Герой интервью раньше продавал одежду, но еда оказалась более интересной.

Эта статья открывает цикл материалов TexTerra Daily про опыт бизнеса по франшизе.

У Евгения Мелешкевича 11 достаранов по франшизе: 5 — в Орле, 5 — в Брянске и 1 — в Смоленске.

Евгений Мелешкевич

Достаран — это ресторан доставки под брендом FARFOR. В нём готовят еду утром, днем и вечером — и доставляют клиенту. Меню широкое — от роллов и пиццы до поке и супов:

Особенность бизнеса в том, что это не классический общепит, а фудтех — индустрия на стыке IT и общественного питания.

О жизни до бизнеса по франшизе

После окончания института я работал в закупке стройматериалов. Со временем перерос это. Продолжил как solo-предприниматель — занимался продажей одежды. Сначала была широкая линейка, а потом понял, что продажа джинсов приносит большую выручку при меньших затратах. И сосредоточился на этом.

В какой-то момент я осознал, что мне уже не так интересно заниматься этим бизнесом. С 2011 года стал изучать рынок общепита — я видел такие тенденции: развитие фудкортов, доставок на дом. В общем я вовремя сделал стратегический ход: перешел в сферу, которая была мне интересна и в которую направил все свои ресурсы и внимание.

Люди всегда будут нуждаться в еде и напитках. Концепция быстрого и вкусного питания с доставкой — долгосрочный тренд, который пандемия только укрепила.

Почему решил открыть франшизу

Прежде всего франшиза — это безопасность. Бизнес по ней предполагает модель, которую протестировали, расширили и докрутили до идеала. Риск разориться или прогореть здесь минимальный — конечно, если выбрать правильного франчайзера.

Экономия в открытии такого бизнеса получается большая — расходы просчитаны заранее до каждой скрепки. Если делать такой бизнес с нуля, то нужно будет разрабатывать софт, интегрировать с CRM, синхронизировать с маркетинговыми механиками — это сотни, если не миллионы рублей. Во франшизе это идет в пакете.

Почему FARFOR

Я рассматривал разные варианты франшиз — с разными вложениями и условиями. Только один продукт дал то, что я хотел.

В первую очередь, меня привлекла скорость запуска — два месяца — и возможность зарабатывать с первого месяца. Особый упор компания делает на маркетинг — как на генератор прибыли для бизнеса. У нас часто в стране бывает так, что бизнес открыли, а про маркетинг забыли и сидят без клиентов, без заказов и денег. Здесь не так.

Еще мне была важна IT-составляющая. В 2014 году об этом еще никто не думал, но франшиза в общепите — это не пицца-печь единая, а высокие технологии. Синхронизация станций на кухне, приложение для курьеров, сайт, отслеживание эффективности маркетинговых каналов. И личный дашборд с показателями. Можно себя с другими франчайзи сравнивать и делиться опытом — что помогло, что дало лучший результат.

Кроме того, мне нравится подход FARFOR. Это не отношения «снизу вверх», а настоящее партнерство, win-win, где отдача и результат идут рука об руку. Обучение, поддержка и сопровождение франчайзи до открытия — когда ты только знакомишься с общепитом, и после открытия, когда возникают неожиданные вопросы, — это и дает ощущение безопасности.

Интересный факт: технический директор франшизы помогал мне делать ремонт в достаране, при этом он был на расстоянии 1500 километров. И все равно процессы не останавливались ни на секунду, даже при разнице в часовых поясах. В общем, здесь сильная команда, которая знает свое дело.

Сколько понадобилось денег

В 2014 году порог входа был 800 тысяч рублей. Сейчас, конечно, сумма инвестиций увеличилась. Но и прибыльность бизнеса, сила бренда, качество стандартов тоже выросли.

Мой коллега, у которого достаран в Рязани, говорит, что FARFOR намеренно закладывает бо́льшую сумму, чтобы не случалось обмана ожиданий. Есть способы уменьшить сумму инвестиций — и центральный офис этому способствует.

Первый достаран открыл в Орле по ул. Герцена, 20. В бизнесе я давно — привык постоянно мониторить разделы аренды на сайтах. Это место выбрал, потому что по совокупным данным получалась идеальная картинка — удобная точка для доставки в широком радиусе города.

Особенности бизнеса

Клиенты и чек

Большая часть заказов приходится на сеты — 50%, пицца и роллы забирают по 15%. Далее идет так называемая «горячка» — бургеры и роллферы, закуски, добавки, WOK, супы — около 10%, остальные позиции меню набирают совокупно 10% от заказов.

Основные три сегмента покупателей — семьи, офисные сотрудники и молодежь. Ядро клиентов — конечно же, молодые семьи с детьми. Им важно, чтобы было вкусно и доступно по цене, а мы можем удовлетворить их запрос. Но мы активно работаем и с офисными работниками — например, у нас есть доставка ЗОЖ-обедов по адекватной цене. А зумерам предлагаем пиццу, поке и WOK.

Средний чек колеблется в течение года, сильный скачок вверх происходит к Новому году. Варьируется от 1 000 до 1 500 рублей за заказ.

Проблемы бизнеса

Есть общая беда у всех предпринимателей — найм. На рынке не хватает умелых спецов, обладающих нужными навыками и знаниями. Но даже в этом мне помогает франшиза — можно частично делегировать вопрос центральному офису.

Сотрудники

У поваров и менеджеров почасовая ставка — 160 рублей в час. Курьер работает по ставке 45 рублей за заказ и 10 рублей за километр. У всех сотрудников есть KPI, это возможность расти в доходе. Мы предлагаем лояльные условия — такси до дома, бесплатное питание, гибкий график (2/2, 5/5, 3/2).

Плюсы франшизы

У меня был опыт в построении своего локального бизнеса. Когда ты начинаешь, слишком много процессов наваливается разом. «Приди, подпиши, купи, беги, лети, решай, следи, предпринимай». Как вывезти все одному?

Франшиза дает возможность идти вместе с такими же франчайзи и с поддержкой центрального офиса. Содержать собственную IT-команду, команду маркетологов, юристов, бухгалтеров — огромные вложения. В случае, если ты сам и жнец, и жрец и на дуде игрец, то про управление и выстраивание процессов можно забыть.

Франшиза — это система. Локальный бизнес — это хаос. Сетевой бизнес по франшизе — разложенные по полочкам алгоритмы, процессы и решенные вопросы еще до того, как они возникли. Когда на рынке системный игрок — он сразу побеждает в конкурентной игре с теми, кто работает как придется.

Минусы франшизы

Девять лет назад, когда я открывал первый достаран, узнаваемость бренда была ниже, чем сейчас. Заказов было мало — 2-10 в день максимум.

Пришлось взять кредит на зарплату штату. Был момент, когда сотрудники смотрели на меня с изумлением и тихонько листали сайты с вакансиями. Я не боялся — видел, что это работает, что модель рабочая. И продолжал. Через несколько месяцев динамика выровнялась, разогнался оборот и стала приходить прибыль.

Что в итоге

За 9 лет я открыл 11 точек и готовлюсь к открытию еще одной. За прошлый год совокупная выручка всех филиалов составила 400 млн рублей.

Базовые и сверхбазовые потребности я закрыл. Но для меня важны не только и не столько деньги, сколько возможность заниматься делом, с которым резонирует душа. Этого я и добился :)

Советы начинающим франчайзи

Если начинать — то сейчас. Начинать действовать не завтра, а сегодня. Бизнес, в целом, — про принятие решений. Общепит — одна из немногих сфер, которая растет в любые кризисы, поэтому и спрос никуда не денется.

Сейчас как никогда важно объединяться и держать руку на пульсе. Франшиза тем и хороша, что в любой ситуации команда даст опору и вдохновит на новые свершения.

Читайте также:

Как я писал стратегию бизнеса. И почему ее пришлось переписать

Маркетплейсы в России захватили рынок — Так ли это?

Как запустить бизнес с другом и не потерять всё

#
Кейсы Карьера
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.