Власти посчитали цену «закона Яровой»
В Минкомсвязи оценили предстоящие расходы интернет-компаний на исполнение «закона Яровой». Суммы впечатляют: около 10 млн рублей единоразово и около 120 тыс. ежемесячно.
Откуда такие цифры?
Для исполнения требований закона (а точнее двух законопроектов, которые скоро вступят в силу) у операторов нет технической базы. Ее нужно нарастить – за счет самих операторов, разумеется. Вот лишь некоторые обязательные затраты (информацию предоставил «Коммерсантъ» на основании документов Минкомсвязи):
- Аппаратно-программный комплекс для хранения данных – 3,5–8,3 млн. рублей.
- Модуль для обработки информации – до 1,8 млн. рублей.
Сюда нужно прибавить еще и ежемесячные затраты на зарплаты специалистам, которые будут обрабатывать и расшифровывать данные.
В Минкомсвязи оценили расходы компании Rambler Group: почти 11 млн рублей единоразово и 1,4 млн рублей ежегодно. А больше всего «попали на деньги» операторы сотовой связи. По их собственным подсчетам, озвученным в коллективном письме Председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко, исполнение закона обойдется в 2,2 трлн (!) рублей для каждой компании.
Что это даст
Кратко напомним суть «закона Яровой»: интернет-операторы обязаны хранить трафик ВСЕХ пользователей (а это тексты, картинки, видео, голосовые сообщения) в течение 30 суток. Кроме того, они должны расшифровывать пользовательские сообщения и предоставлять ключи к зашифрованному трафику по первому требованию спецслужб. Цель этих мер – борьба с терроризмом. Удалось выяснить, что при подготовке взрыва в петербургском метрополитене террористы связывались между собой через мессенджер. Правда, какой именно, мы вряд ли узнаем. ФСБ объявило, что это был «Телеграм», из-за чего мессенджер заблокировали на территории РФ. В защиту своего детища Павел Дуров заявил, что террористы пользовались WhatsApp, аргументируя данными онлайн-издания Republic.
Официально закон вступил в силу 1 июля. Но интернет-компании откладывают его исполнение по легальным причинам: нет сертифицированного оборудования для обработки данных. Деньги тут совсем не причем (здесь должен быть ехидный смайлик, но наша верстка его не поддерживает).
Все, кто «в теме», понимают, что на пути к реализации «пакета Яровой» масса подводных камней:
«Основная проблема у нас не отсутствие закона, а его повсеместное нарушение или несоответствие реалиям. Т. н. «пакет Яровой», а именно Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности опирается на существующие законы, которые не соблюдаются. А не соблюдаются они по простой причине – они избыточны, потому что пишутся под крупные компании, но соблюдаться вроде как должны всеми.
Например, закон N 374-ФЗ вносит поправки в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ, который и так не соблюдается годами. Согласно этому (действующему на сегодняшний день) закону каждый владелец сайта должен поставить сайт на учет, хранить «информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию об этих пользователях в течение одного года с момента окончания осуществления таких действий;». Все комментарии, сообщения пользователей и прочее нужно хранить минимум год. Заявки через формы обратной связи, судя по всему, тоже. Я не знаю, должны ли вы сохранять себе половину «Ютуба», если у вас на сайте постят видео (пользователь ведь видит это у вас на сайте), но возможно, что да. Что будут делать в такой ситуации мелкие и средние компании, которые обязаны все это хранить? Почти наверняка – ничего.
Скорее всего, по этому закону обяжут работать крупные компании, и они будут по нему работать (операторы сотовой связи, федеральные интернет-проекты). Возможно, это даже правильно. Но вот любой проект где пользователь может создать контент или отправить сообщение теперь вроде как оказывается незаконным. Потому что для мелкого проекта выполнить все требуемые законодательно технические требования не получится и потому что нет четкого списка «как надо» с пониманием, во что это обойдется финансово. Скорее всего, для мелких проектов работать это будет так же, как и требование закона о размещении персональных данных на территории РФ (т. е. никак, потому что десятки тысяч ru-сайтов размещаются на зарубежных серверах)», – Дмитрий Скалубо, веб-аналитик, один из авторов блога Texterra.
Мы же пока можем только следить за этим увлекательным сериалом, где в главных ролях – государство и большой бизнес. И наслаждаться мемами по теме:
«Яндекс» проапгрейдил рекламную платформу «Директ»
Улучшены старые функции и добавлены новые:
- Страницу «Мои кампании» перевели в табличную форму. Упростили навигацию по ее элементам: из кампании можно быстро перейти к отдельным креативам.
- Внедрили новый инструмент – «Подбор фраз». Это интегрированный в «Директ» сервис «Яндекс.Вордстат».
- Ускорили загрузку всех разделов интерфейса.
Новый «Директ» находится в бета-версии, а это значит, что работа над его улучшением идет до сих пор. Пользователи могут вернуться к старой версии, кликнув на ссылку внизу экрана.
Разработчики обещают вскоре добавить еще одну важную функцию – редактирование объявлений прямо в таблице.
В сообществах «ВКонтакте» появились карты и CTA-кнопки
Новые возможности призваны увеличить эффективность бизнеса в соцсети. Теперь на карте можно указать точное расположение объектов – вплоть до подъезда или номера офиса. Также к странице бизнеса прикрутили CTA-кнопку. Клиент может связаться с менеджером, купить или забронировать товар, не переходя на другие сайты. Вот как это выглядит на практике:
Реклама Tele2 нарушает правила честной конкуренции
Такой вывод сделала ФАС касательно маркетинговой кампании оператора, приуроченной к ЧМ-2018. Реклама тарифов «Гол» и «Супер Гол», а также билборды из серии «SPECIALLY FOR FANS» «создают представление о причастности ООО «Т2 Мобайл» к FIFA или мероприятиям, ею проводимым» (с). Поскольку ФИФА не давала согласия на размещение такой рекламы, ФАС признала действия Tele2 актом недобросовестной конкуренции.
У Facebook, Google, Twitter и Microsoft появилась общая платформа
Проект Data Transfer Project (DTP) станет местом встречи четырех IT-гигантов. Платформа с открытым исходным кодом упрощает обмен данных между этими площадками и ослабляет конкуренцию между ними. Переносить можно разные виды контента: письма, фотографии, календари. DTP пригодится любым поставщикам онлайн-услуг, у которых есть базы данных. Сервис еще сырой, но скоро станет лучше.
Можно, если осторожно. Facebook разрешил рекламу криптовалютной биржи Coindesk
Об этом написал глава биржи Брайан Армстронг в своем твиттере. Еще и похвастался: дескать, «Фейсбук блокирует рекламу криптовалют, но мы в белом листе. Coindesk стала первой криптобиржей, получившей одобрение модераторов соцсети.
В конце прошлого месяца «Фейсбук» пересмотрел подход к рекламе криптовалют. Если раньше все такие объявления блокировались, то теперь их публикация возможна, но только с одобрения соцсети. Чтобы получить разрешение на рекламу криптовалют, нужно предоставить кучу документов.
Telegram Passport: сервис для хранения пользовательских данных от Павла Дурова
«Телеграм» становится все круче: теперь в нем есть своя платформа для загрузки персональной информации. В Telegram Passport можно хранить паспортные данные, банковские выписки и другие документы. Это удобно для тех, кто часто пользуется услугами партнерских сервисов Telegram. Не нужно каждый раз заново вводить данные – они автоматически подтягиваются из Telegram Passport. Информация защищена сквозным шифрованием, поэтому не должна попасть в открытый доступ.