Реклама в ПромоСтраницах – запустим быстро!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Как легально работать в интернете: гайд для диджитал-специалиста Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Я пришла во фриланс 10 лет назад. Тогда было вполне нормально завести парочку электронных кошельков, получать на них деньги от заказчиков и работать без какого-либо оформления. Выходить из тени было не принято – зачем платить налоги, если их можно не платить?

Тенденции изменились, сейчас клиенты стремятся легализовать свои отношения с фрилансерами. Расскажу, как работать онлайн и ничего не бояться.

Поговорим о формальностях. Выбрали вы себе специализацию, нашли работу в интернете, а как это оформить – в каком статусе сотрудничать с клиентом?

Какие варианты есть:

  1. Работать неофициально и получать деньги на свою карту или электронный кошелек без какого-либо оформления.
  2. Оформить трудовой договор и стать наемным сотрудником на удаленке, чтобы работодатель предоставил соцпакет, платил НДФЛ и страховые взносы.
  3. Заключить договор оказания услуг от имени физлица и стать исполнителем или подрядчиком вполне легально, чтобы заказчик уплачивал НДФЛ и страховые взносы.
  4. Стать самозанятым и работать с клиентами, уплачивая за себя налоги самостоятельно.
  5. Зарегистрировать ИП и работать по договору с клиентами, платить за себя налоги и страховые взносы.

Я побывала во всех этих статусах фриланса и могу сравнивать плюсы-минусы всех вариантов.

Читайте также
Хватит рекламировать фриланс! Моя боль за 7 лет

Так начинают многие фрилансеры. Когда получаешь 100 рублей за первую статью, то не думаешь о легализации доходов и уплате налогов. Ты думаешь о том, как заработать побольше.

В чем минусы? Такой вариант сотрудничества неудобен заказчикам – бизнесу. При неофициальной работе фрилансеру платят «в конверте». Клиенту нужно как-то провести платеж так, чтобы налоговая ничего не заметила, иначе накажет штрафом, заставит уплачивать налог и страховые взносы. Да еще и трудовая инспекция с прокуратурой обвинят в нарушении трудового законодательства: работник есть, но он не оформлен – непорядок. Приходится выводить деньги из бизнеса на личные карты и электронные кошельки, отправлять платежи частному лицу без каких-либо гарантий, зачастую не зная его реального имени.

Поэтому крупные компании и предприниматели предпочитают не работать с фрилансерами без официального статуса. Обычно на это согласны посредники, перекупщики, готовые покупать «из-под полы» – они платят копейки за работу фрилансерам, а сами потом перепродают тексты, рисунки, фотографии, сайты от своего имени, накручивая побольше.

Фрилансер же без оформления договора с клиентом оказывается бесправным, его могут кинуть с оплатой, потребовать больше, чем обсуждалось вначале или запретить добавить работу в портфолио.

И это не зависит от опыта сотрудничества. Заказчик может испариться без объяснений и оплаты, как после первой тестовой задачи, так и после постоянной работы на протяжении нескольких лет.

Часто этим заказчиком был посредник, который получал материалы и не рассчитывался с исполнителями. Сам же конечный клиент платил по полной и не собирался портить себе репутацию, но человеческий фактор взял свое. Некоторые копирайтеры выбивали свои деньги, вычислив основного клиента и обратившись к нему напрямую, но большинство просто остались ни с чем. Если бы отношения с фрилансером были оформления официально, этого можно бы избежать.

Последствия работы с перекупщиками
Последствия работы с перекупщиками
Последствия работы с перекупщиками
Последствия работы с перекупщиками

Последствия работы с перекупщиками

Получать деньги спокойно в таком случае тоже невозможно. У меня как-то заблокировали кошелек «Вебмани» с требованием объяснить источник доходов, туда поступающих. Я не могла подтвердить, что это оплата от заказчика, ведь мы работали с ним неофициально, без какого-либо договора и оформления сделки. Несколько тысяч рублей с заблокированного кошелька так и не удалось вернуть.

Подобные истории сейчас происходят не очень часто – поголовной проверки доходов пока нет. Но у налоговой есть все возможности для этого: она может запрашивать данные в банках о поступлениях на счета и карты частных лиц, а с 1 апреля 2020 года – получать информацию об операциях по электронным кошелькам.

Сами банки давно ведут мониторинг, чтобы блокировать счета тех клиентов, кто совершает сомнительные операции, похожие на отмывание теневых доходов. Это происходит в автоматическом режиме. Робот вылавливает подозрительные расчеты и приостанавливает обслуживание счета до тех пор, пока клиент не объяснит суть сделки, например, предъявит документы о продаже автомобиля или расписку о предоставлении денег в долг.

Есть и другие минусы этого варианта. Так, ни на какие социальные гарантии фрилансер без оформления не может рассчитывать – он считается неработающим, поэтому не получит пенсионных баллов, стажа, больничных, отпускных, декретных выплат.

А еще такой фрилансер не может свободно рекламировать свои услуги – кто знает, придут ли к нему с контрольной проверкой из налоговой и не сдаст ли его конкурент.

Плюс только один – сам фрилансер и заказчик экономят на налогах. Но при этом рискуют обе стороны сделки.

Кстати, работа на биржах по умолчанию не легализует заработки фрилансера. Если клиент защищен и официально платит бирже за услуги, то исполнитель – нет. У него банк или налоговая могут спросить, что это за деньги приходят от юрлица. Чтобы доходы фрилансера на бирже стали легальными, с ней нужно заключить дополнительный договор и платить налоги.

Я не пытаюсь никого запугать, если вы готовы рисковать – можете и дальше работать, как вам удобно. Просто объясняю, что это не совсем безопасно и спокойно. Когда я стала получать на фрилансе по 20-30 тысяч рублей в месяц, то переросла этот вариант – не хотела рисковать своим небольшим, но стабильным заработком.

Читайте также
Как стать копирайтером: с нуля до работы в брендформанс-агентстве интернет-маркетинга

Этот вариант подходит тем фрилансерам, кто нашел «своего» заказчика на полную занятость. Заключаете трудовой договор, становитесь наемным сотрудником, а работодатель платит за вас страховые взносы и перечисляет НДФЛ.

Я попробовала роль наёмного работника недолго. Слилась во время испытательного срока. Работодатель реально собирался купить мой день целиком, мне пришлось установить программу учёта рабочего времени и быть на связи в будни с 9 до 21. Но меня фриланс привлекает именно свободой, поэтому в итоге я отказалась от заключения трудового договора и соцпакета.

Другие напротив стремятся к постоянству и трудоустройству в штат. Это объяснимо: полная загрузка, гарантированная оплата, да еще и будущая пенсия, трудовой стаж, больничный, декрет и отпуск за счёт работодателя. Для работника много плюсов.

Для работодателя же есть минус – высокие траты на страховые взносы и налоги за работников. Потратить на штатного сотрудника придется раза в 1,5 больше, чем на фрилансера без оформления.

Но зато никто из проверяющих не придерется – работник трудоустроен по ТК РФ, получает все положенные социальные гарантии, отчисления и выплаты.

При выполнении разовых заданий и при проектной работе удобнее заключить гражданско-правовой договор – договор подряда или оказания услуг. По нему недоступен полный соцпакет, но взносы на медицинское и пенсионное страхование заказчик делает за исполнителя. Оплачивает он и НДФЛ.

В декрет или на больничный, конечно, по такому договору не уйти, не предусмотрен и отпуск, ведь взносов на социальное страхование заказчик не делает, только на пенсионное и медицинское страхование.

Это вариант – для сдельной работы, сколько потопал, столько и полопал. Привычный формат для фрилансера – не работаешь, нет дохода, сдал задание – получил оплату.

Так часто сотрудничают с внештатными специалистами диджитал-агентства: работают с веб-мастерами, дизайнерами, копирайтерами, когда надо создать лендинг, буклет или текст для рекламы, либо в течение года командой продвигать проект клиента.

Я много раз заключала именно такой договор оказания услуг со своими заказчиками. Писала как отдельные тексты для рассылок, так и заполняла полностью корпоративные сайты компаний и вела бизнес-аккаунты в соцсетях. Оплата рассчитывалась по факту – сколько текстов сдано за месяц, столько и попадают в табличку на оплату, бухгалтер переводит деньги мне на карту, уплачивает за меня НДФЛ и страховые взносы.

Важно, чтобы гражданско-правовой договор не подменял трудовые отношения. Предметом трудового договора является выполнение определенных должностных обязанностей, а вот по договору ГПХ важно указать, что его предмет – поручение с конечным результатом (готовый сайт, 10 статей для СМИ, презентация для инвесторов, маркетинговый анализ с отчетом). Как правильно составить такой договор, чтобы компанию не оштрафовали, расскажу далее.

В течение 5-6 лет я работала как придется: с одним заказчиком заключу договор оказания услуг, у другого возьму деньги «в конверте», с третьим общаюсь через биржу. Как-то пришел представитель крупной компании и затребовал наличие статуса ИП для сотрудничества. Я решила не отказывать и зарегистрировалась в качестве предпринимателя.

Психологически статус ИП некоторым фрилансерам помогает почувствовать себя с клиентом на равных, стать бизнес-партнером, а не исполнителем.

Взаимоотношения с бизнесом упростились. Теперь я была для них удобным контрагентом – ИП, без заморочек с налогами, страховыми взносами и отчетностью за меня. Но все это свалилось на мои собственные плечи.

ИП нужно уплачивать страховые взносы за себя, отчитываться по налогам (с упрощенкой это легко – декларация раз в год), заключать договоры со своими клиентами и открывать расчетный счёт в банке.

В 2019 году начался эксперимент с новым налоговым режимом. Я решила стать самозанятым ИП, то есть просто сменить упрощенку на НПД. Все получилось. Теперь я могу быть ИП, но экономить на страховых взносах вполне легально – плачу только налог на профессиональный доход. Это проще, ведь не нужна отчётность, никаких заморочек с расчетами и бухгалтерией, налог рассчитывается автоматом.

При этом я не теряю свой статус ИП, хорошо понятный бизнесу, и компании охотно идут на сделку.

Самозанятым может стать как физлицо, так и ИП. В любом случае самозанятый может заключить договор оказания услуг и заказчику не придется платить за него налоги и страховые взносы. Это плюс для обеих сторон сделки.

Итак, чем отличаются варианты работы в разных статусах.

Фрилансер

Наемный сотрудник

Физлицо

ИП

Самозанятый

Договор

нет

Трудовой договор

Договор ГПХ: договор оказания услуг или договор подряда

Налог

нет

НДФЛ платит работодатель

НДФЛ платит заказчик

Налог за себя платит сам ИП – чаще УСН

Налог на профдоход платит самозанятый

Страховые взносы

нет

Платит работодатель

Платит заказчик

ИП обязан сам за себя уплачивать страховые взносы

взносы самозанятый может платить добровольно

Соцпакет

нет

Полный соцпакет с пенсией, стажем, больничными, отпускными, декретом

Только пенсия и стаж

По умолчанию – пенсия и стаж, а при добровольных взносах в ФСС – декрет и больничные

При добровольных взносах можно получить пенсию, стаж, декрет, больничный

Риски и минусы

Штраф от налоговой и трудовой инспекций

Дорого для работодателя

Нет отпуска, больничного, декрета, могут заподозрить в маскировке трудовых отношений

Много ответственности на ИП, обязательные взносы, нельзя уйти в отпуск

Этот статус еще не особо понятен – не все разобрались, как работать с самозанятыми

Когда применять

Пофигу на все

Хочется стабильности и социальных гарантий

Достаточно того, чтобы было все легально

Готов к сотрудничеству на равных

Нужно легализовать нерегулярный доход без лишних затрат

Читайте также
Что фрилансеру надо знать про самозанятость
Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Документооборот может быть электронным или бумажным. Подписывать документы онлайн разрешается только специальной электронной подписью, а ещё можно указать прямо в договоре, что сканы тоже являются значимыми, либо оформить сделку публичным договором-офертой, не требующим подписи.

Чек-лист по формальностям при сделке:

  1. Обозначить свой статус: ИП, самозанятый, физлицо.
  2. Уточнить возможный вариант сотрудничества: трудоустройство или работа по договору ГПХ.
  3. Передать свои данные для заключения договора. Для всех – паспорт и ИНН. Для физлица – СНИЛС. Для ИП – свидетельство о регистрации.
  4. Выбрать удобный способ оплаты: на счёт, карту, электронный кошелек.
  5. Установить порядок оплаты: авансом или по факту выполнения. Чаще – второй вариант.
  6. Обменяться подписанными экземплярами договора (сначала скан-копия, а потом – оригиналами по почте или курьером).
  7. Отправить акт о выполнении работ (сначала скан, затем – оригинал).
  8. Выставить счёт на оплату и получить деньги от клиента.

Важно: если вы самозанятый, то должны внести эту сделку в приложение «Мой налог» и выдать заказчику чек. Если ИП, то просто получите оплату на свой расчетный счет, и никаких чеков. Если же вы ИП и берете деньги от частных лиц, то нужен кассовый чек или бланк строгой отчетности, где прописано, сколько денег и за что вы получили от клиента. Физлицо не выдает ничего своему работодателю при оплате по трудовому договору, его только просят расписаться в зарплатной ведомости. А физлицо, работающее по договору ГПХ, никак не подтверждает получение денег.

При электронном документообороте договорами и актами обмениваетесь через специальный сервис, например, «Диадок» с электронной цифровой подписью. Они будут храниться в сервисе.

При выборе договора-оферты отправлять документы никуда не надо. Вы размещаете условия сделки на своем сайте или отправляете их онлайн потенциальному клиенту, при согласии с ними он производит предоплату, а вы приступаете к работе.

Договор ГПХ – гражданско-правовой договор, в том числе договор подряда на выполнение работ или договор возмездного оказания услуг. Отличия между ними в том, что результатом договора подряда является какой-то физический результат, например, построенный дом, а договора услуг – созданная интеллектуальная собственность, например, перевод текста или картина.

В любом случае гражданско-правовой договор должен отличаться от трудового, иначе его могут переквалифицировать в трудовой и доначислить налоги и взносы на оплату исполнителя.

Трудовой договор

Гражданско-правовой договор

Указание должности: «Принимается на должность СММ-менеджера в компанию»

Описание обязанностей:

«Оказывает услуги по СММ-продвижению компании»

Предмет договора – процесс:

«Выполнение должностных обязанностей»

Предмет договора – результат, конкретные задачи:

«Оказание услуг по созданию сайта, продвижению аккаунта, изданию корпоративного журнала, проведению рекламной кампании и т. д.»

Стороны: работодатель и работник

Стороны: заказчик и исполнитель

Вознаграждение:

«Заработная плата, выплачивается дважды в месяц"»

Вознаграждение:

«Оплата услуг по итогам проекта или по фактически выполненному объему работ за период»

Соцпакет: работодатель берет на себя все социальное обеспечение работника, в том числе выплату больничных, отпускных, декретных

Соцпакет: заказчик не оплачивает взносы на соцстрахование, только налог и страховые взносы на пенсию и медобслуживание для физ лиц.

Нет возможности переложить что-то на посторонних:

«Работник обязан выполнять свои обязанности лично, без привлечения третьих лиц»

Разрешается делегировать и привлекать субподрядчиков:

«Исполнитель вправе привлечь третьих лиц для исполнения договора»

Дополнительно ИП обязаны указывать в договоре, являются ли они плательщиками НДС или нет. Если они находятся на спецрежимах налогообложения, то в отдельном пункте должно быть прописано обоснование этому.

Для самозанятых также важно указать факт применения этого налогового режима. Можно указать этот пункт по-разному: «Оплата по договору составляет ____ рублей. НДС не уплачивается в связи с применением Исполнителем специального налогового режима – налога на профессиональный доход, на основании ч.9 ст.2 ФЗ №422».

Или так:

А ещё у самозанятых есть дополнительные обязательства перед заказчиком – вовремя предупреждать о смене статуса и выдавать чеки, а при нарушении – самому покрывать возникшие расходы.

Иногда заказчики требуют подписать соглашение о неразглашении (NDA). Этот документ подписывают в дополнение к основному договору. В нем указаны обязанности сторон при работе с коммерческими и конфиденциальными данными в ходе сотрудничества и ответственность за распространение информации третьим лицам.

Как угодно, тут уж как договоритесь, ведь это все неофициально. Все расчеты будут проходить на ваш страх и риск.

Работодатель обязан платить дважды в месяц по собственной инициативе. Ничего от сотрудников, кроме, возможно, заполненного табеля рабочего времени, не требуется. Деньги бухгалтер отправит по реквизитам зарплатной карты, но всегда можно подать заявление и указать любую другую свою карту для получения заработка.

Оплату производит заказчик обычно раз в месяц, если договор не разовый, а на длительный период или по завершении проекта. Так, диджитал-агентство может к определенному числу рассчитывать выполненные объемы работ каждым специалистом и отправлять деньги исполнителям по тем реквизитам, которые переданы в бухгалтерию – чаще по данным банковской карты, но иногда сойдёт и номер электронного кошелька – деньги отправят туда.

Основанием для оплаты станет акт оказанных услуг/выполненных работ, оформленный исполнителем. ИП формирует его сам по результатам работы или итогам месяца. Оплату он принимает на свой расчетный счёт в банке. Но есть и варианты: деньги он может получить через кассу, если клиент – частное лицо, либо если он желает заплатить наличкой или корпоративной картой. Для дистанционных электронных расчетов есть сервис интернет-эквайринга, подключив к которому свой сайт ИП может получать деньги с любых карт, счетов, кошельков клиентов.

В отличие от ИП на других налоговых режимах плательщик НПД не должен использовать кассу, даже получая наличные от клиентов. Если это самозанятый ИП, то он может пользоваться как расчетным бизнес-счётом, так и личной картой при оплате от заказчиков. Самозанятым также доступны сервисы интернет-эквайринга и они могут принимать онлайн-платежи через свой сайт.

Поделиться статьей:

Новое на сайте

6 дек 2024
5 641
Что подарить маркетологу и пиарщику — 22 идеи

Специалисты разных компаний поделились своими вариантами.

6 дек 2024
247
В чем смысл страницы захвата и как создать идеальный инструмент лидогенерации

В отличии от лендинга, предоставляющему клиенту различный спектр возможностей, страница захвата имеет четкую цель.

6 дек 2024
3 304
Реклама в ПромоСтраницах: чек-лист перед запуском РК

А также: настройка стратегий, UTM-метки, Scroll2Site и модерация.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.