Есть риск нарваться на обвинение в нивелировании культурных скреп.

Ювелирный холдинг Sokolov и книжный сервис «Литрес» объединили усилия и выпустили коллекцию украшений по мотивам произведений классиков русской литературы.

Поводом стали два юбилея: 200 лет с начала издания романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» и 195-летие Льва Николаевича Толстого.

Центральная тема линейки украшений «Евгений Онегин» – любовь. О ней говорит письмо с признанием Татьяны, выполненное в виде, например, широкого кольца. Есть также украшения в виде пистолетов и перчаток – символов дуэли, и цитаты «Я не больна: …Я… влюблена!» и «Я вас люблю – чего же боле».

Смотреть галерею

Sokolov – коллекция «Евгений Онегин»

Центральная тема линейки «Наташа Ростова» – первый балл героини романа Толстого. Здесь уже нет цитат: дизайнеры SOKOLOV попытались создать украшения, которые бы дополняли образ юной Наташи Ростовой.

Смотреть галерею

Sokolov – коллекция «Наташа Ростова»

«Тварь ли я дрожащая или право имею?»

И теперь вопрос «А что, так можно было?!». Действительно, кто-то же должен распоряжаться правами на всемирно известные произведения классиков и образы их героев. И вот что на этот счет говорят российские законы.

«Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора», – п. 1 ст. 1281 ГК РФ.

«После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения», – пп. 1-2 ст. 1282 ГК РФ.

То есть все мы имеем право на использование произведений классиков (и не классиков, если со дня их смерти прошло 70 лет).

Образы из классики в рекламе

Раскольников может продавать топоры или предлагать уход за пожилыми людьми, Чичиков – фейковые аккаунты, а Александр Чацкий вести тренинги о личностном росте. Ведь есть же, в конце концов, бренд «Дядя Ваня» продающий сельхозпродукцию, названный так по одноименному произведению Чехова, посвященного сельской жизни.

Но использовать классику в рекламе и бизнесе не так просто, и отношение к продукту или услуге может быть очень неоднозначным. Неуместное использование личностей писателей и созданных ими образов вызывает недоумение и отторжение. Не у всех. Но даже малого негатива достаточно, чтобы реклама провалилась.

Смотреть галерею

Никто еще не повторял рекламные кампании, основанные на классических произведениях литературы и писателях. Пробуют по разу и бросают. И хорошо, если без последствий.

Дело в том, что попытки нажиться за счет достояния культуры чреваты наказанием. Так, например, случилось с рекламой «Эксмо» в 2014 году. Тогда Рязанский УФАС признал «нивелирующим культурные ценности» изображение Сергея Есенина и других писателей на баннерах с социальной рекламой против интернет-пиратства. И рекламу свернули.

Смотреть галерею

Кейс же Sokolov и «Литрес» имеет несколько иной характер – произведения классиков легли в основу дизайна, не искажая первоисточник, а делая отсылку к нему. И такой подход уже не вызывает отторжения. Наверное. Но гарантии нет.

Читайте также:

$150 млн на рекламу — как продвигалась «Барби»

Как маркировать отзывы на товары и услуги

Целевая аудитория: зачем знать своего клиента

#
Дизайн Реклама
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.