Собственнику бизнеса полезно разбираться в продвижении – так можно сэкономить деньги на маркетинговой команде, особенно на первых порах. В этой статье мы разобрали основные навыки маркетологов и инструменты, которыми они пользуются.
1. Создание сайта или магазина
Первый шаг при выводе бизнеса в онлайн – создание витрины продукта. За этим можно обратиться к агентству или фрилансерам, а можно сделать самому.
Для создания простого магазина, особенно на начальном этапе, достаточно конструктора сайтов — сервиса, с помощью которого можно сделать сайт без кода.
Рассмотрим конструкторы сайтов на примере Tilda:
Видеообзор сервиса
С помощью Tilda можно создать лендинг – одностраничный сайт-витрину. Результативность лендинга можно отслеживать прямо в сервисе.
Можно сделать и большой сайт из блоков: их в Tilda – 550, для разных целей. При этом сайт будет адаптирован и под десктопную, и под мобильную версии.
Здесь же можно подключить платежи. Пользователи смогут оплачивать заказы картой, через телефон, Яндекс.Деньги или через PayPal. Данные о заказах будут передаваться на почту, в Google Drive или в выбранную вами CRM.
Tilda — не единственный сервис создания сайтов. Есть также Ecwid и Wix.
2. Постановка целей и KPI
Второй шаг в маркетинге – постановка KPI и целей, распределение задач и назначение исполнителей.
Командной работе над проектами поможет Trello – облачная программа для управления проектами.
С помощью Trello работа над любым проектом становится прозрачной, а все люди в команде видят, на каком этапе и в каком состоянии находятся дела. Для этого достаточно создать доску, посвященную проекту.
Задачи можно передавать другим исполнителям, устанавливать им срок и группировать по тегам («В работе», «Выполнено»). В карточках можно писать тексты и прикреплять вложения любых форматов.
Trello можно установить как на IPhone, так и на Android. Это полубесплатный сервис, поэтому есть некоторые ограничения. Например, в бесплатной версии вес вложений ограничивается 10 Мб. В тарифах Standart (5 долл./мес.), Premium (10 долл./мес.) и Enterprise (17.5 долл./мес.) ограничения размеров файлов нет.
Как и в случае с Tilda, у Trello есть аналоги: Asana и Notion.
В работе с показателями, подсчетами и большими объемами данных помогут Google-Таблицы. Это бесплатный сервис, работающий онлайн.
В Google-таблицах можно делать практически любую работу, для чего в сервисе есть шаблоны разных таблиц.
Можно создать и свой документ, без шаблонов. Особенно полезной будет функция «Формулы», с помощью которой можно настроить автоматический подсчет любых показателей:
Здесь можно открывать и уже имеющиеся на компьютере Excel-документы: для этого загрузите файл на Google Диск с помощью кнопки «Создать» и откройте его как гугл-таблицу.
Конечно же, и у Google Диск а есть аналоги — Яндекс.Документы и Excel (платная офлайн-программа).
3. SEO-продвижение
Сайт создан. Теперь нужно поднять его в топ. Сделать это можно с помощью SEO – продвижения сайта в поисковиках.
«Подбор слов» от Яндекса подскажет, чем интересуются люди. Останется только внедрить нужные слова в свой контент:
Serpstat поможет работать над SEO-задачами комплексно: мониторить поисковую выдачу, группировать ключевые фразы, отслеживать долю на рынке и ее динамику, анализировать ссылки.
Видеообзор сервиса Serpstat
4. Работа с социальными сетями
Важный раздел маркетинга сейчас – SMM: в соцсетях сидят 98% пользователей интернета.
Поэтому маркетологи активно работают с соцсетями, но не только постят контент, а еще и продвигают его с помощью таргета и блогеров.
Визуальное оформление контента
Canva поможет в работе с любым визуальным контентом, в том числе с тем, который не предназначен для постов в соцсетях. Этот облачный сервис может работать на десктопе, iOS и Android.
Изображения, статичные и анимированные, можно создавать самостоятельно или делать по шаблонам:
Чтобы создать изображение, нужно выбрать, где оно будет опубликовано:
К изображениям можно добавлять новые слои с надписями, фигурами и другими изображениями:
У Canva есть аналоги — Crello, Figma.
Также существуют такие программы, как Inshot (iOS), которая помогает делать видео и фото для stories и постов. Сервис платный (1 150 руб./мес.), но есть у него есть ограниченная бесплатная версия.
В Inshot можно делать фото, видео и коллажи.
Видео можно изменять: добавлять фильтры, надписи
Выбранные фото автоматически складываются в коллаж
Кроме Inshot можно выбрать InStories (iOS и Android), Unfold (iOS и Android) или Mojito (iOS и Android).
Работа с текстом
«Главред» — это сервис, который создал редактор Максим Ильяхов. «Главред» поможет улучшить читаемость текста и очистит его от словесного мусора.
Существуют похожие на «Главреда» сервисы. Это text.ru (проверка тестов на ошибки и уникальность) или «Орфограммка» (вычищает из текста ошибки и неточности).
Таргетированная реклама
Чтобы рекламировать товары и услуги широкой аудитории, нужно уметь настраивать таргет. О том, как это делать для разных соцсетей, мы писали в статьях, посвященных таргетам в:
Для работы с аудиториями стоит использовать сервисы-парсеры. Один из них – Pepper Ninja. Он поможет узнать аудиторию конкурентов, найти Instagram-аккаунты тех, кто подписан на вас в ВКонтакте, собрать аудиторию по указанным параметрам и многое другое.
Pepper работает с аудиториями в VK, OK, Instagram, Facebook
Сервис платный и стоит 490 руб. в месяц. Бесплатный пробный период длится три дня. Если он не понравится, можно выбрать аналоги: Церебро или ТаргетХантер.
Поиск блогеров и работа с ними
Каждый маркетолог знает, что инфлюенс-маркетинг – эффективный канал рекламы, если правильно подобрать блогера.
Adinblog помогает найти блогеров, работающих в разных тематиках. Всего в базе более 81 тыс. блогеров из более чем 50 городов России.
Найденных блогеров можно сразу же проанализировать: накручены ли подписчики, какой уровень вовлеченности
Сервис платный — от 500 до 5000 руб./мес. Два дня можно пользоваться бесплатно. Или выбрать аналоги: TrendHero и GetBlogger.
5. Запуск email-рассылок
Объем сообщений электронной почты в 2020 году вырос на 45% – пользователи явно не планируют отказываться от этого канала связи. Email используют даже тинейджеры, а процент открытия писем составляет 22,8%. Это очень много по сравнению со средним процентом вовлеченности в соцсетях — 0,6%.
Поэтому маркетологам и собственникам бизнеса нужно уметь запускать email-рассылки.
С помощью сервиса Sendpulse можно сверстать и отправить рассылку с текстом, ссылками, изображениями и видео, формой оплаты и многими другими дополнениями.
Видеоинструкция по созданию шаблона рассылки
Аудиторию, для которой предназначена рассылка, можно сегментировать по полу, возрасту или геолокации. Можно отправлять рассылки тем, кто не открыл предыдущее письмо, а также делать A/B-тестирования.
Также Sendpulse позволяет создать форму подписки на рассылку, которую можно разместить на своем сайте:
Это бесплатный сервис, но если в вашей базе подписчиков больше 500 человек, то нужно купить платный доступ по цене от 490 руб./мес. И, конечно же, можно предпочесть другой аналогичный сервис: MailChimp, Unisender или GetResponse.
6. Аналитика продвижения
Последний шаг – анализ результатов. Это нужно для того, чтобы вовремя корректировать и улучшать курс продвижения.
Для анализа работы сайта маркетологи чаще всего используют Яндекс.Метрику.
Этот сервис позволяет проанализировать посещаемость веб-сайта и поведение пользователей, измерить конверсию интернет-рекламы. Счетчику Метрики можно задать до 200 целей. Отчеты предоставляются за текущий день и обновляются каждые 5 минут.
О Метрике мы писали в статье «Как использовать "Яндекс.Метрику": подробное руководство для начинающих»
Похожий сервис – Google Analytics.
Оцифровать результаты продвижения в соцсетях поможет Popsters. Сервис считает видимые данные (реакции на посты) и просмотры (за все время или за конкретный период).
С помощью Popsters можно анализировать как свои, так и чужие аккаунты
Сервис позволяет сравнить результативность разных постов и выгрузить это в виде отчета. Анализировать можно посты из 11 соцсетей: ВКонтакте, Facebook, Instagram, TikTok, YouTube, Telegram, Oдноклассники, Twitter, Twitch, Coub, Flickr. Первые 10 загрузок в каждой соцсети – бесплатно. Затем нужно выбрать один из тарифов, которые стоят от 399 до 1 899 руб./мес.
Также можно выбрать похожий сервис – LiveDune. А узнать, что о вас говорят в сети, можно с помощью Youscan.
О других сервисах аналитики соцсетей мы подробно рассказали в статье «Как оценить SMM-продвижение в цифрах: 24 сервиса статистики и аналитики соцсетей».
Советы предпринимателей и экспертов
Чтобы вы могли определиться с тем, какие сервисы выбрать, мы спросили предпринимателей и маркетологов, какие из них они рекомендуют коллегам.
Исследование целевой аудитории: Яндекс.Взгляд
Хранение клиентской базы: Битрикс24
Клиентской базой надо как-то управлять, а для этого ее нужно где-то хранить. В Excel это делать не особо удобно, поэтому лучше подумать о CRM-системах. Например, о Битрикс24. Кстати, в нее встроен и собственный сервис рассылок, что позволяет в несколько кликов оповестить всех клиентов о важной информации.
Работа с рекламой конкурентов: Publer.pro
К сожалению, у «ВКонтакте» в публичном доступе нет аналога библиотеки рекламы Facebook. Зато есть несколько альтернативных сервисов для отслеживания рекламной деятельности конкурентов.
Во время мониторинга рынка этот сервис позволил мне найти рекламу конкурентов, которые занимались привлечением клиентов для строителей, в то время как другие сервисы эту рекламу даже не видели. Возможно, это связано с более частым обновлением базы данных или с какими-то другими факторами, но высокую эффективность этого сервиса я для себя отметил.
Работа с контекстной рекламой: Spywords
Если на ваши продукты или услуги существует устойчивый прямой спрос, отличным решением будет запуск контекстной рекламы. Первую рекламную кампанию вы можете запустить самостоятельно, посмотрев, по каким запросам продвигаются конкуренты.
Для руководителей я рекомендую использовать этот сервис в качестве источника информации о конкурентах: какие объявления они пишут, какие бюджеты на рекламу используют.
Предприниматель всегда должен знать ответы на два вопроса: какую проблему решает его продукт и чем его продукт отличается от продуктов конкурентов. От этого зависят и позиционирование продукта, и целевые для компании сегменты, и общие принципы коммуникации.
Чтобы ответить на первый вопрос, нужно изучить своих потребителей. В этом помогут сервисы опросов (Яндекс.Взгляд, «Анкетолог»), группы в социальных сетях, «отзовики», сайты с обзорами продуктов (компании или конкурентов), сторонние исследования потребительских предпочтений (их часто делают такие консалтинговые и аудиторские компании, как Deloitte, PWC, KPMG и др.)
Для ответа на второй вопрос понадобится та же информация от потребителей. Так, в ходе интервью с клиентами, предприниматель узнает, почему они предпочли его компанию всем остальным. Плюс нужно изучить продукты и коммуникацию конкурентов: их сайты, содержание рекламных сообщений (SEMrush, Serpstat, «Мегаиндекмс» – для изучения объявлений в контексте, библиотека Facebook — объявлений Facebook/Instagram, Publer – объявлений в ВКонтакте, Adbeat — объявлений в YouTube), сделать тестовые заказы/обращения за услугой, написать бывшим менеджерам конкурента.