Каждое утро мы строим планы на предстоящий день. Заворачиваясь в халат и натягивая тапочки, мы решаем, что будем готовить на завтрак и какая пара обуви лучше подойдет к костюму, приготовленному с вечера. Что при этом происходит у нас в голове?
Еще не проснувшись до конца, мы выбираем более подходящий вариант из нескольких возможных. Завтрак: яичница, омлет, яйца пашот. Туфли: бежевые, коричневые, черные. Но это пространство вариантов ограничивается не вашими возможностями, а вашими желаниями – если вы понятия не имеете, как приготовить яйца пашот, этот вариант вы даже и рассматривать не станете (хотя у вас есть возможность попробовать их прямо сегодня утром).
Другими словами, ваш выбор ограничивается вашим убеждением («не умею – значит, не буду»).
Цепочка наших убеждений определяет наше поведение в течение всей жизни. Каждый день они влияют на наши решения – как провести время, что поручить другим и что выбрать из пространства вариантов. Чаще всего такие убеждения помогают нам принимать обоснованные и взвешенные решения, особенно если они основаны на фактах и анализе. Но иногда они ограничивают нас, отталкивая от реализации новых идей и навешивая категоричные ярлыки «не хочу» и «не умею» на открывающиеся перед нами возможности. В результате мы не хотим пробовать и рисковать, хотя в большинстве случаев ничего не теряем. Особенно сильны такие убеждения, когда выстраиваются в одну линию с нашими страхами и крепко удерживают нас на одном месте. Большинство из нас остается жить в своей уютной зоне комфорта, и лишь немногие решаются отстраниться от своих убеждений, посмотреть на них со стороны и решить, позитивно ли они влияют на ваше развитие.
«У меня недостаточно знаний»
Почему бы вам не начать свое дело или открыть новое направление в уже существующем бизнесе? Ах да, вы недостаточно разбираетесь в этой области.
Почему бы вам не написать книгу? Ах да, вы не знаете, с чего начать.
Объективно говоря, эти предположения верны. Но это не означает, что вы должны отказаться от своих идей. Это не значит, что ваша цель недостижима – это лишь сигнал к тому, что вам нужно расширить свою базу знаний. Сдерживающее вас убеждение очень легко выбросить из головы простым принятием решения «я буду учиться и развиваться в выбранном направлении, и это поможет мне осуществить свои планы».
Вы только подумайте, в какую эру мы живем – оправдание «я не знаю» больше не работает. Помимо традиционного академического образования, существуют интернет с его бесконечной бездной информации, профессионалы своего дела, к которым можно обратиться за советом, программы по обмену опытом, бесчисленные семинары и вебинары с участием экспертов.
Ваши возможности бесконечны. Все, что вам нужно, – это принять ответственное решение сделать первый шаг. Жаль, что этот шаг редко стоит на первом месте в списке ваших дел на сегодня – ведь завтрак, бесспорно, важнее. Сделав этот шаг, вы примете на себя обязательства, о которых никто вас не просил, но обязательства должны ассоциироваться не с ненужными проблемами, а с перспективными возможностями. Почему бы вам не приступить к работе прямо сейчас? Попросите совета у окружающих – бесплатного у друзей и платного у экспертов. Вы сможете узнать очень много нового о структуре бизнеса и финансах, маркетинге, социальных сетях, привлечении клиентов и многом другом. Скорее всего, вы многому сможете научиться сами, а эксперты помогут вам заполнить оставшиеся пробелы.
«Это не моя работа»
Прочитав этот подзаголовок, вы, наверное, представили себе типичного представителя офисного планктона. Такой незаинтересованный, грустный человечек, который делает на работе ровно минимум того, что нужно сделать. Короче, полная ваша противоположность, ведь вы то целенаправленный и эффективный работник, и вас сильно ценят в компании, верно?
Если все так, ловите вопрос: всегда ли вы готовы решать проблемы своих коллег или партнеров, если они не влияют на вашу личную эффективность? Нет? А вот следовало бы! Помогая другим, вы поможете и себе, а заодно приобретете ценный опыт. Не всегда нужно неотступно придерживаться своей должностной инструкции – ведь в ней не прописана вероятность появления новых рациональных идей и предложений. Начните с рассмотрения появившихся возможностей, а не с выяснения того, чья это работа. Если у вас появилась гениальная идея, вы сможете воплотить ее в жизнь, даже если она выходит за рамки ваших должностных обязанностей и находится в зоне ответственности другого человека.
«А вдруг ничего не получится?»
Во-первых, так можно говорить про что угодно в этой жизни, а во-вторых, вы никогда не узнаете наверняка, если не попробуете. Если вы готовы осознанно пойти на риск и учиться на своих ошибках, то ваши шансы на успех значительно увеличиваются. Есть одна маленькая хитрость: поэкспериментируйте с дедлайном и посмотрите, что из ваших идей сработает, а что еще нужно подкорректировать.
Например, если вы владеете сетью магазинов или салонов красоты и хотите открыть в них новые отделы или предложить новые услуги, не обязательно делать это сразу и во всех магазинах. Проведите эксперимент и начните вводить новые услуги и товары по-разному в каждой из ваших точек. Посмотрите, какой подход больше понравится клиентам и вашему персоналу. По результатам эксперимента вы сможете внести необходимые коррективы в свой план и только после этого запустить его в крупном масштабе. В таком случае все пройдет очень гладко, и идеи успешно реализуются.
Если вы хотите изменить что-то в своей карьере, попробуйте поработать над новым проектом без отрыва от основной работы. Это поможет вам понять, стоит ли браться за новое дело, прежде чем увольняться или совершать другие необратимые поступки. Как видите, страх «а вдруг это не сработает» – не повод отказаться от действия.
«Это сделает кто-нибудь другой»
Если не вы, то кто? Это убеждение – классическая «отмазка» для лентяев. Вам не надо принимать решений или чего-то делать, потому что это сделает кто-нибудь другой.
Кто-нибудь другой пойдет на субботник, кто-нибудь другой поменяет лампочку в подъезде, кто-нибудь другой купит поздравительную открытку для коллеги, кто-нибудь другой придумает, как улучшить ваш продукт и найдет новый метод продаж.
Было бы здорово познакомиться с человеком, которого зовут Кто-Нибудь Другой. А если никто этого не сделает? Так и будете возвращаться от обиженного коллеги, переступая в темноте через горы мусора? Что, если никому больше в голову не придут все ваши гениальные идеи и решения? Если вы так уж уверены, что все это сделает господин Другой, то почему бы вам самому им не стать (двойные фамилии у нас разрешены)?
Следите, следите и еще раз следите за тем, какие убеждения живут в вашей голове, удерживая вас от смелых и ярких поступков. Может, это вы – новый Билл Гейтс или Архимед? Уж они-то не придумывали самим себе никаких отговорок.
Ну так что, вам захотелось узнать, как же готовятся яйца пашот?