Знание семантики конкурента помогает успешно продвигать собственный сайт. Вы можете получать бесплатный трафик из поиска или, например, оптимизировать семантическое ядро и использовать ключевые слова конкурентов для запуска рекламы. Сегодня рассмотрим 4 лучших сервиса, которые помогут узнать семантику конкурирующих доменов буквально в пару кликов.
Обновлено: Сергей Ломакин
Что такое семантическое ядро в SEO
Семантическое ядро в SEO — это набор ключевых или поисковых фраз, которые наиболее релевантны контенту вашего сайта (не важно, информационного или коммерческого). То есть такие фразы наилучшим образом определяют содержание сайта.
Например, сайт про дрессировку собак может иметь семантическое ядро, базирующееся на основной фразе «дрессировка собаки» или «как дрессировать собаку».
Сайт о вкусной еде — семантическое ядро на базе запроса «кулинария», «рецепты» или «еда», а сайт о путешествиях — на базе главного ключевого слова «путешествия» или «отдых».
Семантическое ядро — один из ключевых аспектов поисковой оптимизации сайта. Ведь именно по анализу семантики сайта роботы-краулеры поисковых систем (ПС) определяют его тематику, уникальность контента, релевантность запросу пользователя и другие моменты. Представьте, что семантическое ядро — это такой фундамент, на котором базируется вообще весь контент сайта (включая технический). Без семантического ядра пользователи просто не найдут сайт, ведь он будет не ценным с точки зрения поисковика.
Но важно не путать семантическое ядро и список ключевых слов. Список ключевых слов — это просто список поисковых фраз, по которым сайт должен ранжироваться в поисковых системах. А семантическое ядро — набор ключевых слов, которые описывают основную тему сайта.
Создание семантического ядра – непростой процесс для непосвященного пользователя, ведь он предусматривает не просто набрасывание ключевых фраз в блокнот, это сложная работа с анализом конкурентов, анализом поискового спроса и разбором целевой аудитории. Так что — речь не столько о поиске наиболее популярных ключевых слов, сколько о фундаментальном понимании, как ЦА будет искать контент сайта.
Марина Сумкина, аккаунт-директор Texterra:
«Например, даже если пробиться в топ с десятком высокочастотных ключей, не факт, что высокий трафик по ним скажется на продажах (тот, кто ищет “SMM”, не обязательно хочет купить услуги; возможно, ему нужна работа в этой сфере). Поэтому не нужно зацикливаться на одних высокочастотниках. Продвижение по уточненным запросам (“заказать услугу SMM” и “заказать продвижение в соцсетях”) даст лучшие результаты».
Как устроено семантическое ядро, из чего оно состоит
Итак, под СЯ подразумеваются темы, сюжеты и концепции текстового содержимого сайта. Идем дальше: в основе семантического ядра лежат кластеры — это группы ключей, которые обладают общей темой, общими характеристики, семантическим значением. Иначе говоря, кластер — просто связанные темы в ключевых словах.
Кластеры можно разделить на четыре типа:
- Кластеры ключей — это и есть группы тесно связанных между собой ключевых слов и фраз, объединенных одной концепцией или темой (о них мы сказали выше). Например, кластер «домашние животные» может включать в себя ключи «собаки», «кошки», «товары для животных».
- Тематические кластеры — это более широкие группировки ключевых слов, вокруг общей тематической области. Например, тематический кластер «домашние животные» для «кошки» может включать ключи «бенгальская», «гавана», «бурма».
- Кластеры сущностей. Самый частый сценарий — названия брендов, товаров, которые являются главными для сайта. Например, сайт зоомагазина может содержать кластеры для конкретных торговых марок, которые они продают.
- Кластеры концепций — любые абстрактные идеи, которые описывают родственные контенту сайта темы. Например, для нашего сайта о домашних животных — это кастеры «уход за домашними животными», «содержание животных».
Для примера, вот еще три несложных примера кластеров:
Сайт хозяйственного магазина в категории «Дом и сад» может иметь кластеры ключей для электроинструментов, товаров для дома, сантехники, электрики.
Новостной сайт — тематические кластеры: «Новости России», «Новости мира», «Политика», «Бизнес». А на сайте бренда электроники основными тематическими кластерами будут конкретные товары.
Зачем исследовать семантическое ядро у сайтов-конкурентов
Анализ семантического ядра конкурирующих сайтов проводится не просто так: он позволяет решить сразу несколько важных проблем. Например, вы можете найти новые ключевые слова для своей тематики, которые раньше ускользали от вас по каким-то причинам. Ведь конкуренты уже используют ключевые слова, которые могут быть ценными и для вашего сайта. Кстати, анализируя семантическое ядро конкурентов, можно понять их контентную стратегию, а это очень ценная информация — на ее основе можно улучшить позиционирование своего сайта.
Анализируя семантическое ядро конкурентов, вы автоматически получаете идеи для нового контента. Поправка: для нового контента, на который уже есть поисковый спрос (это очень важно для получения бесплатного трафика из Google и Яндекс).
Опять же, вы можете оперативно выявить пробелы в ключевых словах, которые еще не заняты конкурентами — просто создайте соответствующий контент (оптимизированный под такие ключевые слова).
Ну и в целом, понимание семантического ядра конкурирующих коммерческих сайтов поможет улучшить собственный контент, сделав его более релевантным и ценным для ЦА. Это также повысит шансы занять более высокие позиции в результатах поиска.
Наконец, вы можете оценить качество контента на сайте конкурента. И если он хорошо ранжируется по ценному ключу, но статья — откровенно слабая, значит, вы можете сделать контент лучше.
Разберем на примере
Есть компания, которая продает хендмейд-мыло через свой сайт. Семантическое ядро может быть весьма разнообразным, например, содержать фразы: «мыло ручной работы», «органическое мыло», «веганское мыло», «подарочный набор мыла». Затем нужно проанализировать семантическое ядро своих конкурентов (об инструментах для этого расскажем ниже).
Наша задача — найти, просмотреть и проанализировать другие сайты, которые также продают мыло ручной работы. Например, сильный конкурент (который часто показывается по ВЧ-семантике) использует ключ «экологичное мыло». Здесь стоит понять: фактор экологии действительно важен для тех, кто ищет крафтовое мыло. Вот почему нужно создать сильный контент на эту тему.
Другой конкурент получает хороший трафик на страницу «Как выбрать лучшее мыло для вашего типа кожи»
Это означает, что ЦА заинтересована в образовательном контенте о продукте. Помогите аудитории и создайте подборку статей о плюсах разных видов мыла.
Грамотный анализ семантического ядра конкурентов — это лучшая видимость вашего сайта, более эффективная SEO-стратегия и больший объем трафика.
Обзор сервисов для анализа СЯ конкурента
Внимание: если вы используете какой-то другой сервис (не из нашей подборки), убедитесь, что он действительно использует журналы Google или журналы Яндекса. Ведь в некоторых сервисах данные по семантическому ядру только оценочные, агрегированные из сторонних источников.
1. SpyWords
Инструмент, который создан специально для слежки за семантическим ядром конкурентов. Минус — обновляется не так часто, как хотелось бы (раз в неделю или даже реже).
Чтобы получить данные о ключах, которые использует конкурент, достаточно указать его доменное имя и нажать «Начать анализ»:
Для более точных результатов выбираем ГЕО. Пока что выбор локаций небольшой — доступны из российских городов Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, из зарубежных — Астана.
Проанализировать конкурентов можно не только по домену, но и по конкретной ключевой фразе. В отчете доступны все необходимые данные, которые могут понадобиться для слежки за семантическим ядром конкурента:
По всем добытым запросам доступны не только суммарное число показов в месяц / позиция конкурента, но и полный сниппет с прямой ссылкой.
В бесплатном тарифном плане существуют значительные ограничения. В платных тарифах возможности гораздо шире.
Стоимость SpyWords
Цена-конструктор, подробности на этой странице.
2. «Буквaрикс»
Сервис позволяет собирать семантическое ядро сайта-конкурента. Чтобы начать работать, достаточно указать домен в поисковой строке. По запросу «купить окна» мы нашли более 150 тысяч слов за одну секунду!
Отдельное преимущество — мгновенный поиск.
Стоимость «Букварикса»
Инструмент условно-бесплатный, но на бесплатном аккаунте возможности значительно ограничены. Подписка на месяц обойдется в 695 рублей.
Но доступна демонстрационная версия, которая поддерживает обработку до тысячи поисковых фраз. Если ваш конкурент один и небольшой, то этого может быть вполне достаточно.
У платной версии «Букварикс» множество возможностей и дополнительного функционала.
- Подбор слов. Доступен в трех видах:
- Простой —поиск по одному ключевому слову;
- Расширенный — роиск по списку ключевых слов;
- Топ запросов — рейтинг поисковых запросов.
- Анализ доменов. Доступен в трех вариантах:
- Анализ домена — поиск ключевых слов по одному домену;
- Сравнение доменов — сравнение ключевых слов двух доменов;
- СЯ конкурентов — поиск ключевых слов нескольких доменов.
- Инструменты:
- Нормализатор слов — удаление пробелов, пустых строк и т.п.;
- Дедупликатор слов — удаление дубликатов ключевых слов:
- Комбинатор слов — умножение нескольких списков слов;
- Компаратор слов — уравнение слов в списках;
- Анализатор слов — подсчет уникальных слов в списках.
Одна из самых полезных возможностей «Букварикс» — это подбор ключей сразу по нескольким конкурирующим доменам.
Общее семантическое ядро, сразу для нескольких конкурирующих доменов, в «Букварикс» подбирается на основе базы из 130 млн ключевых фраз. Здесь есть глобальный рейтинг всех ключевых слов, которые чаще всего ищут в интернете.
3. LiveInternet
Преимущество LiveInternet в том, что за пару секунду можно получить список самых серьезных конкурентов с учетом отрасли сайта. А еще для каждого конкурента отображается приблизительный трафик, что также очень удобно для массового анализа.
Первым делом открываем страницу с рейтингами сайтов. Находится она здесь. Для поиска конкурентов по ключевой фразе необходимо кликнуть по иконке лупы, находящейся в правом верхнем углу экрана:
Не забываем указать ГЕО (страну и регион), а также категорию. Получаем данные по всем доменам, которые используют введенную ключевую фразу «одежда»:
Здесь же будет указан примерный трафик, который собирает каждый сайт. Наша задача — выделить наиболее серьезных конкурентов. Просто копируем их URL и переносим в блокнот, а затем сохраняем текстовый файл со ссылками на домены.
Кроме проверки конкурентов по определенным ключевым фразам, LiveInternet предлагает удобные топы сайтов по категориям. Они позволят выделить самых серьезных конкурентов с учетом отрасли сайта.
Стоимость LiveInternet
Еще один плюс сервиса LiveInternet — это полностью бесплатный инструмент.
4. PR-CY
Теперь рассмотрим другой интересный инструмент для анализа семантического ядра сайтов-конкурентов — PR-CY. Нам нужно ввести каждый домен конкурента по очереди, а затем — проанализировать раздел «Поисковые фразы»:
Также изучить семантику сайта-конкурента можно, воспользовавшись инструментом, который так и называется: «Ключевые слова конкурентов»:
В отчете PR-CY будут указаны ключи как для «Яндекса», так и поисковые фразы, актуальные для Google:
Стоимость PR-CY
Начальный тариф — 990 рублей в месяц.
Итог
Собирать и подсматривать ключи можно при помощи любого понравившегося сервиса. Если вы планируется плотно заниматься темой поиска семантического ядра, лучше использовать PR-CY — практически весь его функционал рано или поздно все равно пригодится оптимизатору. Если же задача заключается в однократном парсинге конкурентов, то можно обойтись функционалом SpyWords или «Букварикс». Ну а LiveInternet удобен тем, что позволяет получить список серьезных конкурентов с учетом отрасли сайта за секунды.
Что касается зарубежных сервисов (а они, как правило, наиболее функциональные), то здесь всё сложнее: многое в 2023 году заблокировано для россиян. Заблокирован замечательный SerpStat. Но все еще доступны SEMrush, Ahrefs и Keyword Shitter — эти три сервиса наиболее функциональны, когда речь заходит именно об анализе семантики.
На что обращать внимание при выборе сервиса для анализа семантического ядра конкурентов
- Ищите сервисы, которые могут получить доступ к данным самих поисковых систем. Но такие сервисы, обычно, платные. Лучшие варианты имеют прямую интеграцию с Google по API — с их помощью вы получите доступ к реальным данным о запросах, а не только к ключевым словам из сторонних, общедоступных источников.
- Обратите внимание на глубину предоставляемого анализа. Вам нужны отчеты о поисковом спросе, показах, связанных ключевых словах. Избегайте сервисов, которые просто перечисляют ключевые слова конкурента, не давая более глубокого анализа.
- Плата за тариф сервиса должна основываться на объеме ежемесячного трафика (или на объеме показов). Фиксированная плата — хуже, так как вы будете платить за то, что вам не нужно.
- Репутация и отзывы имеют значение. Все сервисы в нашей подборке — проверены. Но если хотите попробовать что-то другое, то обязательно заранее читайте отзывы.
- API удобны для создания пользовательских отчетов или интеграции с выгрузкой ключевых слов. Сервисы с API обеспечивают большую гибкость при массовых запросах.
Читайте также:
Составление семантического ядра: 5 типичных ошибок
Индексирование в поисковиках: что это такое и как работает
Как подбирать ключевые слова после семантического апокалипсиса