Стратегию мало разработать: нужно ее грамотно внедрить. А попутно еще и корректировать!
Контент-стратегия готова? Пора ее внедрить!
Делаем ревизию старого контента, пишем новый
Практически для всех проектов сначала нужно исправить ошибки в существующем контенте:
1. На сайте:
- оптимизировать тексты по ключевым словам или устранить их переотимизацию;
- оптимизировать мета-теги (title и description) и заголовки (H1-H3);
- исправить или сделать с нуля внутреннюю перелинковку;
- проверить сайт на наличие «битых» ссылок;
- переписать тексты, чтобы они были в первую очередь для людей, а потом для поисковых систем;
- оптимизировать изображения (мета-теги alt и title) и видео (сделать теги, включить в заголовки ключевые фразы);
- исправить ошибки в текстах, изменить их структуру (разделить на абзацы, наполнить изображениями, таблицами и т. д.);
- проверить имеющиеся тексты на уникальность, неуникальные переписать.
2. В социальных сетях:
- проверить релевантность текущего контента сфере деятельности компании.
- оценить, как распределены трафикогенерирующий, экспертный и продающий контент – поменять приоритеты их показа.
- наполнить группы имеющимся у клиента, но пока не добавленным контентом.
3. На внешних ресурсах:
- проверить работоспособность ссылок на сайт;
- оценить, насколько правильно сверстаны статьи;
- написать владельцам сайтов, чтобы они, по возможности, исправили все найденные ошибки.
Параллельно со всеми этими действиями создается контент. В идеале он должен быть готов к тому моменту, когда будет завершена ревизия старого контента и сделаны все доработки.
Время публиковать новый контент
Все созданные ранее материалы распределяются по графику публикаций. Это табличный документ, где записываются названия материалов, даты их выхода, формат подачи, а также указывается канал публикации.
Вот как, например, может выглядеть график публикаций в блог для строительной компании (для внешних ресурсов все делается аналогично):
Блог | ||||
Дата | Название статьи | Формат контента | Рубрика | Заметки |
02.05.2022 | Как выбрать кирпич для строительства частного дома | Информационная статья | Строительные советы | Статья от имени эксперта, его точка зрения на правильный выбор |
04.05.2022 | Сверла для разных стен | Видео | Видеоблог | Как сверлить деревянные, металлические, пластиковые, кафельные поверхности |
09.05.2022 | Какие нужны инструменты, чтобы поклеить обои зимой | Чек-лист | Прочитал-сделал | Каждый пункт подкрепить изображением по смыслу |
11.05.2022 | Грунтовка флизелиновых обоев перед покраской | Подборка | Строительные советы | Фотографии упаковок, список сайтов фирм-производителей грунтовки |
19.05.2022 | Топ-5 сетевых фильтров | Топ | Рейтинги | Узнать мнения реальных покупателей, описать реальные случаи перегрузки в электросети – как справляются |
24.05.2022 | Как нанять бригаду на ремонт и не пожалеть | Интервью | Беседуем с профи | Нужна помощь эксперта. Иван Петрович – бригадир, может рассказать, как все сделать |
Внешние статьи | ||||
Дата | Тема статьи | Формат контента | Рубрика | Примечание |
- | - | - | - |
Для социальных сетей составляется отдельный график публикаций, потому что:
- у каждой из них свои особенности – следовательно, разные форматы контента, темы и т. д.;
- в день может выходить несколько публикаций.
Для написания материалов привлекаются авторы, исходя из их компетенций: кто-то лучше пишет на медицинские темы, кто-то на технические, кому-то легко дается fashion-индустрия. Если у них получается качественный материал, не стоит менять одного на другого, потому что будет упущено время на погружение копирайтера в новую тему.
В течение месяца мы создаем новый контент, имея перед глазами график публикаций. Держим в запасе нескольких специалистов на случай, если кто-то заболел или вышел из проекта.
Прошел месяц после запуска: оцениваем результаты
За этот период накопилась первая статистика и можно посмотреть, что получилось.
1. По социальным сетям:
- число подписчиков;
- число репостов;
- число «лайков»;
- охват постов;
- количество комментариев под постами.
2. По сайту:
- число визитов;
- число посетителей;
- глубина просмотра;
- количество комментариев к статьям;
- показатель отказов;
- время на сайте.
Да, серьезный рост по показателям можно увидеть и спустя месяц после начала работ. Однако может быть так, что ощутимого сдвига не произошло, но это не означает, что контент-стратегия не работает:
- Если сайт молодой, продвижение и работа в соцсетях только начались, то 100 % отдачи всего за месяц ждать не стоит. Банально, но нужно подождать – например, когда проиндексируются новые материалы и переиндексируются старые.
- Если сайт уже существовал некоторое время, имеет свою аудиторию, то нужно изучать степень ее реакции на поступление нового контента.
Во втором случае речь не идет о простом изменении заголовков статей и постов (хотя и этом может давать эффект). Смотрим веб-аналитику и параллельно задаем себе вопросы о работе в целом:
- Достаточную ли экспертизу контента предоставил эксперт? Не появились ли у его конкурентов более информативные материалы или более выгодные предложения для целевой аудитории?
- Участвуют ли сотрудники компании во взаимодействии с пользователями?
- Как обрабатываются поступающие на сайт заявки?
- Учитываются ли отзывы, пожелания и жалобы в социальных сетях?
- В каких каналах не было никакой обратной связи, где был сделан недостаточный упор?
- Где обратная связь поступала, но на нее слабо или вообще не отреагировали?
После того, как будет сделан анализ и получены ответы, можно будет говорить о том, что можно или нужно поменять.
Контент-маркетинг не работает по принципу «здесь и сейчас», он запросто может «выстрелить» через полгода. Если вы видите, что было вложено очень много усилий, а результат почти нулевой, не торопитесь перестраивать всю контент-стратегию – сначала изучите возможные причины произошедшего.
Делаем корректировку по результатам работы
- Популярные форматы контента, которыми делятся – непопулярные исключаем.
- Наиболее активные представители целевой аудитории, которые делятся контентом – делаем больший упор на них.
- Популярные каналы, которые используются для распространения материалов – перераспределяем объем публикаций на том или ином канале, исключаем неэффективные.
- Каналы с наибольшей и наименьшей (или нулевой) обратной связью от пользователей, а где ее нет – усиливаем взаимодействие на всех каналах, не публикуем контент там, где это уже нецелесообразно.
- Самые эффективные форматы контента в плане получения лидов – выпускаем такой контент чаще.
Никуда не деться от человеческого фактора – ответственный за реализацию контент-стратегии может оценить, кто и как из исполнителей проявил себя за время работы:
- если сотрудник делает свое дело медленно – надо поторопить со сдачей работы;
- если он работает плохо, постоянно срывает сроки, задерживает работу остальных – лучше убрать его с проекта.
Есть и другой аспект этой проблемы. В обсуждении участвует команда разработки проекта и иногда своем анализе и оценке ситуации она заходит в тупик. Здесь можно привлечь других сотрудников или специалистов со стороны: любой незамыленный взгляд будет на вес золота, потому что способен дать неожиданное и эффективное решение.
По результатам вносим изменения в контент-план и, соответственно, в график публикаций.
Продолжаем работу. Результата можно подождать еще 2-3 месяца: рост начинается с накапливания результатов, а также действует негласное правило, что отдача становится заметной, когда было создано 50 единиц контента (и это необязательно статьи).
Работы включают в себя не только веб-аналитику, но и отслеживание поведения пользователей при взаимодействии с контентом и отработку их реакции.
Мониторинг
Непосредственно следить за реакцией целевой аудитории можно:
- в блоге на официальном сайте компании;
- в ее группах в социальных сетях;
- модерируя общение на онлайн-мероприятиях (конференций, вебинаров);
- готовя ответы на письма, поступающие компании по e-mail.
Без непосредственного участия в общении:
- отслеживание ключевых слов и хештегов в соцсетях;
- изучение статистики и пользовательской лояльности в блогах и комментариях;
- мониторинг упоминаний о компании или ее сотрудниках.
В последнем случае можно следить вручную, изучая ленты социальных сетей или воспользоваться сервисами:
Отзывы пользователей также можно превращать в контент и встраивать в график публикаций:
- Письма по электронной почте.
- Записываемые телефонные звонки.
- Формы для отзывов на сайте.
- Публикация на сайте комментариев из соцсетей.
- Результаты опросов.
Контент-стратеги TexTerra рассказывают, как делается мониторинг клиентских проектов в агентстве:
«Бывает такое, когда клиент сам отвечает на комментарии и вопросы в соцсетях. Остальные работы – постинг, реклама – на нашей стороне. Поэтому наши сммщики всегда быстро замечают какой-то негатив. Если клиент не реагирует, мы быстро звоним ему и вместе решаем, что делать.
Здесь чертовски важна оперативность, самый большой фейл – если один и тот же вопрос задают несколько раз. Обычно если реагировать моментально, то можно отделаться малой кровью: не понравилось что-то, ой, держите подарок или скидку и спасибо за внимательность! И все OK.
Если негатив неоправданный, надо защищаться. Если активность высокая, значит, есть сторонники бренда, они тоже помогут. Увидят, что вас незаслуженно грязью поливают, а вы с достоинством защищаетесь, сразу же набегут и начнут битву.
Однажды было такое: подписчики жутко отреагировали на публикацию и подняли ужасный шум. Извиняться, отшучиваться и отстаивать свою правоту было вообще не вариант. Коллективно вместе с клиентом решили удалить этот пост. Но это единичный случай – так делать нельзя».
Изучайте не только показатели, но и постоянно следите за поведением целевой аудитории: помогайте ей решать все возникшие вопросы.
Как оценивается эффективность контент-маркетинга
Внедрение стратегии – растянутый во времени процесс, к нему достаточно сложно применить тот же ROI (окупаемость инвестиций) для измерения результатов. Контент-маркетинг работает на повышение лояльности пользователей, а не ставит своей целью прямые продажи.
Зарубежный специалист Джо Пулицци не считает, что этот показатель должен использоваться как измеритель результата контент-маркетинга:
«Мы слишком часто сталкиваемся с тем, что маркетинговые организации пытаются применить к контент-маркетингу коэффициент ROI, как будто это рекламный баннер или рассылка по электронной почте… ROI – не тот показатель, который должен использоваться для определения результатов контент-маркетинга. ROI – это конкретная цель…».
В практике TexTerra ситуация аналогичная:
«Тут опять все от проекта зависит, где-то синтетические, типа трафика с поиска. Где-то считаем лиды. А где-то и то, и другое. А так чтобы посчитать ROI… Очень сложно и самое главное, не совсем понятно, когда это делать. Вот, например, был у нас открытый кейс по вертолетам, мы брали его на комплекс. Работать с ними закончили год назад, а трафик у них до сих пор растет. То есть инвестиции еще приносят прибыль. Контент-маркетинг же долгосрочное вложение».
Разумеется, нужно уметь измерять и отслеживать результаты контент-маркетинговой стратегии. Пусть у вас войдут в привычку такие действия:
- Ежедневное изучение аналитики в Google Analytics и «Яндекс.Метрике».
- Отслеживание эффективности не только всей совокупности работ по внедрению КМ, но и каждой единицы контента в отдельности.
- Ведение документа (например, таблицы), где можно сравнивать результаты от месяца к месяцу, чтобы видеть динамику.
- Общение с клиентом – отслеживание количества поступающих звонков и заявок с сайта в идеале (самому прослушивать их, чтобы знать, что интересует и беспокоит целевую аудиторию).
- Общение с командой по внедрению контент-стратегии.
Все это поможет увидеть, исправить или учесть…
Ошибки и трудности внедрения контент-стратегии
- Нет документально зафиксированной стратегии, где расписаны все этапы ее реализации. Как итог – хаотичное исполнение:
- нет измерения результатов, без которого нельзя судить о качестве работы;
- конечные цели не поставлены или расплывчато сформулированы;
- цели контент маркетинга не соответствуют целям бизнеса (нужны продажи, а маркетологи занимаются исключительно обучением пользователей, которое не конвертирует их в лиды);
- нет ограничения по времени – так или иначе должен быть установлен определенный срок, по истечении которого можно судить о том, сработала ли контент-стратегия или нет.
- Рассмотрение работы как набор тактик – «писать статью каждый вторник», «публиковать смешной видосик три раза в неделю», «тут вставим картинку» – без их увязывания друг с другом.
- Рассмотрение клиентом КМ не как полноценного маркетингового канала, а как модного инструмента, «чтобы был». В итоге – потеря времени и денег.
- Использование непроверенной или игнорирование экспертной информации со стороны клиента / стороннего эксперта.
- Сложность управления командой, состоящей из удаленных сотрудников:
- отсутствие у людей целостной картины – каждый делает свой участок работы и со своим пониманием;
- нет глубокого погружения в тему и понимания интересов аудитории и целей продвижения;
- отсутствие параллелизма в действиях команды (например, smm-щик не может дальше работать без дизайнера, а тот – без копирайтера).
- Недостаточное углубление в веб-аналитику и неверная интерпретация ее показателей.
- Игнорирование обстоятельств, которые предписывают скорректировать или совсем поменять контент-стратегию.
Чтобы не сталкиваться без конца с перечисленными проблемами, все время задавайте себе эти вопросы.
Как убедиться, что стратегия внедряется верно?
- анализируем показатели сайта (рост посещаемости, числа новых посетителей, увеличение глубины просмотра страниц, снижение показателя отказов);
- смотрим, какие комментарии оставляют пользователи к контенту на сайте и в социальных сетях (сам факт их наличия, количество и характер – благодарности, жалобы, предложения, возникающие дискуссии);
- узнаваемость компании (рост числа упоминаний и их характер);
- рост продаж (не ждем, что он начнется мгновенно после внедрения КМ, просим клиента следить за тем, чтобы сотрудники следили за заявками с сайта и социальных сетей).
Если после всех проведенных по плану работ по всем перечисленным показателям за определенный период не происходит положительных изменений, стратегия внедряется неверно.
Когда можно отклоняться от контент-стратегии или вовсе ее пересмотреть?
- изменение со стороны клиента (смена товаров или услуг, целевой аудитории, бюджета в большую или меньшую сторону, большая отдача со стороны SEO и / или контекстной рекламы);
- изменение со стороны конкурентов (активное и успешное использование ими определенных форматов контента, трендов, освоение новых каналов распространения);
- изменение со стороны рынка (смена парадигмы, как например, после заявления Марка Цукерберга о декоммерциализации контента в новостной ленте).
Если есть какие-то изменения, которые не были ранее учтены, нужно корректировать контент-стратегию. Если эти изменения критические – отказываться и создавать новую.
Как не допустить фатальную ошибку в переписывании старого контента по новой контент-стратегии?
- проверяем старый контент (насколько он привязан к бизнесу, какова в нем доля «развлекательности» и экспертности, фиксируем, скучная подача или нет, насколько она грамотная);
- оцениваем популярность старого контента – все метрики по сайту и социальным сетям;
- анализируем входящие ссылки на материалы – их качество и количество;
- если уже имеющийся контент написан с привлечением экспертов, то его надо либо оставить, как есть либо осторожно откорректировать, обновив информацию или поменяв формат подачи.
Текущий контент с объективно хорошими показателями вовлеченности пользователей надо оставлять или дополнять новым контентом с сохранением качества. Если он был создан по принципу «чтобы на сайте не было пусто»), можно его удалять.
Памятка по внедрению
Реализация контент-стратегии – циклический процесс, состоящий из нескольких операций:
- Проверяйте имеющийся контент и повышайте его качество, если это возможно.
- Создавайте и распространяйте контент.
- Отслеживайте реакцию целевой аудитории.
- Анализируйте проделанную работу, делайте выводы.
- Вносите необходимые изменения.
- См. пункт 1.
А теперь за работу, друзья!