«Тот счастливо прожил, кто хорошо укрылся»
Публий Овидий Назон, «Скорбные элегии»
В эти тревожные дни затишья после якобы ненормальных событий последних шести месяцев и, вероятно, перед новыми будто бы ненормальными событиями, которые нас еще ожидают, интернет-бизнес проявляет похвальное единодушие. Не может не радовать его взвешенное, рациональное, прагматичное молчание. Это по-взрослому, деньги любят тишину.
В кои-то веки и маркетологическое крыло бизнеса – SMM-щики, SEO-шники, креативщики, райтеры и все-все-все – несмотря на свое природное легкомыслие, поступает умно и ответственно. То есть, помалкивает. В воздухе витает общее понимание: «Мы зарабатываем деньги, продвигаем в онлайне товары и услуги, и давайте не будем выкрикивать всякое, мешать проходу граждан, распространять в соцсетях легковесные мнения, оценки и шуточки».
Тем более, что те оторвавшиеся от реальности коллеги, которые позволяли себе неуместное в скоморошество, уже пожинают плоды. Отбывает административный арест SMM-редактор сервиса Aviasales Роман Бордунов. Суд без труда установил, что данный гражданин «выкрикивал лозунги» и «создавал помехи для пешеходов» на известной инфантильной уличной акции.
Наш коллега, к сожалению, пытался обелить себя, сообщая суду, что он успел лишь выйти из трамвая в не слишком удачном месте и немного пройтись в полном одиночестве, с невинным любопытством вертя головой по сторонам. Зачем-то правонарушитель упоминал в суде о процессуальных нарушениях после задержания – совершенно несущественные подробности, не правда ли?
По совпадению (разумеется, по совпадению) наш коллега Роман Бордунов, судя по его публичной творческой работе, – не любитель тишины. Его «ситуативочки» в бизнесовых аккаунтах Aviasales у всех на слуху.
Следует со вздохом признаться, что очаровательный юмор этого SMM далеко выходил за границы неспроста ценимого нами прагматизма. Куда ни глянь – толстые намеки, непочтение к заслуженным авторитетам, подростковое ерничество, неблагонадежная привычка весело окучивать непрофильную для бизнеса повестку.
Некоторые из нас все-таки связывают деятельность заигравшегося SMM-щика и легкое, практически пионерское наказание, назначенное ему судом за участие в уличных игрищах незрелой молодежи. Нет-нет-нет, давайте сами не заигрываться. Его арест и особенности профессиональной SMM-манеры никак не связаны. Ну не могут быть связаны, ни боже мой – это именно что совпадение. Теория вероятности, во всяком случае, такое легко допускает.
Однако из этого совпадения нам стоит вынести урок: бизнесу – бизнесово, а кесарю – кесарево.
Немного насилия не повредит
Некоторые коллеги, сами разумно решив воздержаться от вздорных демонстративных гуляний по улицам, упустили из поля зрения своих взрослых по паспорту, но, увы, еще простодушных детей. Те таки оказались где не надо и получили пару тумаков, а то и были препровождены куда следует.
Неудивительно, это закон больших чисел – если по стране задержано более 11 тысяч человек, среди них могут оказаться и дети предпринимателей, маркетологов и так далее.
К сожалению, кое-кто из их родителей не понял структуры момента и принялся не любить тишину, а напротив – писать о случившемся невыдержанные посты в соцсетях. Упоминались в них и «дубинки», и «протоколы под копирку», и «процессуальные нарушения», и «содержание без воды в автозаках днями и сутками», и «избиения» и даже «пытки».
Фото выше: Владислав Шатило / РБК
Появление нескольких прорезавшихся голосов по-человечески понятно. Трудно ценить денежную тишину, когда твоему ребенку досталось по голове за прогулку не в то время, не в том месте.
Но жизнь есть жизнь. Восстановим самообладание: людям, которым не чужда бизнес-аналитика, следовало бы сообразить, что при 11 тысячах контактов правоохранителей с гражданами, кричащими нечто явно несогласованное с властями, могут произойти отдельные неоднозначные инциденты. Которые впоследствии будут ожидаемо неправильно поняты. Ну вот совсем неправильно.
Зачем было трубить в соцсетях прямо в лоб – «омоновец ударил ногой в живот пожилую репетиторшу по математике»? Человек же потом пришел с цветами, извинился, пояснил, что запотело забрало. Не различил он в запарке, что за опасный монстр перед ним выскочил и начал вдруг вопрошать что-то нелепое немолодым женским голосом.
Много было шума из-за того, что одну девушку «пытали» в столичном Донском ОВД – надевали на голову полиэтиленовый пакет. Но вскоре уважаемые люди прояснили нам, что историю подняли на вилы соцсетей и понесли, эмоционально накачивая, по некоторому недомыслию. В крупной аналитической ТВ-программе с помощью компетентного политолога выяснилось, что девушку вовсе не душили, а «дали подышать в пакетик», чтобы исключить потерю ею сознания из-за «повышенной тревожности». Видите, какое трогательное внимание на самом деле было проявлено.
Эпизод с тем, что в Петербурге глухонемому инвалиду присудили штраф за то, что тот «скандировал лозунги», тоже не показателен. Со случаем уже разбираются. Ну не стоит оно резонанса, не стоит…
Вообще странно слышать скоропалительные выводы, которые понаделали отдельные предприниматели, маркетологи, контентщики. Они почему-то склонны вцепляться в букву закона и игнорировать его дух. Сколько уже лет по респектабельному российскому ТВ нам объясняют, что к духу закона, творчески передающего дух народа, стоит принюх… приглядываться внимательнее.
Бизнес все время игнорирует народное понимание законов. К примеру, важнейший, по мнению некоторых оторванных от земли мечтателей, законопроект о противодействии домашнему насилию, никак не могут продвинуть в России. Этому постоянно что-то мешает. Передовая общественность негодует в интернете.
Однако, если кому-то неочевидно, что именно мешает провести этот закон, то поясним: россияне считают нормальным порой шлепнуть зарвавшегося ребенка по мягкому месту. И иногда немножко, в разумных пределах, поучить жену. Да, это насилие, если уж вам так близок формализм. Но это отеческое и общественно полезное насилие. Миллионы россиян коллективно чувствуют – оно им родное, оно им близко.
Если общество сопротивляется регуляции насилия в семье, то логично, что оно готово приветствовать некоторый окорот, прилетевший митингующим и «гуляющим» от защитников уличного порядка. Все логично – носители неразвитых умов выходят «скандировать», «перекрывать проезд», «приносить убытки предприятиям, расположенным на занятых толпой улицах», и заслуженно получают немного отеческих дубинок (а затем –вполне вегетарианские протоколы, штрафы и аресты).
Это любя. Вы же понимаете.
Вызовы времени и «общественный договор»
Бизнес не прочь потрепаться в кулуарах об «общественном договоре», о «верховенстве закона», о «прозрачных правилах игры». Замечательные темы – позволяют высказать много прекраснодушных идей. И в кулуарах – пожалуйста, давайте будем обсуждать. Но стоит ли предпринимательскому сообществу выносить сырые и непроработанные мысли на люди?
Судя по установившемуся в последние недели сдержанному молчанию, почти все понимают, что не стоит. Вообще, истерики противны и говорят об эмоциональной незрелости тех, кто их закатывает. Исключение – работники крупных аналитических ТВ-передач.
К сожалению, некоторые владельцы или сотрудники интернет-бизнеса все-таки теряют самообладание и начинают указывать на то, что, мол, к началу 2021 года российское государство перестало соблюдать собственные правила игры. Приводятся в пример редактирование Конституции РФ с голосованием «на пеньках» и пресловутое «обнуление»; якобы «вопиющие» противоречия множества новых законов нижнего уровня самой Конституции, которая «является законом прямого действия». Поговаривают о «бешеном принтере», сочиняют двусмысленные анекдоты.
Скажем, отдельные граждане по горячим следам последних событий рутинно и без какой-либо выдумки поднимают вопрос о статье 31. Мол, в соответствии с Конституцией имеем право и «выкрикивать», и «мешать проходу».
Некоторые безответственно позволяют себе заявлять, что отеческие, ласковые дубинки – это сигнал обществу, мол, маски сброшены.
Другие, особенно практикующие интернет-бизнес, стенают, что измучились от угрызений самоцензуры. Бизнесу уже якобы вообще непонятно, что можно писать (снимать на видео), а что нельзя. Матом пошутить – наказуемо или нет? Упоминать Церковь Великого макаронного монстра – можно, или чувства верующих будут изранены? Позубоскалить о проблемах оленеводов Москвы – это норм, или социальная группа «оленеводы Москвы» заявит о возбуждении к ней ненависти?
Те, чья работа публична и требует делать ее весело – с дымом и искрами – становятся невротиками. Законы залезают один на поляну другого, все перепутано, расплывчато и каждому может быть вменено что угодно в соответствии с дружественной запиской в органы от доброжелателя…
И это, господа, на самом деле норма. Ведь в традициях всего человечества и нашей страны тоже – создавать толкования самого Священного Писания – не то что каких-то молодых, наскоро написанных конституций. В прошлом году всем сомневающимся в необходимости дополнительных законов и редактировании закона основного объяснили умные люди, сенаторы, что «Конституция – это живой организм, а не застывшая догма». Она должна соответствовать вызовам времени.
А какие у нас налицо вызовы? Они совершенно очевидны: внутренние враги процветания и суверенитета России, пользуясь поддержкой наших «уважаемых партнеров» с Запада, делают все для того, чтобы ошельмовать ветви власти страны – законодательную, исполнительную и судебную. Цель шельмования – сделать Россию слабой и нанести ей геополитическое поражение.
Бизнес-сообщество, ей-богу, выказывает себя политически незрелой частью общества, когда на этом фоне позволяет себе отдельные выпады и возгласы в том духе, что государство, мол, год за годом якобы навязывало ему все более несправедливые правила, а теперь само же играет по ним избирательно.
Здесь предприниматели и нанятые ими специалисты опять вцепляются в букву закона и не желают понимать его духа. Неужели невнятно тем же маркетологам, которые вообще-то по работе должны чувствовать настроение масс, что российское государство (так же, как и глубинный российский народ) просто временно терпит весь этот бизнес?
Народ и власти считают предпринимателей жуликами. И когда жулики начинают требовать соблюдения буквы закона и якобы «не понимать» необходимости внесения актуальных изменений в текст Конституции, это выглядит абсурдно.
Когда жулики недовольны тем, что государство меняет правила игры – это, знаете ли, проблемы жуликов. И им стоило бы делать именно то, что они и делают – помалкивать.
Если кто-то буквоедски собирается заявить, мол, докажите, что мы жулики в суде, то, во-первых, нет проблем, коллеги, докажут. А во-вторых, давайте не нагнетать – будем рациональны – не все жулики, но все…
…мещане
Желание устроить в своем городе и раскрутить, скажем, ресторан средиземноморской кухни – это мечта мещанская. Хотите создавать интернет-магазины, свободно торговать, придумывать всякие онлайн-школы, яндексы, «Веб 3.0», мобильные приложения – да ради бога. Хотя «это мелко, Хоботов» (с).
Все мы с детства знаем и с возрастом понимаем старую мудрость: у России только два союзника – армия и флот. Никто в здравом уме не станет думать, что союзниками страны являются купцы.
Вот, скажем, российский уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов заявляет о необходимости ликвидации формы занятости «индивидуальный предприниматель», потому что (цитата): «В компаниях <…> – разделение финансовой ответственности: есть деньги компании, а есть личные деньги. <…> Это разные два кошелька. У индивидуального предпринимателя все вместе, и он не платит никаких налогов, когда выводит эти деньги на потребление. Конечно, в этом есть некая нелогичность».
Сообщество, права которого защищает Титов, всколыхнулось и посчитало сказанное очень своеобразным способом защиты его прав. А ведь напрасно. В условиях, когда народ и государство вынуждены терпеть предпринимателей и лишь изредка приходить и изымать у них излишки «жира», купцы должны быть благодарны за такую сдержанность.
Мы, предприниматели, маркетологи, SMM-щики, райтеры и прочие, что уж тут лукавить, являемся пеной на волнах жизни и обязаны понять: десятки миллионов россиян абсолютно уверены, что мы не хотим работать.
Мы придумываем какие-то несерьезные, сомнительные профессии. Все время изобретаем мутные схемы и неправильно воспитываем детей и вообще молодежь. Мы не ориентируем их на то, чтобы они занимали прочные и уважаемые позиции в жизни: прокурор, инспектор Роскомнадзора, таможенник, мировой судья, завкафедрой богословия в государственном вузе, полковник Росгвардии, наконец.
Поскольку мы сами мещане по духу, мы и стимулируем в обществе потребительство и аппетит к красивой жизни. Вместо того, чтобы сплотиться и решать задачи геополитические, задачи стратегического, мирового масштаба; вместо того, чтобы сообразить уже, что лучшая форма ведения дел – это получение государственных концессий на стройку или там торговлю доверенными людьми (доказавшими безупречной службой свое право на высокий уровень жизни); мы мелочно хотим иметь какие-то неподконтрольные народу ИП, какие-то подозрительные ООО.
А то и сделать так, чтобы владельцами наших ООО являлись другие ООО, зарегистрированные вне российской юрисдикции. И желательно, чтобы никто не был в курсе, что те заграничные компании – тоже наши.
Все эти годы мы стонали то от того, что в стране ликвидирована банковская тайна, то от очередного повышения налогов, то от того, что нашим маркетологам запрещают оскорблять чувства верующих, ругаться матом в соцсетях и возбуждать ненависть к социальной группе «чиновники», то от того, что наших детей немного помяли дубинками на площади, дабы снизить уровень хаоса, вызываемого их молодым задором.
Именно с мещанским чувством мы кулуарно и эпизодически публично высказываемся о желании иметь симулякры «общественного договора», «верховенства закона», «привлекательного инвестиционного климата», «представительства в органах законодательной власти» – того не осознавая, что идем против самой Природы.
Ибо бог леса не ровнял
Есть в лесу волки – его санитары. Есть в лесу зайцы, косули, олени и прочая еда. Пока они здоровы и бегают быстро, волки смотрят на них сквозь пальцы. Когда еда оступилась, поранилась, ослабела – санитары реализуют ее природную судьбу.
Волки рождаются волками, а олени – оленями. Это натуралистично и естественно, что скорее российский государственник передаст свое санитарное дело по наследству, чем российский предприниматель оставит детям лавочку, публично добившуюся успеха.
Потому что в нашей особенной стране приоритетны именно законы Природы, а не симулякры превратно понимаемого и заимствованного у исторически враждебных держав «права».
Следует признать, что мы (предприниматели, маркетологи, SMM-щики и др.) не просто мещане, а мещане-фантазеры. Уж нам-то по роду деятельности надо знать, что с 2021 года Минтруд прекращает расчет стоимости потребительской корзины для россиян.
В ней и ранее не содержалось никаких этих яндексов, мобильных приложений, цифровых сервисов и, прости господи, блюд средиземноморской кухни – всего того, что мы по своему фантазерству считаем «развитием» и для чего нам требуется вздорный «привлекательный бизнес-климат». Теперь о наших хотелках и официальной потребительской корзине в принципе речи не будет.
И давайте уже смиримся с тем, что великому народу России никакой такой «климат» не требуется. Он удовлетворен в своей природной простоте. Он четко знает, сколько ему нужно чулочно-носочных изделий, предметов пальтовой группы и килограммов эконом-картофеля в год. Он с опаской опытного зайца следит за перемещениями санитаров и корректирует в связи с этим собственную траекторию.
Бизнесу, имеющему голос в соцсетях, в собственных блогах, в медиа и т. п., стоит смотреть на вещи исторично, черпать мудрость как в указах общего нашего начальства, так и в большой русской литературе, которая вопрос давно проработала.
Вспомним Стругацких:
«…– Ваш намек, – сказал Виктор, – напомнил мне один разговор – мой разговор с его превосходительством господином референтом господина Президента по государственной идеологии...
Его превосходительство вызвал меня в свой скромный кабинет – тридцать на двадцать – и осведомился: "Виктуар, вы хотите по-прежнему иметь кусок хлеба с маслом?" Я, естественно, ответил утвердительно. "Тогда перестаньте бренчать!" – гаркнул его превосходительство и отпустил меня мановением руки...»
В связи со сказанным, перестаем бренчать. Расходимся – не мешаем проходу граждан.