SEO-продвижение сайта от 150 000 рублей

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Демаркетинг: как понизить спрос так, чтобы бизнес только выиграл Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Демаркетинг – это вид маркетинга, направленный на... снижение спроса среди всей целевой аудитории или определенных ее групп. В каких случаях без этого не обойтись, читайте в нашей статье.

Демаркетинг, тлен и безысходность

Слово «демаркетинг» немного пугает. Снижение спроса, падение прибыли, разорение и нищета – примерно такие ассоциации были у меня, пока я не начала работать над этой статьей. Оказывается, не все так плохо: задача демаркетинга – действительно снизить спрос, но для блага самого предпринимателя.

Представим молодого бизнесмена, который изготовил и начал продавать новый товар, – допустим, необычные сувениры. Запустил рекламу по всем фронтам и столкнулся внезапно с невиданным спросом. Он-то думал, раскупят первую партию – и хорошо, на выручку он сделает больше продукции и будет постепенно раскручиваться. Но внезапно спрос превысил предложение, и бизнесмен понял, что с такими оборотами он просто не справится. Расширять производство пока возможности нет, да и не готов он морально к этому. А значит, придется сбавить обороты – пусть даже искусственным путем. Демаркетинг в этом случае выступает как повод в руке возницы, которым он сдерживает чересчур резвого коня.

Еще пример демаркетинга. Вот элитный бар с крафтовым пивом, где собирается своя целевая аудитория: богема, хипстеры, высокодуховные девы, которые ведут интеллектуальные беседы под стаканчик темного хмелевого. Вдруг с мороза врываются пьяные личности и рвут эту теплую ламповую атмосферу в клочья.

Хорошо получится? Нет. Если пускать в бар всех подряд, можно потерять постоянных посетителей и ничего не приобрести взамен. Значит, надо исключить подобные элементы из своей ЦА.

Статья будет вам полезна, если:

  • спрос на вашу продукцию превысил предложение;
  • вы не справляетесь с оборотами и хотите немного придержать коней;
  • слишком много тратите на рекламу;
  • хотите скорректировать ЦА.
Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Почему спрос превышает предложение?

Чаще всего такое возникает по неопытности: молодые предприниматели неправильно прогнозируют спрос, обороты и прибыль и предполагают более низкие объемы продаж, нежели получается на самом деле. Однако попасться в эту ловушку может и опытный бизнесмен: например, при запуске новой линии или позиции товара.

Также резкий скачок спроса возможен при активной рекламе на всех фронтах. Контекст, таргетинг, реклама в офлайне – предприниматель хотел как лучше, а получил небывалую покупательскую активность. Не все могут справиться с возросшим спросом, и лучшим выходом из ситуации может стать демаркетинг. Эта мера может быть временной – до тех пор, пока ситуация не стабилизируется и вы найдете выход из положения.

Чем это грозит предпринимателю?

Ничем хорошим. Слухи распространяются быстро, и конкуренты не упустят возможности воспользоваться вашим просчетом:

  • Вы можете потерять клиентов: многим товар просто не достанется, его раскупят. Разочарованные клиенты уйдут к конкурентам.
  • Вы можете потерять репутацию и закрепить за собой звание того, кто не справился с бизнесом.
  • Вы можете потерять сам бизнес: сгоряча увеличите обороты, нарастите производственную мощность, влезете в кредиты и… не потянете.

Виды демаркетинга

Разделяют три вида демаркетинга. В бизнесе чаще всего используется активный, направленный на снижение спроса. Тот самый, о котором написана эта статья. Пассивный демаркетинг использует в основном государство, чтобы рассказать о вреде товара для потребителей. Чаще всего в невыгодном свете представляют табак и алкоголь, вредные продукты – пальмовое масло, глутамат натрия и т. д. Есть еще абсолютный демаркетинг – полное изъятие товара из продажи, если он устарел, не пользуется спросом или оказался некачественным.

Что такое демаркетинг

Попробуйте-ка найти в продаже такой раритет!

Стратегии демаркетинга

1. Общий демаркетинг

Когда спрос искусственно снижается для всех клиентов, а не для выборочной ЦА.

Пример: компания повышает цены абсолютно на все, и у клиентов не остается выбора: хочешь покупай, а хочешь – ищи там, где подешевле.

Суть: брать не количеством, а качеством.

Методы: увеличение стоимости товара, отказ от рекламы.

Итог: сокращение количества клиентов, снижение оборотов.

2. Выборочный демаркетинг

Спрос снижается только для определенной ЦА. Это может быть неплатежеспособная аудитория или нежелательные клиенты.

Пример: тот самый бар, который хочет сохранить теплую ламповую атмосферу и избавиться от гопников с района.

Суть: отсеиваем ненужных, оставляем выгодных.

Методы: повышение цены, позиционирование бренда сугубо для определенной ЦА.

Итог: остаются только желанные клиенты, которые приносят реальную прибыль без особых затрат.

3. Кажущийся демаркетинг

Используется в основном в продажах дорогих товаров и услуг: ювелирных изделий, автомобилей премиум-класса, дорогих путешествий. Даже если спрос не превышает предложение, цена на товар сильно завышается, происходит его переоценка.

Пример: турагентство путешествий Hurlingham предлагает самую дорогую путевку в мире – стоит она 1,5 миллиона долларов на двоих. Тур длится два года, путешественники посещают самые известные мировые достопримечательности, проживая в роскошных отелях и перемещаясь по миру в элитных лайнерах и самолетах. На всяк товар есть свой купец: находятся люди, готовые выложить за это кругленькую сумму

Суть: у нас только для VIP.

Методы: увеличение цены, создание имиджа товара для избранных.

Итог: невыгодные для продавца сегменты рынка отсеиваются.

Читайте также
1 014 235
Как запускать рекламу в «Яндекс.Директ» в 2024 году — полный гайд

Без Google Ads тоже есть жизнь! Теперь Яндекс — единственный эффективный инструмент для настройки контекстной рекламы в России, который постоянно обновляется.

597 337
Как сделать коммерческое предложение, чтобы клиенты у вас купили

Хорошее коммерческое предложение склонит чашу весов в вашу пользу, если клиент вообще рассматривает вас как подрядчика. И наоборот: средненькое КП окончательно убьет намерение сотрудничать.

442 320
Реклама «ВКонтакте»: 100+ примеров для вдохновения

Иногда, пролистывая ленту новостей «Вконтакте», я натыкаюсь на такую креативную рекламу, что просто не могу удержаться от того, чтобы кликнуть по ссылке.

Как снизить спрос с помощью демаркетинга?

Вот мы и подошли к конкретике. Разделяют несколько способов демаркетинга.

1. Увеличение цены продукта

В обычной ситуации это гарантированно приведет к потере части ЦА и уменьшению прибыли. В условиях повышенного спроса спрос и предложение сбалансируются.

Пример: Дмитрий Шапошников рассказывал журналу «ХитёрБобёр.ru» о примере демаркетинга, свидетелем которого он стал, работая в компании оператора связи «Северо-Кавказский GSM». Рост числа абонентов шел слишком бурно и превышал предложение. Чтобы сохранить качество связи и лояльность уже имеющихся клиентов, компания была вынуждена увеличить цену новых SIM-карт ровно в пять раз. Количество новых абонентов сократилось, а через несколько месяцев, когда оборудование было усовершенствовано, цены вернулись на прежний уровень.

Повышение цены может также привести к отсеву части ЦА, которая не готова платить столько за товар. Так у вас останутся самые верные и преданные, которые не откажутся от продукта, даже если его стоимость увеличится.

Кстати, иногда повышение цен становится рекламной акцией. Не факт, что цены повысятся, а если и повысятся, то ненамного. Задача компании в этом случае – стимулировать клиента купить товар как можно скорее, успеть до повышения.

2. Сворачивание рекламной кампании

Иногда достаточно оставить один рекламный канал – в зависимости от того, откуда идет больше трафика и какая ЦА является для вас приоритетной. Например, если у салона красоты и так много клиентов, которые приходят по сарафанному радио или узнали о салоне из рекламы по ТВ, нет смысла активно рекламироваться в интернете. Страницу в Instagram вести можно, но не более: с контекстной и таргетированной рекламой лучше пока подождать.

3. Позиционирование компании как элитарной, не для всех

Цель такого поведения – мягко исключить часть ЦА, которая вам не столь важна или мешает сложившемуся имиджу. Вспоминаем пример с баром и смотрим, как это действует на практике:

Демаркетинг и что это такое

Вряд ли асоциальный элемент придет туда, где обитают философы, музыканты и художники

4. Отказ от убыточных клиентов, которые не приносят особой прибыли, а мозг выедают регулярно

Например, абоненты сотовых операторов, подключающие дешевый тариф и названивающие в службу техподдержки по любому поводу. Одна американская компания, работающая в сфере телекоммуникаций, провела анализ обращений клиентов в техподдержку и выяснила, что многие клиенты постоянно обращаются за помощью. Значит, наши услуги им не нравятся, решила компания и отказалась от этих клиентов.

А ведь есть еще халявщики – отдельная порода людей. Многие компании проводят бесплатные дегустации, пробные посещения, чтобы привлечь потенциальных клиентов и сделать их постоянными. Однако далеко не все хотят тратить деньги: с удовольствием пользуются платными услугами, а реально покупать товары не желают.

Бороться с этим можно: достаточно сократить количество бесплатных акций и перестать чувствовать себя доброй феей. Отказаться от тех, кто мешает работе компании, даже если придется лишиться части прибыли.

5. Прямолинейный отказ обслуживать часть ЦА

Жесткий, но эффективный прием. Так поступают в кинотеатрах, ставя возрастные ограничения на некоторые фильмы.

Более мягкий вариант – модные барбершопы, которые культивируют культуру мужских клубов и не рассчитаны на посещение девушек. Нет, их, конечно, не выгоняют – реклама и позиционирование в целом построены таким образом, что девушки сами туда не пойдут.

6. Создание альтернативного направления, на которое переключится внимание клиентов

Например, вместо необычных сувениров, на которые и так спрос превышает предложение, продвигать нераскрученных расписных матрешек. Схема та же: реклама, акции-скидки, сарафанное радио и другие инструменты маркетинга.

Так поступают и в случаях, когда повышенный спрос возникает на товар с малой доходностью. Например, детские игрушки, товары для дома – купить их можно везде, высокую наценку на эти товары не сделаешь. Раз уж покупатели обратили внимание на ваш бренд и хотят покупать именно у вас, предложите им более маржинальные товары: сезонку, гаджеты и смартфоны, модные товары типа спиннеров, которые отлично продавались в прошлом году. Да, спрос будет по-прежнему велик, но вы хотя бы получите больший доход.

Еще вариант: вы открыли точку по ремонту айфонов в маленьком городке, жители которого слабо представляют, что это вообще такое и зачем это им нужно. Клиентов у вас мало - значит, есть смысл переключиться на более полезные жителям услуги: ремонт недорогих телефонов, ноутбуков, прочей техники.

7. Формирование негативного мнения о товаре, на который завышен спрос

Еще один способ, но к маркетингу он относится с большой натяжкой. Чаще всего так поступает государство: помните, как на пачках сигарет появились устрашающие фото, а в прошлом году значительно поднялись цены на табак? Результат – многие бросили курить, так как это стало слишком накладно. Однако для бизнеса это очень рискованный шаг: можно угробить свою репутацию навсегда. Зато такой метод могут использовать конкуренты – это называется контрмаркетингом.

Демаркетинг и контрмаркетинг: в чем разница?

Многие путают эти понятия. Демаркетинг, как уже говорилось, – это снижение спроса самим предпринимателем для его же блага. Это может быть уменьшение оборота, отказ от рекламы, потеря части ЦА – главное, сохранить бизнес, репутацию и доброе имя.

Контрмаркетинг – намеренная дискредитация товаров конкурентов, которая влечет за собой снижение спроса. Конечная цель контрмаркетинга понятна: если не утопить, то хотя бы навредить конкуренту и переманить к себе часть его клиентов.

Примеры войны брендов мы видим на каждом шагу. Рестораны фастфуда, компании сотовой связи, автомобильные концерны стараются подмочить репутацию друг друга и не скрывают этого.

Демаркетинг и контрмаркетинг

Еще один пример контрмаркетинга от королей фастфуда

Как обезопасить себя от убытков

Демаркетинг – штука рискованная, при неправильном подходе есть шанс потерять уже имеющихся клиентов. Чтобы избежать убытков, просчитайте все статьи доходов и расходов: рекламный бюджет, затраты на обслуживание клиентов, соотношение бесплатных и платных услуг, расходы на организацию мероприятий, на доставку товаров, объем продаж в каждом сегменте ЦА и прибыль, которую она, эта ЦА, приносит. Задайте себе вопросы:

  • действительно ли спрос превышает предложение?
  • какой сегмент ЦА наиболее выгоден, а какой является балластом?
  • что вы потеряете, сократив ЦА?
  • что приобретете взамен?
  • что вы потеряете, убрав бесплатные услуги?
  • что приобретете взамен?
  • что вы потеряете, повысив цены на товар?
  • какую выгоду от этого получите?

Честные ответы и грамотный подробный бизнес-план дадут вам понять, нужно ли проводить политику демаркетинга и к чему это приведет. В любом случае желаем удачи!

Наладим вам продажи

– а начнем мы с бизнес-аналитики

Подробнее
Поделиться статьей:

Новое на сайте

21 ноя 2024
2 280
Как понять, что ваш SEO-специалист никуда не годится - чек-лист

10 пунктов, которые скажут, что пора искать замену.

20 ноя 2024
298
Трендвотчинг: как пресловутая «насмотренность» может спасти или уничтожить ваш бизнес

Как знание тенденций поможет вытянуть бизнес из любой, даже самой глубокой ямы.

20 ноя 2024
269
Как заставить подчиненного выполнять поручения ответственно и в срок

Или как заставить подчиненных выполнять ваши распоряжения с улыбкой и песней.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.