Быть самозанятым – это одновременно очень круто и совсем не круто.

Например, если ты, являясь плательщиком Налога на профессиональный доход (НДП), заболеешь и временно потеряешь трудоспособность, то на выплату по больничному можешь не рассчитывать. Нет никакого законного способа для самозанятых на НПД делать добровольные взносы в Фонд социального страхования (как это предусмотрено для ИП), чтобы в случае чего получить хотя бы минимальную компенсацию выпавшего по болезни дохода. Российские законодатели «забыли» об этой правовой «дыре».

Вообще, самозанятые в том виде, в котором они существуют в законодательном поле сейчас, – это люди второго сорта. Особенно крутенько им придется в старости – если они не платили добровольные взносы в Пенсионный фонд. Кстати, если платили – тоже будет тухло.

Создается впечатление, что режим налогообложения НПД, введенный по всей стране с июля 2020 года, нужен только для того, чтобы вывести из тени так называемую «гаражную экономику» и диких фрилансеров. Ну и обложить их минимальным налогом.

В налогах как таковых ничего ужасного нет – общество с их помощью скидывается на то, чтобы иметь минимальные социальные блага для всех. Скажем, тот же самозанятый имеет право на бесплатное медицинское обслуживание в рамках полиса ОМС, и часть его налогов идет на покрытие такой возможности. То есть, в случае травмы или болезни, какую-никакую помощь плательщик НПД получит.

Другое дело, что фрилансеры и «гаражники» – народ прагматичный, рассчитывающий только на себя. Эти люди обычно имеют значительный негативный опыт с кидками работодателей (особенно любителей черных и «серых» зарплат), с фанаберией неадекватных клиентов, с пристальным вниманием многочисленных проверяющих и контролирующих любое экономическое движение органов.

А те, кто постарше, прекрасно помнят, как российское государство в последние 30 лет тоже устроило несколько серьезных кидков (простите, реформ), не забывая при этом все активнее собирать налоги. Одна пенсионная катастрофа 2015-го чего стоит.

Понятное дело, что к НПД «гаражники» испытывают инстинктивное недоверие. Тем не менее, на сегодняшний день в России из тени вышли и официально стали самозанятыми уже 1,7 миллиона человек.

Видимо то крутое, что есть в статусе самозанятого, все-таки перевешивает то, что в нем не круто.

Что хорошего – быть плательщиком НПД?

Во-первых, это отчасти примиряет с неприятной действительностью. В последние годы в России понятие «право» становится все более немодным. А властный волюнтаризм – все более показательным. Миллионы граждан не имеют своего представительства в законодательных органах власти, потому что институт выборов стал практически декоративным.

А люди, склонные самостоятельно искать место под солнцем, чаще исповедуют концепцию «никаких налогов без представительства». Статус плательщика НПД позволяет ограничиться в отношениях с государством уплатой 4 % от дохода, если работаешь с физическими лицами, и 6 % – если продаешь что-то компаниям. Это по-божески.

Во-вторых, самозанятость подразумевает высокую степень свободы действий. Ее, конечно, ценят немногие. Есть одно высказывание, которое в интернете часто приписывают Зигмунду Фрейду или британскому политику и писателю Бенджамину Дизраэли, хотя оно принадлежит драматургу Бернарду Шоу:

«Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы».

Самозанятые – это, как правило, те, кто не только ее не боится, а напротив, именно ею и вдохновляются в своем труде. Психологический тип самозанятого – это чаще всего «ремесленник-одиночка». Такой человек имеет в руках дело и знание о нем, он постоянно растет как специалист (ну, в идеале). Он может выполнять свою работу один, без наемных сотрудников. И «выход» его профессиональных усилий достаточен, чтобы обеспечить заработок, как минимум эквивалентный медианной зарплате.

Быть самозанятым – значит быть свободным на свой страх и риск. Никогда не слышать начальственных окриков, иметь возможность отсекать общение с неадекватными клиентами при первых признаках грядущих проблем. Наконец, самому распоряжаться собственным рабочим временем.

Самозанятый – это такой Ведьмак из известной эпопеи Анджея Сапковского. Приходит, делает свое дело, получает чеканную монету и удаляется туда, куда считает нужным. Не забыв, естественно, отстегнуть минимальный налог местному самодержцу-владельцу дворца, лендлорду или там Налоговой службе РФ.

«Ведьмаком» теперь может быть и интеллигентный репетитор по физике, и психолог, и хендмейдер, и журналист, и спец по ремонту квартир, и кто только не. Даже мастер, производящий гусли, попутно записывающий славянскую «богатырскую музыку» и зарабатывающий на ней (это не шутка, есть такой человек – самозанятый москвич Кирилл Богомилов, набравший только в одном YouTube 80 000 подписчиков).

Режим «плательщик НПД» по-своему прекрасен и полон суровой романтики. Однако если включаешь его в своей жизни, то автоматически запускаешь и режим «социально не защищен». Особенное беспокойство вызывает старость – время, когда ухудшение здоровья может отнять у тебя твое дело.

С пенсионным обеспечением все вообще не круто

Калькуляторов пенсий в Рунете полно. Не станем тратить время на рассмотрение вариантов расчета будущей пенсии для людей, которые имели стаж наемного труда, опыт ИП и только потом сделались самозанятыми. Возьмем предельный случай – когда молодой человек вот прямо сейчас решил раз и навсегда сделаться плательщиком НПД. «Ведьмачество» по жесткачу, так сказать.

Итак, самозанятый не обязан платить страховые взносы в Пенсионный фонд. Но это означает, что в будущем он получит пенсию на пять лет позже, чем нормальные люди (женщины-самозанятые – в возрасте 65 лет, а мужчины – в 70). И окажется эта пенсия не страховой, а социальной пенсией по старости.

В соответствии с действующим законодательством, она будет складываться из минимальной выплаты в размере менее 7 тысяч рублей и региональной или федеральной социальной доплаты от государства, чтобы дотянуть этот ужас до официального прожиточного минимума пенсионера. В 2021 году в среднем по России он составляет 10 022 рубля.

Видимо, с точки зрения российских законодателей, самозанятые граждане – это люди неправильные, слишком о себе возомнившие. Захотели свободного одинокого предпринимательства? Ну и пусть хлебнут своей свободы полной ложкой.

Меж тем, логично предположить, что статус «плательщик НПД» был придуман потому, что государство на опыте увидело – самозанятые в статусе ИП в значительном количестве не тянут обязательные страховые взносы.

К примеру, ИП без работников в 2021 году при доходе не более 300 000 рублей должен отдать государству 40 874 рубля. Если такой самозанятый, «сидящий на упрощенке», добыл упомянутые 300 тысяч, то на жизнь ему останется 259 116 рублей в год, или 21 593 рубля в месяц (принимаем в расчет то, что существует налоговый вычет на УСН, который в случае заработка не более 300 тысяч полностью «обнуляет» отдельный налог на полученный доход, поскольку его можно уменьшить на сумму страховых взносов).

В России ИП с заработками менее 300 тысяч в год постоянно мучались с обязательными страховыми платежами. Это очень больно – ежегодно отдавать такие деньги при столь хреновом заработке. Просрочки были довольно массовым явлением. Как следствие – ИП-шникам прилетали штрафы, а недоимки и пени взимались с них принудительно и безжалостно.

По сути, в «гаражную экономику» самозанятых годами заталкивало само государство. Наконец, оно сообразило, что политика эта разрушительна, и придумало этакого Франкенштейна – плательщика Налога на профессиональный доход.

Ход неглупый, но довольно жестокий в социальном смысле. Понятно, что не каждый самозанятый сможет работать до 70 лет, особенно если его профессиональная специализация связана с физическим трудом. Молодым это поначалу не кажется проблемой – мол, где я, а где мои 70 лет? Прорвемся.

Но если вдуматься, это ой какая реальная проблема. И российские законодатели для таких задумавшихся предусмотрели возможность добровольно платить взносы в Пенсионный фонд. Предполагается, что тогда самозанятые по достижении нормального пенсионного возраста смогут рассчитывать на страховую пенсию.

Однако предложенная реализация такой возможности при ближайшем рассмотрении выглядит весьма циничной. С 2025 года рассчитывать на страховую пенсию гражданин РФ сможет, если накопил не менее 15 лет трудового стажа и не менее 30 «пенсионных коэффициентов» (в обиходе их принято называть пенсионными «баллами»).

Возникает резонный вопрос – а сколько лет и в каком размере людям, ставшим сегодня официальными самозанятыми, нужно «добровольно» платить страховые взносы в Пенсионный фонд, чтобы накопить искомые баллы?

Ответ непрост: минимальный размер страхового взноса для самозанятых в 2021 году составляет 32 448 рублей (тут сразу поясним: «минимальный добровольный взнос» – это не совсем корректно. На самом деле самозанятые могут платить и меньше, но пенсионные коэффициенты и годы страхового стажа будут им начисляться пропорционально размерам взносов).

Найти открытое и исчерпывающее разъяснение, сколько баллов за эту сумму приобретается, в государственной прессе или на ресурсах Пенсионного фонда очень непросто. Скажем, Самарское отделение ПФР вот тут сообщает, что добровольный взнос в 2021 году дает 1,0478 пенсионного коэффициента. Другие территориальные отделения могут заявлять, что минимальный взнос дает 1,142 балла.

Негосударственная пресса рассказывает, что Пенсионный фонд при расчете использует формулу ИПК = (ДЗ/22*16)/206 720 * 10, где:

ДЗ – добровольные взносы;

22 % – общий тариф страховых взносов;

16 % – индивидуальная часть тарифа;

206 720 рублей – взносы по индивидуальному тарифу от предельной базы для начисления взносов (1 292 000 * 16 %). Предельная база – плавающая величина, которая ежегодно устанавливается правительством РФ.

Размер страхового взноса для самозанятых год от года будет увеличиваться (по аналогии со взносами ИП). Количество баллов, которые можно на него купить – тоже будет плавать. Точного калькулятора всей этой машинерии вы не найдете нигде. Но давайте станем исходить из показателя 1,142 балла и подсчитаем грубо, навскидку.

Итак, чтобы накопить 30 баллов, самозанятый должен платить минимальные взносы 26,259 лет – округлим до 27-ми.

Фиксированная пенсионная выплата (базовая часть пенсии) установлена в размере 6 044,46 рубля (в 2024 она вырастет до 7 131,34 рубля ). Чтобы понять очень приблизительно, какую пенсию будешь иметь, если ты накопил 30 баллов, нужно умножить их на «стоимость пенсионного коэффициента». Сейчас она составляет 98,86 рублей. В 2024-м вырастет до 116,63 рублей, а дальше будет «плавать».

Лихо умножаем 30 на 116,63 (мы же сейчас находимся в будущем, да?) и получаем 3 498,9 рубля. Это страховая часть пенсии. Прибавляем к ней «фиксированную выплату», которая в 2024-м составит 7 131,34 рубля, и получаем (та-дам!) размер пенсии в 10 630,24 рубля. Напомним, что за нее вы работали 27 лет и заплатили государственному Пенсионному фонду минимум 32 448 рубля x 27 = 876 096 рублей (на самом деле больше).

Понятно, что арифметика эта не совсем корректна – год от года аппетиты Пенсионного фонда насчет самозанятых будут расти – как мы это видели по примеру ИП в последние 15 лет, и общая цена за 30 баллов окажется выше. Будут индексироваться и фиксированная выплата, и стоимость балла, но не стоит рассчитывать на какую-то заметную для кармана индексацию – это мы знаем по опыту последних десятилетий.

Расчет у нас выходит показательный, хоть он и слегка «сферический в вакууме». Те, кто рискнет 27 лет быть самозанятыми и отдаст государству под миллион рублей (по факту выйдет больше миллиона), будут иметь право на пенсию, еле-еле превышающую сегодняшний официальный «прожиточный минимум пенсионера». Если в будущем, он вырастет, бывшим самозанятым скорее всего компенсируют разницу, как и в случае с социальной пенсией по старости.

Внимание: пенсионный калькулятор ПФР наш грубый расчет не подтверждает. Однако в нем нельзя указать, что вы как самозанятый добровольно платите минимальные взносы. Чтобы на это как-то намекнуть, приходится вводить предельный годовой доход в размере 300 000 рублей. При таком раскладе и стаже в 27 лет калькулятор обещает 102,97 пенсионных коэффициентов и размер страховой пенсии в 16 224,01 рублей.

Это конечно не так уныло, как получилось у нас, однако вызывает понятное недоверие. Ибо к калькулятору есть пояснение: «Данные результаты расчета страховой пенсии носят исключительно условный характер и не должны восприниматься Вами как реальный размер Вашей будущей пенсии».

Так что в сухом остатке? Самозанятых, которые делали конские «добровольные» взносы, при пессимистичном расчете ожидает практически тот же прожиточный минимум, что и тех, кто вообще ничего Пенсионному фонду не платил. Только на пять лет раньше.

Хм. Автор даже сказал бы громче: «ХМ!» Не нужно быть экспертом по частному инвестированию, чтобы понимать: сегодня примерно миллион рублей стоит новая квартира-студия даже во многих крупных городах (исключая, конечно, Москву, Питер, Сочи и некоторые другие). А на вторичном рынке за такую сумму можно найти однокомнатную квартиру с отдельной кухней.

По совпадению – какая ирония! – если сегодня накопить искомый миллион, купить дополнительную квартирку и сдавать ее, то официальный доход (мы же самозанятые, так?) даже с учетом налога в 4 % будет примерно соответствовать среднему прожиточному минимуму пенсионера. И что важно, при этом жилье-то окажется в твоей собственности. И в случае чего – его можно продать.

Другими словами, государство предлагает нам отдать ему эквивалент однокомнатной квартирки или квартиры-студии в обмен на жалкое пенсионное пособие, которое не дотягивает даже до 200 долларов США.

А что еще забавно, самозанятый может много лет платить страховые взносы, но вдруг заболеть, потерпеть финансовую неудачу, пропустить несколько платежей. И в свои 60–65 лет он вполне может обнаружить, что 30 баллов так и не накопил и по факту должен и дальше работать, и еще платить взносы, ибо в назначении ему страховой пенсии государство отказывает…

Автор не знает, какие светлые головы в правительстве и Пенсионном фонде сочиняли эти коэффициенты и требования к размерам «добровольных» страховых взносов самозанятых. Может быть, чиновники искренне полагают, что люди – идиоты и не умеют считать. Может, их не волнует, что цинизм пенсионной системы по отношению к самозанятым виден невооруженным глазом. Но нам, заинтересованным гражданам – фрилансерам, специалистам, работающим на себя – нужно это обсуждать.

Автор ни к чему не призывает, кроме того, чтобы думать головой (все перепроверив самостоятельно). Но сам он, пожалуй, ограничится уплатой обязательного налога в 4–6 %. И крепко подумает о том, как увеличить семейные накопления и сделать консервативную «пенсионную» инвестицию в скромную недвижимость.