Вопросов о новом законе о маркировке рекламы становится с каждым днем все больше. Особенно в то, что касается нативной рекламы, рекламных интеграций и прочего. И вроде бы было много комментариев от ФАС с пометками о том, что органичные интеграции в интернете рекламой не считаются. Но, как всегда, все спорно.
С постами и репостами мы разбирались в этой статье, а с маркировкой рекламы у блогеров, с бартером и обменом постами – в этой.
Но в интернет-пространстве существует множество категорий контента о товаре помимо саморекламы, классической рекламы и репостов. А именно: обзоры, распаковки, отзывы, инструкции, упоминания и прочее.
Чтоо делать со всем этим добром и подлежит ли это вообще маркировке? Для начала разберемся с одним важным моментом.
Где грань между обзором (распаковкой, отзывом) и рекламой
Можно много раз перечитать текст закона, но четкого определения границ по этому вопросу мы с вами там не найдем. За разъяснениями мы отправились туда, где комментарии удается получить быстрее всего — в официальные соцсети Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Итак, основной вывод: точно сказать, является ли конкретная единица контента рекламой, может только представитель уполномоченного органа после официальной проверки.
То есть, рассматривать будут не только сам контент, но и место, где он размещен, условия размещения и т.д.
Нужно ли маркировать отзывы, обзоры, распаковки и прочее
1. Обзоры и распаковки товаров
Здесь все зависит только от формулировок и условий размещения контента.
Пример 1. Вы разместили очередной обзор на новый смартфон. У вас целый канал, где вы всегда публикуете обзоры новинок и разных моделей. В этих обзорах есть цены, но нет прямой информации о том, где купить и нет прямого призыва купить именно этот товар именно в этом магазине. И это не реклама.
Пример 2. Вы постоянно размещаете обзоры новых смартфонов, но иногда производители платят вам за раздачу специальных промокодов и призывы купить. Да, весь ваш канал посвящен обзорам, но именно этот материал будет рекламой, так как там вы явно призываете купить товар у конкретного продавца, да еще и промокод даете.
2. Инструкции, полезные советы, лайфхаки
И снова ответ будет таким же, как в пункте выше, – маркировка такого контента зависит от контекста, условий и цели размещения материала. Даже если рекламная часть будет маленьким завершением большой статьи про лайфхаки — это все равно реклама, и она подлежит маркировке. Если мы просто рассказываем, как пользоваться чистящим средством, — это полезный совет, информационный материал. Но если предлагаем купить этот конкретный товар – уже нужно маркировать такое сообщение, и проблем не будет.
3. Отзывы и рекомендации
Отзывы не относятся к рекламным сообщениям, особенно если они размещены на сайте или в соцсетях магазина, либо бренда. Если вы разместили у себя на странице отзыв и фото товара — это не реклама. Если вы вдогонку пишете, как получить скидку, а еще вот ссылка на магазин, и вот вам точная цена, покупайте скорее, количество товара ограничено… Сами видите, что такой текст явно вышел за рамки отзыва, это будет признано рекламой.
4. Упоминания товаров и брендов
На эту тему на официальной страничке ФАС в VK есть один из подкастов, а конкретно Выпуск №19 «Что будет считаться органичной интеграцией в интернете». Послушать все подкасты можно здесь. Начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Татьяна Никитина привела примеры, с какого момента просто упоминание превращается в рекламную интеграцию:
«Если информация о товаре является частью сюжета, частью характеристики героя… то, конечно, это органичная интегрированная история и она не является рекламой».
В тот момент, когда начинается активное взаимодействие с товаром (не просто упоминание, а прямое указание на то, что именно этот товар этого бренда – лучший в своем роде), то подобное упоминание становится рекламой.
5. Агрегаторы, справочники, каталоги
Для таких категорий, как ни странно, все тоже не так однозначно. Несмотря на то, что все карточки организаций или карточки товаров там находятся в одинаковом положении, бывают и исключения. И поэтому некоторые размещения могут принять за рекламу.
Однако важно понимать: если на вашем сайте-агрегаторе есть такая услуга, как платные маркеры, стикеры, поднятия и прочее, то такие отдельные материалы превращаются в рекламные, а значит подлежат маркировке.
То есть, за отзыв без маркировки вас не оштрафуют, но следить за тем, как именно и с какой целью мы пишем и публикуем подобный контент, теперь стоит особенно внимательно.
TexTerra продолжит проводить вебинары на тему маркировки рекламы, на которых рассматриваются не просто нюансы работы в новых условиях, но и частные случаи, которые, как показывает практика, не такие уж и частные. Первый вебинар прошел 30 августа, открыта регистрация на второй, который состоится 6 сентября в 17:00! Записывайтесь на новый вебинар здесь и задавайте вопросы заранее!
Читайте также:
Целевая аудитория: зачем знать своего клиента
Как работает реклама на Яндекс.Картах – полный гайд [обновлено]
Все тарифы операторов рекламных данных – сравнение [обновлено]