Алена Владимирская – один из самых известных на рынке специалистов по найму, «хантер всея рунета». Успешно поработав в Mail.Ru Group, она ушла на вольные хлеба, где сделала не менее головокружительную карьеру в качестве независимого HR-консультанта.
О текущей, крайне непростой, ситуации на рынке мы поговорили с Аленой. Естественно, дистанционно. Иначе сейчас нельзя – мы, как и Алена, на самоизоляции. С нее решили и начать наш разговор.
– Алена, здравствуйте. Как проходит ваша самоизоляция?
– Совершенно спокойно. Вся история с этой самоизоляцией становится неважной, когда у тебя огромное количество работы. А у нас работы сильно прибавилось, т. к. возросло количество людей, которые тревожатся за свою работу и будущее.
– Что происходит сейчас на рынке кадров? Уточним для наших читателей: мы общаемся с вами спустя две-три недели самоизоляции.
– Я назову это так: «мучительное ожидание». Одни компании разрабатывают антикризисную стратегию, другие – ее уже даже разработали. Но и первые, и вторые пока не понимают, как будут развиваться события дальше. Слишком много неизвестных – тут и сроки карантина, и цена на нефть, и много других факторов, которые остаются в зоне абсолютной неопределенности.
А человеку страшнее всего эта «томительная» неизвестность. Есть люди, которые уже переживали кризис, есть просто те, кто хорошо разбираются в экономике и четко видят, что на рынке неспокойно. А значит их дальнейшая судьба у них же самих вызывает вопросы. С этим они идут к нам, потому в условиях абсолютной турбулентности нужна хоть какая-то информация. Люди фактически приходят к нам с запросом: «стоит ли готовиться к увольнению и существенному снижению зарплаты или на моем рынке все будет более-менее хорошо и дергаться пока не нужно?».
– На ваш взгляд есть ли какие-то отрасли, особенно в IT и digital, которые «выиграют» от этого кризиса? Если тут вообще уместно это слово.
– Очевидно, что очень сильно выиграет гейминг и все стриминговые сервисы. Немножко выиграет телемедицина, которую до кризиса уже почти списали. Конечно, выиграет e-commerce и доставка. Выиграют люди «цифровой трансформации» и обобщенно – IT-отрасль. Но тут есть нюансы. Например, из системных интеграторов (корпораций) выиграют те, кто вовремя успеет перейти на более дешевые российские продукты.
– Давайте тогда заглянем в недалекое будущее. Как изменится рынок найма после снятия карантина?
– Если мы не говорим об IT-рынке, а говорим о рынке «вообще», то, конечно будет дикое сжатие и большое количество сокращений. Причем сокращения можно поделить на два условных типа – назовем их «оправданные» и «неоправданные». Что я имею в виду?
Большое количество компаний внезапно выяснило, что их штат был раздут, что многие функции были задублированы, а часть процессов вообще оказались ненужными. У некоторых таких ненужных функций набирается на целые департаменты. Кризис заставляет всех провести очень жесткий аудит текущей деятельности. В целом по рынку мы ожидаем сокращения до 30 % от текущего состава численности компаний.
– Как компаниям выстраивать удаленную работу? Можете дать какие-то рекомендации?
– Сейчас уже поздно давать какие-то советы. Весь рынок перешел на удаленную работу, а те кто не смог – закрылись или закрываются.
Повторюсь, это чудовищно. Все отрасли, и IT тем более, очень сложно набирали людей. Вообще, айтишники в последнее время были самыми востребованными людьми на рынке. Но фонд заработной платы – традиционно одна из основных статей расхода для любой компании. А значит будет больно и резать придется, что называется, по живому. Расставайтесь максимально хорошо, насколько у вас это получится в текущих условиях. Потом вам этих же людей набирать – многие вернутся, если вы расстаетесь на позитивной ноте.
Опыт прошлых кризисов нам говорит, что нужно честно объяснять состояние компании сотрудникам и показывать ее реальные перспективы. Чтобы все понимали реальное положение вещей. Не все, но многие люди готовы к снижению зарплат и даже к сокращению, если понимают, что сейчас это оправданный шаг, а не прихоть сверху.
– Хорошо, как действовать сейчас, понятно. Давайте тогда перенесемся на 10-15 лет. Станет ли работа привилегией в отдаленном будущем? Что вы думаете насчет безусловного базового дохода?
– В том виде, о котором нам хочется думать, безусловного базового дохода через 10-15 лет не будет. Он будет как некоторое расширенное, но при этом все равно минимальное пособие по безработице, которое есть и сейчас. Работа привилегией не станет, а будет жизненной необходимостью.
– Тогда откуда будут появляться рабочие места, если дальше, как нам обещают футурологи, будет развиваться тренд в сторону роботизации и автоматизации всех процессов? Опять-таки искусственный интеллект, говорят, будет внедряться крайне быстро.
– Вы знаете, весь мир, который сейчас на передовой этих процессов, показывает, что количество рабочих мест в связи с автоматизацией будет увеличиваться, а не сокращаться. Условно, дешевые рабочие места (уборщицы, фасовщицы и т. д.) сокращаются, но еще быстрее растет спрос на программистов, инженеров и других специалистов.
Произойдет смещение спроса на более квалифицированных специалистов, но предпосылок снижения спроса на кадры в горизонте 10-15 лет я не вижу.
– Тогда какие профессии будут востребованы через 10-15 лет?
– Сама жизнь нам показывает, что «черные лебеди» возникали и еще будут возникать. Вот кто год назад мог предсказать, что мы окажемся в текущем положении? Поэтому давать прогнозы на какие-то востребованные профессии через столько времени – это чистой воды шарлатанство. Но я могу изложить свое видение, какие отрасли очень сильно видоизменятся в будущем. С оговоркой, что после нынешнего кризиса не случится ничего невероятного – например, мировой войны (а такие гипотезы, к сожалению, возникают). Я оптимист и все-таки рассчитываю на спокойную жизнь.
Так вот, с этими оговорками, можно предположить, что будут расти все сферы, в которых ключевые изменения назрели уже сегодня. Будет меняться сфера, связанная с добычей сырья и с энергетикой.
Вот какие основные драйверы роста мировой экономики я вижу: будет расти спрос на все, что связано с цифровой безопасностью – это касается всех стран. Будет меняться и расти медицина. Будет трансформироваться и расти все, что связано с деньгами – и я тут совсем не про «крипту».
– Давайте вернемся в настоящее. Если говорить про текущий кризис, то когда мы пройдем «дно» на ваш взгляд?
– Я не экономист, я рекрутер. Я могу делать выводы только на основании своей деятельности.
Сейчас идет в некотором роде подготовка к нему. Все ждут. Но многое будет зависеть от нескольких факторов. Как долго продлится карантин? Какова будет цена нефти после окончания пандемии? Какая вообще будет расстановка на мировом экономическом поле после снятия карантина? Я уже прожила четыре глобальных экономических кризиса и на основании предыдущего опыта могу сказать – кризис будет длиться три года.
– Спасибо за информацию. Было очень интересно. Пусть у всех нас в итоге будет все хорошо.
– Спасибо и вам.