Рассылка по интернет-маркетингу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Спасайся кто может: как в кризис убедить себя сменить профессию на любимую

13 апреля 2020
Время чтения: 28 минут Нет времени читать? Нет времени? 9 комментариев
Отправим материал вам на:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Спасайся кто может: как в кризис убедить себя сменить профессию на любимую Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

К сожалению, экономике совершенно наплевать на судьбы людей. Капитал, как вода, перетекает туда, где может преумножиться. Если на какой-то территории по любой причине наступает кризис, он мгновенно отражается на рынке труда. Бизнес избавляется от избыточного числа сотрудников и начинает в диктаторском стиле устанавливать уровни зарплат и очень жестко навязывать соискателям работы формы их занятости.

Ибо в кризисы спрос на работу выше, чем предложение рабочих мест. И компании довольно продолжительное время бывают заинтересованы лишь в своем выживании. То, что люди тоже не против как-нибудь пристойно выжить, не является проблемой предпринимателей. Утопающим остается самим заниматься своим спасением.

В апреле 2020 года в России стартовал большой и болезненный для рынка труда экономический спад. Люди теряют работу даже в торговле, хотя, казалось бы, она исторически является отраслью столь прочной, что легко может чуть сжиматься или расти, но никогда драматически не падает.

В этих условиях утрачивают смысл массовые психологические установки вроде «каждый сверчок знай свой шесток», «где родился – там и сгодился», «не жили хорошо – нечего и начинать» и «в гробу карманов нету».

Пассивная рабочая сила, исповедующая эти «мудрости», широко представлена на рынке труда. И в кризисы на нее бывает самый слабый спрос. Если в нормальные времена россиянам, чтобы более-менее стабильно существовать, нужно было средненько уметь делать хоть что-то, то в апреле 2020 года, спрос на это «что-то» стремительно рухнул.

Еще вчера откровенно косный человек, получивший в незапамятные времена какой-никакой диплом и имеющий базовые навыки в своей отрасли, мог спокойно ходить на работу и продавать нанимателю свое время за небольшую, но приемлемую плату. А сегодня его слабо обоснованная уверенность в себе подвергается жестокой проверке.

Вылетают в отпуска без содержания, а то и на улицу даже некоторые неплохие специалисты, которые, по-хорошему, такого отношения не заслужили. Однако, как мы помним, экономике наплевать. И что, спрашивается, делать?

Очевидно, что перепрошивать свои психологические установки. Тем, кто ощутил острую неуверенность в завтрашнем дне, пора попытаться взглянуть на свое место в обществе свежим взглядом (увы, зрелище может оказаться удручающим). И признать наконец:

  • какой-нибудь диплом и средненькие навыки больше не гарантируют занятости;
  • после окончания кризиса «гарантии» не вернутся;
  • актуальность профессий – область огромной изменчивости, сферу профессиональных интересов необходимо корректировать раз в несколько лет;
  • рынок ничего не должен соискателям работы.

Если вам не очевидно, что рынок труда трясет, то вот факты

Небезызвестная НКО «Центр стратегических разработок» в марте и апреле 2020 года провела серию исследований самочувствия российского частного бизнеса и представила результаты, которые однозначно говорят: экономика переживает шок. В опросах приняли участие представители более 1 000 отечественных компаний. В ходе исследований выяснилось, что:

  • 28 % компаний в России подвержены риску банкротства;
  • 29 % предприятий вынуждены отправлять сотрудников в неоплачиваемый отпуск;
  • каждая вторая компания ожидает к концу 2020 года снижения выручки, в среднем – на 24 %;
  • треть компаний собирается сократить число сотрудников и уровень заработных плат – в среднем на 20 %.

По данным «Ведомостей», которые подробнее изучили результаты исследований ЦСР, 49 % предприятий перевело работников на неполный рабочий день, сократив им зарплату. 20 % компаний уменьшили сотрудникам зарплаты без каких-либо формальностей.

По пессимистическим оценкам российского «Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования», к концу апреля в стране могут оказаться под риском увольнения и падения заработка до 15 % всех трудоспособных граждан – около 10 миллионов человек.

Опросы рекрутингового агентства Kelly Services показывают, что:

  • 6 % сотрудников отечественных компаний ощутили сокращение дохода и рабочего графика;
  • 5 % вынуждены были уйти в очередной или неоплачиваемый отпуск,
  • 3 % находятся в состоянии вынужденного простоя с сохранением 75 % оклада;
  • 6 % потеряли работу;
  • 43 % опрошенных продолжает работать удаленно.

Пора менять психологию восприятия труда, начиная с себя

Российская экономика все еще остается полугосударственной. «Бюджетниками» в том или ином смысле являются около 33 из примерно 74,5 миллионов трудоспособных граждан. Это чрезвычайно сильно влияет на формирование общественной мифологии по теме «трудовые отношения».

«Бюджетный» взгляд на вещи примерно такой: трудящийся человек – это тот, кто окончил колледж или вуз и имеет корочку с записанным в ней названием профессии. Он «ходит на работу». Там он ведет некую «профессиональную деятельность», а начальство выдает ему за это деньги 1-2 раза в месяц. Иногда добавляет премию. Работать на одном месте можно десятилетиями. На зарплату удается кое-как существовать. Всё как у людей. И так, слава богу, и жизнь пройдет, а там уж и помирать пора – уступать место новым поколениям.

Миллионы российских детей впитывают этот миф от родителей и дедов. И вместе с ним ноль информации о важных вещах: зачем существуют частный бизнес и государственные компании? Почему одни делают кастрюли, а другие – прически? Как человеку выбирать – кастрюли учиться делать или прически? Почему микробиолог в Воронеже плохо зарабатывает, а в Стокгольме является уважаемым членом общества с приличным доходом?

В результате дети вырастают абсолютно дезориентированными. Молодежь (особенно провинциальная) часто в принципе не понимает, что ее никто не обязан нанимать на работу. Что никаких гарантий занятости не существует. Что запись с названием профессии в документе об образовании часто ничего не говорит работодателю о реальной квалификации соискателя.

Вместе с мифом о том, что сценарий «диплом –> рабочее место на десятилетия –> уютненькая пенсия» работает, дети парадоксальным образом получают от старших поколений еще и набор страшилок или явной дезинформации в виде расхожих клише:

  • жизнь – это ярмо;
  • предприниматели – жулики;
  • госслужба – кормушка;
  • не умеешь работать руками – лузер;
  • во всем виноваты враги (мировое правительство, пятая колонна, мигранты) и т. п.

Впитывая всё это безобразие, молодые люди однако не могут не видеть, что на их глазах какие-то сумасшедшие деньги зарабатывают весьма легкомысленные блогеры (какие у них дипломы, интересно?); что даже в провинции «ботаны-программисты» вдруг могут начать разъезжать на автомобилях бизнес-класса; что косноязычные рэперы демонстрируют какой-то совсем уж неприлично высокий уровень потребления.

Экономика предстает перед людьми сумасшедшей ярмаркой, в которой одновременно сосуществуют честный труд специалистов в невероятно сложных вещах; воровство чиновников; какая-то странная всеобщая бюджетная занятость клерков с «куриными мозгами» и исполнителей тухлых романсов; зверская торговля в интернете чем попало без правил; «Яндекс» и на соседней вкладке в браузере – букмекерские конторы; пончики в микропекарне на углу и через дорогу – тяжелое машиностроение.

Отдельные ряды на этой ярмарке занимает рынок труда. И что интересно, ни педагоги, ни рекрутеры, ни бизнес толком не объясняют дезориентированным соискателям: наниматель ищет того, кто может решить его проблему. Покупатель услуги покупает ее, потому что она решает его проблему.

Эта банальная истина полностью объясняет тот, факт, что люди в принципе готовы отдавать свои деньги за чей-то труд. Но о ней не говорят в школах – на уроках технологии (бывшего «труда») и обществознания.

Когда на дворе развивается острый экономический кризис, единственно правильный вопрос, который может себе задать современный россиянин, которому вот-вот сообщат об увольнении, звучит так: чьи проблемы я умею решать, и каковы эти проблемы?

Как ни странно, ответ на него представляет сложность для большинства соискателей зарплаты. И дело тут не только в том, что россияне живут внутри мифа, они еще и глухи к собственным желаниям. Они не знают, чего хотят на самом деле, не знают самих себя.

Кризис – время самопознания и обращения к психологу-специалисту по профориентации

Каков процент тех, кто угадал в жизни с профессией? То есть тех, кто искренне любит свою работу? Мы не знаем. Зато знаем, что каждый второй россиянин недоволен своим работодателем и не готов его рекомендовать родственникам и друзьям (результаты опроса в 150 населенных пунктах 52 регионов страны).

По данным Head Hunter, только 0,1 % соискателей работы пишет в резюме о любви к своему делу. И это показательно.

Увы, даже в годы сравнительной экономической стабильности людям свойственно держаться за нелюбимую работу. Современные психологи говорят, что пресловутая «зона комфорта» – это не то, что нравится. Это то, что привычно. Привычной может быть и очень некомфортная жизнь, полная бессмысленного труда за кусок хлеба.

Кризис – хороший повод это изменить. Особенно, если вас все равно отправили в отпуск без содержания или уволили, как вы ни сопротивлялись. Двадцать вам или сорок пять – никогда не рано и не поздно озаботиться вопросом: что есть ваше дело в действительности? Какие проблемы людей вы с большой самоотдачей готовы решать?

История трансформации. Александр, 40+ лет

Родился в начале 70-х. В школе увлекался рок-музыкой. В довольно юном возрасте стал сооснователем провинциальной рок-группы, которая за несколько лет сделалась звездной в родном городе. Затем попала в эфир одной знаменитой в 90-е годы музыкальной программы на центральном ТВ. Начала гастролировать по столичным клубам… и распалась.

Александр пережил очень неприятное преображение. Ему показалось, что музыка ведет его куда-то к темным сторонам жизни. Он оставил музицирование. Окончил отделение прикладного искусства в колледже. В конце 90-х, в 2000-х занимался всем, что подвернется под руку в этой области. Со временем стал индивидуальным предпринимателям, делающим сувениры по корпоративным заказам.

Долгое время испытывал внутренние конфликты, что естественным образом привело к увлечению психологией. Александр поступил в университет на соответствующий факультет. Занятий ему было недостаточно, и он организовал неформальный клуб по обсуждению полученных знаний. Со временем клуб перерос в нечто большее. Александр пришел к выбору специализации в сфере гештальт-терапии. Клуб же привел и первых клиентов. В настоящее время наш герой – успешно практикующий психотерапевт. С огромным интересом решает психологические проблемы людей. В последние годы парадоксальным образом вернулся и к музыкальной деятельности…

Порой вот таким витиеватым и долгим путем люди приходят к самореализации. Конечно, не каждый способен получить образование психолога, пытаясь разрешить свои внутренние конфликты. Зато каждый может в качестве клиента обратиться к психологу, специализирующемуся на профессиональной ориентации взрослых людей.

Да, это стоит денег. Для взрослого – от 100 долларов США за подробную личную консультацию очно или онлайн, 200 долларов – за 3-4 консультации и 350-400 долларов – за пакет профориентационных услуг.

Почему такие деньжищи? А потому, что специалисты решают реальную проблему клиента (о чем говорилось выше). Состоит же она в том, что очень многие люди не способны правильно задать себе жизненно важные вопросы. Например, вот эти:

Будь у вас соответствующая возможность, чем бы вы занимались таким, за что готовы были бы еще и приплачивать?

Какие проблемы людей вы можете решать при помощи своего любимого занятия?

В какой форме выражается запрос на решение этих проблем на рынке?

Психологи-специалисты по профориентации помогают как честно спросить себя об всем этом, так и честно ответить себе. После чего остается лишь найти возможность получить знания в той сфере, к которой вы, оказывается, расположены. И сегодня это не является большой проблемой. В сети доступны курсы по десяткам востребованных профессий – например, в области интернет-маркетинга (а в кризисные времена – доступны со скидками).

Конечно, в годину экономического спада (при условии, что вы человек склонный к рефлексии) можно попытаться обойтись и самодиагностикой при помощи Google и десятка профориентационных тестов. Результат не гарантирован, но почему нет?

Вопрос даже не в том, как именно прийти к осознанию собственных желаний, а в том, чтобы в принципе пойти в эту сторону. Возможно, нынешние потрясения на российском рынке труда кое-кого заставят задуматься и выкинуть из головы упоминавшуюся выше «мифологию трудовых отношений».

Зачем вообще работать?

«Жизнь – ярмо», ага, слышали. На самом деле работать стоит только потому, что это интересно и процесс захватывает, а на выходе имеешь ощутимые деньги, чувство удовлетворения от реализации собственных планов и от того, что помогаешь людям решать их задачи. Нельзя изъять отсюда ни один ингредиент без вреда для собственной психики (и психики клиента или нанимателя).

Мозг не любит делать то, что ему неинтересно. И не станет отдавать свои ресурсы на то, что его не захватывает. Он будет прокрастинировать вместо этого. Он будет валять дурака и делать дело кое-как лишь из-под палки. С этим вполне можно жить, когда рынок труда находится в состоянии «соискательском», то есть, когда спрос на рабочие руки превышает предложение. А вот когда наоборот – средненькие работники, не любящие свое дело и не заботящиеся о повышении своей квалификации, теряют средства к существованию. Что мы и наблюдаем сейчас, когда бизнес «оптимизирует» коллективы.

Во времена рецессий, спадов и кризисов за борт отправляются «слабые звенья» – сотрудники, не решающие самые главные проблемы. Тех же, кто реально создает качественный продукт, обеспечивает качественную услугу, бизнес старается удержать любой ценой. Так какая выгода в том, чтобы быть «слабым звеном»?

«А не всем дано!» – есть такое народное мнение. И оно тоже насквозь мифологично. Каждому психически здоровому человеку что-то «дано». Кто-то, уныло оттрубив рабочую неделю, с увлечением копается в саду на выходных. И невдомек ему, что его дело – быть садовником, ландшафтным дизайнером или работником теплицы. Кто-то на выматывающих душу совещаниях рисует отличные шаржи на коллег. А мог бы углубиться в курс векторной графики и затем работать иллюстратором и пикчером в контентном бизнесе или SMM.

Экономический кризис – болезненная штука, но позволяет наконец задуматься, а зачем это всё? Вот эта «карьера»? Вот это начальство? Вот этот ненавистный офис, склад, или прилавок?

Когда вы в полушаге от потери привычного дохода и эффектного вылета из вашей «зоны комфорта», уже нет никакого риска, в том чтобы начать думать. Ведь все плохое уже практически случилось.

Поэтому сейчас самое время выбираться из-под власти психологических клише, установок предков и элементарного экономического невежества. Выбираться самим. Потратив собственные деньги и усилия. Рынку труда, как мы заметили, плевать на человеческие драмы, он безличен и изменчив.

Но человек может противопоставить этому потрясающую пластичность своей психики. Огромные возможности к обучению в любом возрасте. Потенциал страсти к достижению высокого мастерства в любимом деле.

Обычно к реализации всего этого людей толкает некоторая врожденная смелость или строптивость. У робких же не получается. Но сегодня наступил такой случай, что и робким может «помочь несчастье» из старой пословицы.

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Хотите, сделаем для вас топовый канал на Дзен? Узнать подробности
Оставь заявку на бесплатное онлайн-обучение
до 1 апреля
00:00:00
Подробнее
До старта онлайн-интенсива
«Продвижение в Instagram» осталось:
00:00:00
Записаться
При заказе SMM до 31 октября дарим
3 варианта оформления сообщества!
Подробнее
Чертовски низкие цены на все онлайн-курсы от
TexTerra с 29 по 31 октября
Подробнее
Готовая база знаний
для начинающего
интернет-маркетолога
Такую информацию продают за деньги,
а мы отдаем БЕСПЛАТНО!

Я согласен на обработку моих персональных данных

Спасибо, база направлена на вашу почту!
МИЛЛИОН ГОДНОТЫ
Дарим подборку огненных материалов по интернет-маркетингу: кейсы, интервью, советы по SMM, полезные видео и не только.
получить
Скидка 20%
на все онлайн-курсы от TexTerra
к курсам
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу:
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных