Весной 2019 года Google преподнес неожиданный подарок и такое же разочарование. Часть новостных порталов, отраслевых СМИ и других крупных интернет-ресурсов получила сотни тысяч уников дополнительного трафика из рекомендательного сервиса Google Discover. А спустя несколько месяцев некоторые из них так же внезапно его потеряли.

Например, после июньского обновления алгоритмов трафик сайта dailymail.co.uk из Google Discover упал на 50 %. SEO-директор компании Jesus Mendez рассказал об этом на форуме сообщества вебмастеров.

Всплеск и последующий спад трафика затронул не только специализированные новостные ресурсы. В английском, испанском и российском сегментах рекомендательный трафик шел на сайты, которые сложно отнести к их числу. Например, я заметила дополнительные переходы из Discover на страницы небольших корпоративных блогов с тематикой юридических услуг, визового сервиса, стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.

Что такое Google Discover

Сервис Google Discover – это обновленный потомок «умной ленты» рекомендаций Google Feed в приложениях для Android-устройств. Он есть в браузере Chrome и в поиске Google. В отличие от привычных быстрых ответов, которые Google показывает в поисковой выдаче, эти рекомендации видны без ввода поискового запроса.

Они формируются алгоритмом на основании интересов пользователя. Поисковик определяет их по данным источников, на которые владелец устройства подписался самостоятельно через рекомендательный сервис.

Судя по описанию, наиболее вероятно, что алгоритм учитывает:

  • личную историю поиска;
  • интересы пользователя;
  • его местоположение;
  • поведение других посетителей страницы;
  • тип контента (новостной или «вечнозеленый»);
  • CTR заголовка;
  • оптимизацию для мобильных устройств;
  • скорость загрузки страницы и другие факторы.

На нескольких изученных мной сайтах значительный трафик получили страницы с почти кликбейтными заголовками, очень напоминающими те, что популярны сейчас в «Яндекс.Дзен».

В рекомендациях Google для вебмастеров сказано, что каждая новостная или «вечнозеленая» страница для попадания в Discover должна иметь качественную заглавную картинку с потенциалом на высокий CTR. В приложениях, с которыми работает Google Discover, каждая из рекомендуемых страниц имеет такую картинку.

Состав условно-бесплатного трафика меняется. Кроме доменного (прямые заходы), поискового (по запросу) и ссылочного трафика, заметную роль в целых отраслях стал играть трафик из «умных лент» рекомендательных систем.

Изучаем отчет «Рекомендации» в Google Search Console

В Google Support до сих пор нет информации о том, как отслеживать рекомендательный трафик с помощью Analytics. Был выпущен лишь небольшой анонс этой возможностей на английском языке. Поэтому в своих экспериментах я использовала руководство по работе с отчетом Discover «Рекомендации» для Search Console, о котором и пойдет речь.

Отчет в меню Google Search Console

Отчет Disсover «Рекомендации» находится в Google Search Console. Если вы используете русский интерфейс, просто выберите «Эффективность» → «Рекомендации», а в английском варианте это выглядит как Performance → Discover.

Для сайтов, у которых нет этого типа трафика, в левом меню пункта «Рекомендации» может тоже не быть, а отчет получается прямо из пункта «Эффективность». Если переходы из рекомендательной системы были, пункт «Эффективность» раскрывается на два подпункта: «Результаты поиска» и «Рекомендации».

Меню «Рекомендации» для сайта, у которого есть трафик из Discover

Данные для отчетов по переходам из Discover начали собираться с момента обновления рекомендательного сервиса 1 марта 2019 года. Поэтому, чтобы посмотреть общую динамику, нужно установить период выдачи результатов с этого дня по текущую дату.

Если нужно проанализировать локальный всплеск трафика, можно посмотреть на общем графике даты начала и конца этого явления, а затем установить пользовательский период как показано на скриншоте.

Так можно проанализировать всплеск трафика

Чтобы посмотреть все страницы, на которые был трафик за один день, нужно в начало и конец периода установить дату, совпадающую с отмеченной на скриншоте цифрой 4.

Анализ переходов за определенную дату

Если нужно выявить какие-то резонансные новости и популярные страницы, получившие рекомендательный трафик, удобно использовать отчеты по страницам за определенную дату – например, за день. Для этого:

  • В Search Console выбираем период «Один день».
  • Возле выбранного периода нажимаем «+ Новый».
Добавляем новый отчет за один день
  • Затем выбираем пункты «Страна» → «Россия».
Выбираем страну отчета
  • Под графиком выбираем «Страницы».
Формируем постраничный отчет
  • Под графиком нажимаем на «Даты», получаем их список выбираем режим показа 500 строк.
Получаем список дат
  • Нажимаем на «Страницы» и разворачиваем наш список на 500 строк. Теперь мы можем анализировать содержание страниц и поведенческие метрики на них.
  • При необходимости выгружаем данные всего отчета, чтобы работать с ними в таблицах.
Меню экспорта данных отчета

Статистика по определенному разделу сайта

  • В Search Console задаем нужный период.
  • Рядом с выбранным диапазоном дат «+ Новый».
  • Назначаем «Страна – Россия».
  • Снова нажимаем «+ Новый».
  • Выбираем пункт «Страница».
Выбираем вывод постраничного отчета
  • Вставляем в диалог часть URL пути к рубрике, например, «/sport/».
Выбираем путь к рубрике
  • Под графиком выбираем «Страницы».
  • Внизу разворачиваем список страниц на 500 строк.

Как показал опыт, на сайтах c трафиком из Google Discover бывает полезно рассмотреть данные по отдельным разделам или рубрикам: новости, спорт, происшествия, анекдоты, рецепты, политика или что-то еще. Именно для этого и нужно использовать фрагмент URL.

Бывает, что пики трафика по разным рубрикам не совпадают с объединенным графиком. Это означает, что сильные колебания уровня трафика связаны не столько с особенностями алгоритма, сколько с выходом резонансных новостей или материалов, востребованных читателями.

Другие показатели

В двух предыдущих инструкциях мы использовали только вкладку «Страница» – смотрели статистику переходов на конкретные страницы, за определенную дату или из одного раздела (рубрики). В дополнение к этому под графиком есть вкладки, которые позволяют посмотреть другие показатели.

Вкладки для выбора данных по другим показателям

Выбрав вкладку «Страны», можно посмотреть регионы, в которых пользователи воспользовались рекомендациями. Во вкладке «Даты» в любом отчете (за период более 1 дня) можно найти разбивку по числам, а «Вид в рекомендациях» помогает узнать статистику переходов на рекомендации с AMP-страницами или видео.

Данные по AMP-страницам

В новостном анонсе Google Discover есть информация, что большим преимуществом для попадания страниц в рекомендации является их совместимость с технологией AMP для ускоренного просмотра. Я решила проверить это утверждение и сделала следующее:

  • Выбрала в Search Console период.
  • Рядом с ним нажала «+ Новый».
  • Назначила «Страна → Россия».
  • Кликнула мышкой на «Вид в рекомендациях» под графиком.

В результате получила отчет такого вида:

Отчет по страницам AMP

Небольшой эксперимент с анализом нескольких сайтов показал, что для России эта гипотеза не подтвердилась. Из миллионов переходов лишь 0,1-0,4 % составляют AMP-страницы. Зато в трафике из Германии их доля составила примерно 40 %.

Вероятно, оптимизированные для мобильных устройств страницы попадают в Google Discover наравне с AMP. Достаточно, чтобы они соответствовали стандартам Google, имели подходящую тематику и содержали качественный контент. Если у вас на сайте такого не хватает, всегда можно обратиться в TexTerra.

Отслеживаем трафик Google Discover в «Яндекс.Метрике»

С апреля 2019 в «Яндекс.Метрике» трафик из Google Discover можно посмотреть в отчете «Рекомендательные системы».

Как узнать, были ли переходы из Google Discover

  • Установите период отчета с 1 апреля 2019 года по текущий момент.
  • Сформируйте отчет в меню «Отчеты» → «Стандартные отчеты» → «Источники» → «Рекомендательные системы».
  • Выберите форму отчета «График» или «Диаграмма» (график отображает динамику во времени, а диаграмма – долю трафика из разных рекомендательных систем).
Выбираем отчет по трафику из рекомендательных систем
Устанавливаем интересующий период времени

В результате видим, был ли трафик из Google Discover на сайт.

Диаграмма показывает долю трафика из Google Discover

В примере, приведенном на скриншоте, зеленый сектор (62,2 %) – трафик из Google Discover, а желтый (37,8 %) – из «Яндекс.Дзен». Доля посетителей, пришедших из других рекомендательных систем, оказалась ниже порога округления.

Как анализировать популярность статей и искать закономерности

В первую очередь можно узнать, какие статьи популярнее всего в рекомендательных системах. Для этого нужно:

  1. Открыть отчет «Содержание» → «Страницы входа».
Выбираем отчет «Страницы входа»
  1. В группировках удалить все, кроме «Страница входа».
Удаляем все лишнее в группировке отчетов
  1. Создать сегмент «Визиты», а затем выбрать в нем «Последний значимый источник» → «Тип источника» → «Переходы из рекомендательных систем».
Выбираем «Переходы из рекомендательных систем»
  1. Чтобы посмотреть, какие именно рекомендательные системы приводили трафик на конкретную страницу, нужно добавить группировку «Источник трафика (детально)».
Выбираем «Источник трафика (детально)»

В итоге вы должны получить отчет такого вида:

Скриншот готового отчета

Мы видим общую посещаемость из «Рекомендательных систем» и раздельно из Google Discover и «Яндекс.Дзен». Здесь есть страницы, получающие трафик из обоих систем, и те, на которые приходят посетители только из какого-то одного источника.

При необходимости готовый отчет можно экспортировать в электронную таблицу.

Экспорт отчета в электронную таблицу

Если выгрузить готовый постраничный отчет по трафику из традиционных источников + отчет по трафику из рекомендательных систем, их можно сравнить средствами Excel и выделить интересующие сегменты. Например:

  • Страницы, получающие трафик из обеих рекомендательных систем.
  • С переходами только из Google Discover.
  • Только из «Яндекс.Дзен».
  • Страницы, не получающие рекомендательного трафика.

Проанализировав эти списки, изучив показатели, содержание и вид образцов из разных сегментов, можно найти интересные закономерности.

Смотрим статистику в LiveInternet

Эту информацию можно рассматривать в дополнение к основному материалу, используя как тестовую версию. Дело в том, что от счетчика Liveinternet также пока нет документации по Google Discover.

По мнению специалистов с форума Searchengines, трафик из Google Discover виден в открытой статистике новостных сайтов на Liveinternet как трафик из источников android.app и googleapis.com. Это показано на скриншоте.

В отчете выделен трафик с android.app и googleapis.com

Возможно, утверждение верно только для счетчика Liveinternet. Я потратила время и проверила эту версию, чтобы найти таким способом заранее известную долю трафика Discover в данных из Analytics. К моему большому разочарованию, для исследованных сайтов гипотеза не подтвердилась.

Добываем данные по Discover с помощью Analytics

В отличие от счетчика «Яндекс.Метрики», в Analytics нет отдельного отчета по Discover. Чтобы узнать трафик из источников android.app, googleapis.com и com.google.android.googlequicksearchebox, мне пришлось настроить специальные пользовательские отчеты. Этим способом я хотела проверить версию о том, совпадает ли объем суммарного трафика по этим источникам с данными Search Console.

В случаях, которые я исследовала, данные суммарной статистики не совпадали. Также я выборочно находила в отчете из Search Console страницы, на которые был пиковый трафик из Google Discover в определенные даты. Для этого смотрела стандартный отчет «Источники трафика» на эту страницу и в эти дни.

В итоге не удалось выявить связь между трафиком из Google Discover и трафиком из перечисленных выше источников. В то же время данные суммарного трафика из отчетов Search Console и «Яндекс. Метрики» по выбранным страницам и датам почти полностью совпали. Отклонение составило от 0 до 6 визитов на каждые 10 тысяч посетителей.

К сожалению, на всех тех сайтах, которые я исследовала, присутствовала типичная ошибка в настройке Google Analytics – не установлена связь с Search Console. Возможно, отсутствие этой связи и повлияло на несовпадение показателей трафика.

Пока что я не советую использовать Google Analytics для работы с данными, полученными из Google Discover. Лучше дождаться выхода официальной документации, а сейчас просто проверить настройки счетчика. Для этого достаточно пройти по левому вертикальному меню «Отчеты» в Google Analytics и поочередно кликнуть на каждый. Нужно уточнить, какие из них не формируются или создаются без данных.

Отчеты, настройку которых нужно проверить в Google Analytics

Очень часто не формируются отчеты по пунктам «Демография», «Google Реклама» и Search Console.

Подытожим

В последнее время все больший вес приобретают переходы из «умных лент» рекомендательных систем, связанных с Google и «Яндекс», а не из соцсетей. Это хороший источник условно-бесплатного трафика на сайты. Принцип его получения отличается от сбора обычного поискового трафика по домену или прямым ссылкам.

Количество переходов из рекомендательных систем, особенно на новостные сайты, может на порядок превышает трафик из поиска. Поэтому важно отслеживать и анализировать всю эту статистику.

Системы аналитики непрерывно развиваются, а специализированные отчеты по рекомендательному трафику уже появились и в «Яндекс.Метрике», и в Google Search Console. Как показало мое исследование, оба приложения успешно справляются с анализом этой статистики. В Google Analytics, на момент написания статьи, мне не удалось получить точных отчетов по данному виду трафика.

Несмотря на то, что работа с трафиком Discover актуальна с марта 2019, документации от Google пока что очень мало, а для Google Analytics ее нет совсем. Так что ожидаем официальную справку от Google, а тем временем самостоятельно изучаем разные варианты.

Взлеты и падения трафика с рекомендательных систем – наглядное доказательство, что нельзя надеяться на какой-то один инструмент, пусть даже он поначалу и приносит сотни тысяч уников. В долгосрочной перспективе максимальную эффективность показывает только комплексное продвижение.