Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Маркетплейсы в России: сколько зарабатывают и как развиваются Wildberries, Ozon и AliExpress

14 апреля 2021 Дарья Волкова
Время чтения: 8 минут Нет времени читать? Нет времени? 0 комментариев
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Маркетплейсы в России: сколько зарабатывают и как развиваются Wildberries, Ozon и AliExpress Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

В 2020 году маркетплейсы стали самым быстрорастущим онлайн-каналом продаж. С ними увеличили доход 89 % предпринимателей, наиболее универсальными названы Ozon, Wildberries и AliExpress. Сколько денег зарабатывают компании, как развиваются и какие преимущества предоставляют пользователям? Нужна ли такому бизнесу уникальная стратегия развития? Попробуем разобраться.

В «AliExpress Россия» впервые с момента основания раскрыли годовой оборот компании. Цифра получилась внушительная – 229,3 млрд руб., по этому показателю компания занимает второе место на рынке среди маркетплейсов. На первом – Wildberries с оборотом 437,2 млдр руб., а на третьем – Ozon, оборот которого составляет 195 млдр руб.

Как повлиял 2020 год на развитие площадок и куда они вкладывают деньги?

AliExpress

Компания упрочивает позицию на российском рынке. Подразделение «AliExpress Россия», принадлежащее Alibaba Group, Mail.ru Group, «Мегафону» и Российскому фонду прямых инвестиций, теперь, помимо глобальной торговли, позиционирует себя локальным маркетплейсом, ориентированным на продажи товаров внутри страны. Число российских продавцов в 2020 году выросло до 45 тысяч, на 350 % по сравнению с предыдущим годом. Конечно, до лидера Wildberries, у которого 162 тысячи локальных продавцов, пока далеко, но темпы роста значительные.

Российское подразделение онлайн-ритейлера формирует штат IT-специалистов (более 300 человек), чтобы адаптировать UX/UI площадки под русскоязычного пользователя, упростить процесс заказа и возврата, ускорить доставку. В частности, уже русифицирована служба техподдержки, около 80 % запросов в чатах обрабатывают сотрудники из России.

Интересно, что нынешний технический директор AliExpress Анатолий Орлов ранее выстроил команду разработки в Ozon.

Логистикой «AliExpress Россия» занимается плотно: в 2020 году компания снизила стоимость отправлений по России за счет изменения схемы доставки и аренды нескольких самолетов, открыла новые постаматы, в том числе в сети X5 Retail Group. В 2021–2025 годах в партнерстве с «Почтой России» в стране будет развиваться сеть логистических центров, где почта будет силами своих сотрудников комплектовать заказы. Товары российских продавцов также будут храниться на почтовых складах. Ход выглядит вполне логичным, ведь 80 % посылок с AliExpress доставляет «Почта России».

В результате партнерства с Mail.Ru Group с 2020 года товары маркетплейса можно купить и оплатить в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».

С апреля 2021 года запущена официальная платформа AE Platform от AliExpress Russia для формирования партнерских ссылок. За переходы по ссылкам блогер, разместивший их, может получить до 90 % комиссии. Повышенная комиссия действует на товары из России.

2021 год уже показывает продолжение роста продаж у маркетплейсов в России. По подсчетам партнерской сети Admitad, россияне в I квартале при сравнении год к году уже увеличили число онлайн-заказов с маркетплейсов на 16 %, а их сумму – на 72 %. Растет и средний чек: если в I квартале 2020 года он составлял 541 рубль, то в 2021 году увеличился до 798 рублей (+47 %).

По нашим данным, львиную долю заказов для маркетплейсов приводят партнеры из числа кэшбэк-сервисов, онлайн-блогов и СМИ, браузерных расширений, специалистов по таргетированной и контекстной рекламе и блогеров.

Все указывает на то, что онлайн-продажи маркетплейсов продолжат расти и в этом году. Первый квартал уже показал позитивную динамику. Самоизоляция и связанные с пандемией меры вынудили многих россиян перенести в онлайн привычные покупки – выиграли от этого и маркетплейсы. За 2020 год аудитория привыкла к новым платформам для покупок, и в дальнейшем число их клиентов продолжит расти. Также успех маркетплейсов следует за общим трендом роста онлайн-продаж в России.

Ozon

Маркетплейс последовательно развивает внутреннюю экосистему:

  • Открыл сервис совместных покупок – первый среди российских маркетплейсов. Теперь пользователь может добавить товар в корзину, оплатить и дождаться, когда к нему присоединятся другие участники закупки, чтобы сделать покупку со скидкой. Если нужное количество заказов не наберется, продавец возвращает деньги.
  • Запустил раздел для продажи услуг. Теперь, чтобы воспользоваться услугой, достаточно оплатить ее на Ozon и получить на почту код активации.
  • Создал образовательную платформу Ozon Education, которая предусматривает образовательные программы разного уровня, от простейших детских (с 5 лет), до сложных магистерских.

Одновременно компания расширяет сферу деятельности. В феврале 2021 Ozon учредил микрофинансовую организацию, а теперь планирует получить банковскую лицензию, в том числе, чтобы предоставлять кредиты продавцам.

В марте в Санкт-Петербурге была открыта IT-лаборатория, где трудятся специалисты-разработчики. Сейчас их около 60 человек, но компания планирует расширить штат до 200–300 сотрудников.

Wildberries

В отличие от Ozon и AliExpress, стратегии развития которых весьма похожи, Wildberries идет несколько иным путем.

Компания усиливает логистику: открывает новые логистические центры по России, организует доставку в пункты выдачи партнеров и через «Почту России».

Попытка расширить штат «айтишников» не увенчалась успехом, в сети появились сообщения о массовых увольнениях специалистов по инициативе компании. Ситуация с кадрами не мешает маркетплейсу «заходить» на заграничные рынки – 12 апреля компания официально заявила, что открывает торговлю в США. Оформить заказ заграничные покупатели смогут на отдельном сайте или в приложении

С сентября 2020 года продавцы маркетплейса могут передавать малогабаритные товары непосредственно в пункты выдачи, что позволяет снизить затраты на доставку. При этом хранение на складах становится платным.

В некоторых моментах Wildberries идет по классической схеме развития. Так, в феврале 2021 года крупнейший интернет-ритейлер приобрел небольшой банк «Стандарт-кредит», чтобы усиливать программы лояльности и привлекать новых партнеров.

На выходе получается следующее. Три маркетплейса, схожие по структуре и визуалу, применяют близкие по сути стратегии развития. И, кажется, в сфере онлайн-торговли по-другому нельзя, да и нет необходимости придумывать уникальные «фишки», главное – создать максимально удобную для пользователя среду, в которой просто найти товар, оформить и оплатить заказ, а в случае чего – вернуть купленное.

«Если вы посмотрите на различные компании, работающие в сфере электронной коммерции по всему миру, то увидите, что все они делают примерно одно и то же. Amazon начинала с розничной торговли, и мы тоже, другие начинали с маркетплейсов. Но в конечном счете всё сводится к необходимости развивать логистику, инфраструктуру и IT-сервисы», комментирует генеральный директор Ozon Александр Шульгин в интервью Financial Times.

Что касается развития онлайн-торговли в целом, факторы, возникшие в результате пандемии (переход на «удаленку», появление более 10 млн новых онлайн-покупателей, которые продолжат делать покупки в сети), не способствовали, но ускорили темпы ее развития. По результатам исследования Data Insight, их влияние будет сохраняться в течение нескольких последующих лет.

Рост оборотов маркетплейсов частично связан с пандемией, но это не единственная причина.

Еще одним фактором, стимулирующим рост оборотов маркетплейсов, стала миграция небольших магазинов на эти платформы. И это вполне логично. Работа с маркетплейсами позволяет сократить расходы, связанные с техническим сопровождением, продвижением и логистикой. Там продавцы получают необходимый трафик сразу.

Получение трафика на сайт, в том числе интернет-магазинов, в последние годы усложнилось. Если мы обратимся к выдаче поисковых систем, то заметим, что основные места занимают либо крупные сайты, либо маркетплейсы. Для начинающего продавца с ограниченным бюджетом добыча трафика будет достаточно сложной, а в конкурентных нишах – почти невозможной. Этим и вызван их интерес к маркетплейсам.

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Хотите, сделаем для вас топовый канал на Дзен? Узнать подробности
Оставь заявку на бесплатное онлайн-обучение
до 1 апреля
00:00:00
Подробнее
До старта онлайн-интенсива
«Продвижение в Instagram» осталось:
00:00:00
Записаться
При заказе SMM до 31 октября дарим
3 варианта оформления сообщества!
Подробнее
Чертовски низкие цены на все онлайн-курсы от
TexTerra с 29 по 31 октября
Подробнее
Готовая база знаний
для начинающего
интернет-маркетолога
Такую информацию продают за деньги,
а мы отдаем БЕСПЛАТНО!

Я согласен на обработку моих персональных данных

Спасибо, база направлена на вашу почту!
МИЛЛИОН ГОДНОТЫ
Дарим подборку огненных материалов по интернет-маркетингу: кейсы, интервью, советы по SMM, полезные видео и не только.
получить
Скидка 20%
на все онлайн-курсы от TexTerra
к курсам
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных