Есть риск нарваться на обвинение в нивелировании культурных скреп.
Ювелирный холдинг Sokolov и книжный сервис «Литрес» объединили усилия и выпустили коллекцию украшений по мотивам произведений классиков русской литературы.
Поводом стали два юбилея: 200 лет с начала издания романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» и 195-летие Льва Николаевича Толстого.
Центральная тема линейки украшений «Евгений Онегин» – любовь. О ней говорит письмо с признанием Татьяны, выполненное в виде, например, широкого кольца. Есть также украшения в виде пистолетов и перчаток – символов дуэли, и цитаты «Я не больна: …Я… влюблена!» и «Я вас люблю – чего же боле».
Sokolov – коллекция «Евгений Онегин»
Центральная тема линейки «Наташа Ростова» – первый балл героини романа Толстого. Здесь уже нет цитат: дизайнеры SOKOLOV попытались создать украшения, которые бы дополняли образ юной Наташи Ростовой.
Sokolov – коллекция «Наташа Ростова»
«Тварь ли я дрожащая или право имею?»
И теперь вопрос «А что, так можно было?!». Действительно, кто-то же должен распоряжаться правами на всемирно известные произведения классиков и образы их героев. И вот что на этот счет говорят российские законы.
«Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора», – п. 1 ст. 1281 ГК РФ.
«После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения», – пп. 1-2 ст. 1282 ГК РФ.
То есть все мы имеем право на использование произведений классиков (и не классиков, если со дня их смерти прошло 70 лет).
Образы из классики в рекламе
Раскольников может продавать топоры или предлагать уход за пожилыми людьми, Чичиков – фейковые аккаунты, а Александр Чацкий вести тренинги о личностном росте. Ведь есть же, в конце концов, бренд «Дядя Ваня» продающий сельхозпродукцию, названный так по одноименному произведению Чехова, посвященного сельской жизни.
Но использовать классику в рекламе и бизнесе не так просто, и отношение к продукту или услуге может быть очень неоднозначным. Неуместное использование личностей писателей и созданных ими образов вызывает недоумение и отторжение. Не у всех. Но даже малого негатива достаточно, чтобы реклама провалилась.
Никто еще не повторял рекламные кампании, основанные на классических произведениях литературы и писателях. Пробуют по разу и бросают. И хорошо, если без последствий.
Дело в том, что попытки нажиться за счет достояния культуры чреваты наказанием. Так, например, случилось с рекламой «Эксмо» в 2014 году. Тогда Рязанский УФАС признал «нивелирующим культурные ценности» изображение Сергея Есенина и других писателей на баннерах с социальной рекламой против интернет-пиратства. И рекламу свернули.
Кейс же Sokolov и «Литрес» имеет несколько иной характер – произведения классиков легли в основу дизайна, не искажая первоисточник, а делая отсылку к нему. И такой подход уже не вызывает отторжения. Наверное. Но гарантии нет.
Читайте также:
$150 млн на рекламу — как продвигалась «Барби»