Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Обожаю пахать в два ночи! — «Яндекс», ВТБ, Сбер о гибридной работе Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Что такое гибридный формат, как работники оценивают такой опыт и легко ли адаптируются под новые условия? Делимся историями сотрудников «Яндекса», ВТБ, «Сбербанка» и других компаний, которые уже успели опробовать на себе новую реальность.

Что такое гибридный формат работы

Гибридный режим – это сочетание офисного и дистанционного форматов работы, когда сотрудники работают удаленно из дома, но несколько раз в неделю приходят в офис, например, на общие встречи и совещания.

Переход к такому формату стал необходим многим компаниям после снятия карантинных мер. Одна часть работников привыкла к удаленке и была не готова возвращаться к работе в режиме жесткого графика, тогда как другая – не могла работать постоянно из дома по тем или иным причинам.

Гибридный формат в теории позволяет сотруднику самостоятельно выстроить баланс работы и личной жизни и выполнять рабочие задачи в комфортном режиме: многим будет проще сконцентрироваться на решении сложных вопросов в уединении, а для обсуждения каких-то решений с командой можно посещать офис.

Для собственников бизнеса тоже есть свои плюсы, например, сокращение издержек на аренду, а регулярные встречи в офлайне помогают руководителям поддерживать дисциплину и здоровые отношения в коллективе.

Звучит идеально, да?

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Коротко о плюсах: «Люблю ударно поработать в час-два ночи»

Говоря про плюсы гибридного режима, сотрудники в основном упоминали преимущества удаленной работы: не нужно рано вставать по утрам, тратить время на дорогу до офиса, можно самостоятельно выстраивать свой рабочий график, посвящать свободное время себе и близким. Поездки в офис теперь не кажутся чем-то мучительным, а становятся местом социализации, дают возможность пообщаться с коллегами, зарядиться эмоциями, получить поддержку.

Во-первых, когда работаешь в гибридном режиме, творчески распоряжаешься временем. Я люблю ударно поработать в час-два ночи и, наоборот, устроить сиесту в разгар рабочего дня. Поэтому для меня возможность делать дела и отдыхать в удобное время – это огромный плюс.

Во-вторых, офис превращается в место для спонтанных и веселых встреч с коллегами. Туда приходишь не столько для работы, сколько для социализации: поболтать, выпить свежезаваренного кофе, вместе погулять или сходить на ланч.

В-третьих, я рада, что работу, которая требует максимального сосредоточения, могу делать дома или в кафе. В офисе не слишком подходящая атмосфера для того, чтобы выполнять сложные творческие задачи: люди болтают, спорят, и даже если ты сидишь в наушниках, хочется снять их и присоединиться к дебатам. Дома проще настроиться на работу и создать подходящий вайб.

В-четвертых, работая дома, экономишь время, которое «съедается» ежедневными поездками в офис и обратно.

Нравится возможность выбора. Важные встречи, брейнштормы, стратсессии лучше проводить очно. Если нужно на чем-то сосредоточиться и поработать без отвлекающих факторов, то лучше получается из дома.

Огромный плюс – можно не заморачиваться на счет одежды. Макияж и прическа должны быть всегда, а вот удобная одежда и обувь – это плюс удаленки. Неожиданно для себя (из-за большего количества времени дома) прошла 5 очень крутых курсов, дополнила свои знания и стала постепенно планомерно развивать свои навыки.

Формат удаленки во время карантина открыл возможность путешествовать и работать одновременно. Так выглядят домашние офисы сотрудников коммуникационного агентства 2L вТайланде и в Крыму.
Формат удаленки во время карантина открыл возможность путешествовать и работать одновременно. Так выглядят домашние офисы сотрудников коммуникационного агентства 2L вТайланде и в Крыму.

Формат удаленки во время карантина открыл возможность путешествовать и работать одновременно. Так выглядят домашние офисы сотрудников коммуникационного агентства 2L вТайланде и в Крыму.

Во время каких-то встреч по общим вопросам, которые не требуют большой концентрации внимания, можно выполнять свои рабочие дела. А в офисе, если ты на такой встрече, минимум час пропадает без компьютера.

В целом ценность именно гибридного режима для меня – баланс между активными и спокойными днями. Объясню: на некоторые задачи удобнее выделить целый день и не отвлекаться, а для некоторых важна живая коммуникация, до кого-то нужно «сходить ногами» и так далее, в офисе это удобнее, чем в чатах.

Появилась возможность не чувствовать давление от начальства, не «изображать деятельность», а работать в своем комфортном темпе, демонстрируя достойные результаты и выполняя планы.

Большой плюс в том, что можно подстраивать нагрузку под свое состояние: сегодня я полна сил и сделала 60 % недельного плана, если плохое самочувствие – варьирую занятость.

Мы работаем по scrum и у нас в 10:00 ежедневные 10-минутные созвоны. И поскольку мы теперь работаем удаленно, нет необходимости заранее вставать, собираться. Поэтому можно поставить будильник на 9:58. Самое забавное: если поставить будильник на 09:50, то можно проспать собрание, пока ждешь 10 минут.

Когда нужна командная работа, теперь в офис иду как на праздник. А еще можно уже не брать однодневные отпуска за свой счет.

Какие компании перешли на гибрид: зарубежный и российский опыт

Многие зарубежные компании – Google, Twitter, Facebook, Microsoft – начали тестировать гибридный формат работы еще в прошлом году. По данным аналитиков Cushman & Wakefield к 2023 году в странах Европы и США на гибридный график прейдет 50–60% работников, в Москве – 40–50%. В 2021-2022 гг. эта цифра сохранится на уровне 30–35%.

Одним из первых гибридный формат стал внедрять Google. Более 60 % сотрудников сообщили, что не хотят навсегда вернуться в офис, предпочитают посещать его по необходимости, а остальное время работать из дома. Компания пошла навстречу работникам, начала перестраивать офисы и рассматривать вариант долгосрочной удаленной работы.

В Microsoft тоже лояльно отнеслись к мнению сотрудников: оставили гибкий график работы и возможность работать удаленно. Но перейти на совмещенный режим дом/офис могут не более 50% штата компании и только после одобрения руководителем.

Российские компании в начале 2021 года тоже стали заявлять о переходе в гибридный режим. Среди тех, кто уже работает в новом формате – «Яндекс», Мегафон, «Билайн», МТС, «Сбербанк», ВТБ, Банк «Открытие», «Магнит», «Пятерочка» и другие лидеры рынка.

Компания Lamoda решила не возвращаться к обычному режиму, а перестроить офис в формат коворкинга. Около 20 % рабочих мест останутся зафиксированы за сотрудниками, еще около 30 % переоборудуют под зоны для переговоров и совместной работы. Остальные смогут работать из дома и приходить в офис 2-3 раза в неделю, но рабочее место нужно будет предварительно забронировать.

«Магнит» также ввел гибридный формат работы для части персонала. Аналогично поступили в Metro – с 1 июня прошлого года компания перевела штат на гибкий режим: сотрудники сами могут выбрать работать из дома или из офиса.

При этом, одновременно в помещении могут находиться не более 25 % отдела. Также X5 Retail Group планирует перевести на гибридный формат около 60 % работников. В HeadHunter и «Почте России» сохранят совмещенный формат удаленки/офиса.

Компании адаптируются под текущие условия, идут навстречу сотрудникам, позволяя выбирать комфортный режим работы для тех, у кого для выполнения рабочих задач нет необходимости постоянно находиться в офисе.

В итоге многие уже оценили преимущества гибридного формата. Например, по результатам опроса аналитического центра «Битрикс24» от 1 марта 2021 года, 66 % опрошенных считают, что совмещенный формат работы из офиса и дома эффективнее, чем полностью удаленный. Также, 51% отметили, что гибридный формат дает больше перспектив для карьерного роста.

По данным опроса Kelly Services от 19 февраля 2021 года, 70 % работников хотели бы вернуться в офис в формате гибридного режима, 39 % готовы приезжать в офис по ситуации, а 31% – работать удаленно, посещая офис 2-3 дня в неделю.

Теперь о минусах

«Работа не оставляет ни на секунду»

Главным минусом нового режима для работников стал ненормированный рабочий день – когда находишься целый день дома, а начальство бесконечно заваливает задачами. Многим сложно вовремя закончить работу, и процесс растягивается до ночи.

Из офиса можно выйти и отключиться от работы, а дома это сделать гораздо сложнее, границы времени размываются. Рабочий день закончился, окей, ну еще пять минуточек на срочную задачу, а в результате иногда сидишь до ночи. За этим нужно очень четко следить и стараться сделать так, чтобы ребята не перегружались и не выгорали.

Сложилось ощущение, что работа не оставляет ни на секунду, просто 24 на 7. Стерлись личные и профессиональные границы. Звонки, встречи в Zoom могут начинаться и в 21:00, и позже. Это сильно влияет на общее психологическое состояние.

«Под окнами дети разворачивают ''военные действия''»

Многим не хватает удобного рабочего места – подходящей мебели, хорошей техники и правильного освещения. Помимо этого, дома появляется множество отвлекающих факторов: домашние дела, дети, шумные соседи и т.д. Сосредоточится на рабочих процессах бывает крайне тяжело.

Мне трудно работать дома, когда нет комфортного рабочего места, стола, стула, принтера. Под окнами дети разворачивают «военные действия». Соседка сверху – фитнес-тренер – во время карантина вела группы онлайн. Это был кошмар.

Очень много денег уходит на мобильную связь, я не всегда укладываюсь в те лимиты, которые предусматривает мой тариф. А коммуникаций нужно проводить очень много.

Начало удаленки у меня совпало с ремонтом квартиры. Сказать, что это был коллапс – ничего не сказать. Я работала преимущественно на балконе, заставленном всевозможными вещами, привезенными с прежней квартиры.

При этом звуковое сопровождение было просто восхитительным (жужжание, дребезжание, стук и т.д.). Еще мне дома не хватает двух больших мониторов, которые так спасают глаза и делают комфортной жизнь аналитика в офисе.

Сотрудники компании AMG нашли выход и обустроили свои рабочие места. А работникам Osnova место за ноутбуком иногда приходится отвоевывать у кота.
Сотрудники компании AMG нашли выход и обустроили свои рабочие места. А работникам Osnova место за ноутбуком иногда приходится отвоевывать у кота.
Сотрудники компании AMG нашли выход и обустроили свои рабочие места. А работникам Osnova место за ноутбуком иногда приходится отвоевывать у кота.
Сотрудники компании AMG нашли выход и обустроили свои рабочие места. А работникам Osnova место за ноутбуком иногда приходится отвоевывать у кота.

Сотрудники компании AMG нашли выход и обустроили свои рабочие места. А работникам Osnova место за ноутбуком иногда приходится отвоевывать у кота.

«Неизбежно дичаешь…»

Офис был местом социализации, где люди учились взаимодействовать друг с другом и получали ту дозу общения, которой многим так не хватало во время удаленки. Сотрудники чувствуют, что, работая из дома, теряют навыки общения и взаимодействия с командой.

Со временем вырабатывается вкус к «одиночной» работе. С одной стороны, это плюс – становишься самостоятельной боевой единицей, учишься самоорганизации и т.д. С другой стороны, неизбежно дичаешь.

Чувствуешь, что сложнее становится заводить и поддерживать разговоры ни о чем, как-то эмоционально реагировать на происходящее в офисе, раздражаешься, когда тебя отвлекают. В общем, теряешь навыки адаптации.

Иногда чувствую себя одинокой дома. В офисе так просто было получить помощь: ты сразу видишь, занят коллега или нет, и можешь подойти в нужное время.

Я соскучилась по офису, если честно. Хочется снова начать наряжаться, проходить утром по всем рабочим местам и здороваться, встречаться на перерывах у кофемашины и громко хохотать с коллегами, обсуждая прошедшие выходные. Не хватает этой атмосферы коллектива.

До марта 2020 я всегда мечтала о фрилансе. Но когда мы вышли на удаленку, было хорошо только первые два месяца. Потом у меня началась ломка по офису, по команде. На удаленке не хватает общения и корпоративного черного юмора. В день рождения никто не подшучивает над тем, что ты теперь старый.

Вот уже год работаем в гибридном формате, но я бы с удовольствием навсегда перешла бы в офис, и хочу, чтобы все ребята тоже вышли. Хочется как раньше, заказывать вместе обеды и халявные пиццы на дни рождения.

Всегда знала, что я интроверт, но на удаленке поняла, что мне жизненно необходим живой контакт с людьми, которого не было совсем во время пандемии.

Ухудшились отношения с несколькими коллегами. Отсутствие прямых коммуникаций здесь сыграло колоссальную роль.

Раздражали постоянные Zoom-встречи и взаимодействие с компьютером. Руководители не доверяли нам, начали больше контролировать, просили отправлять ежедневную отчетность, нагружали дополнительными задачами, которые приходилось выполнять вечерами и в выходные. Причины недоверия мне до сих пор не ясны, ведь все показатели выполнялись.

Взаимодействовать друг с другом лично – проще и быстрее, поэтому процессы коммуникации в онлайне приходится выстраивать практически заново.

Мне было сложно перестроиться на удаленный формат, в основном, из-за изменения в коммуникациях. Из-за того, что не мог пообщаться лично с людьми, не хватало невербальных контактов. И ты понимаешь, что на встречах большинство сидят с выключенными микрофонами и камерами и слушают тебя как радио, которое вещает, а ты в студии как ведущий.

Даже шутку шутить лишний раз и не хочется – все равно реакция скроется за выключенной камерой и микрофоном. Теперь я понимаю, почему у большинства развлекательных шоу на радио всегда несколько ведущих.

«Гибрид» будет жить!

«Виртуальные тимбилдинги зачастую могут сплотить не хуже реальных»

Многие столкнулись с возросшим уровнем стресса и тревоги как на работе, так и дома. Но научились с этим справляться.

Для того, чтобы не быть разобщенными, у нас в агентстве есть замечательный формат пятничных апдейтов – это видеоконференция для абсолютно всех сотрудников, где мы делимся как рабочими новостями, так и личными приятностями. Он сохранился и до сих пор и заряжает бодростью и позитивом. А еще играем в квизы онлайн и шутим, что реальность, когда мы пьем пиво по скайпу, увы, наступила.

1. Обязательный финальный созвон в конце рабочей недели и обмен приятностями. 2. Поздравление с Днем рождения основателя компании – все сотрудники поставили на аватар его фото и подписались его именем
1. Обязательный финальный созвон в конце рабочей недели и обмен приятностями. 2. Поздравление с Днем рождения основателя компании – все сотрудники поставили на аватар его фото и подписались его именем

1. Обязательный финальный созвон в конце рабочей недели и обмен приятностями. 2. Поздравление с Днем рождения основателя компании – все сотрудники поставили на аватар его фото и подписались его именем

Для меня было важно определить границы с членами семьи, поначалу все думали, что я дома, как в свой обычный выходной. Пришлось объяснять, что, если ты сидишь за компьютером дома, это не значит, что ты на 100 % дома. Я определяю время работы и отдыха и всегда сообщаю мужу или детям, когда смогу отвлечься и пообщаться с ними.

Муж долго смеялся надо мной, когда я вычитала в какой-то статье, что для поддержания рабочего настроения нужно работать не в пижаме. Но это действительно помогает настроится на нужную волну. И обязательно обедать не за компьютером. Как бы я не была занята, на 30–40 минут в обеденный перерыв, несмотря на погоду, выхожу на улицу пройтись.

В смешанном режиме сложнее поддерживать «командный дух». Но виртуальные тимбилдинги зачастую могут сплотить не хуже реальных.

«Считаю, что именно за таким форматом работы будущее»

По мнению сотрудников, несмотря на некоторые трудности, преимущества гибридного формата все-таки перевешивают. Сочетание всех плюсов удаленной работы и возможность пообщаться с коллегами и оперативно решить рабочие вопросы во время вылазок в офис, многим кажется идеальным вариантом.

Очень нравится комбинированное решение. Хочется, чтобы не было ограничений: сколько нужно быть в офисе или дома. Должен быть некий баланс.

Есть даже сезонность, как мне кажется. Летом классно поработать где-то на веранде или на даче. Зимой, возможно, больше дней в офисе.

Пандемия научила меня ценить свое личное пространство и комфорт. Долго находиться с людьми теперь для меня реально сложно! И я начала очень тщательно дозировать общение.

Все больше уделяю времени своему внутреннему голосу, своему состоянию. Вся эта ситуация с вирусом научила меня наслаждаться уединением и тишиной. Да, мне хочется общаться, встречаться, тусить, но теперь уже не так часто и не так долго.

Гибридный режим работы в этом плане идеально подходит. Ты можешь вдоволь поговорить, а потом день-два отдыхать в тишине в своей любимой пижаме, закинув ноги на подоконник.

Считаю, что именно за таким форматом работы будущее. Во время карантина многие руководители с удивлением для себя замечали, что сотрудники работают на удаленке, не теряя в эффективности. Поэтому офисы постепенно будут превращаться в места для социализации: митапов, созвонов и корпоративов. А все, что связано с будничной, рутинной работой, будет все чаще выполняться из дома.

Важные вопросы про гибридный формат работы

При переходе на гибридный график у работников могут возникнуть вопросы. Разбираемся, о чем нужно помнить и что учесть.

А мне надо переподписать договор с компанией? А то ведь в договоре значится, что я с 9:00 до 18:00 в офисе работаю...

С 1 января 2021 года в Трудовом кодексе закрепили три вида удаленной работы:

  • на постоянной основе, при приеме сотрудника в штат;
  • временный перевод, но не больше, чем на 6 месяцев;
  • смешанный формат, когда сотрудник работает как из дома, так и из офиса.

Во всех трех случаях переход на дистанционный режим работы возможен только с согласия самого сотрудника. Исключение – случаи, когда необходимость перехода вызвана чрезвычайной ситуацией. Следовательно, работодатель должен подготовить дополнительное соглашение к трудовому договору, который сотрудник, в случае согласия, должен подписать.

Раньше мне компенсировали проезд до офиса, а теперь мы работаем в гибридном формате. Мне оплатят проезд в офис на общие встречи, или теперь придется добираться до офиса за свои деньги?

Работодатель обязан компенсировать расходы сотрудника на проезд в офис, т.к. теперь поездка дистанционного работника в офис работодателя признается командировкой. Но если соблюдаются следующие условия:

  • место работы сотрудника согласно трудовому договору отличается от места расположения работодателя;
  • поездка осуществляется по распоряжению работодателя;
  • она необходима для выполнения служебного поручения.

Поэтому, в трудовом договоре должно быть указано место работы, например адрес проживания сотрудника (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). В таком случае, поездка в офис должна оплачиваться компанией.

Если я работаю из дома, но у меня внезапно сломался рабочий компьютер и я не мог работать целый день. Надо ли мне отрабатывать эти часы или меня оштрафуют?

Нет, отрабатывать часы и бояться штрафов не нужно. При переводе на дистанционную работу работодатель обязан обеспечить сотрудников техникой, а если не может – должен компенсировать простой.

Работник может пользоваться своей техникой, но в этом случае работодатель тоже должен возместить расходы на ее содержание. К тому же, если сломался рабочий компьютер, компания должна оплатить ремонт или заменить технику, а также оплатить часы, пока сотрудник по этой причине не мог работать (312.6 ТК РФ).

«Давайте все сейчас выйдем из конференции и потом снова зайдем» и другие шутки Zoom

Видеозвонки по Zoom и забавные случаи, которые происходят на общих планерках и командных встречах, заслуживают отдельного внимания.

Сейчас понимаю, как комично мы все выглядели (в начале удаленки – прим. ред.). Наша команда крутых IT-специалистов разом превратилась в группу пенсионеров, которых первый раз посадили за компьютер. «Как это открыть? Куда нажимать? Почему не работает? А меня слышно? А я вас не слышу. Давайте все сейчас выйдем из конференции и потом снова зайдем» и всякое такое.

Зато мы проверили на практике лайфхак всех программистов. Если что-то не работает – перезагрузи компьютер. И это правда работает! 8 случаев из 10 я решаю с помощью перезагрузки.

В моей семье, наверное, как и у всех, точно не один раз случались моменты, когда я на встрече в онлайн, а супруг на заднем фоне ходит, что-то комментирует и ест. Спасибо, что он всегда был одет, но домашний look тоже очень веселил коллег.

Какое-то время я работала дома с мамой. Она преподаватель английского языка. Квартира однокомнатная. В итоге, когда у нас были параллельные звонки, я открыла для себя новый кабинет – ванную :-) Каждый вечер мы синхронизировали календари и я столбила свою новую «переговорку».

Один из коллег забыл отключить микрофон во время дейли-митинга. И пока другой коллега рассказывал о результатах, дочка первого сказала: «Так не подойдет, нужно переделывать». Контекст был подходящий, смешно было всем.

Выводы

Привычный ландшафт офисной работы меняется прямо сейчас и уже никогда не станет прежним. Компании и их сотрудники, понимают это и адаптируются к новым условиям. Сотрудники открыли для себя плюсы удаленной работы: возможность самостоятельно организовывать рабочий день, сбалансировать личную и профессиональную жизнь, экономить деньги и время на дорогу, проводить больше времени с близкими и заниматься саморазвитием.

Однако, из-за минусов удаленки многие не готовы перейти на такой формат на постоянной основе. Отношения с домом медленно превращаются в отношения с работой, сложно переключиться с решения задач на домашнюю атмосферу, меньше живых и приятных разговоров с командой, теряется способность коммуницировать с людьми.

Гибридный формат работы – достойная альтернатива привычному офисному 8-часовому режиму. Для многих новый режим стал идеальной формулой: можно самостоятельно принимать решение, где и в каком формате работать. А положительный опыт компаний показывает, что у смешанного формата есть будущее, сомневаться в этом не приходится.
Поделиться статьей:

Новое на сайте

20 апр 2024
8 944
Контент-стратегия не значит ничего без изменения бизнеса

Поначалу все казалось простым и понятным: создавай экспертный контент, публикуй на своем сайте, распространяй его по всем доступным каналам. Получай лояльных пользователей, конвертируй их в довольных клиентов.

19 апр 2024
8 062
Отзывы на Яндекс.Картах: гайд по отработке

Отвечаем на частые вопросы – можно ли купить (и что думает об этом техподдержка), как удалить и что отвечать. А еще – как на этом теперь можно зарабатывать (новая фишка).

19 апр 2024
33 734
Как пройти ассессмент-центр – с пользой и с удовольствием

Ассессмент – это комплексная и всеохватывающая процедура оценки сотрудника (или кандидата), состоящая из разноплановых заданий.  В наши широты ассессмент-центр пришел, как и все западно-прогрессивное, лет 20 назад. И, как и все западно-прогрессивное – с отставанием на 40 лет. 

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.