Рефлексируешь, иронизируешь над собой, прячешься от проблем в творческую работу, пока гром наконец не грянет, и однажды драматически не поменяется все. Собственный продукт покажется фуфлом, профессиональные приоритеты — недостойными даже обсуждения, область повседневного труда — унылой фабрикой бессмысленных симулякров.

Это ощущение может незаметно подкрадываться годами, а затем внезапно и властно охватить самого опытного и уверенного в себе креативщика. Бывает и по-другому: осознание неполноценности того, что принято называть «самореализацией», нарастает ступенчато.

Такое случается с представителями любых творческих профессий примерно в середине жизни. Возраст, в котором может произойти внезапный и мучительный пересмотр ценностей, колеблется примерно от 35 до 53 лет. Как правило, он связан с достижением довольно высокого уровня мастерства.

Творческий кризис сложно изучать. Исследователям пришлось бы для его научного уловления каким-то образом находить значительные выборки разочарованных скрипачей, дизайнеров, копирайтеров, художников, фотографов и т. п. Это организационно почти невыполнимо.

Поэтому многие ученые склонны рассматривать творческий кризис как в широком смысле «профессиональный». А еще шире — как пресловутый «кризис среднего возраста».

Это понятие еще в 60-х годах XX века ввел в обиход Эллиотт Жак — канадский психоаналитик, социолог и консультант по менеджменту, создатель термина «корпоративная культура».

Среди прочего он знаменит тем, что в период с 1952 по 1977 гг. провел, по мнению коллег, «самое обширное исследование реального поведения рабочих в крупной промышленности». Эллиотт Жак наблюдал и описывал профессиональную жизнь тысяч людей и был убежден, что кризис «середины жизни» существует и нередко проходит весьма болезненно.

Канадский психоаналитик с особенным интересом изучал, чем этот этап оборачивался для значительных творческих личностей. Он писал, что в возрасте 35–40+ лет их карьера нередко завершалась навсегда, или их искусство претерпевало радикальные изменения — содержательные и стилистические.

Также Жак собрал статистику смертности в среднем возрасте на случайной выборке из 310 художников, композиторов, поэтов, писателей и скульпторов, признанных обществом в качестве талантов и даже гениев. Оказалось, что для них характерен внезапный скачок количества смертей в возрастном диапазоне от 35 до 39 лет.

Во время «кризиса середины жизни» умерли Моцарт, Рафаэль, Шопен, Рембо, Перселл, Бодлер, Ватто и многие другие. Российский читатель может достроить этот ряд именами отечественных гениев.

Далее канадский психоаналитик обнаружил, что в вилке между 40 и 44 годами уровень смертности падал ниже нормы, а к 50-ти годам возвращался к обычным величинам.

Жак обратил внимание на то, что многие всемирно известные мастера искусств, «земную жизнь пройдя до половины» (прим. ред. — цитата из «Божественной комедии» Данте Алигьери), резко меняли суть своего творчества, начинали расти как художники или наоборот «угасать».

Несколько примеров.

  • Иоганн Себастьян Бах до 38 лет был скорее мастером-органистом и талантливым импровизатором, чем композитором. А затем продемонстрировал колоссальный рост в качестве автора самобытной, величественной музыки.
  • Создатель знаменитого «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини практически «замолк» как композитор в 37 лет и до конца жизни больше не писал опер. Он немного работал как педагог и сочинитель произведений духовной музыки. И значительное время уделял… кулинарии и тому, что принято называть чревоугодием. Считается, что композитор изобрел собственный смелый рецепт пиццы с яйцами и майонезом. Ее до сих пор подают в родном городе композитора Пезаро под логичным названием «Россини».
  • Национальная гордость Германии, поэт, драматург и писатель Иоганн Вольфганг фон Гете говорил, что возрастной период с 37 до 39 лет был «вершиной его жизни». В эти годы творчество Гете значительно изменилось, обратившись к духу классической греческой трагедии.
  • Гениальный скульптор и художник Микеланджело Буонарроти после достижения 40-летия будто исчез на 15 лет. О его работах в этот период почти ничего неизвестно. Он возобновил творческую деятельность уже в 55 лет.
  • Примерно до 36 лет выдающийся французский художник Поль Гоген был успешным биржевым брокером, а искусством занимался как хобби. Но в среднем возрасте он решительно бросил доходную карьеру и полностью посвятил себя живописи. Жена Гогена, увидев, в какую бедность тот впадает, ушла, забрав пятерых детей.

Справедливости ради следует отметить, что некоторые исследователи в пику Эллиотту Жаку считают, что в научной литературе не существует статистически обоснованных данных о распространенности такого явления как «кризис среднего возраста».

Ведя разговор об этом феномене как «зонтичном бренде» творческого кризиса, мы оказываемся в несколько двусмысленном положении: явление очевидно существует, но не изучено подробно и с педантичным применением научного метода.

Строго говоря, проблема состоит в маленьких выборках у существующих исследований. Тем не менее, они есть, и совсем не прислушиваться к ним неразумно. Ведь мы (по крайней мере, творческие люди) не хотели бы оставаться один на один с проблемой карьерного «кризиса середины жизни». Лучше знать о нем хоть что-нибудь, чем не знать ничего. Поэтому будем довольствоваться малым.

Симптомы кризиса среднего возраста и, как следствие, творческого кризиса

Известные отечественные психологи Эвальд Зеер и Эльвира Сыманюк, специалисты в области профессиональных кризисов, выделяют три симптоматичных ощущения, которые преследуют мастеров своего дела в среднем возрасте:

  • опустошенность;
  • нереализованность;
  • бесперспективность.

По мнению ученых, эта триада, наиболее полно характеризует феномен кризиса среднего возраста и сопровождает все сферы деятельности личности.

Эксперт в области прикладной социальной психологии и конфликтологии, доцент Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы Елена Горбатова приводит более обширный список симптомов:

  • тревожность становится привычным фоном существования. Чаще она сопровождает мысли о будущем. Возможны проявления фобий и панических атак;
  • возникают перепады настроения: скука, апатия и потеря интереса к жизни перемежаются с витальными «подъемами»;
  • ухудшается физическое состояние. Привычный объем работы отныне сопровождается усталостью. Иногда проявляется бессонница;
  • появляется желание бунтовать против размеренной устоявшейся жизни, идти на неоправданный риск, кардинально развернуть свою судьбу;
  • происходят изменения в ценностных ориентациях и переоценка смысла жизни — то, что вчера казалось важным, сегодня становится лишенным смысла;
  • меняется отношение к окружающим, повышается чувствительность к критике, возникает чувство жалости к себе, случаются всплески раздражительности и агрессии;
  • сужается временная перспектива. Появляется ощущение, что впереди ничего нет, и все планы совершенно бессмысленны.

Важное уточнение: некоторые ощущения могут оказаться симптомами депрессии. Депрессия — нечто более опасное, чем творческий кризис. Она является медицинской проблемой. С тяжелыми расстройствами настроения нужно обязательно обращаться к психотерапевту.

Как выражается кризис «середины жизни» у профессионалов

Соотносясь с процитированной выше работой Эвальда Зеера и Эльвиры Сыманюк «Кризисы профессионального становления личности», мы можем говорить о том, что творческий кризис чаще всего поражает людей на стадии достижения мастерства. Она характеризуется креативным и инновационным уровнем выполнения профессиональных задач.

У специалиста, который стал мастером, вдруг возникает потребность в самореализации, самоосуществлении. Он становится неудовлетворенным собой и нередко — окружающими людьми.

Творческий кризис в данном случае — это кризис нереализованных возможностей, или, как уточняют Зеер и Сыманюк, «кризис социально-профессиональной самоактуализации —душевная смута и бунт против себя».

Игнорирование собственных ощущений и мыслей в этот период может привести к крушению карьерных надежд и даже профессиональной несостоятельности.

Дополнительной сложности к прохождению профессионального «кризиса середины жизни» добавляет то, что он является экзистенциальным. Его сопровождает мучительное обдумывание проблемы личного существования и смысла жизни вообще.

Многие взрослые люди под 40 и старше переживают в это время ощущение собственной «ненужности». И часто решают доказать свою «необходимость» другим через успехи в профессиональной сфере.

Некоторые втайне или явно сомневаются в том, что такая штука, как «нужность» человека кому-либо, вообще существует на свете. И это тоже часть экзистенциальных метаний.

Значительная часть профессионалов, проходя «кризис середины жизни», воспринимают дальнейшее карьерное или творческое развитие как возможность «последнего рывка» в достижении желаемого уровня мастерства и востребованности.

Этот «рывок» люди сопровождают увеличением темпов работы и дополнительными нагрузками, которые приводят к перенапряжению. Частые следствия такого форсажа —утомляемость, апатия, снижение эффективности.

Нередко в середине жизни люди понимают, что в свое время сделали неверный профессиональный выбор. В этом случае кризис сопровождается острой неудовлетворенностью работой и карьерой вообще.

Также для многих характерно возвращение мечты — стремлений, идеалов и целей молодости. И некоторые смельчаки меняют направление своей деятельности в соответствии с ними. Отдельные ученые-психологи полагают, что приоритет новых ценностей и целей после 40 лет — это как раз возвращение к собственным юношеским «истокам».

Любопытно, что, по данным Зеера и Сыманюк, женщины переносят профессиональный «кризис середины жизни» заметно легче, чем мужчины. Для них менее характерна проблема нереализованности.

У мужчин она часто проявляется в том, что молодость кажется им наполненной радостью и удовольствием в отличие от настоящего. Они желают вернуться туда и прожить жизнь еще раз, исправляя сделанные ошибки.

Психологи предполагают, что это может быть связано с тем, что мужчины в юности ставят себе слишком масштабные цели. А также с давлением социума, который стереотипно требует от мужчин более высоких профессиональных достижений, чем от женщин. Последним почему-то «позволяется» реализовывать себя в семье и хобби, на мужчин же без амбиций смотрят косо.

Если вас интересует это с профессиональной точки зрения, добро пожаловать на наш курс для HR-специалистов.

К сожалению, очень часто субъекты творческого и профессионального кризиса, пытаются преодолеть его деструктивным образом: через увольнение и конфликты, приобретение профессионального цинизма. И такими экстремальными способами, как неумеренное употребление алкоголя, знакомство с находящимися вне закона психоактивными веществами, уход из семьи и создание новой.

Каков продуктивный выход из кризиса?

Психологи рекомендуют пересмотреть свой подход к работе и обратиться к новаторству и изобретательству, благо мастерства для этого должно хватать.

Также парадоксальным образом, несмотря на упомянутую выше опасность перенапряжения, может помочь амбиция сделать стремительную карьеру, реализованная при помощи сверхнормативной социальной и профессиональной активности.

К счастью, мастер своего дела может активничать умно и экономно. Как правило, по достижении примерно 40 лет профессионал умеет отделять главное от второстепенного и полностью концентрироваться на действительно важных вопросах. Мастер быстрее различает типовые задачи, что сводит к минимуму необходимость долгого поиска в памяти вариантов их решения.

У профессионалов в этом возрасте формируется обобщенная концепция жизни, с которой они соотносят свои переживания. Именно она помогает четко видеть значимое и ерундовое.

Также 40-летних профи отличает заинтересованность в работе с такими задачами, которые требуют обширного жизненного опыта и углубленной компетентности.

По сути, примерно в середине жизни мастера достигают вершины профессиональной карьеры или делают последний шаг к ней. И поскольку они стремились к этому на протяжении всего своего профессионального становления, взятие главной «высоты» может благотворно разрешить кризис.

Ученые-психологи полагают, что кризисный период возможно использовать как плацдарм для нового взлета, так называемого «второго пика жизненной активности».

Окончание кризиса и самовыражение

В зрелом возрасте рекомендуется осознанно прекратить экстенсивную активность (завоевание все более широкого жизненного пространства) и обратиться к интенсивной — к концентрации внимания на своем внутреннем мире. Психологи утверждают, что в этом случае вторая половина жизни послужит достижению мудрости и кульминации в творчестве, а не неврозу и отчаянию.

Как следует из результатов научных изысканий, у людей, успешно преодолевших профессиональный кризис, связанный с прохождением срединного жизненного отрезка, возникает вполне определенный набор ощущений. Главное из них — чувство стабильности и наличия потенциала для дальнейшего развития, хотя ясно осознается ограниченность времени будущей жизни.

В профессиональном плане человека начинают волновать проблемы планирования и организации масштабной деятельности. А также поиски новых — нетривиальных, экономных и изобретательных подходов к решению сложных задач.

Один из самых цитируемых психологов XX века, изобретатель термина «кризис идентичности» Эрик Х. Эриксон утверждал, что основной целью человеческого развития во второй половине жизни является генеративность — сохранение человечности и творческой продуктивности вопреки ожидаемой стагнации.

Кстати, сам Эриксон опубликовал свои важнейшие труды «Жизненная вовлеченность в старости» и «Жизненный цикл завершен» в возрасте, соответственно, 82 и 85 лет.

Отечественный психолог, специалист по профессиональному становлению человека Анна Ларионова-Кречетова предполагает, что профессиональная сфера — самая благоприятная область для достижения генеративности. Опытный профессионал, с одной стороны, может реализовывать себя в ней как наставник, а с другой — заниматься истинно творческой деятельностью, тем самым добиваясь самовыражения, в котором многие имеют значительную потребность.

Личный взгляд

Автор этих строк вольно перевел бы вышесказанное на общепонятный язык так: по окончании творческого кризиса, наступившего в зрелые годы, перестаешь гоняться за карьерными призраками и начинаешь заниматься действительно интересными вещами. Навыки и знания вовсе не кажутся бесполезным грузом, а напротив, помогают добиваться лучших результатов меньшими усилиями.

Несмотря на то, что ты «отказываешься» от прокачивания карьеры, тут-то она и начинает «переть», потому что на рынке творческого труда твои результаты становятся все заметнее. В частности из-за того, что ты с вниманием относишься к своему внутреннему миру, обретаешь авторскую индивидуальность, прислушиваешься к интуиции, по-хорошему ленишься и выдумываешь новые остроумные трюки там, где 20 лет назад высиживал бы работу задницей или брал бы молодым нахрапом.

И да, действительно, некоторые «идеалы молодости» снова становятся актуальными. Ты понимаешь, что годами естественном образом поддавался экономическому принуждению рынка, семейной, финансовой необходимости корректировать свои творческие амбиции. Но теперь не жалеешь об этом. Ибо давление среды уменьшилось, и ты можешь вернуться к тому, чего когда-то страстно желал, на новом уровне качества.

Ты больше не слепой котенок, хаотично исследующий опасный окружающий мир, тыкающийся наивной мордой и в мягкое, и в твердое, и в острое. Теперь ты матерый, битый и выживший кот, который уже неплохо знает, где тут водятся вкусные мыши, и куда обычно ложатся уютные солнечные пятна, в которых так приятно отдохнуть после удачной охоты…

Читайте также:

Быть умным придется все равно: топ-профессии грядущих 10 лет

Как уволиться без отработки двух недель - лайфхаки от юриста

Низкая самооценка: 12 вопросов для проверки и 9 методик исправления