные фотофильтры и использовать в качестве вознаграждения, они в тренде.
- Запустить ограниченный по времени аукцион.
- Предложить участвовать в конкурсах за стикеры.
- Activeusers – сервис для внедрения не только игровых механик, но и автоматизированных действий. С его помощью можно создавать голосования и комментарии в виджете прямо на сайте, картинки, динамические обложки, различные визуальные игры вплоть до настольных. С Activeusers вы также можете принимать платежи, предоставлять отдельным группам пользователей платный доступ к материалам, генерировать промокоды. Есть интеграция с Senler, данными «Google Таблиц», «Яндекс.Кассой», GetCourse и CRM-системой «Битрикс». Цена в месяц зависит от тарифа: «Профи» обойдется в 1 450 р. в месяц, «Эксперт» – в 3 500 р., «Vip» стоит 15 000 р.
- Приложение «Самые активные» от LetsCover. Позволяет внедрить в группу «ВКонтакте» игры, чат-бота, рейтинговую систему поощрения подписчиков за определенные активности (лайк, вступление в группу, отзыв, публикация поста, комментарий, репост и т. д.). Пользователи могут проверять, сколько у них баллов, и смотреть рейтинг самых активных. LetsCover дает возможность использовать множество других виджетов, в том числе и динамические обложки:
- Boss.Direct – чат-бот для Инстаграма*, который помогает составлять автоворонки продаж. Вы сможете спланировать путь покупателя, знакомя его с продуктом или услугой и приводя к покупке. С его помощью можно автоматически отвечать клиентам на их вопросы в переписке, формировать готовые заявки и отправлять их в систему CRM или на почту.
- ManyChat – чат-бот для Инстаграма*. Функции аналогичны Boss.Direct.
- Bothelp – платформа для продаж через рассылки и чат-боты в Фейсбуке*, с аналитикой заявок и продаж. Сервис может автоматически отправлять личные сообщения клиентам, которые комментируют определенный пост в соцсети или нажимают на объявления. Бот позволяет дарить купоны и скидки, отвечать на общие вопросы или делиться контентом с пользователями. Цена зависит от числа контактов (активных подписчиков), минимальный тариф стоит 10 $ в месяц.
- Sub.by – конструктор игр для Инсты*. Смысл в том, чтобы самые активные лайкающие и комментирующие подписчики Инстаграма* получали баллы за свою активность. У пользователей есть возможность следить за своими успехами в таблице лидеров – подписчики могут быстро найти себя по логину. Стоимость зависит от количества подписчиков, минимальный тариф – 10 $ в месяц.
![Тесты в рекламе хорошо повышают вовлеченность Пример теста в рекламной записи VK](/upload/medialibrary/a6b/lpa4w8lbr4zkjdo43d7zn6ghzbit48ei/12.webp)
![Пример чат-бота VK, который помогает пройти квест Квест как рекламный инструмент](/upload/medialibrary/c30/f6cc9uuowjh2srsjmwyasdvl78kk1sk8/13.webp)
![Самые активные участники получают бонусы и подарки Конкурс комментариев и лайков](/upload/medialibrary/18e/us4l3f8799gavmdhpgl9qteweqmrv8fs/14.webp)
![Хотите бесплатные стикеры? Нужно подписаться на сообщество Alt: Конкурс за стикеры](/upload/medialibrary/5dd/t71b6v3knwmxc95ua75b3a2oru82c5fr/15.webp)
Хорошее решение – настроить чат-бота в соцсетях для тех, кто только что подписался. Он может помочь проводить тесты, записывать на прием и много другое. Автоворонка в чат-ботах – это, как правило, смесь полезного контента и постов, наглядно демонстрирующих экспертность.
![Прежде чем что-то предлагать — дайте ценную информацию Автоматическая воронка VK](/upload/medialibrary/772/zsk2lgcqy84m8dirvfc3nx9y31w584gs/16.webp)
Бонус: 10 сервисов для геймификации, которые стоит освоить
Теперь несколько специализированных ресурсов для внедрения геймификации:
![Этот и другие похожие виджеты работаю благодаря API Пример динамического виджета VK](/upload/medialibrary/bfc/0hjxv7v30xzbopgzbb7qsmcwzwzlacs9/17.webp)
Основной тариф стоит 990 рублей в месяц. Профессиональный — 2 990 рублей в месяц.
Здесь есть необычные настройки, которые помогают превратить ваш профиль в настоящее «поле битвы»:
- Можно выставить максимум комментариев от 1 человека на пост. Например, 5. Это значит, что за 6 и последующие комментарии баллы начислены не будут.
- Можно ограничить посты, на которых можно проявлять активность. К примеру, на последних трех. То есть за более старые записи баллы начисляться не будут.
- Установить минимальное количество слов в комментарии. К примеру, 4 слова. И все бессмысленные комментарии (менее 4 слов) сразу можно будет отсечь.
- Можно вручную добавить или отнять баллы у любого участника. Это открывает большие возможности розыгрыша баллов. Например, сразу в Stories или прямых эфирах Инстаграма*.
![Представлены 12 готовых идей для игр Sub.by — конструктор иг](/upload/medialibrary/584/yzac0fgk1qrcz1yoje2e80zslvb9xbzs/18.webp)
- Pointagram – командный онлайн-сервис в виде игры, которая визуализирует ваши общие достижения. Позволяет устроить соревнования между сотрудниками, – например, на звание «Сотрудник года» – проводить для них викторины и опросы, давать отдельные задания и трофеи за их выполнение, создавать образовательные тесты.
Можно пользоваться сервисом бесплатно, но с ограниченным функционалом. Стоимость полной версии – от 4 евро в месяц.
- Sailplay – сервис для автоматизации маркетинга. Позволяет создавать триггерные письма, сегментировать клиентов, создавать программы лояльности и т. д.
- Learnis – инструмент для разработки квестов жанра «выход из комнаты», викторин или терминологических игр «Объясни мне». Подойдет образовательным проектам.
- Evolution+ – виртуальная облачная платформа для геймификации. Позволяет выстраивать последовательный игровой сюжет, с постепенным погружением. Достижения демонстрируются в новостной ленте, рейтингах и личных профилях. Система коммуникаций позволяет публиковать новости, вести личные блоги, просматривать и оценивать достижения игроков, ставить лайки и получать отзывы. В процессе игры участники получают различные задания – миссии, за выполнение которых выдаётся награда. Виджеты платформы легко подключаются к сайтам и могут быть оформлены под фирменный стиль бренда. Платформа накапливает большое количество информации о клиентах и пользователях: данные соцсетей, история активности и покупок, личные предпочтения и многое другое. Аналитика позволяет сегментировать клиентскую базу по различным признакам, выявлять тенденции, проводить эффективные маркетинговые акции. Цена по запросу.
Выводы
Геймификация вряд ли потеряет актуальность в 2023 году и в ближайшем будущем. В первую очередь потому, что она очень привлекательна для многих пользователей: «хлеба и зрелищ» люди хотят всегда.
Чтобы игровой подход приносил пользу для бизнеса, нужно:
- Формировать тематические онлайн-сообщества вокруг вашего бизнеса с помощью социальных механик.
- Учитывать интересы целевой аудитории и выбирать соответствующий формат.
- Использовать тренды, чтобы привлечь больше пользователей.
- Не делать механики и правила сложными.
- Уделять внимание дизайну.
- Предлагать достойные бонусы за расшаривания, чтобы постараться сделать игру вирусной.
- Использовать ньюсджекинг, связывать игровой процесс с реальностью – праздниками, значимыми событиями.
Внедрение игрофикации – только один из способов коммуникации и вовлечения аудитории. Чтобы по максимуму добиться охвата ЦА, отстройки от конкурентов и повышения лидов, необходимо комплексный интернет-маркетинг.
*принадлежит организации Meta, признанной в России экстремистской
Читайте также:
Зачем мне контент-маркетинг, если я запускаю контекст?
Рынок разработки 2023: прогноз TexTerra
PWA-приложения: гайд по главному тренду в мобильной разработке